Научная статья на тему 'Первоначальное языковое воспитание и обучение: проблемы, опыт и перспективы'

Первоначальное языковое воспитание и обучение: проблемы, опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODS / TEACHING LANGUAGE AND SPEECH / TOPICS LINGUISTICS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / DIDACTIC FORMS / METHODS AND MEANS / SPEECH DEVELOPMENT AND COMMUNICATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишанова Оксана Геннадьевна

Статья анализирует специфические особенности начального языкового образования в разных образовательных системах, раскрывает сущностные характеристики каждого уровня языкового образования; значение подготовленности детей в области социально-коммуникативного взаимодействия; трудности в реализации методических и лингводидактических основ изучения языковых явлений; имеющийся в науке методический опыт по развитию языковой личности и перспективные направления дальнейших исследований в области языкознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишанова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initial language training and education: problems, experience and prospects

The article analyzes the specific features of the initial language education in different educational systems, reveals the essential characteristics of each level of language education; importance of training children in socio-communicative interaction; difficulties in the implementation of methodological and didactic framework for the study of linguistic phenomena; the available science methodological expertise for the development of language personality and promising directions for further research in the field of linguistics.

Текст научной работы на тему «Первоначальное языковое воспитание и обучение: проблемы, опыт и перспективы»

Referencеs

1. Yeremina A.P. Monitoring the quality of the development of the basic professional educational programs (by the example of training Masters of Education of FSBEI HPO "SPU"). Mir innovacii nauchno-metod-icheskii sbornik po napravleniiu podgotovki magistrov 44.04.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie». Orenburg: Express, 2015. P. 63-71. [in Russian].

2. Zair-Bek E.S. New learning strategies in the training Master students of Education. Pedagogicheskoe obrazovanie v epokhu peremen: rezultaty nauchnykh issledovanii i ikh ispolzovanie v obrazovatelnoi praktike Opyt issle-dovanii v ramkakh nauchnogo napravleniia "Integrativnaia otkrytaia razvivaiushhaiasia sistema nepreryvnogo peda-gogicheskogo obrazovaniia": sbornik statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Sankt-Peterburg: Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A.I. Gertsena, 2009. S. 142-152. [in Russian].

3. Ledeneva A.V. The essence of the Master's professional activity. Teoreticheskie i prikladnye voprosy nau-ki i obrazovaniia. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 16 chastiakh. Tambov: OOO "Konsaltingovaya kompaniya YUkom", 2015. CH. 10. S. 109-111. P. 109-111. [in Russian].

4. Kayes D.C., Kayes A., Kolb D.A. Experiential learning in teams. Simulation and Gaming 2005. N° 36 (3). P. 330-354.

5. Kriskovets T.N., Merculova L.V. The role of the scientific communication in the development of postgraduates' professional career strategy. Innovations in education ed by L. Shlossman. Vienna, 2014. P. 121-134.

Сведения об авторах:

Леденева Анастасия Владимировна,

аспирант кафедры педагогики высшей школы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. E-mail: a.v.ledeneva@bk.ru

Information about the authors: Ledeneva Anastasiya Vladimirovna,

Post graduate student,

Department of Pedagogy of Higher School, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-mail: a.v.ledeneva@bk.ru

УДК 4Р(07) ББК 74.268.12

О.Г. Мишанова

первоначальное языковое воспитание

И ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМы, ОПБ1Т И ПЕРСПЕКТИВы

Статья анализирует специфические особенности начального языкового образования в разных образовательных системах, раскрывает сущностные характеристики каждого уровня языкового образования; значение подготовленности детей в области социально-коммуникативного взаимодействия; трудности в реализации методических и лингводидактических основ изучения языковых явлений; имеющийся в науке методический опыт по развитию языковой личности и перспективные направления дальнейших исследований в области языкознания.

Ключевые слова: методика, обучение языку и речи, разделы языкознания, педагогические условия, лингводидактические формы, методы и средства речевого развития и коммуникативной подготовки.

