Научная статья на тему 'Системная методология в исследовании агропродовольственных рынков'

Системная методология в исследовании агропродовольственных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / АЛГОРИТМ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ / AGRICULTURAL MARKET / SYSTEM APPROACH / ALGORITHM OF SYSTEM RESEARCH / AGRICULTURAL MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетюхина Ольга Николаевна

В статье представлен алгоритм исследования агропродо- вольственного рынка, объединяющий этапы системного анализа и системно- го синтеза. Рассмотрен механизм поддержания динамического равновесия агропродовольственного рынка. Построена формализованная модель агро- продовольственного маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm of research of agricultural market is presented in the paper uniting the levels of system analysis and system synthesis. The supporting mechanism of dynamic balance of agricultural market is described. The formalized model of agricultural marketing is developed.

Текст научной работы на тему «Системная методология в исследовании агропродовольственных рынков»

СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ

Фетюхина Ольга Николаевна, к.э.н., доцент кафедры управления и предпринимательства ФГОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»

[email protected]

Аннотация: В статье представлен алгоритм исследования агропродо-вольственного рынка, объединяющий этапы системного анализа и системного синтеза. Рассмотрен механизм поддержания динамического равновесия агропродовольственного рынка. Построена формализованная модель агро-продовольственного маркетинга.

Ключевые слова: агропродовольственный рынок, системный подход, алгоритм системного исследования, агропродовольственный маркетинг

System methodology in research of agricultural markets

Abstract: Algorithm of research of agricultural market is presented in the paper uniting the levels of system analysis and system synthesis. The supporting mechanism of dynamic balance of agricultural market is described. The formalized model of agricultural marketing is developed.

Key words: agricultural market, system approach, algorithm of system research, agricultural marketing

Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход в исследованиях проблем общественного производства основывается на том, что всякая организация представляет собой систему с определенной целевой

направленностью, состоящую из подсистем, каждая из которых обладает своими собственными целями.

Система - это взаимосвязанный комплекс элементов, ориентированных на достижение единой целевой задачи. Система определяется заданием системных объектов, свойств, внутренних и внешних связей. Каждый из объектов характеризуется указанием его роли в действии и развитии системы. Системные объекты - это вход, процесс, выход, обратная связь и ограничение. Связь определяет следование процессов, то есть выход некоторого процесса является входом другого процесса. Всякий вход системы, является выходом этой или другой системы, а всякий выход - входом. Выделить систему в реальном мире значит указать все процессы, дающие данный выход. Использование такого функционально-ориентированного описания позволяет объяснить более детально сущность системы. Функциональное описание определяет «что»: какие сущности, какие действия и связи. Оно отличается от операционно-ориентированного описания, которое устанавливает «как», с помощью каких подсистем происходит достижение цели.

Принципиальным моментом в системном подходе в исследованиях социально-экономических систем - отдельных организаций, отраслей промышленности - и их подсистем является наличие разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей.

Агропродовольственный рынок представляет собой сложную социально-экономическую систему, поэтому методология оценки состояния, результативности и тенденций развития агропродовольственного рынка России должна основываться на системном подходе. Такой подход позволяет получать разностороннюю оценку процессов функционирования и развития агропродовольственного рынка как сложной динамично развивающейся системы. Основными характеристиками такого исследования являются: учет системности объектов и процессов агропродовольственного рынка, многовариантность путей его развития, высокий динамизм и глобальный характер современных социально-экономических процессов, прогностический анализ и

оценка.

Методологической основой исследования и оценки состояния, результативности и тенденций развития агропродовольственного рынка России является системный анализ, что определяется сложностью и системной сущностью объекта исследования. Такая методология системного исследования аг-ропродовольственного рынка может быть представлена в виде обобщенного алгоритма (табл. 1).

Таблица 1 - Алгоритм системного исследования агропродовольствен-

ного рынка

Этапы Содержание этапа

I Декомпозиция системы агропродовольственного рынка на ключевые компоненты: - спрос на агропродовольственную продукцию следующих субъектов: населения страны, государства для формирования резервов, мирового рынка посредством экспорт; - предложение сельхозпродукции и продовольствия отечественным агропродовольственного рынка, импортное продовольствие; - ценообразование; - агропродовольственный маркетинг

II Декомпозиция компонентов агропродовольственного рынка по отраслевым рынкам, по видам продукции, по географическому признаку, по группам потребителей и производителей и т.п.

