Научная статья на тему 'Принципы формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников'

Принципы формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-ТОЛЕРАНТНЫЕ УМЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE-AND-TOLERANT SKILLS / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / PEDAGOGICAL PRINCIPLE / LINGUISTIC EDUCATION / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфильева Лидия Павловна

В данной статье раскрываются принципы формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников: субъектности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, ситуативности обучения, образовательной рефлексии, соблюдения языковых и конвенциональных норм речевого поведения коммуникантов, децентрической направленности, идентификации (персонификации), лингвокультурности, эмпатии, культурно-ориентированной направленности, кооперации и вежливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Junior Schoolchildren’s Communicative-and-Tolerant Skills Forming

This article reveals the principles of the communicative-and-tolerant skills forming of junior schoolchildren: subjectivity, communicative partnership and collaboration, situational training, educational reflection, following the linguistic and conventional norms of speech behaviour of communicants, decentering orientation, identification (personification), linguo-culture, empathy, culture orientation, cooperation and courtesy.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников»

УДК 371.01: 151.7 ББК 74.200.5:88.8

Перфильева Лидия Павловна

аспирант

кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Perfilyeva Lidia Pavlovna Post-graduate

Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Принципы формирования коммуникативно-толерантных умений

младших школьников Junior Schoolchildren’s Communicative-and-Tolerant Skills Forming

В данной статье раскрываются принципы формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников: субъектности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, ситуативности обучения, образовательной рефлексии, соблюдения языковых и конвенциональных норм речевого поведения коммуникантов, децентрической направленности, идентификации (персонификации), лингвокультурности, эмпатии, культурно-ориентированной направленности, кооперации и вежливости.

This article reveals the principles of the communicative-and-tolerant skills forming of junior schoolchildren: subjectivity, communicative partnership and collaboration, situational training, educational reflection, following the linguistic and conventional norms of speech behaviour of communicants, decentering orientation, identification (personification), linguo-culture, empathy, culture orientation, cooperation and courtesy.

Ключевые слова: коммуникативно-толерантные умения, младший школьник, педагогический принцип, языковое образование, толерантность.

Key words: communicative-and-tolerant skills, junior schoolchildren, pedagogical principle, linguistic education, tolerance.

Формирование коммуникативно-толерантных умений младших продиктовано темпами развития современного общества, что в свою очередь отражено в Законе «Об образовании», «Концепции модернизации на период до 2020 г.», «Федеральным компонентом образовательного стандарта общего образования», а также в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

Подробное рассмотрение научно-методической литературы позволяет дать определение коммуникативно-толерантным умениям - это совокупность осознанных коммуникативных действий, характеризующийся терпимостью коммуникативного поведения и направленностью на уважение к собеседнику.

Базу и новизну спроектированной методики формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников составляет система педагогических принципов, построенная как результат теоретико-методологического анализа, позволившего экстраполировать идеи современной теории начального языкового образования, лингвистики, культурологии, толерантности, а также теории и методики обучения младших школьников русскому языку. В результате были выделены три подсистемы принципов:

■ общепедагогические принципы теории и методики обучения и воспитания младших школьников (субъектности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, ситуативности обучения, образовательной рефлексии);

■ принципы осуществления языкового образования младших школьников (соблюдения языковых и конвенциональных норм речевого поведения коммуникантов, децентрической направленности, идентификации (персонификации), лингвокультурности);

■ принципы реализации идей толерантности младших школьников (эмпатии, культурно-ориентированной направленности, кооперации и вежливости).

Ориентация школы в целом и системы педагогического взаимодействия на субъект-субъектные отношения участников учебной деятельности выдвигает на первый план задачу развития младшего школьника как субъекта (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Люблинская, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова и др.).

Субъектность младшего школьника в широком смысле представляется нам как синтез и трансформация субъектных свойств личности в профессионально значимые личностные качества. В педагогике и психологии накапливаются работы, рассматривающие вопросы формирования субъектности (Г.И.

