педагогические науки
Батенова Юлия Валерьевна, Волчегорская Евгения Юрьевна, Емельянова Ирина Евгеньевна СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ...
УДК 373
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0001
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА
© 2019
Батенова Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и возрастного консультирования Южно-Уральского государственного университета (НИУ); доцент кафедры педагогики и психологии детства Волчегорская Евгения Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик Емельянова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии детства Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. В представленной статье обосновывается необходимость рассмотрения современного Детства в контексте принципиально значимых изменений социокультурной среды. Анализируется отношение к Детству, специфика становления личности ребенка и изменения в системе его взаимоотношений со взрослым. Отмечается ряд парадоксов и противоречий современной социальной ситуации развития дошкольника. Один из которых заключается в том, что сегодня можно констатировать снятие «табу» при одновременном отсутствии доверия к растущему человеку, то есть стремление родителей значительно ограничивать, как проявление активности, так и самостоятельность ребенка. Результатом воздействия совокупной силы указанных в статье факторов являются снижение показателей, характеризующих когнитивное развитие дошкольников, сужение уровня формирования сюжетно-ролевой игры, приводящее к недостаточности развития мотивационно-потребностной сферы и произвольности, и, как следствие, несформированность мозговых структур ребенка. Обозначена проблема трансформации информационного пространства ребенка, порождающая большое количество психолого-педагогических вопросов. С одной стороны, дефицит социальной компетентности детей младшего школьного возраста, рост экранной зависимости, обеднение коммуникационной сферы детей, рост эмоциональных проблем, аффективной напряженности, с другой стороны, увеличение числа детей, обладающих особым мышлением (общая одаренность), выход на первый план не развлечения, а поиск смысла жизни, рост критичности по отношению к Взрослым. Авторами отмечается, что блокировать эти риски можно, формируя и повышая информационную культуру всех субъектов образовательного пространства.
Ключевые слова: дошкольник, информационная культура, социальная ситуация развития, инфосоциализация, СМИ, информационное пространство.
THE MODERN SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT AND FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF THE PRESCHOOL CHILD
© 2019
Batenova Yulia Valeryevna, candidate of psychological Sciences, associate Professor Department of psychology developmental and age counseling, South-Ural state University (NRU); associate Professor Department of pedagogy and psychology of childhood, Volchegorskaya Evgeniya Yuryevna, doctor of pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of pedagogy, psychology and subject methods Emelyanova Irina Evgenyevna, doctor of pedagogical Sciences, associate Professor, Head of Department of pedagogy and psychology of childhood, South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected])
Abstract. The article substantiates the need to consider modern Childhood in the context of fundamentally significant changes in the socio-cultural environment. The author analyzes the attitude to Childhood, the specifics of the formation of the child's personality and changes in the system of its relationship with an adult. Are noted something of paradoxes and contradictions of the modern social situation of preschool child development. One of which is that today we can state the removal of the "taboo" while the lack of confidence in the growing person, that is, the desire of parents to significantly limit both the manifestation of activity and independence of the child. The result of cumulative forces referred to in article factors are the reduction of indicators of cognitive development preschoolers, narrowing the level of formation of role play, leading to failure of development of motivational-requirement sphere and of arbitrariness, and, consequently, incompleteness of brain structures of a child. The problem of transformation of the information space of the child, generating a large psychological questions. On the one hand, the lack of social competence of children of primary school age, the growth of screen dependence, impoverishment of the communication sphere of children, the growth of emotional problems, affective tension, on the other hand, the increase in the number of children with special thinking (General giftedness), coming to the fore is not entertainment, but the search for the meaning of life, the growth of criticality towards Adults. The authors note that these risks can be blocked by forming and increasing the information culture of all subjects of the educational space.
Keywords: preschooler, information culture, social situation of development, information socialization, media, information space.
Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими задачами. Актуальность рассматриваемой нами темы обусловлена высокими темпами информатизации общества. Определение стратегии развития российской образовательной системы требуют глубокого понимания специфических особенностей функционирования современного Детства, непосредственно его исторического, социокультурного и психологического компонентов в контексте принципиально значимых изменений, произошедшие за последнее время в человеческом сообществе.
Сказанное обуславливает:
1) многоуровневую оценку реальной социокультурной среды, непосредственно в которой на сегодняшний день функционирует и развивается Детство;
2) необходимость принятия изменений не только условий жизни, социального пространства существования человека, системы его взаимоотношений, но и изменений личности человека (ребенка);
3) рассмотрение специфики процесса становления современного Детства, всех происходящих в нём изменений, фиксируемых в дифференцированной представленности на разных этапах онтогенеза.