III Формализация и системное моделирование динамических характеристик компонентов агропродовольственного рынка

IV Формирование синтетической модели агропродовольственного рынка

V Определение диапазонов изменения параметров моделей

VI Формирование инструментальной среды реализации модели

VII Реализация модели, верификация и анализ результатов

VIII Экономическая интерпретация результатов моделирования

IX Разработка рекомендаций для государственного регулирования агропродовольственного рынка с целью продуцирования конкурентных преимуществ субъектов национального рынка

Реализация первого и второго декомпозиционных этапов предлагаемого нами алгоритма предусматривает обязательное рассмотрение основных групп потребления и предложения агропродовольственной продукции. Более детальная декомпозиция диктуется задачами исследования и возможностями их решения - временными, информационными, интеллектуальными, инструментальными. Важным условием является не только то, что сложный объект - агропродовольственный рынок - расчленяется на относительно более простые условно локализованные составляющие, подвергающиеся количественному и качественному исследованию, но и обеспечение конструктивной возможности соединения их вновь в единое целое. В декомпозиции агропродо-вольственного рынка обязательно должно быть конструктивно учтено сочетание анализа и синтеза.

Формализация и моделирование (этап III) зависимостей в нашем исследовании основаны на использовании методов экономико-математического моделирования, в том числе на построении системы дифференциальных уравнений динамических зависимостей «спрос-предложение», формировании системы трендовых моделей для показателей, характеризующих элементы рыночного механизма, показателей отраслевой рыночной концентрации (индексы Херфиндаля-Хиршмана и др.).

Четвертый этап основывается на использовании структурных моделей агропродовольственного рынка. Он тесно связан с двумя первыми, а также пятым, так как диапазоны изменения параметров моделирования для различных составляющих системы моделей агропродовольственного рынка системно согласованы.

Состав и качество используемых инструментальных средств моделирования и прогнозирования определяются уровнем детализации, интеллектуальными и информационными возможностями исследования. Особая роль принадлежит именно интеллектуальным возможностям моделирования, так как оно в силу сложности объекта моделирования является по сути расчетноэкспертным.

Для реализации системы моделей агропродовольственного рынка России нами использованы современные компьютерные технологии, в частности среда моделирования управленческих процессов PowerSim Studio 7, что позволяет оперативно осуществлять многовариантное сценарное прогнозирование процессов развития агропродовольственного рынка России с учетом изменений в социально-экономической ситуации.

Верификация результатов моделирования и самих моделей производится по следующим направлениям: сопоставление результатов, полученных с использованием различным методов моделирования одних и тех же процессов, использование ретроспективной информации, экспертное оценивание.

В случае, когда экономическая интерпретация результатов моделирования не удовлетворяет экспертов по качественным или количественным характеристикам, возможна трансформация системы моделей агропродоволь-ственного рынка, так как важным свойством является ее открытость и возможность развития для приведения в соответствие задачам расчетноаналитического обеспечения государственного регулирования агропродо-вольственного рынка, направленного на продуцирование конкурентных преимуществ субъектов отечественного рынка продовольствия.

Основные направления системного анализа и показатели оценки, включая прогностическую, представлены на рис. 1.

Рисунок 1 - Структура системы показателей оценки состояния и тенденций развития агропродовольственного рынка России Ключевой зависимостью рынка, агропродовольственного в том числе, является соотношение «спрос-предложение». Механизм поддержания его динамического равновесия представлен на рис. 2 в виде системного архетипа, который включает основные компоненты этого соотношения и отражает ведущую роль социума в единстве его количественных и качественных характеристик в формировании спроса на агропродовольственную продукцию. Знак «+» в связи означает, что увеличение одной компоненты влечет за собой увеличение связанной с ней другой, а знак «-» - увеличение должно вести к уменьшению.

Рисунок 2 - Механизм поддержания динамического равновесия агро-продовольственного рынка

Многообразные взаимосвязи и взаимозависимости между элементами агропродовольственного рынка невозможно эффективно отслеживать и формировать обоснованные, в том числе и прогностические, заключения о состоянии и тенденциях развития агропродовольственных рынков без соответствующей системы маркетинга. Для исследования этой сложной подсистемы агропродовольственного рынка нами предлагается формализованная модель системы маркетинга агропродовольственного рынка, при построении которой был использован авторский алгоритм в части системного анализа и системного синтеза.

