Научная статья на тему 'Информационно-языковая компетенция современного ребенка в новом культурном контексте цифрового общества'

Информационно-языковая компетенция современного ребенка в новом культурном контексте цифрового общества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
603
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION AND LANGUAGE COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOL CHILD / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / YOUNGER SCHOOL STUDENT / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ELECTRONIC INFORMATION / ГИПЕРТЕКСТ / HYPERTEXT / ИНФОСРЕДА / ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА / LANGUAGE CULTURE / INFOSREDA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мишанова Оксана Геннадьевна, Батенова Юлия Валерьевна

В статье рассматривается проблема влияния нового культурного контекста цифрового общества на развитие личности ребенка. Анализируются понятия «информационная компетентность», «коммуникативная компетентность», а так же «языковая компетентность». При этом указанные понятия включены в такую интегральную характеристику как «информационно-языковая компетентность», предусматривающую наличие мотивации к овладению конкретными знаниями, умение разрешать задачи в процессе образовательной деятельности посредством компьютерных технологий, а также обладание критическим мышлением. Определена взаимосвязь языковой и информационной составляющих выявленной в ходе исследования компетенции. Отмечается, что применительно к филологической предметной области, значимость рассматриваемой проблемы формирования информационно-языковой компетенции обусловлена неполным единством обучения языку и речи на дошкольном и начальном уровнях образования, приводящем к тому, что у детей не складываются представления о языке как системе единиц, они недостаточно анализируют языковую действительность, плохо осваивают литературные нормы языка и речевые правила, а также не умеют правильно и по назначению интерпретировать текстовую информацию. Применительно к области информационных технологий значимость обусловлена необходимостью овладения детьми навыками и умениями работать с электронной и гипертекстовой информацией, главной характеристикой которой является неоднозначность и вариативность, а, следовательно, понимание электронных текстов зависит коммуникативно-творческой или социально-ориентированной языковой задачи, а также некоторых психологических особенностей личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND LANGUAGE COMPETENCE OF THE MODERN CHILD OF NEW CULTURAL CONTEXT OF DIGITAL SOCIETY

In article the problem of influence of a new cultural context of digital society on development of the identity of the child is considered. The concepts “information competence”, “communicative competence”, and also “language competence” are analyzed. At the same time the specified concepts are included in such integrated characteristic as “information and language competence”, providing existence of motivation to mastering concrete knowledge, ability to resolve tasks in the course of educational activity by means of computer technologies and also possession of critical thinking. The interrelation of language and information components of the competence revealed during the research is defined. It is noted that in relation to philological subject domain, the importance of the considered problem of formation of information and language competence is caused by incomplete unity of training in language and the speech on preschool and initial education levels, leading to the fact that children don't have ideas of language as to the system of units, they analyze language reality insufficiently, badly master literary standards of language and speech rules and also aren't able to interpret correctly and to destination text information. In relation to area of information technologies the importance is caused by need of mastering children skills and abilities to work with electronic and hypertext information which main characteristic is ambiguity and variability and consequently, the understanding of electronic texts depends a communicative and creative or socially oriented language task and also some psychological features of the identity of the child.

Текст научной работы на тему «Информационно-языковая компетенция современного ребенка в новом культурном контексте цифрового общества»

Mishanova Oksana Gennadievna, Batenova Julia Valerievna pedagogical

INFORMATION AND LANGUAGE COMPETENCE ... sciences

УДК 373.24

ИНФОРМАЦИОННО-ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА В НОВОМ КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

© 2018

Мишанова Оксана Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства Батенова Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454005, Россия, Челябинск, Проспект Ленина, 69, e-mail: batenovauv@cspu.ru)

