Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / CREATIVE ABILITIES / MUSICAL ACTIVITY / EDUCATION / YOUNGER GENERATION / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Папуткова Галина Александровна, Крутова Лариса Евгеньевна

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты развития творческих способностей. Анализируются основные научные труды по заявленной проблематике. Способности человека вызывают научный интерес исследователей во всем мире. Изучение процесса развития творческих способностей у подрастающего поколения особенно актуально, т.к. современному обществу необходимы творчески активные граждане, готовые к реализации собственной деятельности в новых условиях. Творческое начало в человеке - это всегда стремление к прекрасному, это движение вперед. Проблема детского творчества достаточно глубоко исследована в таких науках, как философия, психология, педагогика. Важное место в изучении творческих способностей детей занимают исследования в области реализации музыкальной деятельности, что связано с воспитанием умения творить, созидать и развиваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Папуткова Галина Александровна, Крутова Лариса Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF CREATIVE DEVELOPMENT

This article discusses the theoretical aspects of the development of creative abilities. The main scientific works on the stated problems are analyzed. Human abilities are of scientific interest to researchers all over the world. The study of the process of developing creative abilities in the younger generation is especially relevant, because modern society needs creatively active citizens who are ready to implement their own activities in new conditions. Creativity in a person is always a desire for beauty, it is a movement forward. The problem of children's creativity has been thoroughly studied in such Sciences as philosophy, psychology, and pedagogy. An important place in the study of children's creative abilities is occupied by research in the field of musical activity, which is associated with the education of the ability to create, create and develop.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Папуткова Галина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); методист Крутова Лариса Евгеньевна Государственное бюджетное профессиональное учреждение Дзержинский музыкальный колледж (г. Нижний Новгород)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты развития творческих способностей. Анализируются основные научные труды по заявленной проблематике. Способности человека вызывают научный интерес исследователей во всем мире. Изучение процесса развития творческих способностей у подрастающего поколения особенно актуально, т.к. современному обществу необходимы творчески активные граждане, готовые к реализации собственной деятельности в новых условиях. Творческое начало в человеке - это всегда стремление к прекрасному, это движение вперед. Проблема детского творчества достаточно глубоко исследована в таких науках, как философия, психология, педагогика. Важное место в изучении творческих способностей детей занимают исследования в области реализации музыкальной деятельности, что связано с воспитанием умения творить, созидать и развиваться.

Ключевые слова: творческие способности, музыкальная деятельность, воспитание, подрастающее поколение, современное общество.

Annotation. This article discusses the theoretical aspects of the development of creative abilities. The main scientific works on the stated problems are analyzed. Human abilities are of scientific interest to researchers all over the world. The study of the process of developing creative abilities in the younger generation is especially relevant, because modern society needs creatively active citizens who are ready to implement their own activities in new conditions. Creativity in a person is always a desire for beauty, it is a movement forward. The problem of children's creativity has been thoroughly studied in such Sciences as philosophy, psychology, and pedagogy. An important place in the study of children's creative abilities is occupied by research in the field of musical activity, which is associated with the education of the ability to create, create and develop.

Keywords: creative abilities, musical activity, education, the younger generation, modern society.

Введение. Способности человека вызывают научный интерес исследователей во всем мире. Изучение процесса развития творческих способностей у подрастающего поколения особенно актуально, т.к. современному обществу необходимы творчески активные граждане, готовые к реализации собственной деятельности в новых условиях. Творческое начало в человеке - это всегда стремление к прекрасному, это движение вперед. Проблема детского творчества достаточно глубоко исследована в таких науках, как философия, психология, педагогика. Следует отметить, что основное внимание педагогических исследований в данной области нацелено на те виды творческой деятельности, содержание которых связано с миром эстетических ценностей человека, с развитием его духовности и нравственного облика. Важное место в изучении творческих способностей детей занимают исследования в области реализации музыкальной деятельности, что связано с воспитанием умения творить, созидать и развиваться.

Изложение основного материала статьи. Известный советский и российский педагог Исаак Яковлевич Лернер считал, что творчеству можно и должно учить [10]. Способы решения нестандартных задач необходимо определить самостоятельно. В связи с этим очевидно, что развитие творческих способностей детей становится приоритетным. Именно поэтому создание условий для развития творчества обучающихся в школе становится основной задачей. Современное общество нуждается в людях, не только обладающих прочными и глубокими знаниями, но и способных самостоятельно, творчески решать существующие проблемы.

