Научная статья на тему 'Формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования: постановка проблемы и понятийное поле'

Формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования: постановка проблемы и понятийное поле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНО-ТОЛЕРАНТНЫЕ УМЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE ABILITIES / TOLERANT ABILITIES / COMMUNICATIVE-ANDTOLERANT ABILITIES / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / POLYCULTURAL APPROACH / LINGUO-DIDACTIC APPROACH / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфильева Лидия Павловна

В данной статье раскрывается процесс формирования коммуникативнотолерантных умений младших школьников, уточняется сущность данного понятия; рассматриваются подходы к определению коммуникативнотолерантных умений младших школьников, предложены теоретикометодологические подходы к их формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S COMMUNICATIVE-AND-TOLERANT ABILITIES FORMING WHILE LANGUAGE LEARNING: RAISING AN ISSUE AND CONCEPTUAL FIELD

The given article reveals the process of junior schoolchildrens communicative-and-tolerant abilities forming; specifies the essence of the given concept; considers approaches to defining the junior schoolchildrens communicative-and-tolerant abilities; suggests theoretical-and-methodological approaches for such abilities forming.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования: постановка проблемы и понятийное поле»

УДК 4(07): 15 ББК 74.268.1:88

Перфильева Лидия Павловна

аспирант

кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Perfilieva Lidia Pavlovna Post-graduate

Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian

Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования: постановка проблемы

и понятийное поле Junior Schoolchildren’s Communicative-and-Tolerant Abilities Forming While Language Learning: Raising an Issue and Conceptual Field

В данной статье раскрывается процесс формирования коммуникативнотолерантных умений младших школьников, уточняется сущность данного понятия; рассматриваются подходы к определению коммуникативнотолерантных умений младших школьников, предложены теоретикометодологические подходы к их формированию.

The given article reveals the process of junior schoolchildren’s communicative-and-tolerant abilities forming; specifies the essence of the given concept; considers approaches to defining the junior schoolchildren’s communicative-and-tolerant abilities; suggests theoretical-and-methodological approaches for such abilities forming.

Ключевые слова: коммуникативные умения, толерантные умения, коммуникативно-толерантные умения, младший школьник, поликультурный подход, лингводидактический подход, междисциплинарный подход.

Key words: communicative abilities, tolerant abilities, communicative-and-tolerant abilities, junior schoolchildren, polycultural approach, linguo-didactic approach, interdisciplinary approach.

Человеческое общество непрерывно развивается и совершенствуется, его динамика напрямую зависти от того, как осуществляется процесс образования. На протяжении многих лет одной из ведущих проблем образования является сложности в общении школьников разных культур и национальностей, а отсюда дальнейшие непонимание, неприятие других ценностей, и как следствие, расизм. Учеными установлено (А.Г. Асмолов, А. А. Баранов, В.В. Бойко, Н.А. Бусова, О.А. Скрябина, С.Г. Тер-Минасова, С.И. Толстикова и др.), что

отсутствие коммуникативно-толерантных умений является одной из основополагающих причин межнациональных конфликтов.

Стоит отметить, что в последние годы произошла переориентация всей системы образования в России в направлении гуманизации и направленности на общечеловеческие ценности. Это в свою очередь определяет важность формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников, которая закреплена в Законе «Об образовании», «Концепцией модернизации на период до 2020 г.», «Федеральным компонентом образовательного стандарта общего образования».

Новые государственные образовательные стандарты личностноориентированные, то есть, направлены на создание гуманного социума, способного обеспечить гармонию отношений личности и общества, преодолеть кризисные и конфликтные явления, обеспечить развитие способностей человека, осуществить приобщение к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых является коммуникация, которая должна снять межнациональную напряженность, господствующую в нынешнем обществе.

Обзор различных теорий коммуникации, развитие исследований в области коммуникативного образования в ХХ веке и новые тенденции в этой сфере человеческой деятельности наиболее полно представлены в работах Л.М.Земляновой, М. Мазура, Г.Г.Почепецова, Ю.В.Рождественского, De Fleur M.L., Fiske J и др. Важно заметить, что применительно к детям младшего школьного возраста такое понятие, как «коммуникативное образование»в этих и других исследованиях не употребляется.

Процесс общения обеспечивает целостность взаимодействия между субьектами, интегрируя язык и речь. Общение характеризуется как межличностное и внутриличностное взаимодействие, направленное на обмен информацией (между субьектами или субличностями); при этом одним из средств общения является язык, а одной из форм общения - речь. В результате эта единая система приобретает свойства коммуникации, которая оценивается как контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом [7].

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А.В. Запорожец, М.И.Лисина, Бееуаг Я.У.). При акценте на обмен и сообщения информации общение превращается в коммуникацию, явление более узкое, но неразрывно с ним связанное (М.И.Лисина).

В начальной школе внимание обучающихся предполагается привлекать к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Соответствие двум главным требованиям к речи - быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику - стержень работы над культурой речи и формированием речевого поведения, над правильностью и эстетикой письма.

Мы рассматриваем формирование коммуникативно-толерантных умений именно в младшем школьном возрасте, так как в этот период детства возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности [5]. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.

