Научная статья на тему 'Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка в начальной школе (учебно-методический комплекс "Школа 2100")'

Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка в начальной школе (учебно-методический комплекс "Школа 2100") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3023
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ТЕКСТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПРИЗНАКИ ТЕКСТА / EDUCATIONAL-AND-SCIENTIFIC TEXT / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / FEATURES OF TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмкова Елена Юрьевна

В статье рассматривается содержание работы с учебно-научными текстами на уроках русского языка, конкретизируются умения, значимые при восприятии и при создании учебно-научного текста младшими школьниками. Выявлено, на каком этапе обучения и при выполнении каких заданий дети овладевают теми или иными умениями работы с текстом, какие признаки учебно-научного текста усваиваются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH A SCIENTIFIC TEXT AT THE RUSSIAN LESSONS AT PRIMARY SCHOOL (EDUCATIONAL-AND-METHODICAL COMPLEX "SCHOOL 2100")

The article considers the work with educational-and-scientific texts at the lessons of Russian; abilities important for perceiving and creating educational-and-scientific texts by junior schoolchildren are specified. It is revealed, on what training stage and doing what tasks the children seize this or that ability of working with texts, what features of educational-and-scientific texts are mastered.

Текст научной работы на тему «Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка в начальной школе (учебно-методический комплекс "Школа 2100")»

УДК 372.8:811.611 ББК 74.268.1Рус

Храмкова Елена Юрьевна

преподаватель кафедра возрастной педагогики и психологии Институт психолого-педагогического образования Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия,

г. Нижний Тагил Khramkova Elena Yurievna Lecturer

Chair of Age Pedagogics and Psychology Psychological-and-Pedagogical Education Institute Nizhni Tagil State Socio-and-Pedagogical Academy Nizhni Tagil

Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка в

начальной школе (учебно-методический комплекс «Школа 2100») Working with a Scientific Text at the Russian Lessons at Primary School (Educational-and-Methodological Complex «School 2100»)

Аннотация. В статье рассматривается содержание работы с учебно-научными текстами на уроках русского языка, конкретизируются умения, значимые при восприятии и при создании учебно-научного текста младшими школьниками. Выявлено, на каком этапе обучения и при выполнении каких заданий дети овладевают теми или иными умениями работы с текстом, какие признаки учебно-научного текста усваиваются.

The article considers the work with educational-and-scientific texts at the lessons of Russian; abilities important for perceiving and creating educational-and-scientific texts by junior schoolchildren are specified. It is revealed, on what training stage and doing what tasks the children seize this or that ability of working with texts, what features of educational-and-scientific texts are mastered.

Ключевые слова: учебно-научный текст, младший школьник, признаки текста.

Key words: educational-and-scientific text, junior schoolchildren, features of

text.

В условиях быстрого нарастания темпов научно-технического прогресса каждому человеку необходимо непрерывно пополнять и углублять свои знания. Наличие у школьника умения извлекать из учебной литературы необходимую информацию и осмысливать её предопределяет успешность всего учебного процесса, а также определяет самостоятельность читателя в процессе общения с текстом, при наличии этого умения у школьника формируется интерес к научному знанию. Учебно-научные тексты являются основными источниками получения информации. В настоящее время обучение предполагает готовность

учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач в ходе освоения языковых и речевых единиц в процессе изучения русского языка, поэтому оно направлено на формирование ключевых компетенций у учащихся. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано, что «к концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которые включают... умения анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста» [6].

Задачи, решаемые при обучении русскому языку, обусловлены ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. Умение понимать и анализировать текст, ориентироваться в тексте, делать правильные выводы и обобщения, четко и доказательно излагать их в устной и письменной речи, востребовано при изучении всех учебных дисциплин.

Сегодня в начальной школе сложилась ситуация, когда практически вся учебная информация, предложенная в учебниках, предварительно подробно излагается и объясняется учителем, а затем для закрепления сведений школьники еще раз прочитывают текст. Это приводит к тому, что дети привыкают получать знания с помощью учителя, а не извлекать их самостоятельно в результате работы с учебной книгой. Поэтому, мы полагаем, необходимо специальное обучение школьников работе с учебно-научным текстом, формирование у них умений по восприятию и созданию такого текста.

Учебно-научный текст является коммуникативно-стилевым типом научного текста и в комплексе с другими средствами обучения создает оптимальные условия для наилучшего усвоения учащимися заложенной в тексте информации и языковых средств ее выражения [5, с. 46]. Согласно точке зрения Н.А. Ипполитовой [2], В.И. Капинос [3], Е.В. Бунеевой [1] и др., при создании и при восприятии учебно-научного текста младшими школьниками значимы следующие умения: умение отличать учебно-научный текст от

художественных и деловых текстов, прогнозировать, определять стиль и тип текста, выделять ключевые слова, определять тему, главную и второстепенную информацию, выделять языковые средства учебно-научного текста, понимать основную мысль, делить текст на части, составлять вопросы к тексту, план и графическую схему текста, пересказывать (подробно и сжато) текст, создавать собственный учебно-научный текст.