O.G. Mishanova

INITIAL LANGUAGE TRAINING AND EDUCATION: PROBLEMS, ExPERIENCE AND PROSPECTS

The article analyzes the specific features of the initial language education in different educational systems, reveals the essential characteristics of each level of language education; importance of training

children in socio-communicative interaction; difficulties in the implementation of methodological and didactic framework for the study of linguistic phenomena; the available science methodological expertise for the development of language personality and promising directions for further research in the field of linguistics.

Key words: methods, teaching language and speech, topics linguistics, pedagogical conditions, didactic forms, methods and means, speech development and communication training.

Методика обучения русскому языку как прикладная область научных знаний, как дисциплина, преподаваемая в системе среднего и высшего образования, и как школьный предметный курс опирается на теоретические лингвистические, языковедческие, культурологические знания и призвана решать практико-ориентированные лингводидактические задачи. Она сегодня все больше приобретает статус малоизученной области в связи с расширением межкультурных границ и консолидации государств в единое поликультурное пространство. Языковое образование возводится в ранг актуальной необходимости освоения научных основ языка, которые позволят решать прикладные задачи, связанные практическим применением в повседневной жизни знаний из разделов системы языка: фонетики и графики, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, развития речи и других. Результаты знания и практического использования этих разделов составят фундаментальную основу в познании закономерностей функционирования системы языка в речевой деятельности согласовано с видами и типами речи. Одновременно знания системы языка и речевые умения позволят обучающимся реализовать социальные требования государства и общества к современной языковой личности, построению и созданию эффективных и достаточных условий для максимально воспитывающего положительного отношения к родному языку.

Между тем в методике обучения русскому языку необходимо выработать оптимальную систему обучения, поскольку исследования последних лет этой дисциплинарной области показали малоутешительные результаты, выражающиеся в слабом знании учащимися письменной и устной речи родного языка. При таком понимании проблемы языкового образо-

вания встают три вопроса, на которые должна ответить современная методика как прикладная наука: чему учить на уроках русского языка (аспект отбора содержания), как учить (аспект отбора методов и средств обучения), почему учить так, а не иначе (аспект отбор педагогических и организационных условий). А также методическая наука исследует типичные орфографические, стилистические, пунктуационные, речевые ошибки и способы их предупреждения и устранения. При анализе ошибок необходимо создавать стимулирующие факторы, чтобы у обучающихся не снижалась мотивация к обучению языку и речи, удерживалась на заданном уровне познавательная активность и развивалась самостоятельность при языковых наблюдениях.

Основная цель изучения русского языка - освоение всех видов речевой деятельности (письмо, говорение, чтение, слушание). Обучать языку начинают детей с дошкольной организации, и этот процесс продолжается на дальнейших уровнях образования, заканчивая совершенствованием языковедческих знаний и умений в зрелом возрасте, например, при освоении иных языков. Но при этом каждый последующий уровень образования сопровождается принципом нарастания сложности в изучении языка и речи и преемственным переходом, заключающимся в сочетании традиций и инноваций при исследовании языковых явлений. Проанализируем уровневые особенности в изучении родного языка.

Методика дошкольного обучения родному языку обеспечивает в основном речевое развитие детей дошкольного возраста. Акцент в программах дошкольного воспитания ставится на обогащении активного и пассивного словаря, формировании звуковой культуры, коррекции звукопроизношения всех без исключения звуков родного языка, звукобуквенном

.и m s

Ё <и с

о ф

с

н -Û с

о

ф

о с

X

ф

т >

ю о

ф о

X -Û

го т го

X

о

m

ф

1=

анализе слов, речетворчестве, чтении детской литературы, знакомстве с текстами различных жанров, составлении небольших текстов по картинкам или прочитанному, а также других видов работы по развитию речи. При этом внимание педагогов акцентируется на формировании у детей дошкольного возраста социально-коммуникативных качеств, вежливого общения и речевого этикета [5].