Систему маркетинга агропродовольственного рынка можно представить в

виде соответствующей композиции подсистем SM, образованных из следующих

однородных маркетинговых компонент, относящихся к различным предметным областям агропродовольственного рынка и образующих его различные функ-

СХП

циональные сферы: сельхозпроизводителей Si (1 = 1, 2,...Д), информацион-

ным ^ (j = 1, 2,...,Д), дистрибьюторским Skдист (к = 1, 2,...,К), предприятиям переработки Slпер(l = 1, 2,...,Ц), потребителей физических лиц Smфл (т = 1, 2,. ,М) и организаций Sn орг (п = 1, 2,. ,К). Структурная детализация этих компонент осуществляется в зависимости от этапа развития АПР, его иерархического уровня (мировой, региональный и т.п.) и задач и возможностей исследования. В совокупности они составляют маркетинговую систему АПР

sм=(и з™) а (и з'^) л (и з"”) л (и зт-о а (и зфл) л (и зг).

1е1 jеJ кеК 1<еЬ теМ пеЫ

Эта система SM объединяет подсистемы 3М, §е^= 1 xJХКхЬхМхМ,

образованные из перечисленных выше подсистем в соответствии со структурой агропродовольственного рынка, и является его маркетинговой подсистемой.

Такой подход позволяет рассматривать агропродовольственный маркетинг с системных позиций, прежде всего с точки зрения достижения им соответствующего эмерджентного эффекта, структурно и содержательно обусловленного его надсистемой - агропродовольственным рынком. Это означает, что эмерд-жентный эффект маркетинговой подсистемы агропродовольственного рынка представляет собой необходимую компоненту агропродовольственной конкурентной среды, отражающей и формирующей взаимосвязи между всеми участниками агропродовольственного рынка, а также с его внешней средой.

С целью обеспечения расчетно-аналитического обоснования направлений и критериальной оценки результативности процессов достижения указанного

эффекта для каждой из подсистем 3§м маркетинговой системы агропродовольственного рынка может быть задана некоторая целевая функция ^ (в общем случае совокупность целевых функций), а также ограничения на входные и выходные параметры V и ^. Без ограничения общности можно считать, что требуется максимизировать эти целевые функции.

Интеграция SМ в целостную систему происходит в формате объединяющих функций маркетинга агропродовольственных рынков (экономиче-

ских ФЭ, организационных ФО, регулирующих ФР и информационных ФИ):

3м 2 (< ЭФ, зм > и < ФО, зм > и < ФР, зм > и < ФИ, 3м >),

а также формулирования единой цели функционирования системы агропро-довольственного маркетинга, целевая функция (или совокупность целевых функций) ^ которой, в частности, может быть представлена в виде некоторой свертки целевых функций образующих ее подсистем 3§м, в частности посредством построения их линейной комбинации с весовыми коэффициентами локальных целевых функций ^ (или соответствующих сверток локальных целевых функций для каждой 3§м), определяемых экспертным путем на каждом временном этапе исследования агропродовольственных рынков, ag > 0,

§ е(, ТРв =1.

гм = ?,«,/,.

Множество возможных альтернатив задается соответствующими системно согласованными ограничениями всех подсистем системы ^ на входы V и выходы ^.

Целевые установки агропродовольственной маркетинговой системы могут быть определены в направлении максимизации критериальной функции 1^. При этом речь идет об оптимизации деятельности всей маркетинговой системы, что обязательно требует согласованности ограничений на входы и выходы всех ее подсистем, тем самым происходит и согласованная трансформация в определении их локальных экстремумов.

Предложенные в данной статье подходы к исследованию агропродо-вольственного рынка применимы на любом уровне рыночной иерархии..

Список литературы

1. Крылатых Э., Строкова О. Аграрный сектор стран с переходной экономикой и ВТО //Мировая экономика и международные отношения, 2002. - №5. - С.59-65.

2. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 512 с.

3. Кусакина О.Н. Количественная оценка конкурентоспособности АПК // Экономика сельского хозяйства России. - 2005. - №4.- с.29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.