Педагогика
УДК 37
музыкальный руководитель Храмова Лилия Александровна
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Детский сад № 46» (г. Нижний Новгород);
старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой
продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Современное профессиональное образование, практико-ориентированное обучение, сетевое взаимодействие в образовании, практическое обучение, теоретическое обучение. Высокая значимость музыки в развитии творческой деятельности детей дошкольного возраста достаточно велика. Музыка, как и любое другое искусство, превосходно воздействует на всестороннее развитие дошкольника, подталкивает к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. При этом в многочисленных исследованиях отмечается, что формирование интереса к музыкальному творчеству следует начинать с дошкольного возраста, поскольку в этот период закладывается первичный образ мира и самого себя, базис личностной культуры. Целью статьи является рассмотрение проблемы особенностей формирования интереса к музыкальному творчеству обучающихся дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольное учреждение, интерес, музыкальное творчество.
Annotation. Modern professional education, practice-oriented training, networking in education, practical training, theoretical training. The high importance of music in the development of creative activities of preschool children is quite high. Music, like any other art, has an excellent effect on the comprehensive development of preschool children, pushes them to moral and aesthetic experiences, to active thinking. At the same time, numerous studies indicate that the formation of interest in musical creativity should begin with preschool age, since during this period the primary image of the world and oneself, the basis of personal culture, is laid. The purpose of the article is to consider the problem of the formation of interest in musical creativity of preschool students.
Keywords: preschool education, preschool, interest, musical creativity.
Введение. Высокая значимость музыки в развитии творческой деятельности детей дошкольного возраста достаточно велика. Музыка, как и любое другое искусство, превосходно воздействует на всестороннее развитие дошкольника, подталкивает к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. При этом в многочисленных исследованиях отмечается, что формирование интереса к музыкальному творчеству следует начинать с дошкольного возраста, поскольку в этот период закладывается первичный образ мира и самого себя, базис личностной культуры.
Изложение основного материала статьи. Актуальность проблемы формирования интереса к музыкальному творчеству у обучающихся дошкольного возраста вызвана тем, что осмысление конкретных вопросов эстетического воспитания и базовых теоретико-методологических основ формирования интереса к музыкальному творчеству приобретает важное значение в современных социокультурных условиях развития нашего общества и модернизации системы российского образования.
Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения. Формирование познавательного интереса к музыкальному творчеству у дошкольников является основным мотивом познавательной деятельности, что помогает ребенку получать знания, умения и навыки в различных областях их деятельности.
Сегодня в детских дошкольных учреждениях идет активный поиск новых форм взаимодействия с детьми в учебно-воспитательном процессе по развитию их интереса к музыкальному творчеству.
Значительный вклад в решение проблемы музыкального развития дошкольников внесли Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, С.А. Останина, О.П. Радынова, М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова, В.В. Помещикова, О.В. Тимченко, А.Б. Хабаева и др.
Целью статьи является рассмотрение проблемы особенностей формирования интереса к музыкальному творчеству обучающихся дошкольного возраста.
При ознакомлении с особенностями произведения у детей развивается умение понимать, что передает и выражает то или иное музыкальное произведение, а так же его настроение. Дошкольники совместно с педагогом учатся выразить смысл произведения в небольшом рассказе. При этом у ребенка формируется индивидуализированное суждение и высказывания. Подробный анализ выразительных средств и их связь с содержанием произведения не должен оставаться без внимания педагога.
Воспринимать музыкальное произведение в целом помогает знакомство с приемами музыкальной выразительности. Как раз целостное восприятие и является основным методом работы над развитием интереса к музыкальному творчеству. Более активное восприятие музыкального произведения в период слушания, а соответственно и формирование интереса происходит тогда, когда прослушивание сопровождается действиями: игровыми ситуациями, творческим заданием (на арене цирка клоуны, передать радость, грусть, изобразить полет птиц или движение кошки, медведя). Праздники, развлечения, концерты, другая образовательная деятельность, отдых так же должны сопровождаться музыкальными произведениями.
Слушание различного исполнения одного и того же музыкального произведения способствует активизации интереса и слухового восприятия дошкольников старшего возраста. Необходимо учитывать, что во время слушания музыкальных произведений и беседы ребенок способен использовать свои возможности и опыт. Тем самым педагог дает возможность каждому ребенку эмоционально выразить свои внутренние
ощущения, впечатления, а так же поделиться знаниями о выразительных средствах и характере произведения.