Безусловно, данные умения формируются на уроках русского языка при обращении к тексту, но научный текст имеет свою специфику, поэтому необходимо определить, как на уроках русского языка ведется работа именно с учебно-научным текстом. Поэтому мы обратились к анализу школьных учебников по русскому языку в данном аспекте.

Из всех комплектов учебников по русскому языку наиболее ориентированы на работу с учебно-научными текстами учебники, реализуемые в рамках программы «Школа 2100», авторы Р.Н.Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Цель программы «Школа 2100» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка [7, с. 186]. В данной программе одним из направлений работы по развитию речи является развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа учебно-научного текста.

Работа с учебно-научными текстами (текстами-определениями, текстами-объяснениями, текстами-правилами) проводится во всех классах однотипно: до текста учащимся предлагается выполнить упражнение, затем школьники читают правило. Например, упр. 290 (III кл. Ч 2. С. 55) Прочитай предложения. Какие слова ты вставишь вместо точек? Вместо каких слов они употребляются? Затем дано правило «Местоимения - это слова, которые заменяют в речи имена существительные и другие части речи. В тексте они занимают место имени существительного, поэтому так называются. Местоимение - самостоятельная часть речи». После правила задается вопрос: Перечисли местоимения, которые ты запомнил.

Анализ учебников показал, что со второго класса младшие школьники овладевают умениями работать с терминами как с лексическими единицами, отличающими научный текст, учатся прогнозировать. Для этого авторы предлагают задание: Как же устроен наш родной язык? (до прочтения текста); Расскажи, как и почему появилась речь (после прочтения текста). Учащимся дается возможность высказать свое предположение и после прочтения проверить, правы они были или ошиблись - у школьников формируется способность к умозаключению. Младшие школьники учатся выделять главное в содержании текста: Прочитай текст. Чем ты будешь заниматься на уроках русского языка?; самостоятельно составляют учебно-научные тексты по плану: 1.Чем отличается предложение от слова или группы слов? 2.Назови признаки предложения; учатся членить текст (обычно на материале дидактических текстов): Как ты думаешь, сколько здесь предложений?; отличать связный текст от набора предложений: Прочитай. Текст ли это? Почему? Как исправить ошибку? Запиши текст (также на материале текстов, специально созданных для учебников).

В третьем классе учащиеся должны уметь читать и понимать учебно-научные тексты, делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Школьники учатся определять тему, например: Прочитай текст (По имени - отчеству). О чем он? (какова тема?), выделяют главную мысль текста, которая выражена явно и неявно: Прочитай текст. О чем говорится в 1-м и последнем предложениях? Что говорится? Какова главная мысль текста? (она не высказана прямо, а читается «между строк»), а также продолжают текст, сохраняя его тематическое единство. Учащиеся обобщают полученную информацию, добывают недостающую информацию для решения учебной задачи. Умение выделять известное / неизвестное совершенствуется при выполнении заданий: Что нового для себя ты узнал? Учащиеся делят текст на части, определяют, на какой вопрос отвечает каждая часть: 1.Сколько частей в этом тексте? Как ты определил? 2.На какой вопрос отвечает каждая часть?; рассказывают по плану: Расскажи все, что ты знаешь о глаголах, по плану.

Вводится термин «учебно-научный текст» (без определения понятия), даются вопросы, которые способствуют пониманию и запоминанию учебно-научного текста. Например, Ты прочитал текст о временах глагола. Это учебно-научный текст. Чтобы лучше понять и запомнить его, ответь на такие вопросы: 1. Сколько в тексте частей (абзацев)? 2. На какой вопрос отвечает каждая часть?

В программе отмечается, что в четвертом классе младшие школьники должны уметь читать учебно-научные тексты, владеть типом правильной читательской деятельности, т.е. самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения, после чтения, делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану [5, с. 76].

В четвертом классе формируется умение рассуждать: Почему наука о языке получила такие названия?; Почему, если хочешь научиться читать, писать и правильно говорить по-английски, без транскрипции не обойтись?; закрепляются умения отделять известную информацию от неизвестной (Что нового для себя ты узнал?); выделять главную информацию в тексте (Какова главная мысль текста?, Как бы ты сформулировал главную мысль этого текста? Перечитай 2-й, 3-й и 4-й абзацы текста. Какая мысль их объединяет?'). Младшие школьники определяют тему (О чем этот текст? Какова его тема?) и основную мысль текста (Какова главная мысль текста?). Формируется навык работы со схемой текста. Учащиеся кратко пересказывают текст.

