Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития агропродовольственного рынка России в условиях глобализации'

Теоретические аспекты развития агропродовольственного рынка России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СИСТЕМА / ЭМЕРД- ЖЕНТНЫЙ ЭФФЕКТ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / AGRICULTURAL MARKET / SYSTEM / EMERGENT EFFECT / COMPETITIVE ADVANTAGES / COGNITIVE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетюхина Ольга Николаевна

В статье дано авторское толкование категории «агропро- довольственный рынок» как сложной социально-экономической системы с эмерджентным эффектом в виде определенных конкурентных преимуществ. Построена когнитивная модель агропродовольственного рынка России в ус- ловиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author's understanding of the category "agricultural market" is presented in the paper as the diverse social and economic system with an emergent effect in terms of the certain competitive advantages. The cognitive model of the Russian agricultural market in the conditions of globalization

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития агропродовольственного рынка России в условиях глобализации»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Фетюхина Ольга Николаевна, к.э.н., доцент кафедры управления и предпринимательства ФГОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» [email protected]

Аннотация: В статье дано авторское толкование категории «агропро-довольственный рынок» как сложной социально-экономической системы с эмерджентным эффектом в виде определенных конкурентных преимуществ. Построена когнитивная модель агропродовольственного рынка России в условиях глобализации.

Ключевые слова: агропродовольственный рынок, система, эмерд-жентный эффект, конкурентные преимущества, когнитивная модель

Theoretical aspects of development of the Russian agricultural market in the conditions of globalization

Abstract: The author’s understanding of the category “agricultural market” is presented in the paper as the diverse social and economic system with an emergent effect in terms of the certain competitive advantages. The cognitive model of the Russian agricultural market in the conditions of globalization

Key words: agricultural market, system, emergent effect, competitive advantages, cognitive model

Для агропродовольственного рынка характерны относительно насыщенный и устойчиво растущий спрос и предложение на сельскохозяйственную продукцию, сырьё и продовольствие со стороны всех участников рынка по цене, объёму, ассортименту и качеству. Имеет место гибкость экономических отношений в цепочке «производство-потребление» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия при наличии механизма постоянного регулирования на региональном и национальном уровнях, включая систе-

му мер, ограничивающих доступ на агропродовольственный рынок страны отдельных видов импортного продовольствия и сырья. Наличие развитой инфраструктуры способствует беспрепятственному перемещению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от их производителей к конечным потребителям, учитывающему установление рациональных территориально-отраслевых пропорций, наиболее полно отвечает экономическим интересам развития агропродовольственного производства в стране и отдельных ее регионах. Вместе с тем отмечается относительно развитый уровень самоорганизации производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Наличие адекватной современным условиям ценовой, финансово-кредитной и внешнеэкономической политики, обеспечивает сельскохозяйственным товаропроизводителям более благоприятные условия производства и реализации продукции и инвестиционного климата для инвесторов. Наличие развитой нормативно-правовой базы функционирования агропродовольственного рынка, обеспечивает благоприятные условия участия страны в международных интеграционных союзах, повышение качества отечественного продовольствия, охрану здоровья населения. Адекватное реагирование субъектов на изменение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия происходит на основе использования системы государственных мер законодательного, организационного и экономического характера. Наличие необходимых запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способствует поддержанию пропорциональности спроса и предложения на внутреннем рынке.

Агропродовольственный рынок представляет собой сложно сегментированную структуру, обладающую совокупностью специфических свойств, обусловленных особенностями формирования спроса и предложения продовольствия, а значит ярко выраженной социальной направленностью.

Мы исходим из того, что агропродовольственный рынок - это сложная социально-экономическая система с эмерджентным эффектом в виде конку-

рентных преимуществ, ключевые элементы которой представлены спросом, описывающим платежеспособную потребность в агропродовольственных товарах, и их предложением. В рыночном механизме определяющее значение имеют состав и численность продавцов и покупателей, а также совокупность связей между ними и внутри каждой из этих групп.

