УДК 372:371.03 ББК 74.100.5:74.200.5
Н.В. Глухих, О.Г. Мишанова, Г.А. Шиганова, И.В. Ярманова
МЕТОДИКА коммуникАтивно-личностного развития детей в аспекте предпосылок становления языковой личности
Статья обосновывает необходимость разработки и внедрения в систему дошкольного и начального общего образования концептуальной методики коммуникативно-личностного развития детей. Авторами проанализирована актуальность проблемы и выработаны соответствующие научно-методические идеи, положенные в основу проектируемой методики.
Ключевые слова: коммуникативные умения, коммуникативное развитие, личностное развитие, коммуникативно-личностное развитие, принципы, подходы, методика коммуникативно-личностного развития детей и условия ее эффективности.
N.V. Glukhikh,, O.G. Mishanova, G.A. Shiganova, I.V. Yarmanova
METHODS OF COMMUNICATIVE AND PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE ASPECT OF PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT OF THE LANGUAGE PERSONALITY
The article justifies the need to develop and introduce a conceptual methodology for communicative and personal development of children into the system of preschool and primary general education. The authors analyze the relevance of the problem and work out the appropriate scientific and methodological ideas, which are the basis for the proposed methodology.
Key words: communicative skills, communicative development, personal development, communicative and personal development, principles, approaches, methods of communicative and personal development of children and conditions of its effectiveness.
ro ca о x го
S ^
о; m
го ш о
X
го
го ей о
X
го 3
0
*
X >
£
ш
1
Актуальность поставленной проблемы связана с необходимостью раннего приучения детей бесконфликтно взаимодействовать, опираясь на знание этико-нравственных постулатов в области языковой культуры [3]. Кроме того, детям важно приобретать опыт конструктивно-позитивного диалога со сверстниками и взрослыми, принимать совместные решения при соучастии и вовлеченности в совместную познавательно-исследовательскую деятельность, умения планомерности, аргументированности, логической завершенности речевых высказываний, проявлять творческую индивидуальность в общении, умение по-ливариантно применять речевой опыт согласно ориентировке и в соответствии с собеседником [4].
Это, в свою очередь, интегрирует ряд предположений:
1. Теоретико-методической основой коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста является совокупность креативно-деятельностного, лингвокультуроло-гического и личностно ориентированного подходов, обеспечивающих её методологически-упорядоченное расположение элементов и их конструктивное взаимодействие за счет единства и целостности, что гарантирует поликультурное развитие языковой личности ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Методологические принципы процесса коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста представлены в трех плоскостях:
общепедагогические - преемственности, культуросообразности, сознательности и активности; лингводидактические - диа-логичности, риторизации, дискурсоцен-тризма; социосопровождающие - поли-субъектности, партисипативности, оценочной рефлексивности.
3. Методика коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, объединенная в системе взаимосвязанных блоков (цель, подходы, принципы, этапы, функции, содержание, психолого-педагогические условия, результат) служит праксеоло-гическим базисом для разработки технологий дошкольного образования в области социально-коммуникативной и речевой подготовки детей к обучению в школе [2].
4. Успешность реализации методики коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста зависит от создания специальных психолого-педагогических условий: а) организации партнёрской деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей с помощью создания познавательных лэпбуко; б) активизации дискурсивных умений детей старшего дошкольного возраста на основе овладения художественным повествованием с элементами словесных рассуждений; в) содействия развитию социального интеллекта, обеспечивающего возрастную детерминацию личностной рефлексивности детей старшего дошкольного возраста.