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния нового культурного контекста цифрового общества на развитие личности ребенка. Анализируются понятия «информационная компетентность», «коммуникативная компетентность», а так же «языковая компетентность». При этом указанные понятия включены в такую интегральную характеристику как «информационно-языковая компетентность», предусматривающую наличие мотивации к овладению конкретными знаниями, умение разрешать задачи в процессе образовательной деятельности посредством компьютерных технологий, а также обладание критическим мышлением. Определена взаимосвязь языковой и информационной составляющих выявленной в ходе исследования компетенции. Отмечается, что применительно к филологической предметной области, значимость рассматриваемой проблемы формирования информационно-языковой компетенции обусловлена неполным единством обучения языку и речи на дошкольном и начальном уровнях образования, приводящем к тому, что у детей не складываются представления о языке как системе единиц, они недостаточно анализируют языковую действительность, плохо осваивают литературные нормы языка и речевые правила, а также не умеют правильно и по назначению интерпретировать текстовую информацию. Применительно к области информационных технологий значимость обусловлена необходимостью овладения детьми навыками и умениями работать с электронной и гипертекстовой информацией, главной характеристикой которой является неоднозначность и вариативность, а, следовательно, понимание электронных текстов зависит коммуникативно-творческой или социально-ориентированной языковой задачи, а также некоторых психологических особенностей личности ребенка.

Ключевые слова: информационно-языковая компетенция, коммуникативная компетенция, критическое мышление, мотивация, дошкольник, младший школьник, электронная информация, гипертекст, инфосреда, языковая культура.

INFORMATION AND LANGUAGE COMPETENCE OF THE MODERN CHILD OF NEW CULTURAL CONTEXT OF DIGITAL SOCIETY

© 2018

Mishanova Oksana Gennadievna, doctor of pedagogical sciences, professor of department of Pedagogics and psychology of the childhood Batenova Julia Valerievna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department Pedagogy and psychology of childhood South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454005, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: batenovauv@cspu.ru)

Abstract. In article the problem of influence of a new cultural context of digital society on development of the identity of the child is considered. The concepts "information competence", "communicative competence", and also "language competence" are analyzed. At the same time the specified concepts are included in such integrated characteristic as "information and language competence", providing existence of motivation to mastering concrete knowledge, ability to resolve tasks in the course of educational activity by means of computer technologies and also possession of critical thinking. The interrelation of language and information components of the competence revealed during the research is defined. It is noted that in relation to philological subject domain, the importance of the considered problem of formation of information and language competence is caused by incomplete unity of training in language and the speech on preschool and initial education levels, leading to the fact that children don't have ideas of language as to the system of units, they analyze language reality insufficiently, badly master literary standards of language and speech rules and also aren't able to interpret correctly and to destination text information. In relation to area of information technologies the importance is caused by need of mastering children skills and abilities to work with electronic and hypertext information which main characteristic is ambiguity and variability and consequently, the understanding of electronic texts depends a communicative and creative or socially oriented language task and also some psychological features of the identity of the child.

Keywords: information and language competence, communicative competence, critical thinking, motivation, preschool child, younger school student, electronic information, hypertext, infosreda, language culture.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Культура является основанием содержания образования, а его цель состоит в освоении человеческой культуры, объективным компонентом которой является язык. Язык занимает по отношению к образованию ведущее место. Он выступает и в качестве хранителя общественного опыта, различного рода информации, и в качестве главного орудия передачи этой информации от одного поколения к другому. Благодаря языку осуществляется освоение культурных традиций, социального опыта, норм речевого общения, становление гражданской идентичности, реализация преемственности поколений и исторических эпох.

Новый культурный контекст, в котором живут наши дети, называют цифровым обществом. Проблема влияния этого нового контекста на развитие личности су-44

ществует и требует пристального внимания со стороны различных специалистов, в том числе, педагогов и психологов. Процесс овладения языком есть результат приобщения к культуре. Наряду с языком, важной составляющей культурного пространства современного общества является информация. Общее смыслообразование, распознавание и понимание информации выступает в данном случае конструктивно-организующим началом и представляет информационно-языковую компетенцию.

Социальные взаимодействия, в которых учувствуют дети дошкольного возраста, имеют взаимодополняющие и взаимообусловленные структуры. Дошкольный период знаменует собой формирование и стабилизацию социально положительных отношений, которые являются началом аффективных отношений между сверстниками. В этом случае повышенные языковых навыков, а также способности детей исполнять активную роль во взаимо-

педагогические науки

Мишанова Оксана Геннадьевна, Батенова Юлия Валерьевна ИНФОРМАЦИОННО-ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ...