Методика обучения языку и речи в начальной школе, несомненно, учитывает ту базу, с которой ребенок поступил в первый класс, и продолжает работу, начатую в дошкольной организации. Но уже имеет свои специфические особенности. Методика начального обучения знакомит школьника с научными основами языка и речи, поскольку у ребенка 6-7 лет этап развития мышления постепенно становится словесно-логическим, или теоретическим. Младший школьник впервые на уроках русского языка узнает определения таких лингвистических понятий, как фонетический разбор, лексическая единица, синтаксический анализ, орфографическая ошибка, знаки препинания, фразеологизм, типы текста, часть речи, склонение, спряжение и др. языковедческих понятий. А развитие речи в начальном лингвистическом образовании становится сквозной содержательной линией через всю филологическую предметную область. При этом младшие школьники учатся не только соблюдать в речи правила вежливого общения, но и участвовать в различных коммуникативных ситуациях, выстраивать поведение и собственную речь, учитывая языковые особенности, планировать речевое поведение, аргументировано передавать мысли, заключенные в правильную речевую форму, использовать субъектную позицию при коммуникации со статусным партнером [2].

В начальной школе благодаря изучению русского языка и речевых особенностей происходит воспитание личностных коммуникативных качеств, а также развитие индивидуального стиля в общении, становление эмоционально-чувственной сферы, погружение в русскую культуру и традиции.

У детей младших классов важно сформировать функционально-грамотную и коммуникативно-развивающуюся языковую личность в соответствии с практическими особенностями взаимодействия языка и социума. Результаты освоения программы по русскому языку к окончанию начальной школы должны отражать осознание обучающимися историко-культурной значимости и важности русского языка на государственном уровне, уважительное отношение к речевой культуре, умение применять на практике речевые нормы и языковые стили, решать задачи адекватного выбора поведения в зависимости от ситуации общения [6].

На основном уровне общего образования происходит дальнейшее постижение языковой теории, благодаря чему у обучающихся происходит развитие интеллектуально-творческих способностей при активной роли языка, освоение эстетических возможностей при использовании разнообразных художественных средств. Анализ текстов в основной школе усложняется и становится факторным и многоаспектным, обогащается и развивается уже не активный, а потенциальный словарный запас с учетом необходимости свободного выражения чувств и мыслей и в соответствии с ситуацией и стилем общения. Особенно важным на этой ступени освоения языковой действительности становится создание педагогом условий для: развития у обучающихся стремления к совершенствованию собственной речи, овладения ресурсами фразеологии и лексики родного языка, формирования ответственности за культуру языка и речи как общечеловеческой ценности.

Таким образом, мы проанализировали основные требования к языковому образования обучающихся и можем сделать следующее обобщение: необходимо ежедневно на учебных занятиях мотивировать детей на удовлетворение деятельностно-коммуникативных потребностей, развивать у них лингвистическую догадку, языковое творчество и языковую способность к восприятию семантики языка в лингвокогнитивном аспекте, представляющем тезаурус лич-

ности или фонд ее языковых знаний и социально-ориентированных умений.

К сожалению, с развитием информационно-коммуникационных технологий, когда общедоступным становится виртуальное общение, стала все больше страдать речь подрастающего поколения, причем как письменная, так и устная. Анализ факторов последних лет в различных сферах свидетельствует о разрушении в речи литературных языковых норм, снижении языковой культуры, засорении иноязычными заимствованиями, неоправданными сокращениями слов, увеличении грубых речевых ошибок в текстах средств массовой информации, отсутствии элементарной культуры поведения и речи, засилье жаргонных и просторечных выражений. Ведь в том числе поэтому у обучающихся не возникает потребность правильно писать, не воспитывается привычка «хорошо говорить». Такое положение дел не может не беспокоить педагогическую и родительскую общественность, поэтому в научной среде учеными не прекращается интенсивный поиск содержания, технологий и условий методики первоначального воспитания и обучения языку и речи.