Следует отметить, что Детство представляет собой
Batenova Yulia Valeryevna, Volchegorskaya Evgeniya Yuryevna, Emelyanova Irina Evgenyevna pedagogical
THE MODERN SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT AND FORMATION ... sciences
целостно отображенное социальное явление, обладающее определенным временным протяжением, в котором происходит не просто освоение норм и форм организации Мира взрослых, но и оно само объективно ставит перед ребенком новые задачи, выступая действующим компонентом общества. Детство способно стимулировать развитие Мира взрослых посредством «диктата» своих постоянно развивающихся потребностей, который связывается с конкретной позицией ребенка, занимаемой им по отношению к осваиваемому Взрослому миру, путем постепенного «включения» новых действий.
«Диктат» тесным образом связан с уровнем саморазвития ребенка, стремящегося к самостоятельному поиску решения задач, и, наконец, он (диктат Детства) обусловлен взглядом ребенка на Взрослый Мир.
Таким образом, следует рассматривать не отношение ребенка к взрослым, а сложный и двухсторонний процесс взаимоотношений детей и взрослых, при полноправном участии двух сторон, в котором на сегодняшний день произошли глубокие и качественные изменения, определяющие специфику развития современного Детства. Данная специфика в частности выражается выходом из-под контроля взрослых, и отстранением взрослого Мира от Мира Детства. Причину этому мы видим в отсутствии выработанных отношений к миру Детства, как равноправному субъекту взаимоотношений, что отражается в отсутствии общественной ценности растущего человека.
Сегодня можно констатировать снятие «табу» при одновременном отсутствии доверия к растущему человеку. В этом заключается главный парадокс современной социальной ситуации развития дошкольника. В числе многочисленных факторов, которые определяют глубинные трансформации растущего человека, выступают:
1) маркетизация рынка, которая усиливает направленность ребенка на потребление;
2) маргинализация, которая характеризуется неравным доступом к образовательным ресурсам;
3) девиация, определяемая стремление родителей значительно ограничивать, как проявление активности, так и самостоятельность ребенка.
В результате совокупной силы указанных нами факторов мы получаем такие феномены, как повышенный уровень тревожности и агрессивности у детей, снижение контроля детей за собственным поведением и формирование тревожной зависимости, мобилизация, которая заключается в предъявлении Миру своего взгляда, позиционируя себя по отношению к миру Взрослых. При этом необходимо отметить, что современный ребенок не стал хуже или лучше своего сверстника тридцатилетней давности, просто он стал Другим.
Как показывает хронология имеющихся на эту тему исследований, с 2006 года отмечается достаточно резкое снижение показателей, характеризующих когнитивное развитие дошкольников, снижение энергичности детей, при одновременном желании их осуществлять активные действия, сужение уровня формирования сюжетно-ро-левой игры, приводящее к недостаточности развития мотивационно-потребностной сферы, воли и произвольности маленького человека, неразвитость моторики руки, отсутствие графических навыков, и, как следствие, несформированность мозговых структур ребенка, которые несут ответственность за формирование произвольности, дефицит социальной компетентности детей младшего школьного возраста, рост экранной зависимости, обеднение коммуникационной сферы детей, рост эмоциональных проблем, аффективной напряженности, увеличение числа детей, обладающих особым мышлением (общая одаренность), выход на первый план не развлечения, а поиск смысла жизни, рост критичности по отношению к Взрослым.
Инструмент, открывший пределы нового социокультурного пространства (Интернет) и несформированность 14
культуры отношения к нему, приводит к тому, что дети ориентируются не на авторитет взрослых, а на поток информации, поступающей «ниоткуда». Таким образом, на сегодняшний день мы констатируем серьезные изменения Детства, которое характеризуется трансформацией пространства его функционирования, уровня социального и психофизиологического созревания ребенка, что естественно порождает большое количество педагогических, психологических, философских и культурологических вопросов. Из сказанного следует, что необходимо:
1) раскрыть специфические особенности социокультурной среды, в которой происходит развитие Детства, выявив и рассмотрев её факторы;
2) отслеживать изменения текущих возрастных параметров на предмет устойчивости и определить их соотношение с особенностями когнитивной и личностной сферы ребенка, наблюдаемые в современной ситуации развития;
3) установить ориентиры личностного развития ребенка;
4) выявить характер и особенности процесса освоения, присвоения ребенком знаний в условиях изменения знаниевого пространства, систематизации знаний, их уровня, особенности овладения мыслительными операциями;
5) проанализировать варианты решения отмечаемой педагогами и психологами эмоциональной и социально-коммуникативной проблемы развития детей [1,2,3].
