Преподаватели кафедр физической культуры при помощи таких технологий могут разнообразить и обновить структуру этих занятий, сделав их более интересными и привлекательными для нынешнего поколения студентов.
Выводы. Таким образом, применение современных технических средств для организации самостоятельной двигательной активности студентов, например, фитнес-браслетов, даёт возможность не только развитию и активизации их физической активности, но и развитию и расширению арсенала профессиональных навыков преподавателей и инструкторов по физическому воспитанию. Активно внедряя в свою педагогическую практику различные цифровые устройства и задействуя другие актуальные виды ИКТ, профессорско-преподавательский состав кафедр физического воспитания и спорта многих российских вузов имеет возможность значительно разнообразить свою компетентностную сферу и существенно обогатить свой педагогический опыт взаимодействия со студентами, в том числе и дистантного, необходимость актуального развития которого еще раз наглядно продемонстрировала пандемия COVID 19.
Литература:
1. Васильева, Н.И. Использование мобильных приложений в аспекте повышения мотивации обучающихся к занятиям физической культуры и ведению здорового образа жизни / Н.И. Васильева // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 12 (41). - С. 59-67.
2. Великанова, Е.С. Применение мобильных приложений для оптимизации занятий физической культурой и спортом / Е.С. Великанова // Аллея науки. - 2019. - Т. 2. - № 12 (39). - С. 855-858.
3. Пак, Л.И. Фитнес-трекеры в студенческой жизни / Л.И. Пак, Ю.А. Польщикова // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Пенза: Наука и Просвещение. - 2019. - С. 113-114.
4. Токсонбаев, Р.Н. Цифровизация образования - основополагающий фактор развития будущего / Р.Н. Токсонбаев, А.А. Абдыкадыров // Преемственность в образовании. - 2019. - № 23 (10). - С. 661-664.
5. Филимонова, С.И. Инновационное содержание обучения по физической культуре и спорту будущих предпринимателей / С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Ю.О. Аверясова. - Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 3 (75). - С. 73-76.
6. Шутова, Т.Н. Деятельностно-ориентированные и цифровые технологии в профессиональной переподготовке инструкторов и тренеров по спорту: монография / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко, К.Э. Столяр и др. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2020. - 248 с.
Педагогика
УДК 373
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
педагогики и психологии Миназова Зарема Магомедовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета
педагогики и психологии Азизова Наира Исметовна
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» в г. Дербенте (г. Дербент)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье раскрыты теоретические аспекты психологической адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной организации. Развитие и успешность ребенка в социуме во многом будет зависеть от процесса его психологической адаптации в образовательной организации. Автором изучены исследования ученых, занимавшихся проблемой адаптации в адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста. А так же изучены психические свойства присущие этой возрасту. Автор приводит условия, способствующие успешной адаптации ребенка в образовательной организации. Приходит к выводу, что адаптация детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной организации прошла успешно необходимо использовать различные мероприятия для родителей, для учителей, для воспитателей и для администрации, а также подбирать различные дидактические, психолого-педагогические методы и средства для детей с учетом их состояния здоровья.
Ключевые слова: аспекты, психологическая адаптация, дети, дошкольный возраст, младший школьный возраст, образовательная организация.
Annotation. The article reveals the theoretical aspects of the psychological adaptation of children of preschool and primary school age in an educational organization. The development and success of a child in society will largely depend on the process of his psychological adaptation in an educational organization. The author studied the studies of scientists involved in the problem of adaptation in the adaptation of children of preschool and primary school age. And also studied the mental properties inherent in this age. The author gives the conditions that contribute to the successful adaptation of the child in an educational organization. He comes to the conclusion that the adaptation of children of preschool and primary school age in an educational organization was successful; it is necessary to use various activities for parents, teachers, educators and administration, as well as select various didactic, psychological and pedagogical methods and means for children, taking into account their health status.
Key words: aspects, psychological adaptation, children, preschool age, primary school age, educational organization.
Введение. Проблема особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к учебной деятельности всегда вызывает особый интерес у педагогов, психологов, а также родителей будущих учеников. Этой проблеме посвящено множество трудов как с психологическим, так и с педагогическим уклоном. Педагоги, психологи, родители сходятся во мнении, что процесс школьной адаптации, один из самых важных моментов - это первые дни обучения, в которые, закладывается вся последующая роль в развитии индивида.