отношениях приводят к повышению уровня социальной восприимчивости и инициативности, что незамедлительно отражается на информационной компетентности, которая наиболее заметно развивается в форме коммуникационного смысла [1]. Этот процесс включает в себя обмен смыслами, знаниями социальных правил, переговоров в духе сотрудничества и т. д. [2]. Способность детей передавать смысл позволяет им участвовать в более широком разнообразии действий и варьировать ими, создавая ранние формы социального притязания.

Однако не следует приравнивать такие понятия как «информационная компетенция» и «коммуникативная компетенция», которые кроме различного толкования обладают и различным содержанием. В частности, по мнению П. Беспалова «информационная компетентность» выступает в качестве целостного личностного образования, характеризующего полнозрелую идентичность личности и охватывающего три, ведущие, по мнению автора, подструктуры личности, среди которых:

- мотивация, определяющая желание, обучатся в процессе использования компьютерных и информационных технологий;

- способность к восприятию, умственной обработки и обмену компьютерными информационными технологиями;

- наличие соответствующих знаний компьютерных информационных технологий и опыта их применения

[3].

Сказанное позволяет трактовать термин «информационная компетенция» как интегральную характеристику в нашем случае ребенка, предусматривающую наличие мотивации к овладению конкретными знаниями, умение разрешать задачи в процессе образовательной деятельности посредством компьютерных технологий, а также обладание критическим мышлением.

Критическое мышление следует рассматривать как процесс интеллектуально дисциплинированной деятельности, направленной на активную и искусную концептуализацию, практическое применение, анализ, синтез и/или оценку информации, собранной из наблюдений, опыта, размышлений, рассуждений или коммуникации, в качестве руководства к действию. В своей идеальной форме оно основано на универсальных интеллектуальных ценностях, которые превосходят предметные различия: ясность, точность, последовательность, актуальность, достоверность доказательств, веские причины, их глубину, широту и справедливость [4].

Критическое мышление может рассматриваться как два компонента: 1) набор навыков генерирования и обработки информации и убеждений и 2) привычку, основанную на интеллектуальной приверженности использовать эти навыки для управления поведением.

Таким образом, следует разделять: 1) сам факт приобретения и хранения информации, предполагающий «создание» особого образа, в котором запрашивается информация; 2) простое овладение набором навыков, предполагающим постоянное его использование; 3) само по себе использование этих навыков в практической деятельности.

Критическое мышление варьируется в зависимости от мотивации, лежащей в его основе [5]. Когда оно опирается на эгоистические мотивы, то чаще всего проявляется в умелом манипулировании идеями в своих собственных интересах или интересах группы. Как таковое критическое мышление обладает интеллектуальными недостатками, каким бы прагматически успешным оно ни было. Когда оно основано на честности и интеллектуальной целостности, то, чаще всего, имеет более высокий интеллектуальный порядок, хотя и обвиняется в «идеализме» теми, кто привык к его эгоистичному использованию.

Критическое мышление любого рода никогда не бывает универсальным для всех людей одновременно, каждый подвержен эпизодам недисциплинированной

или иррациональной мысли. Поэтому его качество, как правило, является вопросом степени и зависит, среди прочего, от глубины опыта в данной области мышления или в отношении конкретного класса вопросов [6]. По этой причине развитие навыков критического мышления и диспозиций происходит на протяжении всей жизни человека.

Критическое мышление - это способ мышления о любом предмете, его содержании или проблеме, в котором мыслящий улучшает качество своего мышления, выстраивая по ходу свою индивидуальную структуру интеллектуальных стандартов [7].

