УДК 4(07)
ББК 74.268.120
Никитина Елена Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Викина Надежда Алексеевна соискатель
кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Nikitina Elena Yurievna Doctor of Pedagogics,
Professor
Department of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the
Russian Language and Literature Chelybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Vikina Nadezhda Alexeevna Applicant for a Degree Department of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the
Russian Language and Literature Chelybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Формирование умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка: педагогическое осмысление Skills Formation of Junior Pupils’ Educational Work Rational Organization at the Russian Language Lessons: Pedagogical Perception В статье раскрыта актуальность формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка, определяющие успешность учения по русскому языку и развития функционально грамотной языковой личности младшего школьника.
The article reveals the topicality of skills forming of junior pupils’ educational work rational organization at the Russian Language lessons, which determine the successful Russian Language study and development of a junior pupil’s functionally competent language personality.
Ключевые слова: младший школьник, русский язык, умения рациональной организации учебного труда, информация тренинговые технологии.
Key words: junior pupil, the Russian Language, rational organization of educational work, information, training technologies.
Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, объективно выдвинули проблему повышения качества общего образования в число приоритетных.
В соответствии с таким социальным запросом рациональная организация учебного труда младших школьников выступает основой повышения качества общеобразовательной подготовки школьников, так как именно умение учиться создаёт базу для непрерывного образования, возможность постоянно повышать образовательный уровень, быть активным членом общества, гражданином и созидателем. Вышесказанное подтверждает актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы исходит из потребностей начального образования - необходимости формирования учебной самостоятельности младших школьников, являющейся основой становления самостоятельной языковой личности младшего школьника.
На научно-методическом уровне актуальность темы определяется тем, что в методике преподавания русского языка не определены способы и пути формирования умений рациональной организации учебного труда, определяющие учебную самостоятельность школьников. В связи с этим возникает необходимость практической разработки модели методики формирования искомых умений. Затруднения в формировании у младших школьников умений рациональной организации учебного труда объясняются недостаточной обоснованностью научного обеспечения формирования искомых умений, отсутствием системы работы в начальной школе по формированию умений рациональной организации учебного труда, что отражено в работах И.П. Смирнова, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванова, А.В. Хуторского и др. Однако в научной литературе указывается на необходимость формирования умений рациональной организации учебного труда учащихся всех ступеней школ, в том числе и младших школьников (А.А. Леонтьев, Я.О. Устинова, Н.Ю. Бугримова, А.В. Усова, И.А. Зимняя, и др.). Эти учёные отмечают, что успешное решение социальных и профессиональных задач, стоящих перед нашим обществом и перед будущими специалистами, воз-
можно лишь при условии «добывания» личностного знания самим обучающимся, которое осуществляется посредством умений рациональной организации учебного труда во время процесса обучения.
«Умения рациональной организации учебного труда младших школьников» как способность субъекта рационально организовать свой учебный труд и осуществлять выбор оптимальных способов получения, обработки и сохранения в памяти полученной информации с целью повышения успешности и результативности обучения на всех ступенях общего образования, развития языковой направленности младшего школьника.
В целом рациональность в теоретико-методологическом значении определена как готовность и способность человека контролировать и совершенствовать свои умения. Обращение к исследованию понятия «рациональная организация учебного труда» для постижения её сущности, осознания структуры потребовало глубокого анализа генезиса категории «рациональность», широко представленных в философии. При диахроническом рассмотрении удалось выявить тенденцию расширения её значения, диалектический переход от внесубъ-ектного толкования рациональности (разум есть высшее начало, дистанцированное от активной позиции индивидуума) к «вписыванию» её в контекст человеческой деятельности как неотъемлемой конституанты, в которой рациональность рассматривается в аспекте постижения и приспособления окружающей действительности к человеческой личности и деятельности (Н.С. Автономова, П.А. Гайденко, Ю.Н. Давыдов, М.К. Мамардашвили, Н.С. Мудрагей, В.С. Швырёв и др.). Согласно этой позиции рациональность предполагает определённый способ деятельности человека по достижению поставленных целей оптимальными способами. Такое понимание определяет подход к исследованию учебного труда младших школьников на уроках русского языка. Ученик начальной школы становится обладателем новых свойств и характеризуется ответственным отношением к учебному труду, способностью определять учебную ситуацию, требующую рационализации. «Разумность» рационального мышления заключается в способности усовершенствовать, развить, конкрети-
зировать свои умения по присвоению учебной информации. В целом рациональность в теоретико-методологическом плане определена нами как готовность и способность младшего школьника к постоянному сознательному формированию умений учебного труда.
В исследовании установлено, что умения рациональной организации учебного труда определяют все компоненты учебной работы ученика начальной школы: цели, мотивы, промежуточные задачи, действия, операции. Побуждающие учебную работу мотивы сопровождаются мотивом рациональной организации учебного труда, что предопределяет рациональное выделение и распределение учебных действий, реализуется в операциях, носящих рациональный характер. При этом ученик начальной школы по-своему формирует умения рациональной организации учебного труда и осуществляет деятельность, пользуясь своеобразной личностной системой приёмов и способов присвоения учебной информации.
