Научная статья на тему 'Теоретические аспекты снижения себестоимости на предприятии'

Теоретические аспекты снижения себестоимости на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты снижения себестоимости на предприятии»

получает только в том случае, если будет достигнуто фактическое установленное заранее снижение уровня энергоемкости. Такого рода механизм, на наш взгляд, создает дополнительные стимулы для частной компании по эффективному развитию отношений государственно-частного партнерства.

Список литературы

1. Российская экономика. Тенденции и перспективы. М.: Из-во Института экономической политики, 2018. 582 с.

2. Фиоктистов К.С. Проблемы реализации проектов ГЧП в России // Экономика и менеджмент в России, 2018. № 1. С. 23-27.

3. Йескомб Э.Р. Государственно-частное партнерство. Основные принципы финансирования. М.: Альпина паблишер, 2015. 464 с.

4. Государственно-частное партнерство в России 2016-2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/rayting REG2017_B5_ Block_31-03-2017-web.pdf/ (дата обращения: 27.10.2018).

5. Парфилова Р.Р. Инклюзивный перфоманс-контрактинг как инструмент инновационного развития региона (на примере Республики Татарстан): автореф. дисс. к.э.н. Казань, 2018. 22 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

НА ПРЕДПРИЯТИИ Аюшеев А.Б.

Аюшеев Александр Баторович - студент заочной формы обучения, кафедра экономики, организации и управления производством, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

Теоретическая база исследований строится на ключевом понятии себестоимость продукции. Существует исчерпывающее множество определений понятия себестоимость (с итальянского calculation - подсчитываю, считаю), так по мнению Вечканова Г.С., себестоимость - это алгоритм определения затрат и размера прибыли или убытка на единицу производимой продукции. По мнению Черновой Т.В., себестоимостью является суммарная стоимость использованных в процессе производства продукции ресурсов и прочих затрат на реализацию и производство. Формулируя вывод, можно говорить, что себестоимость затрат - это есть стоимость всех затрат, которые были затрачены в ходе производства продукции. Себестоимость по сути является одним из важнейших показателей учитываемых на предприятии, имея структуру калькуляции и формализуя методы расчета при помощи информационных средств, можно добиться всесторонней оценки структуры затрат, то есть как влияет на прибыль изменение количества определенного вида сырья или статьи затрат. Затраты, входящие в перечень себестоимости готового продукта делятся по характеру и условиям с которыми сопряжена деятельность предприятия:

- производственные расходы, связанные с фактическим производством и последующей реализацией продукта;

- внереализационные расходы.

Основу затрат производства формируют первичные элементы учета затрат на производство, которые и составляют большую часть статей калькуляции расходов. Разделение затрат по первичным элементам позволяет структурировать статьи калькуляции затрат на производство, определяющей общую потребность предприятия в ресурсах, энергии, сумме денежных средств необходимых для восстановления

основных фондов, величину фонда оплаты труда, прочие расходы предприятия. Это помогает согласовать план по структуре себестоимости с другими структурными подразделениями предприятия для распределения оборотных средств и контроля за их использованием. Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты организации без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции [1, с. 114].

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции резко возрастают. Значение снижения себестоимости продукции для организации заключается в:

- увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

- расширении возможностей материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива организации;

- улучшении финансового состояния организации и снижении степени риска банкротства;

- возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

- снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки [2, с. 464].

Расчет, планирование и анализ себестоимости обычно предполагает разработку плана снижения себестоимости товарной продукции. Анализ этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. Снижение себестоимости продукции -важнейший фактор развития экономики. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования -самими организациями [3, с. 321].

Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции [4, с. 127].

Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме:

1) определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана;

2) проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель.

3) определяется уровень затрат на рубль товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.

Большой удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния многих факторов, основные из которых:

- изменение объема продукции;

- изменение структуры затрат;

- изменение уровня затрат в себестоимости.

Помимо перечисленных выше факторов на уровень себестоимости оказывают влияние изменения в:

- техническом уровне производства;

- организации производства и труда;

- объеме, структуре и размещении производства;

- использовании природных ресурсов;

- развитии производства.

Важнейшую роль в снижении себестоимости продукции играет оперативный экономический анализ, с помощью которого своевременно оцениваются складывающиеся хозяйственные ситуации с формированием себестоимости производимой продукции, вовремя вскрываются отрицательные причины и недостатки в работе, внутрихозяйственные резервы улучшения использования производственных ресурсов и оперативно принимаются управленческие решения по устранению отрицательных причин и мобилизации выявленных резервов снижения себестоимости продукции [5, с. 192]. Рыночная экономика предполагает постоянное обновление ассортимента товарной продукции, вследствие чего применяются разные показатели плановых заданий по себестоимости. Анализ себестоимости производится применительно к единице продукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составу товарной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукции предприятия. Снижение себестоимости — уменьшение затрат, что приводит к экономии средств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем и числителем. В условиях рынка практически все хозяйствующие субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравнимую товарную продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ, при условии спроса на продукцию (работы, услуги). К сравнимой товарной продукции относятся все виды серийного и массового производства, производимые в предшествующем периоде и планируемые на предстоящий период. К несравнимой товарной продукции относят все виды единичного производства, а также серийного и массового производства, которые впервые запускаются в серийное или массовое производство. Показателем сравниваемой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой — затраты на один рубль товарной продукции. Показатель затрат на один рубль товарной продукции — универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах. Показатель затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применяется для контроля за динамикой себестоимости. Используя данные обобщающего показателя, можно провести межхозяйственные сравнения. Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска и цен на продукцию. При изменении объема и структуры товарной продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при

66

росте удельного веса тех изделий, затраты на рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на один рубль товарной продукции против плана снизится, и наоборот. Изменение себестоимости товарной продукции приводит к прямо пропорциональному изменению затрат на один рубль товарный продукции. Чем меньше полная себестоимость всей товарной продукции, тем меньше показатель затрат на один рубль товарной продукции, и наоборот. Изменение оптовых цен оказывает обратное влияние на величину затрат на один рубль товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на один рубль товарной продукции растут, и наоборот. Анализ показывает, как и на какую сумму изменилась величина затрат под воздействием каждого фактора. Анализ производится способом цепных подстановок. Изделия, производимые хозяйствующим субъектом, имеют разную прибыль и рентабельность. Чем больше выпуск продукции с высоким уровнем рентабельности, тем ниже уровень затрат.

Изменение уровня себестоимости отдельных изделий зависит от:

- изменения цен на сырье, материалы, топливо и т. д., тарифов на энергию, грузовые перевозки;

- уровня затрат по отдельным статьям себестоимости.

Снижение оптовых цен при прочих равных условиях увеличивает затраты на один рубль товарной продукции, и наоборот.

Таким образом для того чтобы определить фактическую экономию (перерасход) на весь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на один рубль товарной продукции умножить на фактический выпуск товарной продукции.

А для того чтобы определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на один рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации, выраженный в плановых ценах.

Список литературы

1. Мазурова И.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 2011. 114 с.

2. Абрютина М.С. Экономический анализ товарного рынка: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010. 464 с.

3. Поздняков В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учеб. для вузов / ИНФРА-М, 2009. 321 с.

4. Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2010. 127 с.

5. Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2009. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.