174

Аксенова, Е.Н. Волкова, И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.).

Мы согласны с мнением Межиной О. Ю. о том, что принцип субъектно-сти предполагает опору на активность самого ребенка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми, что является непременным условием формирования межэтнической толерантности [3].

В процессе формирования коммуникативно-толерантных умений складывается субъектность младшего школьника: он начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

Отношения учитель-учащиеся, учитель-родители, ученик-ученик, учащиеся-родители должны быть основаны на сотрудничестве и равноправном коммуникативном партнерстве. В ином случае они носят деструктивный характер и могут привести к конфликтной ситуации, как во время обучения, так и во внеурочные часы. Реализовать дынный принцип на уроках русского языка и литературы предпочтительно при освоении нового материала.

Формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников на основе принципа коммуникативного партнерства и сотрудничества способствует:

а) возрастанию степени понимания языкового материала;

б) благоприятному отношению к изучаемому предмету;

в) повышению количества оригинальных решений коммуникативных

задач;

г) построение высказывания с учетом его прагматической ценности;

д) соотнесению паралингвистических явлений (жесты, мимику и др.) с

ситуацией общения;

е) становлению коммуникативной компетентности.

Принцип ситуативности предполагает создание в процессе обучения

межкультурному общению социально-психологического фона/контекста ком-

175

муникации. Это выражается в определении обстановки, в которой происходит взаимодействие собеседников, их личностных характеристик, взаимоотношений, причин контактов и коммуникативных намерений, а также развития самого речевого акта, содержание которого составляет в данном случае социокультурный компонент [4].

С позиций коммуникативности ситуативность как принцип в общих чертах представляет собой обучение, в основе которого лежат различные ситуации. Понятие, сущность и проблемы реализации принципа ситуативности рассматривались в работах И.В. Алексеевой, М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальсковой,

Н.И. Гез, Е.А. Маслыко, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, В.Л. Скалкина и др.

В основе учебных занятий начальной школы лежат реальные жизненные ситуации, которые позволяют младшим школьникам окунуться в мир действительных вещей и явлений и выполнять простую коммуникацию, а не фантазировать и представлять себя в иллюзорном мире. Такая реалистичность облегчает ассимиляцию не только реалий коммуникативно-толерантного общения, но и учебного материала, который усваивается легче, если сознанию не приходится останавливаться на неестественности представленных событий.

Коммуникативно-толерантные ситуации по содержанию должны быть близки и интересны школьникам. Они могут быть вымышленными или взяты из повседневной жизни, или предполагать решение какой-либо проблемной ситуации но, несмотря ни на что данные ситуации должны увлекать учащихся, а вызывать чувство разочарования.

Процесс формирования коммуникативно-толерантных умений будет проходить значительно эффективнее, если педагог будет специально обучать младших школьников самоанализу собственной деятельности.

Принцип образовательной рефлексии означает осмысление педагогом и учащимися всех составляющих процесса обучения и собственных действий по его организации. Без осознания средств своего учения, познания и механизмов мыследеятельности младшие школьники не смогут присвоить тех знаний, которые получили на занятиях.

Рефлексию можно проводить после занятия, по завершению пройденной темы или раздела. Изучив определенный материал, педагог выделяет время на занятии, в течение которого учащиеся производят рефлексию и самооценку собственного труда, организуемого с учетом индивидуальной

образовательной программы.

Формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников на основе принципа, образовательной рефлексии способствует осознанию произносимых слов и производимых действий, помогает младшему школьнику правильно оценить ситуацию и предопределить дальнейшую толерантную тактику в коммуникативном процессе.

Наряду с овладением языком как средством организации произвольных действий младший школьник осознанно и неосознанно усваивает, интериоризирует и иные механизмы самоконтроля — конвенциональные нормы. Данные нормы усваиваются ребенком путем поощрения или порицания соответствующих действий ребенка взрослыми, расположением которых он дорожит.

Мы определяем конвенциональные нормы как совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения.