Начало школьной жизни - серьезное испытание для многих детей, связанное с резким изменением образа жизни. До школы, в детском саду, дети могли каждый день играть, гулять, а днем спать. В школе всё иначе: меняется ведущий тип
деятельности: обучение, вместо игры, появляются новые социальные роли: ученик и одноклассник, появляются повседневные обязанности, меняются мотивы, происходит знакомство с новым коллективом и учителем.
Дети постоянно адаптируются к различным ситуациям: в детском саду, в школе, к новому коллективу, к новым взрослым, к новому распорядку дня. А основная составляющая психологической адаптации заключается в приспособлении человека к требованиям социума и собственным желаниям, с сохранением психофизического и эмоционально-личностного благополучия. Поэтому дальнейшая жизнь, развитие и успешность ребенка в социуме во многом будет зависеть от процесса его психологической адаптации в образовательной организации.
Таким образом, психологической адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной организации не теряет своей актуальности и требует постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.
Изложение основного материала статьи. Анализ литературных источников показывает, что изучением адаптации детей дошкольного возраста занимались Н.И. Добрейцер, А.И. Жукова, Н.Д. Ватулина, И.С. Ильина, З.В. Кощеева, О. Терехина, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др., исследованием адаптации младших школьников занимались Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Н.В. Дубровинская, И.В. Рябова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Н.К. Сухотина и др.
Изучению психологической адаптации посвящены труды М.М. Безруких, М.В. Григорьевой, О.И. Зотова, И.К. Кряжева, И.А. Коробейникова, А.Н Леонтьева, А.А. Налчаджян, А.А. Реана и др.
Эмоционально старший дошкольник становится более устойчивым. Его чувства становиться более осознанными, разумными, внеситуативными, обобщенными, производными. Все чаще он действует не импульсивно, а обдуманно.
У детей в младшем школьном возрасте развиваются возрастные новообразования - теоретическое сознание и мышление (анализ, рефлексия, психическое планирование), а также потребности и мотивы обучения. Дети приходят в школу учиться, узнавать что-то новое. Более того, их интерес к знаниям тесно связан с их отношением к обучению, как к серьезной, социально значимой деятельности.
У детей, поступивших в школу, изменяется социальная ситуация развития. Г.С. Абрамова отмечает, что «система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями» [1, С. 325]. Становясь «общественным» субъектом, ребенок получает социально значимые обязанности (надо рано просыпаться, чтобы вовремя быть в школе, выделять время для подготовки домашнего задания, посещать все уроки и дополнительные занятия, на уроках вести себя спокойно, надо наладить кантаты с новым коллективом сверстников, а с учителем построить деловые отношения), за выполнение которых ему дают общественную оценку.
По мнению Н.С. Чернышевой, наиболее характерной чертой восприятия учащихся - ее «низкая дифференциация, что приводит к неточностям и ошибкам в дифференцировке при восприятии сходных объектов» [9, С. 251].
Восприятие младших школьников тесно связанно с практической деятельностью. Воспринимать предмет для школьника, значит что-то с этим предметом делать: произвести какие-либо действия, что-то изменить в нем, прикоснуться к нему. В процессе обучения в школе восприятие меняется, оно принимает характер целенаправленной и контролируемой деятельности, а также поднимается на более высокую ступень развития. В процессе обучения «восприятие углубляется, становится более дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения».
Память у детей младшего школьного возраста развивается в двух направлениях - «усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью» [10, С. 183]. У младшего школьника, по причине возраста, относительным доминированием деятельности первой сигнальной системы более развита наглядно-образная память, чем словесно-логической. Дети «в состоянии лучше, быстрее и сильнее удерживать хранимые в памяти определенные сведения, лица, предметы, события, факты по сравнению с определениями, описаниями, объяснениями» [2, С. 238].
В первые годы обучения у детей образы воображения неясны, расплывчаты, отображают несколько несущественных признаков, а к концу 3 класса образы становятся определенными, яркими и точными, с существенными признаками. Активное, продуктивное воображение в младшем школьном возрасте тесно связанно с творческим воображением.