В теоретико-методологическую основу исследования вошли идеи и положения теорий: креативно-деятельностного подхода (Л.П. Буев, Е.Ю. Волчегор-ская, М.В. Демин, В.Н. Сагатовский, В.С. Швырев, Э.Г. Юдин, Т.В. Кудрявцева, А.К. Маркова, Н.Н. Поддьяко-ва, В.Г. Рындак, В.Д. Шадриков и др.); лингвокультурологического подхода (B.C. Библер, Е.М. Верещагин, В.В. Воробьев, И.А. Зимняя, О.Ю. Искандаро-ва, В.Г. Костомаров, Е.Ю. Никитина, Л.Я. Петровская, В.М. Шаклеин и др.); личностно-ориентированного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.А. Каза-ева, А.Н. Леонтьев, О.В. Морева, С.Л. Рубинштейн и др.); исследования пробле-
мы коммуникативного развития детей дошкольного возраста (А.М. Бородич, Э.П. Короткова, Н.И. Кузина, Л.Л. Лаш-кова, Е.Ю. Никитина, Н.А. Орланова, Л.А. Пеньевская, Л.И. Савва, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Л.Г. Шадрина); теоретических положений, раскрывающих личностное развитие детей (М.И. Лисина, Р.С. Немов, Т.А. Репина, Э. Фромм, Д.Б. Эльконин и др.); методических основ речевого развития детей дошкольного возраста (А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, А.А. Зрожевская, Н.С. Карпинская, Э.П. Короткова, М.М. Конина, М.И. Лисина, Г.М. Лямина, А.И. Максаков, Л.А. Пеньевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, О.В. Сом-кова, О.И. Соловьева, Е.М. Струнина, Л.П. Федоренко, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина и др.).
Научная ценность предпринятого исследования заключается в следующем:
• концептуальном представлении процесса коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как практико-ориентированном пропедевтическом векторе, направленном на развитие языковой личности дошкольника, который обеспечит детерминацию коммуникативно-личностной рефлективности детей в общении, осмысление нормативно-оптимальных способов взаимодействия с другими людьми и выбор бесконфликтных решений в процессе социальной активности, осознание и преодоление личностного субъективизма и компромиссное согласование собственных замыслов, желаний, чувств, действий, т.е. умение поливари-антно применять речевой опыт согласно ситуативной ориентировке;
• избрании из числа имеющихся в науке подходов к развитию личности детей старшего дошкольного возраста в процессе их коммуникации креативно-деятельностного, лингвокультурологи-ческого и личностно ориентированного подходов, на основании которых будет спроектирована методика коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возрас-
ф о * *
к s
СО о со со ГО О о. ^ о -0
о
X ш s I-
го
s
у
х
ф
^
m о
X
га
13 ^
о
.0
о о с
2 ф о а.
* с
ГО ф
* р
ч ф о с I- о Ф го 2 m
го ш о
X
го
о; оз
О
х"
X £
т ±
та, содержащая целевой, теоретико-методологический, процессуально-методический и оценочно-результативный компоненты;
• разработке методики коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, объединенной в систему поэтапно-содержательных взаимосвязанных блоков (цель, подходы, принципы, этапы, функции, средства, технологию, психолого-педагогические условия, результат), которая послужит праксеологическим базисом для дальнейшей разработки и усовершенствования технологий дошкольного образования в области социально-коммуникативной и речевой подготовки детей к обучению в школе;
• определении и аргументации психолого-педагогических условий эффективности методики коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, определяющих ее функциональность и принадлежность, а также расширяющих область применения специфики этой методики в разных типах дошкольных образовательных организаций: активизация дискурсивных умений детей старшего дошкольного возраста на основе овладения художественным повествованием с элементами словесных рассуждений; организация партнёрской деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей с помощью создания познавательных лэпбу-ков; содействие развитию социального интеллекта, обеспечивающего возрастную детерминацию личностной рефлексивности детей старшего дошкольного возраста.
