Научная статья на тему 'Агропродовольственные маркетинговые системы как инструмент совершенствования институциональной инфраструктуры региональных продовольственных рынков'

Агропродовольственные маркетинговые системы как инструмент совершенствования институциональной инфраструктуры региональных продовольственных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЙ КАНАЛ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сироткина Н.В., Фалькович М.Б.

В статье рассматриваются основное содержание и особенности функционирования продовольственного рынка и совершенствования его институциональной инфраструктуры путем интеграционного объединения участников маркетинговых каналов распределения сельскохозяйственного сырья и продовольствия в агропродовольственные маркетинговые системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сироткина Н.В., Фалькович М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агропродовольственные маркетинговые системы как инструмент совершенствования институциональной инфраструктуры региональных продовольственных рынков»

агропродовольотвенн ые маркетинговые системы как инструмент совершенствования институциональной инфраструктуры региональных продовольственных рынков

Н. в. оироткина,

доктор экономических наук,

профессор кафедры экономики и управления организациями Воронежского государственного университета E-mail: docsnat@yandex. ru М. Б. ФАЛЬКОВИЧ,

аспирант кафедры менеджмента и мировой экономики Воронежского филиала Российского государственного торгово-экономического университета E-mail: Maxim-falkovich@yandex. ru

В статье рассматриваются основное содержание и особенности функционирования продовольственного рынка и совершенствования его институциональной инфраструктуры путем интеграционного объединения участников маркетинговых каналов распределения сельскохозяйственного сырья и продовольствия в агропродо-вольственные маркетинговые системы.

Ключевые слова:маркетинговый канал, инфраструктура, продовольственный рынок, агропродовольственная маркетинговая система, интеграционное объединение.

Маркетинговые системы распределения продукции представляют собой совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих продвижение, использование и потребление различных товаров и услуг. Процессы формирования и развития маркетинговых систем и совершенствования экономического взаимодействия между их элементами происходили в нашей стране в основном в конце 1990-х гг., однако продолжаются и в настоящее время. Несовершенство маркетинговых систем, сложившихся к настоящему времени на рынке продовольствия, в том числе

на мясном рынке, обусловливается следующими факторами:

• дезинтеграция участников технологической цепи по производству и переработке мясной продукции, приводящая к снижению эффективности организации товародвижения на рынке;

• неэффективное взаимодействие аграрных и перерабатывающих предприятий с остальными субъектами экономики, вызывающее рост издержек и потерь, а значит, удорожание готовой продукции и снижение ее потребительской привлекательности;

• неполное и бессистемное использование в работе предприятий АПК современных методов менеджмента и маркетинга.

Данные проблемы являются причинами недостаточно высокой экономической эффективности функционирования субъектов продовольственных рынков и организации товародвижения между ними. В этой связи крайне актуальной становится разработка комплекса мероприятий по объединению участников продовольственных рынков в

7 (64) - 2010

Приоритеты России

агропродовольственные маркетинговые системы распределения продукции.

Продовольственный рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация продовольственных товаров. Через продовольственный рынок происходит приспособление объема и структуры товарного производства к объему общественных потребностей в продовольствии, поддерживаются прямые и обратные связи между его производителями и потребителями [2].

Наиболее характерными признаками продовольственного рынка являются:

• наличие законодательной базы, адекватной развитию рыночных отношений;

• относительное соответствие товарного предложения активному спросу потребителей;

• наличие институциональной и функциональной рыночной инфраструктуры;

• развитие конкурентной среды и наличие развитых межотраслевых и межрегиональных связей при постоянном и разнообразном участии государства;

• невмешательство государства в хозяйственную деятельность отдельных субъектов рынка. Состав субъектов функциональной инфраструктуры продовольственного рынка является побуждающим фактором для разработки рекомендаций по совершенствованию товарообмена на продовольственном рынке.

Учитывая организационно-экономические особенности функционирования продовольственных рынков, авторы предлагают следующие рекомендации по совершенствованию товародвижения внутри маркетинговых каналов распределения продукции на продовольственных рынках [1]:

1) развитие предпринимательской деятельности участников маркетинговых каналов распределения продукции;

2) ликвидация экономических и правовых препятствий, затрудняющих движение товарных потоков;

3) совершенствование институциональной и системообразующей структур продовольственного рынка;

4) развитие механизмов страхования участников товародвижения, чья производственно-хозяйственная деятельность связана с риском изменения курса валют или снижения объектов производства;

5) создание правового поля для интеграции участников товародвижения;

6) создание режима кредитного и налогового благоприятствования для интегрированных формирований, представляющих собой агропродо-вольственные маркетинговые системы;

7) развитие маркетинговых коммуникаций между участниками товародвижения.