В зависимости от того, в какой предметной области рассматривается понятие коммуникативные умения (в психологии, педагогике, дидактике, философии) меняется его трактовка. Так, вузовские педагоги трактуют коммуникативные умения как "качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально-высоком профессиональном уровне", считают их "составным структурным компонентом личности учителя, выражающим способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними". Имеют место определения умений как способов моделирования процессов общения и его регуляции, как способности управлять своей деятельностью в условиях решения коммуникативных задач общения [1].

Мы считаем, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески

использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.

Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В Касаткиной, Р.В Овчаровой и др. В качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность призвана развивать коллективные отношения, развивать дарования.

Кузнецова Л. В выявила характерные для младшего школьного возраста коммуникативные умения: умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту [4; с. 72].

Проблема толерантности широко исследовалась в историко-философских учениях, рассматривавших проблему человека, его сущности и предназначения в средневековой философии (А. Августин, К.С.Тертуллиан и др.), философии Возрождения и Нового времени (Н.Кузанский, Дж.Локк, М.Монтень, Э.Роттердамский, Себастьян Франк и др.), классической немецкой философии (И.Кант, Л.Фейербах и др.), философии XX века (М.Бубер, З.Фрейд, Э.Фромм, М.Шелер и др.), русской философии XIX - XX веков (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев и др.).

В научной литературе толерантность определяется, прежде всего, как уважение, признание равенства, отказ от доминирования и насилия, как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к единению или преобладанию какой-либо одной точки зрения [2].

По определению В.А.Тишкова, толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу [3].

Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих диссертационных работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, В. Жанкелевич, В.М. Золотухин, Ж. Лессэ, Дж. Локк, А.П. Мчедлов, Э. Нарагхи, Н.К. Рерих, Ж.-Ж, Руссо, В.А. Тишков, Л.Н. Толстой, Б. Уильяме и др.; психологи:

A.Г. Асмолов, В.Е. Кемеров, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Ф.М. Малхозова,

B.Г. Маралов, А.П. Оконешникова, Г.У. Солдатова и др. Толерантность применительно к младшим школьникам рассматривается в трудах

C.А. Ашиновой, В.А. Брянцевой, Т.П. Гавриловой, С.А. Герасимова,

В. А. Сластенина и др.

Солидаризируясь с мнением Синятевой Г. А., толерантные умения - это совокупность коммуникативных норм, способов и форм в области организации общения и взаимодействия, осуществляемых на основе поликультурных знаний, позволяющих выстраивать на конструктивной основе отношения с представителями иной социальной, нравственной и культурной среды, которые имеют различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения [8].

Проведенный анализ научно-методической литературы, собственные результаты работы позволили и сформулировать понятие коммуникативнотолерантные умений как совокупность осознанных коммуникативных действий, характеризующийся терпимостью коммуникативного поведения и направленностью на уважение к собеседнику.

Коммуникативно-толерантные умения младших школьников - умения учащихся как комплекс коммуникативных норм, способов и форм в области организации общения и взаимодействия, позволяющих выстраивать на конструктивной основе отношения с представителями иной социальной,

нравственной и культурной среды, а также формирующие у младшего школьника стиль коммуникативного поведения.

Общенаучную основу данного исследования составляет поликультурный подход, который обладает значительным теоретико-методическим потенциалом при развитии коммуникативно-толерантных умений младших школьников, так как он сказывается на целеполагании, способствует обновлению форм, методов и содержательных аспектов искомого процесса, которые в значительной степени способствовали бы развитию толерантной личности учащегося.

Е.Ю. Никитина, И.Ю. Макурина и др. определяют поликультурный подход как создание воспитывающей поликультурной среды за счет наполнения ее ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры, которая включает обучаемого в активный процесс ее познания и созидания путем диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в ее культурной идентификации [6, 203-205].

Моделируемый процесс формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников на основе поликультурного подхода призван обеспечить:

-овладение нормами межкультурного общения с учетом планируемого уровня овладения коммуникативными и когнитивными умениями;

- осознание ребенком как себя, так и других в качестве культурноисторических субъектов, являющихся носителями и выразителями не одной, а целого ряда взаимосвязанных культур;

- развитие способностей к межкультурному диалогу;

Конкретно-научную основу формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников составляет лингводидактический подход. Изучение данного подхода мы находим в трудах Г.И. Богина, Л.И. Божович, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Л.Ф. Миньяра-Белоручева, Н.М. Шанского и др.

Значение начального языкового образования для развития личности младшего школьника. отмечают в своих работах Л.В.Зеленина, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др. Языковая личность и пути ее

становления в процессе изучения русского языка рассматриваются в работах

С.Г. Воркачева, Ю.Н.Караулова, А.В.Текучева и др.

Наиболее продуктивным в исследовании современных коммуникативных процессов представляется междисциплинарный подход, составляющий методико-технологическую основу нашего исследования. Данный подход опирается на принцип комплексного исследования художественных явлений и включающий различные аспекты научного анализа, в том числе литературоведческий, искусствоведческий, культурологический,

лингвистический, философско-эстетический, социологический.