Анализ литературы зарубежных и отечественных педагогов по проблеме творчества позволил рассмотреть эту проблему с различных позиций. Творческую деятельность можно назвать сложным и малоизученным явлением. В специальной литературе творческую деятельность именуют «творчеством», «продуктивной деятельностью», «эвристической деятельностью», «творческим продуктивным мышлением» [3, С. 47].

Сущность и природу творчества в своих работах рассматривали многие известные психологи и философы. Лев Семенович Выготский понимал под творческой деятельностью действия человека, при которых создается что-то новое [5]. Известный российский музыкант, психолог и музыкальный терапевт Валентин Иванович Петрушин определяет творчество как деятельность человека, которая ориентирована на создание нового, оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, а также в сфере производства и организации [10, С. 4].

Специфической особенностью младшего школьного возраста является познавательный интерес к творчеству, стремление к информационному поиску. Успешной организации работы по развитию творческого потенциала способствует восприимчивость младшего школьника и склонность к подражанию значимым взрослым (чаще всего педагогу). Поэтому следует как можно раньше начинать формирование у ребенка потребности в творческой реализации. Б. В. Асафьев писал, что как только у детей накопится некоторое достаточное количество слуховых впечатлений, то можно пробовать с ними импровизировать [1, С. 91].

Как в России, так и в зарубежных странах детскому музыкальному творчеству уделяют большое внимание. Идея такого творчества лежит в основе системы Карла Орфа и является центральной в методологии венгерского композитора, музыканта и теоретика музыки Золтана Кодая.

Есть достаточно оснований считать, что потенциал музыкального творчества несет в себе любой ребенок, а творчество - это норма человеческого существования.

Способность творить невозможно передавать кому-либо еще. Советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии Борис Михайлович Теплов [12] определил способности, как индивидуальные психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности какой-либо деятельности.

Способности к творчеству не могут ни возникнуть у человека вследствие освоения уже существующих форм той же музыки. «Однако их освоение необходимо для пробуждения и развития собственного творчества человека», - считает ряд авторов (Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.) [6, С. 211-212].

Творческие способности выступают как «органы самореализации» творческого Я человека в данной деятельности, в данной области культуры [12, С. 215]. Это особое, художественное, или эстетическое отношение человека к миру, поэтому развитие такого отношения и должно стать главной задачей педагога.

Классическими и до сих пор не устаревшими в изучении творческих способностей являются монографии Л.С. Выготского «Психология искусства» [5] и Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей» [12].

Кроме того, проблемы развития творческих способностей изучали такие ученые как Д.Б. Богоявленская [2], В.И. Петрушин[10], И.П. Волков [4] и многие другие.

Теоретик дошкольного музыкального образования Наталья Алексеевна Ветлугина пишет, что «в песенном творчестве ярче выступает детская одаренность чисто музыкального характера» [3, С. 29]. Согласно ее мнению, этот вид деятельности является зачаточной формой собственно музыкального творчества.

Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. Музыкальное искусство обогащает духовный мир любого человека, а ребенка в особенности, облагораживает и вдохновляет его. У детей, имеющих возможность соприкасаться с музыкой, наблюдается большая отзывчивость и сочувствие к переживаниям других людей, нежели у других детей, также они быстрее и лучше осваивают всё новое, в частности, это относится и к учёбе в общеобразовательной школе. Дети, играющие на каком-то музыкальном инструменте или поющие, лучше запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику и даже решают математические задачи. Музыкальные занятия воспитывают в детях дисциплину, развивают в них коммуникативные навыки, ведь музыкальное творчество - это потенциальный акт общения исполнителя со слушателем. Детский возрастной период самый благодатный для начала занятий музыкой, ведь именно в этом возрасте закладываются основы музыкального восприятия, а также формируются тембровый, динамический и ритмический слух.

Воспитание и развитие - это процессы, которые возможно осуществить только в определенных условиях. Существуют внутренние условия и внешние условия. К внутренним условиям развития ребенка можно отнести задатки, его способности, словом то, что он унаследовал от родителей, и то, что изменить нельзя. К внешним условиям можно отнести среду его обитания, а точнее семью, школьный класс и многое другое, а становление личности ребёнка осуществляется на основе активного взаимодействия с социальной средой.

Проанализировав музыкально-педагогическую и психологическую литературу можно утверждать, что учёные, занимавшиеся вопросом музыкальных способностей, изучавшие их сущность и структуру, так и не смогли прийти к единому мнению.

Б. Теплов писал: «Музыкальные способности - это индивидуальные особенности человека, необходимые для занятий музыкальной деятельностью» [13, с. 36]. Он не относил способности к врождённым особенностям человека, ведь индивидуальные и психологические особенности формируются в процессе жизни, а врождёнными могут быть лишь задатки, которые способствуют их формированию (например, анатомо-физиологические способности).