«Пение». Практика показывает, что для формирования интереса и развития навыков в этом разделе, педагогу необходимо показывать высокий уровень исполнительского мастерства, так как дети в это возрастной категории способны чисто интонировать мелодию. Важно учитывать тот факт, что у детей старшего дошкольного возраста существуют примарные зоны, когда ребенку удобно петь естественным голосом, что позволяет сохранять чистоту интонации и избежать проблем с голосовым аппаратом ребенка. Певческое дыхание может быть освоено с помощью игровых упражнений («Паровоз». «Свеча», «Снежинка» и т.п.). Разучивание песенного репертуара, так же может проходить в несколько этапов.
На начальном этапе педагог проводит беседу, осуществляет художественный показ и повторный показ. Необходимо обратить внимание, что чем эмоционально ярко проходит начальный этап, тем активнее формируется интерес к произведению, тем больше дети проявляют себя и свое отношение к нему во время беседы или коллективного пения.
Следующим этапом является разучивание песни. Возможен вариант исполнения без инструментального сопровождения, что помогает педагогу выявить хорошо поющих детей. Разучивание по фразам и доступный для нормального певческого дыхания темп позволяет каждому ребенку адекватно усваивать материал.
Заключительный этап включает в себя выразительное исполнение, когда интерес детей должен быть активизирован педагогом. Для этого могут быть использованы приемы коллективного пения, индивидуальное и подгрупповое исполнение, с аккомпанементом и без него.
Повышенный интерес к песенному творчеству дошкольники проявляют во время звукоподражания голосам птиц и животных, а так же имитации звучания некоторых музыкальных инструментов. Игровые упражнения типа «Вопрос-ответ» позволяют ребенку проявить свои творческие способности в области импровизации, схожей с образцом, но имеющей следующие отличия: разнообразие мелодических оборотов или ритмических рисунков. Песенные шутки, «потешки», скороговорки носят игровой характер, где дети проявляют речевые навыки, тем самым формируя артикуляционный аппарат. Творческие задания во время работы над пением можно разделить на три этапа.
Звукоподражание, сочинение мелодий скороговорок или любимых отрывков из стихов, колыбельных являются первым этапом, способствующим формированию интереса и творческих способностей ребенка.
Активизация детей в игровой форме. Это могут быть вопросы педагога и ответы детей, передача интонаций, характеризующих различное настроение персонажей, образов. Например, песенка щенка, козлят, поросят, персонажей знакомых сказок.
Последним этапом активизации интереса в работе над пением возможен вариант импровизации на заданный текст, когда старшие дошкольники самостоятельно придумывают мелодию, а в последующем импровизируют в различных музыкальных жанрах.
«Музыкально-ритмические движения» играют особую роль, в области формирования интереса к музыкальному творчеству. Динамика, ладовая окрашенность, оттенки, контрастные структуры музыкального произведения ребенок может передать посредством движений. Получая удовольствие от атмосферы творчества, которое создает педагог на музыкальных занятиях, ребенок может раскрыть себя. Сюжетные игры, инсценирование песен, хороводы содействуют проявлению творчества детей и активно формируют интерес к музыкальному творчеству. Умение выразительно изобразить характер персонажей (трусливый зайка, сердитый волк и т.п.) используются во время творческих заданий.
Идея формирования интереса к музыкальному творчеству через музыкально-ритмические движения, как идеального образца организованного движения принадлежит Э. Жаку Далькрозу, Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, М.Л. Палавандишвили и др.
Нельзя забывать, что музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, в основе которой лежит музыка. Музыка и движения имеют общие характеристики, такие как темп, ритм, динамика, форма произведения и композиционная структура. Связь музыки и движения способствует еще более глубокому формированию интереса дошкольников к музыкальному творчеству. Физическое развитие старших дошкольников «...совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, их координированности, возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия » Г18. С. 671.
Выводы. Выражение эмоциональных характеристик плясовых, песен-танцев, маршей, воплощение через движение разнообразных образов и настроений, с учетом возрастных возможностей каждого ребенка помогают развивать в детях творческие возможности, музыкальные способности, воспитывают интерес к музыкальным произведениям различного жанра и характера. Активизация творческих проявлений и интереса происходит во время танцевально-игрового творчества, которое требует от ребенка умений выразительно двигаться. Во время коллективных инсценировок дети включаются в образное пространство произведения и тем самым проявляют творчество. Учитывая особенности каждого произведения необходимо ориентироваться на возможности детей.
Знакомство с музыкальными инструментами, систематическое музыкальное развитие, создание детских оркестров, являются еще одним способом формирования интереса к музыкальному творчеству старших дошкольников. Каждый конкретный инструмент требует последовательного освоения, использования музыкально-дидактических игр, которые способствуют развитию слуховой сосредоточенности.