Наиболее совершенной формой организации маркетингового канала распределения продукции на продовольственном рынке является создание маркетинговой системы, которая представляет собой совокупность субъектов канала распределения, находящихся на разных его уровнях, но действующих как единое целое (вертикально интегрированные или агропродовольственные маркетинговые системы) или находящихся на одном уровне и занимающихся одним видом деятельности (горизонтально интегрированные маркетинговые системы) [3].

Создание маркетинговой системы способно обеспечить целый ряд преимуществ для участников региональных продовольственных рынков:

• ориентация на отечественную сырьевую базу;

• более высокое качество продукции;

• развитие транспортной инфраструктуры;

• оперативное реагирование на инновации, более быстрое их внедрение в производство, переработку и реализацию продукции, установление прямого сотрудничества с научными учреждениями;

• усиление влияния розничной торговли на ассортимент и качество производимой продукции, ее переход на прямые связи с товаропроизводителями [4].

Наряду с положительными сторонами формирования маркетинговых систем, нельзя не указать на ряд недостатков. Негативные моменты, как правило, связаны с несправедливым распределением прибыли между участниками маркетинговых систем, а также с ущемлением имущественных, земельных и юридических прав сельских товаропроизводителей. Устранению недостатков должно способствовать усиление антимонопольного государственного контроля на продовольственных рынках, а также необходимость осуществления мер, направленных на защиту в интегрированных формированиях интересов сельских товаропроизводителей.

Как показал обзор литературных источников, а также анализ сложившейся на рыке мяса ситуации, наиболее перспективной формой организации экономического взаимодействия между участниками рынка являются агропродовольственные маркетинговые системы [2], объединяющие предприятия

- 35

СПРОС НА МЯСНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Агропродовольственная маркетинговая система

Производственная подсистема

Сбытовая подсистема

Сельско-

хозяйственные

предприятия;

перерабатывающие

предприятия ЛПХ;

торговые фирмы,

импортирующие

мясное сырье

Информационно-аналатическая подсистема

Транспортные и логистические организации; складские хозяйства; торговые предприятия

Финансовая подсистема

Научно-

исследовательские институты; страховые компании; рейтинговые агентства;

рекламные компании

Банки; финансово-кредитные учреждения; товарная биржа

ОАО «Комбинат мясной Нововоронежский»; сельскохозяйственные предприятия, формирующие сырьевую зону: Аграрный союз товаропроизводителей Воронежской области

Л

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СПРОСА НА МЯСНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Структура агропродовольственной маркетинговой системы

по законченному воспроизводственному циклу на базе согласованности интересов (см. рисунок).

Предполагаемая структура агропродовольс-твенной маркетинговой системы на рынке мяса Воронежской области представлена на рисунке. Преимуществами данной системы являются ее простота и адекватность современным представлениям о характере процессов товародвижения на рынке продовольствия.

Развитие агропродовольственных маркетинговых систем представляется возможным на основе электронной торговли, которая представляет собой прямой маркетинг через двухканальную систему, связывающую потребителей кабельной или телефонной линии с компьютеризированным каталогом продавца, с помощью которого потребитель уточняет предмет покупки, его цену, условия и сроки получения выбранного товара (визит в магазин, доставка товара на дом и др.).

Структура агропродовольственной маркетинговой системы должна включать в себя производственную, сбытовую, информационную и финансовую подсистемы. Компонентами агропродоволь-

ственной маркетинговой системы, по нашему мнению, могут выступать перерабатывающие и сельскохозяйственные предприятия, а также другие субъекты рыночной инфраструктуры.

И в заключение хотелось бы отметить следующее. К сожалению, современный отечественный продовольственный рынок оказывается недостаточно развитым, причем в меньшей степени развита его функциональная инфраструктура, опосредующая организацию товародвижения, что препятствует насыщению рынка продовольственными товарами. Перспективным направлением совершенствования взаимодействия участников маркетинговых каналов распределения продукции на рынке продовольствия является их интеграционное объединение в агропродовольственные маркетинговые системы, которые представляют собой совокупность субъектов канала распределения, находящихся на разных его уровнях, но действующих как единое целое. Интеграционный характер такого объединения способен обеспечить участникам канала целый ряд преимуществ, а в масштабах всей агропродовольственной маркетинговой системы оказывается возможным достижение си-нергетического эффекта.

Список литературы

1. Корнев К. В. Перспективные направления совершенствования маркетинговых каналов распределения продукции // Российское предпринимательство. 2009. № 8. Вып. 2. С. 144—148.

2. Овчинникова Т. И. Управление маркетингом. Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2003.

3. Светуньков М. Методы маркетинговых исследований. М.: Изд-во ТНК, 2003.

4. Сироткина Н. В. Формирование агропродовольственных маркетинговых систем распределения продукции на продовольственных рынках. Воронеж: Научная книга. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.