В свете сказанного, можно заключить, что основу формирования информационной компетентности составляет культивация критического мышления, предусматривающего:

- способность выделять наиболее актуальные вопросы и острые проблемы, при этом формулируя их в достаточно степени ясно и четко;

- способность концентрировать и оценивать полученную информацию, используя при этом разнообразные абстрактные идеи с целью её эффективной интерпретации, аргументировано формировать выводы и решения, тестируя их в процессе формулирования на соответствие конкретным критериям и признанным стандартам [8];

- способность мыслить в границах альтернативных систем мышления, уметь признавать и оценивать в случае необходимости, гипотетические предположения, возможные последствия и способы практического применения [9];

способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в поиске решений сложных проблем.

Таким образом, критическое мышление - это процесс самообучения, самодисциплинирования, самоконтроля и самосовершенствования мышления, что предполагает соответствие со строгими стандартами качества, осознанное их практическое применение, эффективное общение и способность решать проблемы в условиях преодоления социоцентризма.

Применительно к филологической предметной области значимость рассматриваемой проблемы формирования информационно-языковой компетенции обусловлена:

- несвязностью предметных и личностных целевых ориентиров обучающихся, учитывающих умения взаимодействовать в окружающем информационном пространстве;

- недостаточностью разработки решения проблемы формирования концептосферы языковой личности ребёнка, осознаваемой себя в активном и непрерывном процессе становления информационной культуры;

- отсутствием преемственности, единства обучения языку и речи на дошкольном и начальном уровнях образования, что обусловливает отсутствие представлений у ребенка о языке как системе единиц, и, как следствие, дети не умеют правильно и по назначению интерпретировать текстовую (тем более гипертекстовую) информацию [10].

Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы

Поиск методических инструментов развития речевой культуры в языковом образовании, бесспорно, является одним из актуальных векторов современной науки. Фридрих Ницше в одном из трактатов рассуждал о том, что феномен языка и эстетика слова - это движущие силы в формировании человеческой культуры, а освоить эти важнейшие аспекты - значит осуществить глубинное преобразование в самом себе. Один из выдающихся русских писателей Александр Иванович Куприн писал о том, что «.. .язык - это история народа, путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, но насущной необходимостью. Русский язык в умелых руках

Mishanova Oksana Gennadievna, Batenova Julia Valerievna INFORMATION AND LANGUAGE COMPETENCE ...

pedagogical sciences

и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» [11]. В то же время классик русской литературы Константин Георгиевич Паустовский считал, что «...по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» [12].

Основная цель в изучении языка каждой отдельной личностью - это речевое развитие в социально обусловленной деятельности, одним из видов которых является деятельность по освоению культурно-информационного пространства. В силу определенных условий современной жизни дети испытывают затруднения в осознании важности освоения родного языка, адекватном восприятии и использовании звучащей речи, поскольку погружены в виртуальное общение и не обнаруживают необходимость в грамотном построении тематических повествований.

С учётом согласованных требований систем и уровней образования при преемственном переходе от дошкольного к начальному общему образованию должен стоять вопрос не о речевом развитии, а целенаправленной коммуникативной подготовке обучающихся, при которой складываются определенные предпосылки для формирования языковой личности, способной к полноценному восприятию и конструированию собственных текстов в контексте цифрового общества и подготовленной тем самым к самостоятельному реальному и виртуальному общению.

Вслед за разработками А.А. Бодалева, Л.А. Введенской, М.Л. Кусовой, Е.Ю. Никитиной, Е.И. Пассова и др. коммуникативную подготовку обучающихся мы понимаем как непрерывный процесс функционирования всей методической системы языкового образования, основывающейся на поэтапном углубления и расширении объема приобретенных характеристик в результате становления языковой личности.

Обобщая идеи исследований Г.И. Богина, Е.В. Бу-неевой, М.Л. Кусовой, О.Г. Мишановой и др. языковую личность ребёнка мы определяем в качестве субъекта, владеющего интегративной системой умений, проявляющихся в социально-коммуникативной деятельности и выражающихся в управляемом переходе от речевой пассивности к творческому самоосознанию языковой личности. Личности, которая способна к участию в разнообразных типах дискурсов (включая опосредствованное общение через информационно-коммуникационные технологии), созданию собственных речевых произведений (текстов) и стремящегося к непрерывному повышению качества речевого и неречевого поведения в динамично меняющемся информационном пространстве и поликультурных условиях.