А одарённость, по мнению Б. Теплова — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [13].

В своих трудах Б. Теплов опредяляет, что «основной признак музыкальности - переживание музыки, как выражения некоторого содержания. Абсолютная немузыкальность (если такая вообще возможна) должна характеризоваться тем, что музыка переживается просто как звуки, ничего решительно не выражающие. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален» [13].

Музыкальная одаренность (музыкальность), по мнению Теплова - это «комплекс индивидуально -психологических особенностей человека, необходимый для занятия музыкальной деятельностью, который входит в состав музыкальной одарённости» [12].

Структура данного личностного феномена трактуется у Б.М. Теплов следующим образом:

1. Ладовое чувство - способность дифференцировать звуковысотные изменения мелодии.

2. Чувство ритма - способность чувствовать ритм и точно воспроизводить его.

3. Музыкально - слуховые представления или звуковысотный слух - способность отличать звуки по высоте.

Теплов делит музыкальные способности на 2 вида:

1. Общие музыкальные способности - то, что относится к процессам и свойствам личности, к переживаниям эстетического характера, а именно: богатство воображения, способность мысленно погружаться в музыку и переживать её. Общие способности необходимы слушателям.

2. Специальные музыкальные способности - это способности, обеспечивающие успешное освоение музыкальной деятельности. Специальные или частные способности необходимы профессиональным музыкантам.

Выводы. Изучение музыкального искусства может стать своеобразным стимулом к творческому развитию. При этом обучающиеся начинают активно действовать, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Творчество детей может проявляться в своеобразных ответах, стремлении самому задать вопрос педагогу.

Учебный процесс, направленный на освоение музыкальной деятельности обучающимися может помочь пробудить в ребенке остроту слуховой наблюдательности, собственные предположения о характере

исполнения того или иного музыкально произведения. Можно утверждать, что для развития творческих способностей детей нужно иметь комплексный подход для повышения уровня творческих способностей подрастающего поколения.

Литература:

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. -Ленинград: Музыка, 1973. - 151 с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для вузов / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2012. - 319 с.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. - 415 с.

4. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы / Волков Игорь Павлович. -Москва: Просвещение, 2012. - 135 с.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. - Москва: Искусство, 1986. - 573 с.

6. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век. 2004. - 496 с.

7. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психологопедагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 10.

8. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук; отв. ред. В.А. Лекторский. - Москва: Наука, 2008. - 125 с.

9. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Педагогические инновации музыкально-эстетического образования в условиях применения информационных технологий В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. 2018. С. 47-50.

10. Органов П. Певческий голос и методика его постановки / П. Органов. - Москва: Музгиз, 2015. - 133 с.

11. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 395 с.

12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. -М., 1961.

13. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Учёные записки Гос. НИИ психологии. - М., 1941.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Институт пищевых технологий и дизайна (г. Княгинино)

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-

ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье обсуждается проблема готовности выпускников вузов к реализации профессиональной деятельности в условиях реального труда. Рассматривается эффективность взаимодействия вуза и работодателя в процессе обучения и подготовки специалистов к современным требованиям профессии. Определена целесообразность реализации практически направленных образовательных программ, раскрываются возможности применения практико-ориентированного обучения при сетевых формах реализации образовательных программ в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста-продюсера.

Ключевые слова: современное профессиональное образование, практико-ориентированное обучение, сетевое взаимодействие в образовании, практическое обучение, теоретическое обучение.

Annotation. The article discusses the problem of readiness of University graduates to implement professional activities in real work. The article considers the effectiveness of interaction between the University and the employer in the process of training and training specialists to meet the modern requirements of the profession. The expediency of implementing practically directed educational programs is determined, and the possibilities of using practice-oriented training in network forms of educational programs implementation in the process of professional training of a future specialist-producer are revealed.

Keywords: modern professional education, practice-oriented training, network interaction in education, practical training, theoretical training.

Введение. Динамика существующих социально-экономических тенденций, обуславливающих процессы преобразований в развивающемся социуме, инновационный характер всех сфер жизнедеятельности, связанный с применением высокотехнологичного труда, предъявляет к современному работнику высокие требования. При этом предметные знания и умения являются обязательными и основными, а главным требованием является способность применить свой опыт и творческий подход к решению трудовых задач в новом контексте профессии.

Изложение основного материала статьи. Сегодняшние тенденции в социальной и культурной сферах, характеризующиеся динамичными изменениями и преобразованиями, интеграцией различных отраслей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.