Младшие школьники со второго класса практическим путем знакомятся с жанрами учебно-научного текста: устный ответ (Прочитай текст. Как ты думаешь, какой язык появился первым?; Чем ты будешь заниматься на уроках русского языка?), объяснение-пояснение (Расскажи, как и почему появилась речь), ответ-анализ (Прочитайте выводы: Предложение состоит из слов. Предложение выражает законченную мысль.4.Все ли признаки предложения здесь перечислены? Как узнать предложение на письме?). В третьем классе вводятся новые жанры: ответ-обобщение (Ты понял, почему имена существительные так называются? Как ты думаешь, почему в этом тексте только один абзац?), объяснение-толкование (Почему

русский язык называют богатым?). В четвертом классе работа направлена на закрепление умений создавать учебно-научные тесты разных жанров.

Анализ учебников показал, что второклассники усваивают основные признаки и категории учебно-научного текста - связность и логичность (В те давние времена люди не умели читать и писать. Их сочиняли простые люди. Сказки появились очень давно... Текст ли это? Почему? Как исправить ошибку? Запиши текст ), доказательность (Как ты думаешь, какой язык появился первым?), терминированность (языкознание - это название науки о языке), объективность (Расскажи, как и почему появилась речь). В третьем классе учащиеся знакомятся с признаками и категориями: информативность (Слово фамилия происходит от латинского слова фамилиа - семья... Что нового ты узнал о русских фамилиях?), объективность (Почему русский язык называют богатым?), членимость (Сколько частей в тексте?), диалогичность (Древние славяне называли рожь житом, и в слове жить был тот же корень. Почему? Да потому что хлеб - основа жизни. А помещение для хранения зерна наши предки называли житницей ). В четвертом классе младшие школьники закрепляют сформированные умения.

Итак, во всех классах задания учебника соответствуют требованиям программы, но учебник предполагает также упражнения, направленные на практическое знакомство с жанрами, категориями и признаками учебно-научного текста.

Тексты представлены в основном по теории русского языка, что определено самой учебной дисциплиной, текстов исторических, по окружающему миру и т.д. немного, хотя для полноценного овладения учебно-научными текстами необходимо включать тексты из разных областей науки. Основной акцент в четвертом классе сделан на самостоятельное составление учебно-научного текста, а также на работу с терминами.

Программа «Школа 2100» реализует обучение работе с учебно-научными текстами, однако, на наш взгляд, методический аппарат данных учебников обогатился бы при наличии следующих заданий: определению истинности / ложности тех или иных утверждений; выделению признаков учебно-научного текста; заданий, при выполнении которых дети учатся самостоятельно задавать

Вестник ЧГПУ 12011

154

вопросы к тексту (до чтения, во время чтения, после чтения); составлять рисунки, схемы, таблицы к текстам; на определение микротем текста, составление плана текста, анализ и оценку содержания текста. Поэтому в нашей дальнейшей работе мы ставим задачу уточнить методический аппарат по обучению младших школьников восприятию и созданию учебно-научного текста.

Библиографический список

1. Бунеева, Е. В. Как читают текст учебника наши ученики? // Русский язык в школе.- 1995. - №6. - С.11 - 18

2. Ипполитова, Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа до и после. —1999. — № 5. — С. 16—23.

3. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. Книга для учителя / В.И. Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - М. : Линка-Пресс, 1994. - 196 с.

4. Основы научной речи: учеб. пособие/ Н.А.Буре, М.В.Быстрых, С.А.Вишнякова.-СПб.: Филологический факультет СпбГУ; М.: Академия, 2003.- 272 с.

5. Программы образовательных учреждений начальных классов: в 2 частях. М. : Просвещение, 2001.- Ч.1. - с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://standart.edu.ru

7. «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации / под ред. А. А. Леонтьева. - М. : Баласс, 1999. - 288 с.

Bibliography

1. Bases of Scientific Speech: Textbook [Text] / N.A. Bure, M.V. Bystrykh, S.A. Vishnyakova. - SPb.: Philological Faculty of Saint-Petersburg National University; M.: Academy, 2003. - 272 p.

2. Buneeva, E.V. How Do Our Pupils Read the Textbooks? [Text] / E.V. Buneeva // The Russian Language at School. - 1995. - №6. - P.11-18.

3. Federal State Educational Standard of General Primary Education [Electronic Resource].

- Access Mode: http://standard.edu.ru

4. Ippolitova, N. A. Peculiarities of Teaching Reading at Primary School [Text] / N. A. Ippolitova // The Primary School. - 1999. - № 5. - P. 16-23.

5. Kapinos, V.I. Speech Development: Teaching Theory and Practice: Textbook [Text] / V.I. Kapinos, N.N. Sergeeva, M.S. Soloveychik. - M.: Linka-Press, 1994. - 194 p.

6. «School 2100». Educational Program and Ways of Its Realization [Text] / A.A. Leontiev.

- M.: Balass, 1999. - 288 p.

7. The Educational Programs of Primary Schools: In 2 Parts [Text]. - M.: Education, 2001. -

Part 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.