Следовательно, структура и содержание коммуникативной подготовки, удовлетворяющей требованиям современной информационной культуры, должны включать следующие виды умений обучающихся:

- лингвистическую (языковую) компетенцию, т. е. применение обучающимися единиц системы языка при конструировании осмысленных высказываний и текстов;

- поликультурную компетенцию, т. е. выстраивание собственной речевой культуры и поведения в соответствии со специфическими особенностями того или иного языка;

- дискурсивную компетенцию, т. е. планирование вербального и невербального поведения, понимание смысла принимаемых и передаваемых аргументированных высказываний;

- стратегическую компетенцию, т. е. применение рационально и по назначению собственного речевого опыта согласно ориентировочным компонентам общения и в соответствии со статусом собеседника;

- информационную компетенцию, т. е. использование, воспроизведение, совершенствование средств

и способов получения информации в печатном и электронном виде [13].

Современные образовательные стандарты разных уровней системы образования требуют от обучающихся предшкольного и начального уровней образования совокупности сформированных умений в соответствии с системообразующим принципом интеграции. Одним из таких умений, на наш взгляд, должна стать информационно-языковая компетенция. Это умение становится все более актуальным, поскольку начинает занимать ведущую роль в самообразовательной деятельности. Сегодня, в век информационных технологий и новой информационной культуры, эта компетенция рассматривается в качестве одного из главных требований к образовательной деятельности, однако в современных психолого-педагогических исследованиях данная компетенция еще не является теоретически обоснованной и практически реализованной. В настоящее время ряд исследовательских проектов, связанных с теорией и практикой обособления информационно-языковой компетенции, работают над поиском дефиниции, содержания, места и роли информационно-языковой компетенции в коммуникативной подготовке обучающихся [14; 15]. Главными научными задачами становятся: взаимосвязь между информационной и языковой составляющими компетенции и её содержательно-смысловая нагрузка в новом культурном контексте цифрового общества.

Компоненты информационно-языковой компетенции

Рассмотрим составляющие компоненты информационно-языковой компетенции в отдельности.

Информационная компетенция представляет собой умение применять приобретенные знания о языке в разнообразных жизненных ситуациях, самостоятельно извлекать требуемые предметные знания, грамотно работать с разновидовой информацией, обеспечивая тем самым познавательную культуру языковой личности, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками оценочной рефлективности.

Способность к пониманию смысловой и оценочной информации у ребенка необходимо развивать уже на этапе дошкольного детства. Информационная компетенция - одна из ключевых способностей современного человека и она не сводится к реализации деятельности с привлечением компьютера или иных технических средств. Это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи информационных технологий на основе устных и письменных коммуникативных актов. Информационная компетенция объединяет функциональную грамотность с средствами массовой информации и представляет собой способность человека эффективно выполнять задачи в цифровой среде; умение читать и интерпретировать СМИ, воспроизводить данные и изображения с помощью цифровых манипуляций, оценивать и применять новые знания, полученные из инфосреды [16].

Языковая компетенция чаще всего понимается как способность к овладению новыми языковыми средствами в соответствии с нормами литературного языка, отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц в их согласовании и управлении; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях. Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц), однако основная функция языка, главное его назначение - быть средством общения людей. К основным функциям языка относят коммуникативную, когнитивную, аккумулятивную. Коммуникативная функция языка сопряжена с тем, что язык представляет собой средство общения людей. Когнитивная функция языка сопряжена с тем, что в символах языка концентрируется сознание человека и выполняется его речевая деятельность. Аккумулятивная

педагогические науки

Мишанова Оксана Геннадьевна, Батенова Юлия Валерьевна ИНФОРМАЦИОННО-ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ...

функция языка сопряжена с существеннейшим назначением языка - сбор и сохранение информации подтверждения культуросообразной деятельности человека.

Следовательно, в соответствии с основными функциями языка, мы определяем следующие компоненты, которые отражают взаимосвязь языковой и информационной составляющих выявленной в ходе исследования компетенции.

