УДК 4Р(07)
СМЫСЛООСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ЯЗЫКЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ
Мишанова Оксана Геннадьевна,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессор кафедры педагогики и психологии детства, доктор педагогических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: mishanovaog@cspu.ru
Аннотация
В статье представлен сравнительный анализ содержания компонентов методики языкового образования с целью освоения главной дидактической единицы языка - культуры. Освещаются также актуальные вопросы необходимости преемственного сочетания традиций ценного методического опыта с инновационными тенденциями при смыслоосознании обучающимися культуры в языке.
Ключевые понятия: функции языка и речи, языковая личность, русский язык и культура речи, общедидактические принципы, конкретно-научные принципы, методологические подходы, компоненты методики.
Познание языка и речи обучающимися на разных уровнях образовательных систем представляет собой освоение и конструирование социальной реальности, предполагающее интериоризацию культуры как способа жизни и инкультура-цию образа мира в целом. Философское осмысление основной функции языка на современном этапе развития общества претерпевает сущностную трансформацию. Понимание языка главным орудием познания мира сменяется определением языка ведущим средством коммуникации людей в социуме. Согласно этой функциональной переориентации сегодня происходит переосмысление аспектов актуальности при исследовании языка: его структуры, стилевых разновидностей, знаковых форм, лингвистического содержания, адаптированности в речи, программно-целевого управления и методической обеспеченности процесса познания.
В таком ключе архиважной задачей современного обучения русскому языку становится интенсивный поиск закономерностей, принципов, подходов и технологических инструментов методики при гибком и преемственном сочетании лингвистических традиций в обучении с методическими инновациями, способствующими созданию условий для самовыражения обучающихся в процессе освоения культуры в языке.
Проблема поиска, выявления и внедрения методических находок при осуществлении языкового образования обучающихся сегодня по большей части остается обособленной областью решения. Постижение языка при изучении языковой теории и речевой действительности требует педагогического управления и соответственного методико-технологического подкрепления, в частности опору на такую модель, которая позволит учитывать полифункциональность методического процесса обучения русскому языку и предвидеть его конечный результат. Не случайно Оноре Габриель Мирабо, один из знаменитых деятелей политики, писал: «Для того чтобы хорошо управлять, порядок и последовательность нужнее великих дарований».
Предназначение языка и речи определяет необходимость овладения в совершенстве рядом функций: оформлением мыслей, трансляционным и эмоциональ-
ным выражением настроений и чувств, совершенствованием уровней восприятия текста, истолкования текстовых единиц, смыслоосознания культуры в языковом тексте. Умения, связанные с правильным использованием устной и письменной речи, составляют основу обучающей и самообучающей деятельности. Познание языка и речи обучающимися в интегра-тивном единстве традиций и инноваций предопределяет кратчайший путь к подлинной образованности, культурной персонификации и развитии критичности ума. Языковая картина мира служит также мощным воспитательным средством, поскольку приобщает обучающихся к читательской деятельности, порождает потребность к идейному обсуждению произведений литературного жанра и полноценному общению [2, с.157].
Русский язык - один из красивейших и богатейших языков мира за счет разнообразия выразительных средств и величайшей истории. Более того, он является развивающимся и развитым средством межнационального общения, поскольку вышел на международную арену и представляет высокогуманную культуру крупного консолидирующегося государства. Культура неразрывно связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания духовной действительности. Всякая культура (даже материальная) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями. Один из выдающихся русских писателей Александр Иванович Куприн писал о том, что язык - это история народа, путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, но насущной необходимостью. Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. В то же время классик русской литературы Константин Георгиевич Паустовский считал, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
Следовательно, культура является основанием содержания образования, а его цель состоит в освоении человеческого бытия, объективным компонентом
которого является язык. Язык занимает по отношению к образованию ведущее место. Он выступает и в качестве источника различного рода информации, хранителя общественного опыта, и его трансляции от одного поколения к другому. Благодаря языку осуществляется освоение культурных традиций, социального опыта, норм речевого общения, становление гражданской идентичности, реализация преемственности поколений и исторических эпох.