В настоящее время перед нами встаёт задача, которая обладает приоритетной важностью и одновременно исключительной сложностью - развитие самости ребенка во всем многообразии социальных отношений.
На наш взгляд необходим поиск путей не приспособления ребенка к существующим формам социального бытия, а создание возможностей и условий, способствующих росту и совершенствованию творческих сил, помогающих его субъектной самореализации. Решение вышеназванных задач актуализируют требование к выдвижению новых концепций и идей, ориентированных на теоретико-методологическое обеспечение реконструкции процесса образования и воспитания [4].
Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы. Процесс интеграции личности в условия жизнедеятельности социальной системы - социализация, этимологически тождественна понятию «воспитание», выступает в качестве непрерывной аккумуляции, в процессе которой ребенок, с самого рождения наделенный биологическими задатками, приобретает значимые для жизнедеятельности в социуме качества и опыт социального поведения. При этом авторы, рассматривающие идею социализации в русле социальной психологии, ставят вопрос именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт и поведение, а преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Таким образом, социализация выступает с одной стороны как процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, как процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [5].
Начиная с середины 90-х гг. ХХ в., в то время как К. Ясперс [6] отметил происходящие изменения, обусловленные появлением современной информационно-коммуникативной техники, резко усилилась социальная динамика и проявились качественные изменения в жизни общества. Этот исторический этап ознаменовал новые трансформации в развитии личности, которые определили необходимость рассмотрения вопросов социализации ребенка в условиях информатизации общества.
Стремительные изменения информационных процессов в условиях становления современного общества предполагает принципиально иную социализацию личности, которая не допускает возможности стихийного Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Батенова Юлия Валерьевна, Волчегорская Евгения Юрьевна, Емельянова Ирина Евгеньевна СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ...
воздействия на неё случайных факторов. Это обуславливает необходимость целенаправленного и организованного сопровождения процесса воспитания и формирования информационной культуры современного ребенка [7,8].
В одной из моделей социализации в киберпростран-стве, предложенной С.В. Бондаренко, процесс первичной социализации подразделяется на два условных этапа [9].
Первый этап - архетипический - предполагает формирование у личности ребенка субъективной реальности. В качестве агентов социализации выступают сверстники, родители и воспитатели. Данный этап характеризуется первоначальным знакомством детей с социальными нормами киберпространства.
Второй этап - инструментально-когнитивный - наступает с присоединения ребенка к медиа сетям, в которых он знакомится с альтернативными образцами мышления и поведения, осваивает определенные ролевые ориентации, а также несколько отличные от традиционных нормативные модели социальных взаимодействий. Приобретает навыки навигации в современном кибер-пространстве и взаимодействия с контентом.
Соглашаясь с мнением С.В.Бондаренко, ряд других ученых [10,11,12] выдвинули предположение, что подготовка личности к жизни в условиях информационного общества возможна посредством формирования его информационной культуры личности, которая выступает в качестве определяющего фактора социализации.
Таким образом, «информационная культура» представляет собой часть общей культуры. Более того, она выступает в качестве инструмента адаптации личности к условиям внешней среды в процессе освоения социально-значимой информации. По мнению А.Н.Дулатовой и Н.Б.Зиновьевой, концепция информационной культуры личности основывается на анализе человека как «<...> создающего, воспринимающего и продуцирующего информацию» [13, С.12].
Психолого-педагогический контекст инфосоциали-зации как значимого компонента информационной культуры. В качестве движущей силы развития в информационном обществе выступает производство и потребление информационного продукта, а это, в свою очередь, способно привести к трансформации сознания в целом. Из сказанного следует, что в информационном обществе наряду с классическим пониманием социализации необходимо осознавать такой процесс и результат освоения личностью информационного опыта общества, как ин-фосоциализация. Впервые данное понятие обозначено В.А.Бородиной [14]. При этом автор вводит не только новое понятие, но выделяет базис подобной социализации - информационную деятельность, т.е. способ освоения личностью информации, значимой для обеспечения её жизнедеятельности. Позже с этим утверждением соглашается В.В.Жилкин и, вслед за В.А.Бородиной, отмечает, что происходящие количественно-качественные трансформации в информационной деятельности позволяют нам рассматривать инфосоциализацию как значимый компонент информационной культуры. Это можно назвать информационным развитием личности, когда включая знания, умения, навыки, мотивационно-ценностные и рефлексивные механизмы усвоения информационных ресурсов, ребенок поднимается к самой вершине информационной деятельности, а именно к информационной культуре [15].