Эмерджентный эффект этой системы представлен конкурентными преимуществами агропродовольственного рынка в совокупности его статических и динамических характеристик: создание условий для обеспечения эффективного использования факторов производства агропродовольственной продукции, в первую очередь земли с абсолютно неэластичным предложением; возможности увеличения ассортиментного предложения агропродоволь-ственных товаров; обеспечение приоритетности отечественных производителей агропродовольствия в условиях глобализации.

Именно эти преимущества определяются характером взаимодействия субъектов, формирующих предложение, и потребителей агропродовольст-венной продукции. Так, вертикальные продовольственные цепи, возникающие в результате интеграционных процессов в АПК, способствуют повышению эффективности использования всех факторов производства агропродо-вольственной продукции, в частности на основе гибкого перераспределения финансовых ресурсов интегрированных формирований создаются равные воспроизводственные возможности для его участников, в том числе сельскохозяйственных организаций. На основе системного взаимодействия субъектов агропродовольственного рынка расширяется ассортимент товаров продукции сельского хозяйства и перерабатывающих организаций АПК, так как основной тенденцией развития мирового рынка продовольствия является увеличение доли переработанной продукции. В условиях глобализации при проникновении субъектов на агропродовольственный рынок существуют как экономические, так и административные барьеры в виде субсидирования ряда отраслей, более высоких экологических норм, неформальных связей между участниками глобальных сетей.

Такой подход к сущности агропродовольственного рынка позволяет наполнить большим системным содержанием парадигму теории организации отраслевых рынков, базирующуюся на взаимосвязи «структура - поведение -результат», как в части ее теоретических и методологических компонентов, так и с точки зрения практического использования. Так, важнейшими структурными компонентами агропродовольственного рынка как системы являются отраслевые рынки, каждый из которых объединяет в процессе взаимодействия спроса и предложения товары, являющиеся близкими субститутами с позиции покупателей, точнее, конечных их потребителей. Следует также указать в этой связи на нарастающую субституциональную конкуренцию, обусловленную дифференциацией товара, как обязательного условия удовлетворения возрастающих потребностей в соответствии с действием общего закона возвышения потребностей.

Агропродовольственный рынок является базовым компонентом продовольственного рынка. Его структура образуется в результате объединения всех отраслевых продовольственных рынков, товарный портфель которых формируется в сфере агропромышленного комплекса в отличии от синтезированных продуктов, присутствующих на продовольственном рынке. В условиях глобализации и технологического прогресса возрастает роль и востребованность экологичной органической агропродовольственной продукции со стороны потребителей с относительно высоким уровнем дохода.

Агропродовольственный рынок является подсистемой социальноэкономической системы страны с ее важнейшей компонентой - социумом, характеристики которого оказывают непосредственное влияние на спрос и предложение.

Под демографической составляющей социума как фактора развития аг-ропродовольственного рынка мы понимаем не только количественные характеристики - численность населения и динамика его роста, но качественные -гендерная и возрастная структура, территориальное распределение населения, средняя продолжительность жизни, уровень заболеваемости.

Потребительская характеристика социума, на наш взгляд, включает в себя уровень доходов населения, структуру питания и ее соответствие медицинским нормам потребления.

В производственную компоненту социума нами включены следующие элементы: численность и состав сельского населения, социальная инфраструктура села, соотношение между социальными показателями города и села, профессионально-квалификационные характеристики занятых в АПК, производительность сельскохозяйственного труда.

На параметры спроса и предложения непосредственное влияние оказывают культурно-этнические особенности социума. Так, религиозные обычаи и национальные традиции влекут за собой ограничение спроса на отдельные агропродовольственные товары, что сказывается на его структуре в отдельных регионах.

Продовольственное обеспечение населения страны представляет собой двуединую задачу - с одной стороны достижение минимального уровня потребления продовольственных товаров в соответствии с медицинскими нормами, с другой - достижение уровня потребления агропродовольственных товаров экономически развитых стран.