Анализ теоретических положений показал, что умения рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка проявляются в нескольких аспектах: в учебной, творческой и самостоятельной деятельности; в создании необходимых условий для свободного творческого проявления личности младшего школьника и учителя в целях, содержании, формах, методах и результатах совместной деятельности.
Нами выделена сущность умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка, которая представляет собой особую систему относительно устойчивых способов (особенностей) учебной работы, оптимальных в конкретных условиях деятельности и сознательно используемых учащимися для успешности её выполнения. Формирование умений рациональной организации учебного труда заключается в определении целенаправленности деятельности учителя и младших школьников по усвоению знаний, умений для выполнения организационно-управленческой, учебной, проектировочной и творческой деятельности, формированию у младших школьников устойчивой мотивации к познанию форм учебной деятельно-
сти на уроках русского языка, языковых, лингвистических понятий при изучении русского языка.
Сущность умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка была установлена в ходе детального исследования понятий «общеучебные умения», «самостоятельная работа младших школьников». В ходе исследования нам удалось выявить систему умений рациональной организации учебного труда, ориентирующую на получение личного языкового образовательного продукта, необходимую младшим школьникам для успешного овладения содержанием курса русского языка. Эта система включает учебно-информационные, учебно-управленческие и учебнологические умения.
Учебно-информационные умения определяют качество умений рациональной деятельности младших школьников. Под учебно-информационными умениями мы определяем общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. С современной точки зрения, термин информация заключает в себе важное философское понятие и обозначает не просто сведения об окружающем мире, а сведения, которые уменьшают существующую в отношении того или иного объекта степень неопределённости, неполноту знаний. Таким образом, информация -это не то, что заключается в книге или докладе, а то новое, что получено обучающимся из книги или доклада. В рамках нашего исследования такое понимание информации является актуальным и значимым для учебноинформационных умений. Мы считаем, что на данном этапе успешности формирования искомых умений могут способствовать тренинговые технологии. Отличительной особенностью тренинговой технологии является отработка определённых алгоритмов, которые позволяют выполнять учебно-
познавательные действия и способы решения типовых задач в ходе учения: практические упражнения, способы развития скорочтения, скорописи, развития памяти, внимания, развитие умений, необходимых для работы с книгой, подготовки к контрольным работам, контрольным опросами, диктантам и т.д.
Учебно-управленческие умения проявляются: в соблюдении основных правил выполнения домашней учебной работы в определенных временных границах; в определение наиболее рациональной последовательности и объёма выполнения домашней учебной работы в режиме дня; в соблюдении основных правил гигиены учебного труда; во владении основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль).
Учебно-логические умения рациональной организации учебного труда включают в себя: анализ и синтез; сравнение; обобщение и классификацию; определение понятий; доказательство и опровержение; определение и решение проблемы, выполнение заданий поискового, исследовательского характера; углублённый анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента; выполнение контрольной работы; разработку минипроектов; выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе языковой практической работы. Данная система умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка позволила определить значимость искомых умений и ввести их в парадигму самообразования учащихся начальной школы.
В силу своей педагогической сущности умения рациональной организации учебного труда способствуют оптимальной организации самостоятельного учебного труда, самостоятельному регулированию младшими школьниками собственным поведением путём выбора оптимальных способов деятельности. Умения рациональной организации учебного труда определяют технологический и операционный компоненты готовности и способности к языковому самообразованию, поскольку искомые умения включают совокупность действий, оптимизирующих учебную работу младших школьников. Это позволило рассмотреть умения рациональной организации учебной работы как основную характеристику готовности и способности младших школьников к языковому самообразованию, которое способствует становлению функционально грамотной языковой личности ученика.
Исследуемые умения рациональной организации учебного труда, формируемые на уроках русского языка, в целом определяют признание ценности и
необходимости развивающего, вариативного, гуманистического, личностно ориентированного образования учащихся начальной школы. При этом начальную школу мы рассматриваем не как подготовку к будущей «настоящей» жизни, а как её часть. Реализация цели формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка с самого начала определяет систематичность обучения и вводит учащихся в общую систему непрерывного образования. В связи с этим мы выделяем следующие психолого-педагогические направления методики формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка: психолого-педагогические теории учения, ориентированные на развитие (становление) функционально грамотной личности, теория развития личности в деятельности.