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что содержание языкового материала должно системно представлять в учебных целях освоения лексического уровня языка с национально-культурным компонентом значения, быть отобранным с учетом принципов коммуникативной значимости, культурологической ценности воспитывающего обучения; наполнено соответствующими компонентами формирования культуроведческой компетенции, которые логически взаимосвязаны с этапами методики обучения, ведущими задачами на каждом этапе методики и критериями формируемой компетенции у обучающихся на уроках русского языка.
Методическая система заданий должна быть, в первую очередь, направлена на приобщение учащихся к ценностям отечественной культуры, развитие духовно-нравственного мироощущения, формирование первоначальных представлений о связи языка с историей и культурой народа, при которых непременно возникает положительное отношение к родному языку как национально-культурной ценности. Благодаря этому формируется мотивация на овладение культурной информацией посредством языка, содержащейся в лексических значениях слов, развиваются информационно-языковые умения при работе с различными словарями как источниками лингвокультуроло-гической информации и умения работы с текстами, имеющими национально-культурный содержательный смысл [1, с. 298].
Важнейшей задачей современной методики языкового воспитания и обучения является конструирование содержания курса филологического образования в начальной школе на основании сочетания традиций освоения языка и речи с элементами методических инноваций. Школьный курс обучения языку и речи
не может состоять только из освоения обучающимися многоярусной языковой теории благодаря следованию общедидактическим принципам. Необходимо еще вооружить каждого обучающегося практико-действенными и социально ориентированными речевыми умениями в области языковедения с учетом инновационных моделей и актуальных условий эффективности. Одновременно в процессе языкового познания необходимо обеспечить правильную речевую среду и наличие образцовых высокохудожественных произведений с целью ознакомления с подлинной речевой культурой.
Методические традиции обучения русскому языку заключаются в целевом формировании пунктуационно-орфо-графической грамотности и детальной проработке письменной речи, а инновационные тренды в методике все более подвержены осмыслению поликультурных знаний и владению устной литературной речью.
Общедидактические принципы построения методики изучения языка сегодня видоизменяются. Принципы коммуникативности, междисциплинарности, посиль-ности, доступности, прочности, наглядности, индивидуализации, дифференциации и др. выходят за рамки привычных представлений и постепенно утрачивают смысложизненную рефлексию. Актуальными требованиями методики языкового образования становятся собственные принципы обучения языку: внимания к материи языка, поликультурности, тренировки органов речи, развития чувства языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи, витаген-ности, толерантности, опережающего освоения устной речи над письменной, менеджмента комплексности, фасилита-ции, ориентированности, персонификации, полисубъектности, интегративности и ряд других принципов.
Методологическая основа исследования языка в культуре и культуры в языке также претерпевает существенные трансформации. Отодвигаются на задний план гносеологическая теория познания и общенаучные подходы, такие как системный, ценностный, деятельностный, междисциплинарный, социокультурный, межкультурный, синергетический, культурологический и другие. Педагогические концепции, пропагандирующие иннова-
ционные тренды в языковом образовании обосновывают возможности и характер использования новых конкретно-научных подходов к исследованию языка и речи, среди которых актуальными стали личностно ориентированный, поликультурный, гендерный, семиотический, герменевтический, компетентностный, сценарный, задачный, лингводидактический, интерактивный, ситуационный, модульный, партисипативный, текстоцентричес-кий, технологический и прочие подходы [3, с. 225].
Любая предметная методика обладает основными свойствами - обращенностью к цели и предметному содержанию, структурностью, поэтапностью и рефлексивностью. Методика языкового воспитания и обучения обязательно предполагает наличие последовательно реализующихся подструктур: социокультурного, потреб-ностно-мотивационного, когнитивно-ориентационного, организационно-управленческого, технологического и рефлексивного компонентов.