Коммуникативный компонент предполагает умения, связанные с утверждением своей позиции, умением понимать мнение других участников учебного и внеучеб-ного процесса языковой деятельности, владение приёмами монологической и диалогической, устной и письменной речи.

Организационный компонент содержит в себе умения, обеспечивающие организацию, контроль, регулирование и анализ обучающимися собственной языковой деятельности.

Информационный компонент представляет собой умения, обеспечивающие поиск, обнаружение, переработку и применение языковых знаков при решении тех или иных задач.

Таким образом, на основании теоретического анализа проблемы исследования мы понимаем информационно-языковую компетенцию современного ребёнка в новом культурном контексте цифрового общества как извлечение (отбор) необходимой информации из учебно-научных текстов, художественной литературы, словарей, справочников, энциклопедий, других печатных или электронных источников сети Интернет и использование (анализ, синтез, распределение, распространение) выявленной информации в соответствии с коммуникативно-творческой или социально-ориентированной языковой задачей.

К элементам информационно-языковой компетенции мы относим умения работать с электронной и гипертекстовой информацией. Большинство экспериментальных исследований, посвященных пониманию электронного текста, представлено в зарубежной научной литературе. В них выработана устойчивая методологическая традиция оценки «успешности» понимания: используются тесты на усвоение фактической информации (factual recall test), тесты на усвоение содержания текста (text comprehension test) и экспертная оценка качества письменной работы (обычно эссе на заданную тему) [17].

Что касается гипертекста, то его понимание нужно измерять как относительную величину, которая зависит от таких параметров, как психологические характеристики ученика (читателя), характеристики условий чтения и характеристики самого гипертекста. Как представляется, главной характеристикой гипертекста является его неоднозначность, а, следовательно, понимание электронного текста может демонстрировать вариативность ответов на инвариантные вопросы.

Выводы

Анализ проблемы коммуникативной подготовки обучающихся позволил обобщить возрастные закономерности функционирования их речемыслительной деятельности, которые следует учитывать, начиная с дошкольного детства с целью опережающего формирования информационно-языковой компетенции:

У ребенка дошкольного возраста недостаточно исчерпывающе отражаются признаки, действия, предметы и явления. Речевые связки нарушены. Причинно-следственные связи не используются, больше наблюдаются конкретные и известные факты, конкретные суждения преобладают над абстрактными, что для данного возраста является нормой. При анализе сочинений и рассказов дошкольников и младших школьников заметно чаще встречаются двусоставные предложения. В описательных речевых оборотах наблюдается обобщение ближнего плана и употребление ограниченного количества слов.

Объяснения и толкования детьми прослушанных

произведений основано на собственных ощущениях и переживаниях в зависимости от особенностей развития, задача объяснения решается от частного к общему, закономерности не учитываются. Аргументированность и логика почти отсутствуют, проявляются на уровне очевидности, без убеждения, что является причиной особого внимания в информационно-языковой подготовке обучающихся.

С учетом возрастных закономерностей развития произвольность памяти и внимания, становления внутреннего плана действий и рефлексии, как компонентов психологической готовности к школе, приводят к тому, что способ формулирования мысли языковыми средствами становятся управляемыми. Согласно положениям культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, все более очевидно проявляется взаимосвязь мышления и речи.

Развитие говорения и слушания опережают остальные виды коммуникативной деятельности, но, вместе с тем, они требуют фиксации и применения всех имеющихся критериев развития культуры речи и речемысли-тельных операций.

Вместе с тем, мыслительные операции, связанные с логикой, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, слабо развиты, поэтому высказывания детей часто нелогичны и не учитывают временно-пространственных отношений между предметами и явлениями.

Большую роль играет образ, представленный в тексте: он вызывает эмоции, переживания при восприятии текста и способствует лучшему запоминанию и усвоению смысла.

