Научная статья на тему 'Принцип преемственности в речевом развитии детей'

Принцип преемственности в речевом развитии детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1642
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишанова Оксана Геннадьевна

В статье раскрываются основания для необходимости следования принципу преемственности в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, анализируется принцип преемственности с учетом сравнения требований образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования. Введение. Преемственность в образовании понимается как одно из необходимых требований, которое предполагает связь между ступенями обучения в сохранении различных элементов целого или системы. Необходимо отметить следующие направления реализации принципа преемственности: единство методологии, целей, содержания, процесса и оценивания образовательных достижений детей. Язык как социально обусловленное явление проникает непосредственно во все виды и сферы человеческой деятельности и выходит на международный уровень с целью консолидации гражданского общества и решения интолерантных проблем. Это требует, в свою очередь, предельного внимания к русскому языку как предмету речи в образовательных организациях различного уровня с учетом принципа преемственности от дошкольного до профессионально образования. Актуальность данной проблемы составляют основания для необходимости следования принципу преемственности: речевое развитие способствует становлению социально обусловленной деятельности человека, предполагающее активизацию умственных и нравственно-волевых усилий через личностноориентированное общение; речевое развитие основывается на активности детей в процессе социокультурной адаптации и неразрывно связано психологической направленностью его личности и стремлением самопознания себя и другого в общении; речевое развитие способствует осознанному овладению дошкольниками и младшими школьниками языком в единстве формы и содержания; речевое развитие ориентировано на использование системы языка с целью достижения детьми результатов общения в игровой, учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности; речевое развитие предполагает поликультурное образование, а также его освоение в различных социально значимых ситуациях; речевое развитие предполагает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности как способам осуществления общения; речевое развитие формирует коммуникативно-развивающуюся языковую личность посредством педагогического управления процессом общения и раскрытия личностных резервов детей. 769 Цель исследования. В исследовании проблемы речевого развития принцип преемственности понимается как взаимосвязь традиционного формирования коммуникативно-речевых навыков дошкольника с инновационной структурой и содержанием современного языкового образования в начальной школе, связанного с формированием концептосферы языковой личности младшего школьника, осознаваемой себя в активном и непрерывном процессе социализации. Основная цель в изучения языка каждой отдельной личностью это речевое развитие в социально обусловленной деятельности. Проблемы обучения речи и владения русским языком имеют принципиальное значение не только с точки зрения становления культуры отдельной языковой личности, но и с точки зрения развития коллективного языкового сознания общества и государства в целом. Материалы и методы. В системе дошкольного образования речевое развитие представляет собой отдельную образовательную область, утвержденную Федеральным государственным стандартом и включающую следующие требования к результатам обучения и воспитания детей: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Анализ исследований по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста показал, что движущими силами в этом процессе становятся: правильное речевое окружение; развитие познавательных психических процессов; физическое развитие; социализация. Активному совершенствованию процессу речевого развития дошкольников способствуют условия, применяемые педагогом на занятиях и прогулках: развитие зрительного, слухового и речеслухового внимания (подражание мимике и артикуляции, опознавание на слух звуков речи и окружающего мира, звукоподражания, ритмичная декламация стишков, потешек и т. д.); развитие общей и мелкой моторики, координации движений, логоритмические упражнения; звукоподражание, развитие просодической и интонационной стороны речи; артикуляционная и дыхательная гимнастика; развитие импрессивной речи; создание ситуаций, способствующих активизации речи; ознакомление с доступными произведениями художественной литературы с демонстрацией содержания (использование иллюстраций инсценирование, обыгрывание содержания). В системе начального общего образования содержательная линия «Развитие речи» должна реализовываться в процессе освоения младшими школьниками филологической предметной области и быть направлена на: а) осознание значимости русского языка на государственном уровне, его предназначение и многофункциональную природу; б) положительное отношение к культуре речи и ее показателям; в) знание языковых норм и речевых правил, условий их правильного выбора в соответствии с коммуникативной ситуацией; г) умение применять языковые знания и коммуникативные действия в решении стоящих перед ним учебных и социально-ориентированных задач. Применительно к филологической предметной области начального общего образования неподкрепленность серьезными концептуальными разработками, определяющими оптимальные пути и условия реализации социального заказа обусловлена неполным единством к обучению языку и речи на предшкольной и начальной ступенях школьного образования, приводящее к тому, что у школьника не складываются представления о языке как системе единиц, он недостаточно анализирует языковую действительность, плохо развит фонематический слух, составляющий основу грамотного письма. Важное значение для исследования принципа преемственности представляет учет сформированных М.Р. Львовым факторов речевого развития ребенка, а именно: 1) фактор положительных эмоций; 2) потребности эмоционального контакта с близким человеком; 3) физиологического развития органов речи; 4) потребности содержательного общения; 5) способности обобщения и номинации; 6) речевой среды; 7) речевой активности самого ребенка; 8) изучения языковой теории. Результаты. Материалы изучения проблемы исследования показали, что в начальном языковом образовании при преемственном переходе от дошкольного обучения и воспитания должен стоять вопрос не о речевом развитии детей, а целенаправленной коммуникативной подготовке младших школьников в гуманитарном цикле филологической предметной области, при освоении которой формируется коммуникативно-развивающаяся языковая личность, способная к полноценному восприятию и конструированию собственных текстов в контексте речевой культуры и подготовленная тем самым к самостоятельному общению. Выводы. В качестве дальнейших перспектив исследования проблем речевого развития детей можно отнести развитие социального и эмоционального интеллекта у различных возрастных групп разнообразными педагогическими и техническими средствами обучения, формирующими у обучающихся социальную ориентированность в окружающем пространстве, готовность к осмыслению и решению различных (общественно и личностно) значимых задач. К перспективам исследования проблем речевого развития детей можно также отнести разработку методики работы над устными высказываниями, созданными в различных типах речи (повествование, описание, рассуждение), обучение эстетическим качествам высказывания, развитие дискурсивного мышления. Кроме того, целесообразно проблему речевого развития детей изучать в контексте формирования различных компетенций (языковой, культуроведческой, лингвистической, стратегической, дискурсивной, поликультурной, информационной и др.), а также разрабатывать научно-методическое содержание специализированных курсов и семинаров по обучению языку и речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготавливающих педагогов к организации и проведению этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип преемственности в речевом развитии детей»