XXI век кардинальным образом преобразует предметный и знаковый мир. Последнее особенно отчетливо проявляется в сфере информационных технологий. Изменение ситуации и общих условий существования современного общества, безусловно, влияет на особенности развития новых поколений, начиная с ранних этапов онтогенеза. Дошкольный возраст в этом плане представляет особую проблему. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые параметры и основа лич-
ности человека, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, физических и эмоциональных способностей, познавательных интересов.
Ребенок в современном обществе подвергается все более значительному влиянию со стороны средств массовой информации. Распространенность СМИ увеличивается все больше, одновременно возрастает и время включенности человека в их сферу, а поэтому растет степень информационного воздействия на него. В сферу такого воздействия попадают и дети, во все большей степени включающиеся в контакты со СМИ и все чаще выходящие в интернет.
Не контролируемая взрослыми и часто не предназначенная для детской психики информация, оказывая стихийное воздействие на ребенка, активно влияет на его развитие, часто с отрицательными характеристиками. Так, под прессингом информационного воздействия происходит снижение критичности восприятия и оценки информации, присвоение социальной роли через идентификацию с виртуальными персонажами, рост агрессивности, вследствие чего изменяются как его личностные установки, так и типичные паттерны поведения.
В частности, результаты исследования М.И. Яновского показывают, что при длительном восприятии фильма с однозначным делением совокупности персонажей на положительных и отрицательных возникает парадоксальное соскальзывание зрителя в принятие качеств и моральных установок отрицательных персонажей [16].
Достаточно многочисленные данные фиксируют увеличение числа детей с различными формами социальной дезадаптации и девиантного поведения и другие отрицательные моменты действия бесконтрольного пользования средствами информации. Поэтому изучение проблемы влияния современной социокультурной, в частности, информационной среды на современных дошкольников, как никогда, актуально.
Черты характера, морально-нравственные качества складывающейся личности во многом зависят от содержания и мотивационно-целевых особенностей прочитанных в детстве книг, просмотренных фильмов, мультфильмов и телепередач, любимых игр, игрушек и т.д. Информационная среда, в которую в настоящее время в той или иной степени погружен практически почти каждый ребенок, в значительной степени формирует и определяет детское мировидение и мировосприятие.
В данном случае информационная среда представлена как компонент социальной среды. Той среды, которая, как подчеркивает Т.Д. Марцинковская, понималась Л.С. Выготским не как фактор развития, а как его источник: «Взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослыми, является не фактором развития, не тем, что действует извне на уже имеющееся, а источником развития» [17. С.172].
Современное киберпространство дошкольника включает в себя: образовательные информационные ресурсы (обучающие программы), компьютерные игры (индивидуальные и мультипользовательские, а также различаемые по жанрам), теле- и радио продукцию (мультфильмы, кино, теле- и радиопередачи, реклама для детей), художественные произведения (литература, музыка, театр, рисунок), а также интернет (как источник информации, аккумулирующий все указанные выше).
В настоящее время, более чем когда-либо, выходит в свет огромное количество различных материалов и продукции для детей: книги, мультфильмы, теле- и радиопередачи, игры и пр. Из этих источников ребенок получает информацию о мире, но зачастую она не связана с возрастом дошкольника, т.е. происходит нарушение адресности (как по недосмотру взрослых, прежде всего родителей, так и порой по некомпетентности специалистов, готовящих программы), что, в свою очередь, приводит к искажению представлений о мире [18, 19]._
Batenova Yulia Valeryevna, Volchegorskaya Evgeniya Yuryevna, Emelyanova Irina Evgenyevna
THE MODERN SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT AND FORMATION ...
pedagogical sciences
Экспертную оценку представляемого изобилия, в лучшем случае, получает учебная и учебно-вспомогательная продукция, при этом она далеко не всегда подвергается психологической экспертизе. А те социальные и психологические последствия, которые мы наблюдаем после «встречи» ребенка с предлагаемой средствами массовой информации продукцией, остаются не выявленными и малоизученными.
Выводы и перспективы дальнейших исследований данного направления.
Таким образом, совершенно очевидно, что в рамках «свободной» информации необходимо направленно проектировать программы, рассчитанные на подрастающее поколение, и прежде всего на дошкольников как наиболее не защищенную в своей индивидуальной развитости его часть.
В связи со сказанным выше значительно усложняются и актуализируются задачи, стоящие перед психологами. Так, современная ситуация позволяет нам говорить о необходимости более глубокого изучения механизмов и результатов воздействия информационного пространства непосредственно на формирование значимых психических структур, характер и динамику становления личности ребенка в дошкольном возрасте, включая её когнитивные и аффективные компоненты, а также последующее их отражение в поведении ребенка.