Опираясь на имеющийся научно-методический опыт, представленный в исследованиях Е.В. Бунеевой, Е.А. Бы-стровой, Н.Ф. Виноградовой, Е.Ф. Гле-бовой, Л.Я. Желтовской, Т.К. Донской, А.Ю. Купаловой, А.Н. Кохичко, Н.С. Кузь-менко, М.Л. Кусовой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, О.Г. Мишановой, Е.Ю. Никитиной, Н.А. Пленкина, Л.Д. Пономаревой, Т.Г. Рамзаевой, Л.А. Савельевой, М.С. Соловейчик, Л.В. Трубайчук и др., молодые ученые осуществляют собственные находки в области теории и методики обучения русскому языку на основании современных социально-экономических и образовательных требований.

Так, например, Ю.В. Лихошерст разработала и внедрила методику совершенствования повествовательных устных высказываний обучающихся в рамках системного, деятельностного и коммуникативного подходов. Результатом апробированной методики становится личность младшего школьника как эстетически

развитыи рассказчик, который учится составлять символический рисунок в процессе пересказа текста или устного сочинения, выражать красоту русского языка средствами ритмико-интонационного выступления, умеет предвидеть колебания меняющейся эмоциональной экспрессии, а также планировать выступление, слышать и оценивать свою речь [4].

И.А. Чиликова обосновала и внедрила методику формирования культуровед-ческой компетенции младших школьников в процессе обучения русскому языку. Предложенная ею модель основана на формировании умения младших школьников обнаруживать в тексте единицы национально-маркированной лексики (фразеологизмы и устаревшие слова), а также осуществлять с ними лингво-культурологический анализ, позволяющий обеспечить как рациональный, так и эмоциональный путь постижения обучающимися связи русского языка, культуры и истории народа. Модель содержит систему заданий, направленных на приобщение учащихся к ценностям отечественной культуры, развитие духовно-нравственного мироощущения; на научно-методической основе у младших школьников формируются первоначальные представления о связи языка с историей и культурой народа, при которых непременно возникает положительное отношение к родному языку как национально-культурной ценности [7].

Е.А. Зайцева разработала и внедрила методику организации учебного диалога, который выполняет роль эффективного учебного средства развития социального интеллекта на уроках русского языка в развитии у обучающихся социально-ориентированных умений взаимодействовать в окружающем пространстве при решении общественных и личностно-значимых задач. Учебный диалог на уроках русского языка в начальной школе должен реализовываться не только как традиционный метод обучения, но и как значимый компонент личностного развития, поскольку соответствует и Федеральным образовательным стандартам, и общественным ожиданиям, а также дополняет современные пе-

.0 ш s

Ё ф с

о ^

ф с

t .0 с

о

ф vis

о ^

с

X

ф

т >

ю о

ф о

X

.0 ^

га т го

X

о

ей ^

ф С

дагогические технологии и методики, ориентированные на включение диалоговых форм общения в образовательный процесс, гармонично вписываясь в систему открытого мультикультурного образования [1].

Т.С. Котлярова теоретически обосновала и внедрила технологию педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников в виде логико-смысловой модели (образно-понятийной дидактической конструкции, имеющей специфический характер, содержание, форму, структуру и тип, а также критерии эффективности), раскрывающей содержание и процесс взаимодействия педагога и школьников по формированию УУД на основе обобщенных способов реализации данной технологии на различных уровнях управления; обосновании сценариев с выбором программ действий педагога и учетом учебных ситуаций для снижения рисков в обеспечении результативности формирования УУД младших школьников [3].

Обзор современных исследований показал, что сегодня в методике обучения русскому языку все больше переосмысливается цель и задачи языкового образования - овладение обучающимися языковыми умениями и речью как средством общения на основе интеграции системно-описательного и функционально-прагматического подходов к построению курса русского языка предметной области «Филология».