В определении психолого-педагогической концепции учения, направленной на развитие (становление) функционально грамотной личности, мы опирались на работы А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, Л.В. Трубайчук, Е.В. Бунее-вой и др., в которых развитие личности рассматривается в аспекте образовательной парадигмы на основе становления системы ценностей. В содержании нашего исследования образовательными ценностями являются умений рациональной организации учебного труда, формируемые на уроках русского языка в начальной школе. Кроме того, модель методики формирования исследуемых умений включает и наше представление о целях и содержании современного образования, которое базируется на концепции развивающего образования (В.В. Давыдов и др.)[3]. Развивающий подход, восходящий к основополагающим психолого-педагогическим идеям Л.С. Выготского [2], органично соотносится с положениями, принятыми в философии, психологии и педагогике о структурных компонентах деятельности (мотивационный, когнитивный, операциональный) и позволяют нам в содержании модели методики формирования исследуемых умений выделить деятельностно-поступочный блок, который реализуется на уроках русского языка в начальной школе условно в два этапа: ситуативно-практический и завершающе-коррекционный.
Ситуативно-практический этап направлен на углубление знаний и отработку умений рациональной организации учебного труда, актуализацию их в различных видах языковой учебной деятельности. Искомый этап включает в себя следующее:
• владение системой специально-предметных знаний;
• познавательно-исполнительные умения (умение уяснять содержание учебного материала и отрабатывать его под руководством учителя)
• познавательные умения (самостоятельное уяснение и отрабатывание учебного материала);
• умение составлять выступления и выступать перед аудиторией.
Реализация этого этапа способствует устранению организационной пассивности младших школьников, повышает степень учебной самостоятельности на уроках и во время внеурочных занятий, так как
- возникает возможность организовать учебную работу рационально и не только под руководством учителя, но во время самостоятельной учебной работы;
- учебный материал может быть дидактизирован самим учеником;
- снижается инертность и повышается уверенность школьника в познавательной деятельности.
На последнем, завершающе-коррекционном этапе, подводятся итоги формирования умений рациональной организации учебной работы младших школьников, реализуется мониторинговая деятельность учителя по определению уровня сформированности умений рациональной организации учебного труда учащихся, самооценивание результатов сформированности искомых умений, производится коррекция уже усвоенных знаний, умений, навыков в форме самоконтроля, намечаются планы дальнейшего совершенствования данных умений. На этом этапе обеспечивается взаимосвязь и действенность всех компонентов, включающих следующие умения: умение осуществлять систематический самоконтроль за процессом уяснения и отработки языкового учебного материала; умение анализировать качество знаний, способностей, результатов учебной работы и регулировать собственное поведение; умение давать адекват-
ную самооценку своих учебных действий. Реализация этого этапа в формировании исследуемых умений обеспечивает совершенствование всех выше перечисленных умений, и становится очевидным, что все эти этапы взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Модель методики формирования искомых умений включает в себя теоретическое положение о деятельностной сущности человека и являются основой принципиально нового подхода к развитию функционально грамотной языковой личности учащегося. С учётом лингводидактических и психолингвиситческих подходов к пониманию языковой личности мы, вслед за Е.В. Бунеевой [1], определяем языковую личность как человека, обладающего умениями, способностями и характеристиками, обеспечивающими восприятие, понимание, воспроизведение и создание им речевых произведений (текстов).
Формирование умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка происходит на основе психологопедагогической теории развития личности в деятельности и позволяет определить траекторию языкового образования, при котором овладение русским языком выступает как неотъемлемая часть общего процесса личностного развития, как один из путей и способов актуализации личности учащегося, как условие полноценной социализации. Языковое развитие личности опирается на концепцию приоритета «стратегий учащегося» перед «стратегиями учителя», которая, в свою очередь, предполагает другой характер деятельности учителя: творческая организация познавательной и коммуникативной деятельности ученика в противоположность традиционному прямому управлению разрозненными учебными действиями учащихся. В связи с этим мы пришли к выводу, что сформированные умения у младших школьников рационального учения способствуют изменению содержания и форм подготовки учителя и повышения его квалификации. Поэтому формирование умений рациональной организации учебного труда младших школьников и повышение квалификации учителя -процесс взаимообусловленный и взаимозависимый.
Библиографический список
1. Бунеева, Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования в образовательной системе «Школа 2100» [Текст] : автореф. дис....докт. пед. наук. - /Е.В. Бунеева. - Челябинск, 2009. -52с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1991. - 479с.
3. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, 1995, №1. - С. 442.
4. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст]: / Е.Ю. Никитина.-Москва:МАНПО,2006.-154с.
Bibliography
1. Buneeva, E. V. Scientific-and-Methodical Strategy of Primary Language education in the Educational System «School 2100» [Text]: Synopsis of Dis. ... Doctor of Ped. / E.V. Buneeva. -Chelyabinsk, 2009. - 52 p.
2. Vygotsky, L.S. Pedagogical Psychology / L.S. Vygotsky. - M.: Pedagogika Publishing House, 1991. - 479 p.
3. Davydov, V.V. About Developing Training Concept / V.V. Davydov // Pedagogics. -1995. - №1. - P. 442.
4. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of University Students’ Communicative Education: Perspective Approaches [Text] / E.Yu. Nikitina. - Moscow: MANPO, 2006. - 154 p.