Литература:
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учебн. Пособие / О.А. Апраксина — М.: Просвещение, 1983. — 164 с.
2. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. / Общ.ред. М. Шуаре. - М.: Прогресс, 2011.
3. Гавриленко Ю.А. Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Ю.А. Гавриленко - М.: Атика, 2018. - 56 с.
4. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. - Издательство: ВАКО, 2006. - 240 с.
5. Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук; Бибком - М., 2017. - 134 с.
6. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. -М.: Владос, 2016. - 304 с.
7. Казунина И.И. Инновационные технологии в игровых учебно-дидактических средствах по воспитанию дошкольников / И.И. Казунина // Детский сад от А до Я: журнал. - 2012 - №2. - С. 27-30.
8. Картавцева М.Т. Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора / М.Т. Картавцева
- автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М, 2009. - 110 с.
9. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов // И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
10. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2011. - 415 с.
11. Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб.для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. Воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; под ред. Н.А. Ветлугиной.
- М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
12. Методика музыкального воспитания в школе. Пособие для учителя / Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. - М.: Академия, 1998. - 240 с.
13. Музыкальная энциклопедия / под редакцией Ю. Келдыша. - в 6-ти томах - М.: Атика - 1008 с.
14. Новоселова С.Л. Игра дошкольника / С.Л. Новосёлова. - М.: Атика. - 2014. - 128 с.
15. Окунева П.Э., Сизова О.А. Проблема подготовки детского голоса к вокальному творчеству в условиях реализации образовательных программ дошкольного образования Школа будущего. 2019. № 6. С. 58-65.
16. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1978. - 270 с.
17. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.И. Петрушин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 380 с.
18. Полякова Е.С. Психологические основы музыкально-педагогической деятельности / Е.С. Полякова. Психологические основы музыкально-педагогической деятельности. - Минск: БГПУ, 2015. - 195 с.
19. Программа «Детство» / под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайловой. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
20. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред.пед. учеб. Завед / О.П. Радынова. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
21. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для среднего профессионального образования / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова; под общей редакцией О.П. Радыновой.
- 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
22. Решетникова И.А., Сизова О.А. Специфика методик музыкально-сенсорного развития при работе с дошкольниками с нарушениями физического и психического развития. В сборнике: Культура, образование и искусство: традиции и инновации. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов, преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Мининский университет. 2019. С. 61-64.
23. Холмовская В.В. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / под ред. Холмовской В.В. - М.: Просвещение, 2006. - С. 83-127.
24. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академическогобакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 с.
Педагогика
УДК 372.881.161.1
кандидат педагогических наук, доцент Цховребов Алан Солтанович
Военный институт (инженерно-технический) Военной академии
материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург)
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ СТРУКТУРЫ С СОПОСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО
ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Аннотация. В данной статье рассматриваются сложносочиненные предложения закрытой структуры, которые выражают сопоставительные отношения с союзом а в практике преподавания русского языка как иностранного. В работе произведен анализ учебно-методического комплекса, который предназначен для обучения иностранцев русскому языку и позволил выявить, что в современной отечественной лингвометодике сложносочиненные предложения с сопоставительными отношениями не выделяются в отдельную группу как предмет изучения. Необходимость в использовании данных синтаксических единиц в связной речи иностранных обучающихся назревает уже на начальном этапе владения русским языком как иностранным. Установлено, что наиболее частотными в практике преподавания РКИ являются сложносочиненные предложения с союзом а, которые представлены для изучения на элементарном уровне и выражают значение последовательности во времени с помощью соотношения видо-временных планов глаголов-сказуемых совершенного вида прошедшего и будущего времени в обеих предикативных частях.
Ключевые слова: сложносочиненное предложение, закрытая структура, сопоставительные отношения, русский язык как иностранный, обучение, методика преподавания, практика преподавания.
Annоtation. This article examines complex sentences of a closed structure that Express comparative relations with the Union a in the practice of teaching Russian as a foreign language. The paper analyzes the educational and methodological complex that is designed to teach foreigners the Russian language and revealed that in modern Russian linguometodics, compound sentences with comparative relations are not allocated to a separate group as a subject of study. The need to use these syntactic units in the coherent speech of foreign students is already brewing at the initial stage of proficiency in Russian as a foreign language. It is established that the most frequent in the practice of teaching RCT are compound sentences with the conjunction a, which are presented for study at the elementary