Принцип преемственности в речевом развитии детей

Мишанова Оксана Геннадьевна

Челябинский государственный педагогический университет, г.

Челябинск

Ключевые слова:

Принцип преемственности, речевое развитие, языковое образование

Аннотация: в статье раскрываются основания для необходимости следования принципу преемственности в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, анализируется принцип преемственности с учетом сравнения требований образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования.

Введение. Преемственность в образовании понимается как одно из необходимых требований, которое предполагает связь между ступенями обучения в сохранении различных элементов целого или системы. Необходимо отметить следующие направления реализации принципа преемственности: единство методологии, целей, содержания, процесса и оценивания образовательных достижений детей.

Язык как социально обусловленное явление проникает непосредственно во все виды и сферы человеческой деятельности и выходит на международный уровень с целью консолидации гражданского общества и решения интолерантных проблем. Это требует, в свою очередь, предельного внимания к русскому языку как предмету речи в образовательных организациях различного уровня с учетом принципа преемственности от дошкольного до профессионально образования.

Актуальность данной проблемы составляют основания для необходимости следования принципу преемственности:

- речевое развитие способствует становлению социально обусловленной деятельности человека, предполагающее активизацию умственных и нравственно-волевых усилий через личностно-ориентированное общение;

- речевое развитие основывается на активности детей в процессе социокультурной адаптации и неразрывно связано психологической направленностью его личности и стремлением самопознания себя и другого в общении;

- речевое развитие способствует осознанному овладению дошкольниками и младшими школьниками языком в единстве формы и содержания;

- речевое развитие ориентировано на использование системы языка с целью достижения детьми результатов общения в игровой, учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности;

- речевое развитие предполагает поликультурное образование, а также его освоение в различных социально значимых ситуациях;

- речевое развитие предполагает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности как способам осуществления общения;

- речевое развитие формирует коммуникативно-развивающуюся языковую личность посредством педагогического управления процессом общения и раскрытия личностных резервов детей.

Цель исследования. В исследовании проблемы речевого развития принцип преемственности понимается как взаимосвязь традиционного формирования коммуникативно-речевых навыков дошкольника с инновационной структурой и содержанием современного языкового образования в начальной школе, связанного с формированием концептосферы языковой личности младшего школьника, осознаваемой себя в активном и непрерывном процессе социализации.