Согласно теории Э. Туриэля [8], первоначально ребенок не разделяет моральные, конвенциональные и персональные (индивидуальные приоритеты и предпочтения личности в сфере организации собственной жизнедеятельности, начиная с режима дня, распоряжения финансовыми средствами и пр.).

В младшем школьном возрасте, признавая важность и обязательность для выполнения всех указанных видов норм, дети начинают выстраивать приоритеты нормативных требований и иерархию норм. Происходит переход от ориентации преимущественно на конвенциональные нормы к соположенности, а в младшем подростковом возрасте к иерархизации конвенциональных и моральных норм в сторону возрастания значимости моральных норм [7].

Конвенционные нормы речевого общения - это нормы социально приемлемого поведения, которые не всегда соответствуют общепринятым этикетным нормам, нередко вступающим в противоречие с интенциями говорящих и условиями общения.

В младшем школьном возрасте важно соблюдение конвенциональных норм речевого поведения, большинство из которых относится к архитипическим знаниям, данным говорящим в качестве устойчивых представлений о том, как организуется диалогическое общение, как должны выстраиваться в процессе диалога взаимоотношения между партнерами с учетом национально-культурных традиций.

По мнению Зарецкой Е. Н. [2], принцип децентрической направленности предписывает умение анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, смотреть на себя и других исходя из интересов дела, а не из личных целей.

Ориентация принципа децентрической направленности сводится к тому, что участники диалога или полилога направляют свои усилия не на защиту личных интересов, а на поиск приемлемого решения сложившейся проблемы. Такая ориентация качественно влияет на образовательный процесс: учитель и ученики объединяют свои силы и возможности на получения новых знаний умений и навыков.

Аналогично децентрическая направленность позволит учащимся выстаивать конструктивно линию толерантного поведения, особенно в спорных или конфликтных ситуациях. Если в данной ситуации будет достигнута подобная направленность, то конфликт будет сведен к нулю, а решение будет устраивать обе стороны.

Данный принцип направляет действия всех участников образовательного процесса, а именно педагога, родителей и младших школьников на формирование у последних коммуникативно-толерантных умений.

Принцип идентификации (персонификации) означает, что ребенок отождествляет себя со значимым идеалом, стремится быть на него похожим.

Младший школьник еще продолжает адаптацию к социуму, усваивает «копии» «препарированного» в учебных целях знания. Таким образом, если на уроках русского языка и литературы педагог будет вводить яркие, эмоционально привлекательные образы (живых и неживых существ, природных явлений и т.п.) с правильным толерантным поведением, то учащиеся начнут на них ориентироваться и в дальнейшем подражать им.

Из вышесказанного следует, что персонифицированные идеалы являются действенными средствами формирования коммуникативно-толерантных умений.

Принцип лингвокультурности способствует становлению новой педагогической языковой парадигмы, к основным составляющим которой можно отнести: а) сущность и назначение языкового образования; б) функции языкового образования (гуманитарная, культуросозидательная, социализации); в) содержание языкового образования (аксиологический, деятельностнотворческий, личностный аспекты); г) педагогические технологии осуществления языкового образования.

Лингвокультурология — комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (систем норм и общественных ценностей)» [1].

Формируя коммуникативно-толерантные умения младших школьниках на уроках русского языка, следует тщательно продумать все задания в лингвокультурологическом направлении. Важно помнить о том, что строительным материалом для связных высказываний является слово, поэтому знакомить учащихся со значениями слов и особенностями их употребления в конкретном языке надо по словарям (толковый, фразеологический, этимологический, историко-этимологический, словарь символов и знаков). На уроке очень важна лексическая работа. Задания по орфографии и пунктуации, а также вопросы по

морфологии и словообразованию позволяют повторить и закрепить изученное. Обсуждение текста помогает воссоздать языковую картину мира и образ человека в определенной культуре, способствует отображению психологии и ментальности в данном языке, создает эмоциональный настрой, повышает интерес к предмету.