К дальнейшим перспективам исследования проблем методики обучения русскому языку мы относим: формирование информационно-языковой компе-

тенции в процессе обучения решению познавательных задач на уроках русского языка; формирование коммуникативно-стратегической компетенции в процессе обучения монологической речи на уроках русского языка; формирование дискурсивной компетенции в процессе обучения словесному рассуждению на уроках русского языка; формирование коммуникативно-эстетической компетенции в процессе языкового образования средствами вокально-хоровой деятельности; развитие эмоционального интеллекта обучающихся на уроках русского языка; разработка модели методики работы над устными высказываниями, созданными в таких типах речи, как описание и рассу-ждение;разработканаучно-методического содержания специализированных семинаров и курсов для педагогов по речевому развитию детей и школьников; обучение толерантно-речевым умениям на уроках русского языка; разработка модели пропедевтики коммуникативной подготовки дошкольников, при которой формируются предпосылки для становления языковой личности в будущем; научно-методическое обеспечение психолингвистических умений обучающихся; повышение качества обучения языку и речи средствами компьютерных технологий и др.

Вышерассмотренные приоритетные направления дальнейших исследований предполагают прежде всего формирование языкового сознания обучающихся и коммуникативных способностей, включая приобщение к народному языку и речевому образцу предшествующих поколений и взрослых, благодаря которым через имитацию у детей развиваются собственные способы общения.

Библиографический список

1. Зайцева, Е.А. Учебный диалог на уроках русского языка как средство развития социального интеллекта младших школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Зайцева. - Екатеринбург, 2016. - 174 с.

2. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учебное пособие / Т.И.Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. - М.: Академия. - 2013. - 243 с.

о 3. Котлярова, Т.С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных дей-

го ствий младших школьников [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / Т.С. Котлярова. - Омск, 2016. - 232 с. ^ 4. Лихошерст, Ю.В. Формирование эстетических качеств устной речи в процессе обучения млад-

^ ших школьников повествовательным высказываниям [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Лихо-О шерст. - Челябинск, 2015. - 209 с.

5. Мишанова, О.Г. Педагогические средства развития речевого этикета младших школьников: традиции и инновации: монография / О.Г Мишанова. - Челябинск: Образование, 2008. - 168 с.

6. Мишанова, О.Г. Применение системы речетворческих и риторических задач в процессе обучения русскому языку / О.Г Мишанова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11(4). -С.878-882.

7. Чиликова, И.А. Формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе языкового образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.А. Чиликова. - Екатеринбург, 2016. - 251 с.

References

1. Zaitseva E.A. The educational dialogue on the lessons of Russian language as a means of development of social intelligence of younger students. Dis. ... cand. of sciences (Education). Ekaterinburg, 2016. P. 174. [in Russian].

2. Zinoveva T. I., Kulagina O E., Tregubova L.S. Workshop on methodology of teaching Russian language in primary school. M.: Akademia, 2013. P. 243. [in Russian].

3. Kotlyarova T.S. Pedagogical management of formation of universal educational actions of junior schoolchildren. Dis. ... cand. of sciences (Education). Omsk, 2016. P. 232. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Likhosherst Y.V. Formation of aesthetic qualities of oral language in the learning process of younger students narrative statements. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2015. P. 209. [in Russian].

5. Mishanova O.G. Pedagogical means of development of speech etiquette primary school: traditions and innovations. Chelyabinsk: IIUMTs "Obrazovanie", 2008. P. 168. [in Russian].

6. Mishanova O.G. Application of the system receiver task and rhetorical tasks in the process of teaching the Russian language. Fundamentalnyie issledovania, 2012. № 11(4). P. 878-882. [in Russian].

7. Chilikova I.A. Formation of cultural competence of junior schoolchildren in the process of language education. Dis. ... cand. of sciences (Education). Ekaterinburg, 2016. P. 251. [in Russian].

Сведения об авторе: Мишанова Оксана Геннадьевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: oksimish@mail.ru

Information about author: Mishanova Oksana Gennadievna,

Doctor of Sciences (Education), Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: oksimish@mail.ru

ca s

fe ф

с

о ф

с

t .0 с

о

ф £

о с

X

ф

т

ю о

X

го

IS

с

о о

CÛ ф

о

о .0

ф о

X .0

го т го

X

о

CÛ ф

с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.