Основная цель в изучения языка каждой отдельной личностью - это речевое развитие в социально обусловленной деятельности. Проблемы обучения речи и владения русским языком имеют принципиальное значение не только с точки зрения становления культуры отдельной языковой личности, но и с точки зрения развития коллективного языкового сознания общества и государства в целом.

Материалы и методы. В системе дошкольного образования речевое развитие представляет собой отдельную образовательную область, утвержденную Федеральным государственным стандартом и включающую следующие требования к результатам обучения и воспитания детей: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Анализ исследований по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста показал, что движущими силами в этом процессе становятся: правильное речевое окружение; развитие познавательных психических процессов; физическое развитие; социализация. Активному совершенствованию процессу речевого развития дошкольников способствуют условия, применяемые педагогом на занятиях и прогулках: развитие зрительного, слухового и речеслухового внимания (подражание мимике и артикуляции, опознавание на слух звуков речи и окружающего мира, звукоподражания, ритмичная декламация стишков, потешек и т. д.); развитие общей и мелкой моторики, координации движений, логоритмические упражнения; звукоподражание, развитие просодической и интонационной стороны речи; артикуляционная и дыхательная гимнастика; развитие импрессивной речи; создание ситуаций, способствующих активизации речи; ознакомление с доступными произведениями художественной литературы с демонстрацией содержания (использование иллюстраций инсценирование, обыгрывание содержания).

В системе начального общего образования содержательная линия «Развитие речи» должна реализовываться в процессе освоения младшими школьниками филологической предметной области и быть направлена на: а) осознание значимости русского языка на государственном уровне, его предназначение и многофункциональную природу; б) положительное отношение к культуре речи и ее показателям; в) знание языковых норм и речевых правил, условий их правильного выбора в соответствии с коммуникативной ситуацией; г) умение применять языковые знания и коммуникативные действия в решении стоящих перед ним учебных и социально-ориентированных задач.

Применительно к филологической предметной области начального общего образования неподкрепленность серьезными концептуальными разработками, определяющими оптимальные пути и условия реализации социального заказа обусловлена неполным единством к обучению языку и речи на предшкольной и начальной ступенях школьного образования, приводящее к тому, что у школьника не складываются представления о языке как системе единиц, он недостаточно анализирует языковую действительность, плохо развит фонематический слух, составляющий основу грамотного письма.

Важное значение для исследования принципа преемственности представляет учет сформированных М.Р. Львовым факторов речевого развития ребенка, а именно: 1) фактор положительных эмоций; 2) потребности эмоционального контакта с близким человеком; 3) физиологического развития органов речи; 4) потребности содержательного общения; 5) способности обобщения и номинации; 6) речевой среды; 7) речевой активности самого ребенка; 8) изучения языковой теории.

Результаты. Материалы изучения проблемы исследования показали, что в начальном языковом образовании при преемственном переходе от дошкольного обучения и воспитания должен стоять вопрос не о речевом развитии детей, а целенаправленной коммуникативной подготовке младших школьников в гуманитарном цикле филологической предметной области, при освоении которой формируется коммуникативно-развивающаяся языковая личность, способная к полноценному восприятию и конструированию собственных текстов в контексте речевой культуры и подготовленная тем самым к самостоятельному общению.

Выводы. В качестве дальнейших перспектив исследования проблем речевого развития детей можно отнести развитие социального и эмоционального интеллекта у различных возрастных групп разнообразными педагогическими и техническими средствами обучения, формирующими у обучающихся социальную ориентированность в окружающем пространстве, готовность к осмыслению и решению различных (общественно и личностно) значимых задач. К перспективам исследования проблем речевого развития детей можно также отнести разработку методики работы над устными высказываниями, созданными в различных типах речи (повествование, описание, рассуждение), обучение эстетическим качествам высказывания, развитие дискурсивного мышления. Кроме того, целесообразно проблему речевого развития детей изучать в контексте формирования различных компетенций (языковой, культуроведческой, лингвистической, стратегической, дискурсивной, поликультурной, информационной и др.), а также разрабатывать научно-методическое содержание специализированных курсов и семинаров по обучению языку и речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготавливающих педагогов к организации и проведению этой работы.

Список литературы:

1.Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика - 2012. - № 6.

2.Мишанова, О.Г. Принципы научно-методической концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12. - С.41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.