Значимость предпринятого исследования в теоретическом плане состоит в расширении научных представлений о возможностях педагогического процесса в дошкольной образовательной организации, ориентированного на коммуникативно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста:
1) изучении проблемы коммуникативно личностного развития детей старшего дошкольного возраста на общенаучном, конкретно-научном и методико-технологическом уровнях,
создающих единую интегративную основу для эффективного практико-ориентированного применения в системе современного дошкольного образования;
2) углублении, применительно к дошкольной образовательной организации, понятийного поля исследования, включающего такие понятия, как «коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста», «личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»;
3) введении в научный оборот понятийно-терминологических сочетаний «коммуникативно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста», «методика коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста», указывающих на нереализованные возможности различных сфер дошкольного образования, способных концептуально обосновать методико-технологическое обеспечение этого процесса;
4) комплексной реализации кре-ативно-деятельностного, лингвокульту-рологического и личностно ориентированного подходов к решению исследуемой проблемы, восполняющих методологию данного феномена в дошкольном образовании и способствующих дальнейшему осмыслению стратегии, тактик и технологий исследуемого процесса;
5) интеграции методологических принципов коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в трех плоскостях, способствующих упорядочиванию требований к теоретико-методическому пространству исследовательской проблемы: общепедагогические (преемственности, культуросообразности, полисубъектно-сти); лингводидактические (диалогично-сти, риторизации, дискурсоцентризма); социосопровождающие (сознательности и активности, партисипативности, оценочной рефлективности);
6) подтверждении, что методика коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста имеет полезную динамичную действенность за счет специально созданного
функционального состава, включающего: целеустановочную, когнитивную, формирующую и аналитическую функции;
7) выявлении этапов методики коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста: осведомлено-оценочного; ситуативно-прагматического; личностно-смыслового, обусловленных требованиями к построению воспитательно-образовательных процедур с учетом возрастных особенностей детей, дающих ребенку индивидуальную возможность решения социально-ориентированных, речетворческих и риторических задач на соответствующем уровне коммуникативно-личностного развития;
8) обосновании необходимости и достаточности совокупности психолого-педагогических условий, повышающем результативность методики коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях современных требований к использованию образовательных ресурсов дошкольных организаций;
9) определении уровней коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста: элементарно-поверхностного (низкий), активно-достаточного (средний), креативно-рефлексивного (высокий), а также критериев-индикаторов исследуемого процесса (поликультурный; речевой; социальный).
Коммуникативно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста мы понимаем как целенаправленный организованный процесс совместной детско-взрослой деятельности, связанный с освоением ребенком основ коммуникативной культуры, обеспечивающий приобретение опыта бесконфликтного общения, динамику развития положительных качеств личности ребёнка, детерминацию оценочной рефлексивности, преодоление личностного субъективизма и компромиссное согласование с другими собственных желаний и интересов, повышающих эффективность социализации детей и облегчающих преемственный переход от дошкольного к начальному общему уровню образования [5].
Инструментальным регулятивом коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста выступит многоуровневое единство креативно-деятельностного, лингвокуль-турологического и личностно ориентированного подходов, создающих предпосылки для развития языковой личности дошкольника, способной в дальнейшем: применять опыт конструктивно-позитивного общения со сверстниками и взрослыми на основе диалоговой кооперации; взаимодействовать с представителями иных культур и ценностей в достижении общих целей; поливари-антно экстраполировать речевой опыт, согласно типу собеседника и тематической ориентировке, опираться на знания этико-нравственных постулатов в области языковой культуры и вырабатывать опыт принятия совместных решений; преодолевать личностный субъективизм и компромиссно согласовать собственные желания и интересы с другими людьми [1].
Методика коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста рассматривается нами как дидактическая система, созданная на основе методологических принципов, учет которых распространяется в трех плоскостях: общепедагогические (преемственности, культуросообразно-сти, сознательности и активности); линг-водидактические (диалогичности, рито-ризации, дискурсоцентризма); социо-сопровождающие (полисубъектности, партисипативности, оценочной рефлексивности). Методика объединена в систему взаимосвязанных блоков (цель, подходы, принципы, функции, этапы, психолого-педагогические условия, содержание, результат) и служит прак-сеологическим базисом для разработки технологий дошкольного образования в области социально-коммуникативной и речевой подготовки детей к обучению в школе. Методика должна иметь полезную динамичную действенность за счет специально созданного функционального состава, приводящего в действие механизм, включающий: целеустановочную, когнитивную, формирующую и аналитическую функции. Осо-
<¡3 о * *
к ^
ш о со со (О О о. ^ о -О
о
X
ей
н га
у
X
ф
^
ш о
X
га
13 ^
о
.0
о о с
2 ф О О.
* С
ГО ф
* р
^ ^
ч ф
о с
I- о
Ф го
2 со
бенность методики коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста заключается в выявлении осведомлено-оценочного; ситуативно-прагматического; личност-но-смыслового этапов, обусловленных требованиями к построению воспитательно-образовательных процедур с учетом возрастных особенностей детей, дающих ребенку индивидуальную возможность решения социально-ориентированных, речетворческих и риторическихзадачнасоответствующем уровне коммуникативно-личностного развития.