На этой основе необходимо создавать квалифицированные психологические экспертные советы продукции для детей, осуществлять психолого-педагогическую поддержку и сопровождение образовательного и воспитательного процесса. Культура современного информационного общества предусматривает исследование как когнитивных, эмоционально-личностных, так и поведенческих компонентов личности. При этом необходимо исследовать информацию как один из ведущих способов организации и общего структурирования образа окружающего мира, что само собой накладывает большую ответственность на носителей информации и используемые способы её подачи [20].
Вышесказанное подчеркивает необходимость формирования информационной культуры, значимость которой отмечается во многих исследованиях ученых, занятых проблемой образовательной информатизации. Усложняется процесс социализации индивида, возникают новые ценности, установки, потребности. Между тем, как подчёркивает Д.И. Фельдштейн, «чрезвычайно важной задачей на современном этапе развития общества является понимание того, что человек и всё человечество находятся в исключительно сложном качественно изменяющемся многополярном и разнородном мире, в котором принципиально трансформировалось социокультурное, информационно-психологическое пространство жизнедеятельности» [21].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баженова Ю.В. Факторы, определяющие формирование информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т.7. №1(22). С. 31-34.
2. Lipman M. Critical thinking: What can it be? Institute of Critical Thinking. Resource Publication, 1988. Series 1. №1. 12 p.
3. Evjemo, B., Castejon-Martinez, H., Akselsen, S. (2019) Trust trumps concern: findings from a seven-country study on consumer consent to 'digital native' vs. 'digital immigrant' service providers. Behaviour and Information Technology. 38(5). P.503-518.
4. Батенова Ю.В. Психолого-педагогические основы моделирования информационного пространства современного дошкольника: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 270 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. — С.276.
6. Ясперс К. Философия. Книга 1. Философское ориентирование в мире. М.: Канон+РООИ «Реабилитация». 2012. 384 с.
7. Pangrazio, L. (2016). Reconceptualising critical digital literacy. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 37(2). P.163-174. doi: 10.1080/01596306.2014.942836.
8. Ilomaki, L., Paavola, S., Lakkala, M., Kantosalo, A. (2014). Digital competence — an emergent boundary concept for policy and educational research. Education and Information Technologies. 21(3). P.655-679.
9. Бондаренко С.В. Информационная стратификация в информационном обществе // Информационное общество. М. 2000. №6. С.33-39.
10. Kazakoff, E. (2015). Technology-based literacies for young children: Digital literacy through learning to code. In K.L. Heider & M.R. Jalongo (Eds), Children and Families in the Information Age: Applications of Technology in Early Childhood (pp. 43-60). New York: Springer.
11. Гендина Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Знание. Понимание. Умение. 2013. №4. С.77-83.
12. Теплая Н.А. Современные подходы к определению понятия и сущности формирования информационной культуры // Современные исследования социальных проблем. 2012. №6(14). С.12-26.
13. Дулатова А.Н. , Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. М.: Либерея-Бибинформ, 2007. 176 с.
14. Бородина В.А. Информационная социализация — путь к всеобщей доступности информации // Материалы Девятой междунар. науч. конф. Москва, 22-24 апр. 2004 г. М, 2004. С.134.
15. Жилкин В.В. Инфосоциализация: сущность понятия // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). 2007. №1. С.37-48.
16. Яновский М.И. Психологическое воздействие монтажных построений в киновидеоряде // Пензенский психологический вестник. 2014. № 2(3).
17. Марцинковская Т.Д. Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. М.: Смысл, 2016. 271 с.
18. Batenova Y.V., Dolgova V.I., Yemelyanova I.E., Volchegorskaya E.Y., Shayakhmetova V.K. Preschool Child Development in the Organized Information Space / Espacios. 2017. № 56. Т. 38. P 5. http://www. revistaespacios.com/a17v38n56/17385605.html
19. Hygen, B.W., Zahl-Thanem, T., Wichstr0m, L., (...), Kvande, M.N., Skalicka, V. Time Spent Gaming and Social Competence in Children: Reciprocal Effects Across Childhood. Child Development. 2019. https://on-linelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.1111/cdev.13243
20. Мишанова О.Г., Батенова Ю.В. Информационно-языковая компетенция современного ребенка в новом культурном контексте цифрового общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т.7. №2(23). С. 44-48.
21. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. №2(4). С.4.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ № 18-013-00743 А «Становление основ информационной грамотности дошкольников»
Статья поступила в редакцию 20.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019
16
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)