Проанализируем динамическую картину компонентов в традиционных методических взглядах. Центральной категорией методики языкового образования считается понятие «языковая личность». Исследователи В.В. Виноградов, Ю.Н. Караулов, В.И. Карасик, В.Г. Костомаров, Л.П. Крысин, М.Р. Львов, Н.М. Шанский, Л.В. Щерба и др. под языковой личностью понимали субъекта, имеющего совокупность языковых способностей, ориентированных на общение с определенной целью, языковым содержанием разной сложности и в соответствии с критериями речевой культуры. Кроме того, представители традиционной языковой методики отводили первостепенную роль предпосылкам формирования языковой личности, проявляющимся в звуковой культуре, языковой интуиции, языковом чувстве, языковой абстракции, языковой догадке. Традиционно, реализуя социокультурный компонент, языковые знания направлены в основном на созерцание окружающего мира (природного и материального), что помогает обучающимся самопозиционировать себя в социуме и общении с людьми. Потребностно-мотивационный этап ориентирует обучающихся на наглядный пример в окружающем лингвокультуро-логическом пространстве. Когнитивно-ориентационный этап определяет рече-
вые тренировочные упражнения репродуктивного характера, направленные на ознакомление обучающихся с малой родиной, расширение кругозора и культурной осведомленности. Организационно-управленческий этап познания языка и речи позволяет применять полученные характеристики языковой личности не только в учении, но и жизнедеятельности. В качестве технологической основы при обучении языку и речи обучающимся предлагаются загадки (с ответами), ребусы, разножанровые тексты и различные головоломки. Результативно-оценочный этап рефлектирует изучение каждой темы приемами выполнения словарно-орфо-графической работы, самостоятельных и контрольных работ.
Рассмотрим инновационные идеи в методике языкового обучения, представленные в научном опыте О.Ю. Афанасьевой, Л.П. Гашевой, О.В. Гневэк, Е.В. Бу-неевой, М.Л. Кусовой, А.Н. Кохичко, О.Г. Мишановой, Л.А. Месеняшиной, Е.Ю. Никитиной, Л.Д. Пономаревой, А.В. Свиридовой, Л.А. Савельевой, Л.В. Трубай-чук, Г.А. Шигановой и др. Обобщая идеи современных разработок, исследователи языка и культуры переосмысливают содержание понятия «языковая личность», уточняя его важными качественными характеристиками. Сегодня актуальными становятся терминологические конструкции «функционально-грамотная языковая личность» и «коммуникативно-развивающаяся языковая личность» обучающегося, владеющего персональными убеждениями, взглядами, качествами, оценками, необходимыми в познавательной и творческой деятельности при осознании значимости языка и собственной речевой активности, готовности к построению дискурсов, накопления собственного языкового фонда речевых высказываний и стремления к непрерывному повышению культуры позиционного поведения в постоянно меняющейся поликультурной среде. Внедряя в методику социокультурный компонент, современный педагог применяет упражнения, которые позволяют обучающимся правильно и красиво выражать свои мысли по отношению к взрослым при помощи наглядных слов-подсказок. Благодаря языковым играм дети обучаются свободному выражению своих мыслей и чувств как в устной, так и письменной форме. Мотивация к поз-
нанию языка и речи происходит на основании включения в занятия элементов сказок разных народов. Знания, которые включены в когнитивно-ориентацион-ный этап имеют личностно-значимый и социально ориентированный характер. С помощью педагогического управления совместно организуются мероприятия, приобщающие детей к культуре, литературному языку, поэзии и правилам поведения в обществе. Технологической составляющей становятся языковые игры и языковые задачи, обучающие правильному построению высказываний, предложений, аргументационным и информационно-языковым умениям, языковому экспериментированию. Рефлексивный компонент позволяет отследить образовательные достижения каждого обучающегося на основании языкового порт-фолио в форме индивидуального или индивидуально-группового творческого отчета [4, с. 71].