Исходя из вышеизложенного, формирование информационно-языковой компетенции способствует развитию у обучающихся теоретического и эмпирического типов языкового мышления, а также критического мышления. Данным типам мышления соответствует соотношение словесно-понятийной, образной и практи-ко-ориентированной видов мыслительной деятельности, аналитичность и рефлексивность. Кроме того, можно предположить, что формирование информационно-языковой компетенции способствует развитию социального интеллекта дошкольника.

Следует признать, что на современном этапе повышенное внимание к проблеме формирования у обучающихся информационно-языковой компетенции, входящей в коммуникативную подготовку, вполне оправдано. Проблемы обучения и владения языком имеют принципиальное значение не только с точки зрения становления информационной культуры отдельной языковой личности, но и с точки зрения развития коллективного языкового сознания общества и государства в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. - С. 41-55.

2. Tomblin JB, Zhang X, Buckwalter P, Catts H. The association of reading disability, behavioral disorders, and language impairment among second-grade children. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines 2000. P. 479.

3. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения / П.В. Беспалов // Педагогика. - № 4. - 2003. - С. 41-45.

4. Catts HW, Fey ME, Zhang XY, Tomblin JB. Estimating the risk of future reading difficulties in kindergarten children: A research-based model and its clinical implementation. Language Speech and Hearing Services in Schools 2001. P. 41.

5. Qin CH, Yong J. Social Competence and Behavior Problems in Chinese Preschoolers. Early Education & Development. 2002. P. 182.

6. Coolahan K, Fantuzzo J, Mendez J, McDermott P. Preschool peer interactions and readiness to learn:

Mishanova Oksana Gennadievna, Batenova Julia Valerievna

INFORMATION AND LANGUAGE COMPETENCE ...

pedagogical sciences

Relationships between classroom peer play and learning behaviors and conduct. Journal of Educational Psychology. 2000. P. 83.

7. Julveza J, Fornsb M, Ribas-Fitoa N, Mazonc C, Torrentd M, Garcia-Estebana R, Ellison-Loschmanna L, Sunyer J. Psychometric Characteristics of the California Preschool Social Competence Scale in a Spanish Population Sample pages. Early Education & Development. 2008. P. 809.

8. Hawley PH. Prosocial and coercive configurations of resource control in early adolescence: A case for the well-adapted Machiavellian. Merrill-Palmer Quarterly. 2003. P. 301.

9. Sarris A, Winefield HR, Cooper C. Behaviour problems in adolescence: A comparison of juvenile offenders and adolescents referred to a mental health service. Australian Journal of Psychology. 2000. P. 19.

10. Мишанова, О.Г. Согласованность требований к образовательным достижениям детей в области речевого развития при переходе от системы дошкольного к начальному общему образованию / О.Г. Мишанова // Актуальные проблемы педагогики и психологии дошкольного образования: коллективная монография. -Челябинск: Издательство «Титул», 2016. - С. 42-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Куприн А.И. Собрание сочинений: в 9 томах. Том 9. - М.: «Художественная литература», 1973 г.

12. Паустовский К. Г. Избранные произведения в двух томах. Том 2. - М.: Художественная литература, 1977.

13. Мишанова, О.Г. Смыслоосознание культуры в языке: методические традиции и инновационные тренды / О.Г. Мишанова // Социум и власть. - 2016. - № 6 (62). - С. 123-127.

14. Кусова М.Л. Речевое развитие ребенка дошкольного возраста в парадигме лингвистических дисциплин / М.Л. Кусова // Материалы международной конференции Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход. - Сухум, 2015 г.

15. Пак, Н. И. Информационный подход и электронные средства обучения [Текст]: монография / Пак Николай Инсебович. - Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2013. - 194 с.

16. Батенова Ю.В. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учетом активного приобщения к информационно-коммуникационным технологиям) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т.6. - № 3 (20). - С. 288-292.

17. DeStefano, D., & LeFevre, J.A. (2007) Cognitive load in hypertext reading: A review. Computers in Human Behavior, 23(3), p. 1616-1641.

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ № 18-013-00743 А «Становление основ информационной грамотности дошкольников»

Статья поступила в редакцию 30.03.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.