Принцип культурно-ориентированной направленности требует усвоения младшим школьником ценностей общечеловеческой культуры и ее этнического национального содержания, соотношения потребностей и ценностных ориентаций общества и личности, приобщения личности к различным видам культуры. Вышесказанное означает, что при взаимодействии с представителями иной социальной и культурной групп обучаемый должен соединить различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные и смысловые ориентиры [5].

Принцип кооперации и вежливости характеризует взаиморасположения говорящих в структуре речевого акта. Данный принцип требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий - слушающий. Соблюдение данного принципа создает среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.

В соответствии с принципом кооперации и вежливости, общение строится, исходя из определения собеседника как партнера, равноправного участника диалога, вне зависимости от его социальной позиции и коммуникативной роли[5].

При формировании коммуникативно-толерантных умений младших школьников значительная роль отводится принципу эмпатии, так как эмпатия способствует разрешению многих конфликтов, основанных на неприятии лиц другой национальности и вероисповедания. Особенность данного принципа заключается в том, что собеседник способен «вжиться» в переживания партнера по речевому акту.

Особую значимость принцип эмпатии приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между младшими школьниками, где

ребенок получает одни из первых уроки эмоционального отклика. Через взаимодействия с одноклассниками младший школьник учится понимать и строить свои будущие отношения с окружающим миром. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития затрудняется и искажается [2], а недооценка развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в практическом плане приводит к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей со сверстниками, педагогами и родственниками.

Проведенные экспериментальные исследования показали, что выявленная и обоснованная нами система педагогических принципов способствует эффективному формированию коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования.

Библиографический список

1. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. — М.: Изд-во РУДН, 1997. - С. 36-37.

2. Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с.

3. Межина, О. Ю. Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера : Дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2008.- 229 с.

4. Павлова, К.Г. Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам / К.Г. Павлова //Сборник научных трудов (Том 461) - М.: Московский гос. лингвистический университет, 2001.- 239 с.

5. Синтяева, Г. А. Развитие толерантных умений учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск , 2008. - 225 с.

6. Сорокоумова, С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений / С.Н.Сорокоумова //. -Психолог в детском саду, 2005. - №3. - С.93-103.

7. Уланова, Н. С. Особенности ориентации на социальные нормы у младших школьников в разных образовательных средах : Дис. ... канд. псих. наук. - Москва, 2009. -154 с.

8. Turiel, E. The culture of morality: Social development, context, and conflict. Cambridge : Cambridge University Press. 2006.-325 p.

Bibliography

1. Mezhina, O. Adolescents’ Inter-Ethnic Tolerance Formation at Institutions of Further Education of the Far North: Dis. ... Candidate of Ped. - Tyumen,

2008. - 229 p.

2. Pavlov, K.G. Autonomy in the Practice of Teaching Foreign Languages and Cultures / K.G. Pavlov // Collection of Scientific Works (Vol. 461) - Moscow: Moscow State.Linguistic University, 2001. - 239 p.

3. Sintyaeva, G.A. Students’ Tolerance Skills Development: Dis. ... Candidate of Ped. - Chelyabinsk, 2008. - 225 p.

4. Sorokoumova, S.N. Senior Preschoolers Empathy Development Via the Optimization of the Child-Parent Relationships / S.N.Sorokoumova // Psychologist in a Kindergarten, 2005. - № 3. - P.93-103.

5. Turiel, E. The Culture of Morality: Social Development, Context, and Conflict. - Cambridge: Cambridge University Press. 2006.-325 p.

6. Ulanova, N. Features on Social Norms Focusing of Primary Schoolchildren in Different Educational Environments: Dis. ... Cand. of Psychol. - Moscow,

2009. -154 p.

7. Vorobiev, V.V. Linguistics: Theory and Methods. - Moscow: Publishing House of the People's Friendship University, 1997. - P. 36-37.

8. Zaretsky, E. N. Rhetoric: Theory and Practice of Speech Communication. -4th Ed. - Moscow: Delo, 2002. - 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.