Содержание традиционного начального обучения языку и речи, включающего в основном освоение чтения и письма, изучение грамматического материала, работу над орфоэпически правильным произношением, выразительностью чтения и стилевыми различиями дополняется современными инновационными концепциями, нацеливающими субъектов языкового образования на чувственное, мыслительное, эмпирическое познание специфики языка и «вхождение» в культуру; обогащение языковой личности творческими качествами коммуникативной направленности; развитие эмоционально-чувственной сферы и речемыс-лительной деятельности, а также работу над видами речи.
Инновационными тенденциями методики обучения языку и речи становится также приобщение к психолингвистике, фонологии, этимологии, фразеологии и стилистике. Такой разворот дает совокупное представление о развитии связной речи обучающихся, поскольку это позволяет интегрировать языковые знания о речевой деятельности - ее факторах, мотивах, этапах порождения высказываний, их вариативности, механизмов речевых сигналов и их воздействий на конкретного человека или группу людей. Опора на стилистику позволяет решить задачу целесообразности отбора слов и их сочетаний в конкретной ситуации общения,
разграничения языков разговорного и книжного, делового и художественного, анализа типов речи и жанров литературных произведений.
Таким образом, методику русского языка необходимо причислять к составу прикладных лингвистических наук, развитие которой неопровержимо должно следовать за русской историей, раскрывать смысловые культурные ценности и утверждать их в речи обучающихся, поскольку игнорирование языковых законов ведет методику к непредвиденным последствиям, ошибкам и просчетам, что негативно отразится на практической стороне языковой действительности.
1. Бондырева, С.К. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному [Текст] / С.К. Бондырева, А.А. Мурашов: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 384 с.
2. Воробьев, В.В. Культурологическая парадигма русского языка. Теория описания языка и культуры во взаимодействии [Текст] / В.В. Воробьев. М.: ИРЯЛ, 2004. 332 с.
3. Мишанова, О.Г. Методология и технология педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст] / О. Г. Мишанова: монография. Челябинск: Издательство «Элит-Печать», 2013. 250 с.
4. Мишанова, О.Г. Портфолио по русскому языку как средство контроля и обобщения лич-ностно-значимого социально-коммуникативного опыта младших школьников [Текст] / О.Г. Миша-нова // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 12. С. 69-73.
References
1. Bondyreva S.K. (2007) Communication: from interpersonal dialogue to intercultural dialogue. Moscow, Publishing house MPSI; Voronezh, Publishing house NPO "MODEK", 384 p. [in Rus].
2. Vorobyov V.V. (2004) Culturological paradigm of the Russian language. Theory of description of language and culture in interaction. Moscow, IRAL, 332 p. [in Rus].
3. Mishanova O.G. (2013) Methodology and technology of pedagogical management of communicative education of younger schoolchildren. Chelyabinsk, Publishing house "Elit-Print", 250 p. [in Rus].
4. Mishanova O.G. (2012) Elementary school plus Before and After, no. 12, pp. 69-73 [in Rus].
UDC 4P(07)
SIGNIFICANCE UNDERSTANDING OF CULTURE IN A LANGUAGE: METHODICAL TRADITIONS AND INNOVATIVE TRENDS
Mishanova Oksana Gennadyevna,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Professor of the Department Chair of Pedagogics and Psychology of Childhood, Doctor of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, Russia. E-mail: mishanovaog@cspu.ru
Annotation
The article presents the comparative analysis of the content of methodical components of language education aimed at acquisition of the main didactic language unit - culture. The author throws light on important necessary aspects of successive combining traditions of valuable methodical experience with innovative tendencies while understanding the significance of culture in a language.
Key concepts:
functions of language and speech, linguistic persona,
the russian language and culture of speech, common didactic principles, concrete scientific principles, methodological principles, methodology components.