Качественный результат методики коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста будет зависеть от специально созданных психолого-педагогических условий, включающих в основу проблемно-коммуникативную технологию и совокупность разработанных методов (диалоговый, проектный, задачный, игровой и др.); средств (лэпбук, разножанровые тексты детской литературы, социально-ориентированные, речетворческие, риторические задачи и пр.). Совокупность необходимых и достаточных психолого-педагогических условий повышает
успешность методики при использовании образовательных ресурсов дошкольной среды: а) организации партнёрской деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей с помощью создания познавательных лэпбуков; б) активизации дискурсивных умений детей старшего дошкольного возраста на основе овладения художественным повествованием с элементами словесных рассуждений; в) содействии развитию социального интеллекта, обеспечивающего возрастную детерминацию личностной рефлективности детей старшего дошкольного возраста [6].
На начальном этапе работы нами сформулирован методологический каркас исследования, составлены определения ведущих тематических понятий на основе изучения научной литературы. При этом стало очевидно, что исследуемая нами проблема как самостоятельная не ставилась в области современной теории и методики дошкольного образования, между тем, изучаемые ранее направления подобных исследований освещали вопросы этой проблематики лишь фрагментарно, что подтверждает актуальность и своевременность выбранной нами темы исследования.
Библиографический список
1. Асмолов, А.Г. Неодеятельностная парадигма в мышлении XXI века: деятельность как существование [Текст] / А.Г. Асмолов // Мир психологии. - 2003. - № 2(34). - С. 155-158.
2. Бабаева, Т.И. Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками как объект педагогической диагностики [Текст] / Т.И. Бабаева. - СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2008. - 234 с.
3. Мишанова, О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст]: монография / О.Г. Мишанова. - М.: Спутник +, 2012. - 146 с.
4. Мишанова, О.Г. Методика коммуникативной подготовки как инновационная стратегия начального языкового образования [Текст] / О.Г. Мишанова // Инновационные тренды в современной образовательной деятельности: коллективная монография. - М.: ВЛАДОС, 2013. - С. 275-304.
5. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Титул, 2003. - 204 с.
6. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст]: избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, Флинта, 2000. - 672 с.
References
1. Asmolov A.G. A neoactivity paradigm in thinking of the 21st century: activity as existence. Mir psyk-hologii, 2003. No. 2(34). P. 155-158. [in Russian].
2. Babayeva T.I. Relationship of senior preschool children with peers as an object for pedagogical diagnostics. SPb: RGPU im. A.I. Herzen, 2008. P. 234. [in Russian].
3. Mishanova O.G. Scientific and methodical maintenance of a problem of pedagogical management of communicative education for primary school students: monograph. M.: Sputnik+, 2012. P. 146. [in Russian].
4. Mishanova O.G. Methodology of communicative training as an innovative strategy for primary language education. Innovative trends in modern educational activity: collective monograph. M.: VLADOS, 2013. P. 275-304. [in Russian].
5. Smirnova E.O. Interpersonal relations of preschool children. M.: Title, 2003. P. 204. [in Russian].
6. Feldstein D.I. Psychology of growing: structural and substantial characteristics of development of the personality: selected works. MPSI: Flint, 2000. P. 672. [in Russian].
сведения об авторах: глухих наталья Владимировна,
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Мишанова Оксана Геннадьевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about authors: Glukhikh Natalia Vladimirovna,
Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Mishanova Oksana Gennadievna,
Doctor of Sciences (Education),
Professor, Department of Pedagogy
and Psychology of Childhood,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Шиганова Галина Александровна,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Ярманова Инна Викторовна,
руководитель муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «Центр развития ребенка - детский сад № 7 «Ёлочка» города Ханты-Мансийска, ХМАО - Югры;
соискатель кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Shiganova Galina Aleksandrovna,
Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Russian Language, Literature and Methods of Russian Language and Literature Teaching, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Yarmanova Iniia Viktorovna,
Head of "The center of development of the child - Yolochka kindergarten No. 7" of the city of Khanty-Mansiysk, KhMAO - Yugra;
Applicant of Department of Pedagogy
and Psychology of the Childhood,
South Ural State
Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]