В условиях глобализации понятие социума с его основными характеристиками не может быть полностью локализовано и все больше приобретает глобальный характер. Тем не менее, обеспечение продовольственной безопасности страны остается насущной национальной задачей.

Исходя из предложенного нами понимания сущности агропродовольст-венного рынка, учитывая неопределенность рыночной ситуации и недостаточную разработанность методологических подходов к ее оценке, нами предложена когнитивная модель агропродовольственного рынка России (рис. 1), которая включает в себя следующие основные блоки: теоретико-

методологическая основа исследования рынка; структурная модель продовольственного рынка России в системе международной интеграции; результативная составляющая.

Рисунок 1 - Когнитивная модель агропродовольственного рынка России

Теоретико-методологическую основу когнитивной модели составляют системный подход к исследованию рыночных процессов, методология теории отраслевых рынков и моделирование. Основу модели агропродовольст-венного рынка России составляет его рыночный механизм, представленный спросом, предложением, определяющими процесс ценообразования. Подсистема маркетинга направлена на изучение и формирование спроса и предложения агропродовольственной продукции.

Процессы развития агропродовольственного рынка в условиях глобализации невозможны без системы его государственного научно обоснованного регулирования.

В модели отражена конструктивная роль совокупности разнородных факторов, влияющих на развитие агропродовольственного рынка: влияния мирового агропродовольственного рынка, социума, предложения сельскохозяйственной продукции, дифференцированного по степени переработки в отечественном АПК, состояния рынков продовольственных товаров-субститутов несельскохозяйственного происхождения.

Следует отметить продовольственную продукцию неаграрного или преимущественно неаграрного происхождения, которая может выступать субститутом агропродовольственной продукции, привнося субституциональ-ную конкуренцию на агропродовольственные рыночные сегменты, в том числе и за счет продажи квази- и псевдопродовольственной продукции. Здесь, по сути, речь идет о захвате некоторой доли рынка продовольствия не агропродовольственными отраслевыми рынками. Доля этих рынков в структуре пищевого потребления является одним из значимых показателей уровня и качества жизни населения.

В нашей работе рассмотрены не столько пищевые добавки (консерванты, красители, микроэлементы и др.) в продукты питания, сколько созданная синтетическая пища преимущественно на основе синтеза из минеральных веществ (например, аспартам), может быть с некоторым использованием аграрного сырья. Однако нередко трудно разграничить агропродовольственную

продукцию и синтетическую пищу, так как обе эти группы содержат продукты пищевой химии. В качестве критериев такого разделения в диссертационной работе предлагается использовать с одной стороны принадлежность производителя продовольствия структуре АПК, а с другой то, что в качестве основы продукта питания выступает сельскохозяйственное сырье.

Особую роль пищевые добавки играют в конкурентной борьбе - это и повышение сроков хранения, и внешний вид продукции, и создание новых видов продуктов. С другой стороны повышается потребительская тревожность относительно экологической безопасности продуктов питания.

Отдельная компонента модели представляет результирующую составляющую рынка агропродовольствия России - конкурентные преимущества, обеспечивающие достаточно высокий уровень потребления продовольствия населением и продовольственную безопасность страны.

Таким образом, используемый когнитивный подход обусловлен сложностью объекта исследования, его высокой динамичностью и повышением в современном мире роли информации и знаний. Он призван формировать системное представление о состоянии, функционировании, тенденциях, направлениях и процессах развития агропродовольственного рынка России в условиях глобализации мировой экономики, научно-методологической базе его исследования.

Список литературы

1. Кусакина О.Н. Обоснование критерия оценки конкурентоспособности продуктовых подкомплексов // Экономика сельского хозяйства России. - 2004. - №12. -с. 29.

2. Авдашева С., Розанова Н. Теория организации отраслевых рынков. -М.: Изд-во Магистр, 1998.

3. Трухачев В. И., Кусакина О. Н. Конкурентоспособность продовольственного подкомплекса // АПК: экономика, управление.- 2011. -№ 4. - с.21-24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.