Междисциплинарное обучение в начальной школе есть дидактически целесообразное сочетание обучения общеобразовательным дисциплинам, с применением компьютерных коммуникационных технологий, которые выступают как мощное средство в решении задач в познавательной и коммуникативной деятельности. Комплексное использование

междисциплинарных связей выступает в качестве основного фактора совершенствования образования и является одним из критериев отбора и координации материала в программах смежных дисциплин.

Анализ научно-методической литературы показал, что идея формирования коммуникативно-толерантных умений междисциплинарной интеграции обозначена в ряде работ, посвященных специфике преподавания курса «Русский язык и культура речи» (И. В. Вяткина, Н. К. Гарифуллина, О. Я. Гойхман, Н. И. Колесникова, С. В. Марченко, О. М. Орлов, Н. Н. Тесликова, Т. Е. Тимошенко и др.), однако конкретные пути, принципы такой интеграции учеными зачастую не раскрываются.

Применение приёмов и методов программы междисциплинарного обучения на уроках русского языка и литературы способствуют повышению интереса к учению и развитию речи, самостоятельности суждения, развивают мышление и память, улучшают взаимопонимание между ребятами, способствуют более тесному сотрудничеству в классное и внеклассное время.

Анализ подходов общенаучного (поликультурный), конкретно-научного (лингводидактический) и методико-технологического (междисциплинарный) уровней к проблеме развития толерантных умений учащихся показал, что

каждый из подходов в той или иной степени решает проблему формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования.

Коммуникативно-толерантные умения необходимы младшему школьнику для развития языковой личности, её самореализации и адаптации к условиям жизни в современном сообществе. Человек как языковая личность способен пользоваться информацией, познавать социум, людей и себя в быстро изменяющемся мире, осмысливать результаты своей деятельности, способен принимать нестандартные решения и нести за них ответственность, быть конкурентоспособным на рынке труда, уметь грамотно выстраивать траекторию личностного развития.

В результате анализа научно-методической литературы и практики по проблеме формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования мы убедились, что данная тема освещена недостаточно. Изучая процесс формирования коммуникативнотолерантных умений младших школьников, мы руководствовались интеграцией положений поликультурного, лингводидактического и междисциплинарного подходов.

Библиографический список

1. Бердникова, Л.И. Формирование языковой личности школьника (на примере русского языка)/ Под ред. Зотовой Н.К. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. - 19 с.

2. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему)/С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.

3. Декларация принципов толерантности: утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Текст] // Век толерантности: науч.-публицист. вест. - М.: МГУ, 2001. - С. 131-137.

4. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова // Книга для учителя - М.: Просвещение, 1988 - 224 с.

5. Немов, Р.С. Психология учебник / Р.С. Немов // Т. 1-2. - М.: ВЛАДОС, 1999. -

640 с.

6. Никитина, Е. Ю. Поликультурно-текстоцентрический подход как теоретикометодологическая стратегия развития профессионально-ориентированного иноязычного общения в системе профессионального образования [Текст] / Е. Ю. Никитина, И. Ю. Макурина // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2005. - С. 203-205.

7. Михайлова, И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова - М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.

8. Синтяева, Г. А. Развитие толерантных умений учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск , 2008. - 225 с.

9.

Bibliography

1. Berdnikova, L.I. Schoolboy’s Language Personality Forming (By the Example of Russian) / Under the Editorship of N.K. Zotova. - Orenburg: Publishing House of OOIPKRO, 2000. - 19 p.

2. Bondyreva, S.K. Tolerance (Introduction Into the Problem) / S.K. Bondyreva, D.V. Kolesov. - M: Publishing House of the Moscow Psychological-and-Social Institute; Voronezh: "MODEK" SPS Publishing House, 2003. - 240 p.

3. Declaration of Tolerance Principles: Confirmed by the Resolution 5.61 of General Conference of UNESCO, November, 16, 1995 [Text] // The Century of Tolerance: Scientific-and-Publicist Herald. - M.: Moscow State University, 2001. - P.131-137.

4. Kuznetsova, L.V. Junior Schoolboy’s Harmonious Personality Development / L.V. Kuznetsova // Teacher’s Book. - M.: Education, 1988 - 224 p.

5. Mikhailova, I.M. Junior Schoolchildren’s Communicative Abilities Forming Using Visual Aids / I.M. Mikhailova - M: Pskov. PSPU, 2005. - 188 p.

6. Nemov, R.S. Psychology: Textbook / R.S. Nemov // V. 1-2. - M.: VLADOS, 1999. - 640 p.

7. Nikitina, E. Yu. Polycultural-and-Text-Oriented Approach as a Theoretical-and-Methodological Strategy of Professionally Focused Foreign Communication Development in the System of Professional Training [Text] / E.Yu.Nikitina, I.Yu. Makurina // Education Problems in Modern Russia and on the PostSoviet Territory: Collected Works of V International Scientific-and-Practical Conference. - Penza, 2005. -P. 203-205.

8. Sintyaeva, G.A. Pupils’ Tolerant Abilities Development: Diss.......... Candidate of Ped. / G.A.

Sintyaeva. - Chelyabinsk, 2008. - 225 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.