АНАЛИЗ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В.Г. Мишанова, канд. техн. наук, доцент
«МАТИ» » Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского
Анализом и поиском резервов снижения себестоимости продукции на исследуемом предприятии (предприятие не указывается в целях сохранения коммерческой тайны) занимается отдел себестоимости и цен на алюминиевую продукцию. Он создан также с целью осуществления технико-экономического планирования работы компании; разработки проектов оптовых цен на реализуемую продукцию и установления отпускных цен; утверждения внутризаводских планово-расчетных цен, проектов инвестиционных программ (бизнес-планов, ТЭО), ведения статистического учета и отчетности; участия в разработке мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства.
Основными функциями отдела являются:
• разработка планов по себестоимости, прибыли и рентабельности производства;
• расчет нормативов и плановых калькуляций, анализ отчетных калькуляций;
• расчет и предоставление на утверждение оптовых цен на производимую продукцию;
• осуществление комплексного экономического анализа деятельности цехов;
• выявление резервов производства и принятие мер по обеспечению экономии и более эффективному использованию ресурсов предприятия;
• расчет цен на образующиеся отходы;
• расчет оптовых цен на производимую продукцию;
• контроль за правильностью применения утвержденных цен.
Дерево целей отдела стоимости и цен на алюминиевую продукцию представлено на рис. 1.
Учет затрат на производство алюминиевой продукции путем составления плановых калькуляций на основе нормативных данных, ведения отчетности по использованию материалов, оборудования и трудовых ресурсов
Сбор информации о затратах на производство алюминиевой продукции, ведение статистического учета
Анализ работы отдела, выявление резервов снижения себестоимости, анализ затрат на улучшение качества алюминиевой продукции. Установление цен и возможных скидок на продукцию сторонними организациям
Расчет цен на полуфабрикаты для внутреннего производства и внутренние отходы. Поиск возможности снижения цен за счет снижения цеховых расходов других цехов
Учет затрат на производство продукции для внутреннего потребления, поиск путей снижения внутренних цен
Рис. 1. Дерево целей отдела себестоимости и цен на алюминиевую продукцию
Объекты анализа затрат на производство и себестоимость продукции приведены на рис. 2.
Задачи анализа:
• проанализировать состав и структуру затрат на производство для определения основных направлений поиска резервов их снижения;
• изучить изменение уровня затрат по сравнению с предыдущим периодом и планом как в целом, так и по отдельным статьям себестоимости;
• установить и количественно измерить факторы, повлиявшие на измерения затрат на производство и себестоимость продукции;
• определить вклад каждого подразделения в общие результаты, достигнутые предприятием по снижению себестоимости;
• выявить и количественно измерить резервы снижения затрат на выпуск и реализацию продукции.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.
Рис. 2. Объекты анализа затрат на производство и себестоимость продукции
Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Основными источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции являются: отчет о себестоимости товарной продукции; данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям; отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством; данные об отходах производства и потерях от брака; отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.
Анализ себестоимости проводится в следующем направлении:
• анализ затрат на один рубль товарной продукции;
• анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;
• анализ себестоимости и конкретных видов продукции;
• анализ себестоимости важнейших видов изделий.
Рыночная экономика предполагает постоянное обновление ассортимента товарной продукции, вследствие чего применяются разные показатели плановых заданий по себестоимости.
Для установления планового задания по снижению себестоимости единицы продукции необходимо
плановую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года:
± С = Сб - С пл, где Сб - себестоимость базисная,
Спл - себестоимость плановая.
Индекс планового задания по снижению себестоимости (1с. пл) определяется следующим образом: 1с. пл. = Спл / Сб.
Для проверки выполнения плана по себестоимости необходимо фактическую себестоимость единицы продукции сопоставить с плановой. Индекс выполнения плана по снижению себестоимости (1с) определяется по формуле
1с = С1 / Спл,
где С1 - фактическая себестоимость единицы продукции.
Для измерения динамики фактического снижения себестоимости единицы продукции необходимо фактическую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года.
I = С1 / Сб.
Снижение себестоимости - уменьшение затрат -приводит к экономии средств.
При многономенклатурном производстве исчисляются общие индексы себестоимости продукции по агрегатной форме.
Общий индекс планового задания по снижению себестоимости продукции исчисляется по следующей формуле
Индекс планового задания =
XСпл хЧпл XСб хЯпл
где Япд - планируемое количество продукции.
Общий индекс выполнения плана по снижению себестоимости продукции определяется по формуле
Индекс выполнения плана =
X С1 х Я1
х Спл х 41
где ч1 - фактически выпущенная продукция.
Общий индекс фактического снижения себестоимости, себестоимости отчетного периода по сравнению с прошлым периодом исчисляется по следующей формуле
Индекс фактического снижения =
X С1 х Я1 XСб хЯ1
Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции - универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на 1 руб. товарной продукции можно определить по формуле
З1ртп = X чс/ X Ч2,
где З1ртп - затраты на 1 руб. товарной продукции; ч -объем выпуска в натуральном выражении; с - себестоимость; 2 - цена.
Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции применяется для контроля за динамикой себестоимости.
Объектом анализа является разность между фактическими и плановыми затратами на 1 руб. товарной продукции, которые непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции. Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, его структуры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты в свою очередь зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребляемые ресурсы.
Стоимость товарной продукции зависит от объема, структуры выпуска и цен на продукцию.
В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы:
• изменение объема и структуры выпуска продукции;
• изменение себестоимости продукции;
• изменение цен на продукцию.
При изменении объема и структуры выпуска продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при росте удельного веса тех изделий, затраты на 1 руб. которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина
затрат на 1 руб. по всей продукции снизится, и наоборот.
Изменение себестоимости товарной продукции приводит к прямо пропорциональному изменению затрат на 1 руб. товарной продукции. Чем меньше полная себестоимость всей продукции, тем меньше показатель затрат на 1 руб. товарной продукции, и наоборот.
Изменение оптовых цен оказывает обратное влияние на величину затрат на 1 руб. товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на 1 руб. товарной продукции растут, и наоборот. Анализ показывает, как и на какую сумму изменилась величина затрат под воздействием каждого фактора.
Изделия, производимые хозяйствующим субъектом, имеют разную прибыль и рентабельность. Чем больше выпуск продукции с высоким уровнем рентабельности, тем ниже уровень затрат.
Изменение уровня себестоимости отдельных изделий зависит от:
• изменения цен на сырье, материалы, топливо и т. д.;
• тарифов на энергию, грузовые перевозки;
• уровня затрат по отдельным статьям себестоимости.
Снижение оптовых цен при прочих равных условиях увеличивает затраты на 1 руб. товарной продукции и наоборот.
Для того, чтобы определить фактическую экономию (перерасход) на весь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на 1 руб. товарной продукции умножить на фактический выпуск товарной продукции. Для того, чтобы определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на 1 руб. товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации, выраженный в плановых ценах.
Структура себестоимости дает возможность определить направления снижения затрат, а следовательно, выявить резервы роста прибыли.
Анализ себестоимости товарной продукции по статьям расхода является одним из важнейших вопросов аналитической работы. Целью данного анализа является оценка соблюдения плана по статьям затрат. Он дает возможность установить, по каким статьям экономия, а по каким статьям перерасход, что дает возможность определить резервы снижения себестоимости на предприятии.
Анализ начинается с определения абсолютного отклонения по статьям расхода, т. е. определяется отклонение фактических затрат от плановых.
Затем по абсолютному отклонению по каждой статье затрат определяется процент (удельный вес) каждой статьи к плановой сумме данной статьи, а также к общей сумме плановых затрат (к итогу плановой себестоимости).
Таким образом, резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и т. д.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется. В результате снижается себестоимость продукции.
Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой, более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и т. д.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т. д.
Экономию затрат по оплате труда в результате проведения инновационных мероприятий можно рассчитать путем умножения разности между трудоемкостью продукции до внедрения и после внедрения соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда и на планируемый объем производства продукции.
Резерв снижения материальных затрат на производство запланированного выпуска продукции за счет
внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить следующим образом:
РМЗ = (Рмі - Рм0) х УвПдл х Zпл, где Рм0, Рм! - расход материалов на единицу продукции до и после внедрения мероприятий соответственно;
Zпл - плановые цены на материалы.
Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и т. д.
Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому ее виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции і-ого вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат:
За = РУвПі х Уіф, где Уіф - переменные затраты і-ого ресурса по факту.
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В.И. Штефан, первый заместитель генерального директора по экономике и стратегическому планированию, В.Г. Лутченко, ведущий специалист
ОАО «Концерн «Созвездие»
В статье рассматривается структура управления финансово-экономической службы промышленного предприятия и насущная необходимость внедрения бюджетирования для стабилизации его экономического состояния.
Переход российской экономики к рыночным отношениям поставил большое количество вопросов и предъявил новые требования к управлению финансами предприятий. Нет никаких сомнений в том, что при внимательном рассмотрении состояния дел на российских предприятиях в число самых горячих проблем попадет управление финансами. Опыт показывает, что из-за отсутствия точного и систематического знания о своих финансах российские предприятия теряют более пятой части своих доходов. Начинается управление финансами с разработки структуры финансовоэкономической службы. Структура, как правило, определяется долгосрочными целями предприятия. Общие ориентиры долгосрочных целей финансово-
экономической службы промышленного предприятия можно представить в следующем виде [1]:
прибыль; рентабельность; оборотные средства; текущая ликвидность; амортизационный фонд;
объем привлеченных кредитных ресурсов и
т.д.
Организационная структура финансово-
экономической службы должна отражать выполнение долгосрочных целей предприятия, а также учитывать его размеры, вид деятельности, организационноправовую форму и т.д.
По мнению экспертов, в российских условиях существует очень большое количество разновидностей структур финансово-экономических служб предприятий [2].
Общее для всех предприятий это то, что финансово-экономическая служба должна существовать всегда на предприятиях любого размера.
При построении финансово-экономической службы «от стратегии» она должна стоять над бухгал-