У младших школьников развиваются высшие чувства, интеллектуальные, эстетические, к концу 3 класса появляется чувство долга и дружбы. Сохраняется впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. Эмоции младших школьников становятся сдержаннее и осознаннее, ведь обучение в школе и общение с учителем требуют тактичного отношения.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит совершенствование и развитие познавательных и мыслительных психических процессов. Ребенок стремится изучить и познавать мир, стремится пойти учиться в школу.
В младшем школьном возрасте, у детей развиваются возрастные новообразования - произвольность, осознанность всех психических процессов, самоконтроль, рефлексия, внутренний план действий. Ведущей деятельностью у младшего школьника становится учебная, в ходе которой изменяется социальная ситуация развития ребенка. В рамках учебной деятельности у ребенка развиваются познавательные, эмоциональные и волевые процессы. Так же появляются психологические образования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников, которые являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем этапе возраста.
Перейдем к рассмотрению понятия «адаптация». Дефиниция «адаптация» возникла в 19 веке и первоначально использовалось, в основном, в биологии для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире. Затем это понятие стало применяться не только ко всем аспектам физической жизни, но и к индивидуальному и даже коллективному поведению.
Впервые термин введен Г. Албертом и использовался в медицинской литературе, он представляет собой изменение чувствительности анализатора под влиянием адаптационно-стимулирующего воздействия органов чувств.
Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие ученые считают, что адаптация - это динамический процесс функционирования рекомбинантных функциональных систем живых организмов.
Под понятием «адаптация» в психологии и педагогике понимается выработка наиболее адекватной формы поведения в изменяющейся микросоциальной среде [5, С. 74].
Реан А.А. понимает под адаптацией «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [7, С. 11].
Адаптация проходит на разных уровнях: на физиологическом, социальном и психологическом.
На физиологическом уровне адаптация рассматривается как отсутствие неблагоприятных изменений в здоровье ребенка, его хорошее физическое самочувствие, умеренная утомляемость.
Показателями благополучной физиологической адаптации у детей можно считать отсутствие жалоб на головные боли и отсутствие неблагоприятных изменений в состоянии здоровья, хороший и крепкий сон, отменный аппетит, ежедневное хорошее самочувствие, отсутствие проявлений новых заболеваний или проявлений обострений хронических заболеваний, хорошая работоспособность.
На социальном уровне рассматриваются особенности поведения ребенка, его общительность и умение налаживать контакты со сверстниками, усвоение правил и норм поведения, умение адекватно оценивать себя и других.
Социальная адаптация - это процесс вхождения человека в новую социальную ситуацию, в ходе которого индивид приспосабливается к условиям социальной среды. Главным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальных ролей. В процессе социальной адаптации у человека вырабатываются навыки общения, деятельности, поведения, которые одобряются окружением, через которые он может реализовать свои потребности и интересы.
Социальная адаптация ребенка определяется необходимым уровнем сформированности средств поведения, общения и деятельности, готовностью к изменению своего социального положения и владением социально-адекватными способами реализации своих эмоциональных состояний.
На психологическом уровне - хорошее психологическое самочувствие ребенка в образовательной организации: положительное эмоциональное отношение к образовательной организации, желание учится и успешно выполнять задания, умеренная тревожность и отсутствие эмоционального дискомфорта.
Психологическая адаптация - способность человека приспосабливаться к критериям и требованиям определенного общества, условиям и содержанию деятельности человека.
Критериями психологической адаптации ребенка можно считать благополучное эмоционально состояние, формирование адекватного поведения, установление контактов со взрослыми, благоприятное отношение со сверстниками.
Так же можно выделить три психологических фактора, которые влияют на адаптацию:
1. Гибкость психики (уметь находить быстрые решения в зависимости от ситуации, регулировать свое поведение и эмоции в ответ на изменение обстоятельств, подвергать сомнению свои стереотипы и установки);
2. Самопознание (знает ли человек себя и свои реакции);
3. Открытость к новому и позитивное мышление (объективная оценка реальности и фокусировка на решениях проблемы, а не на самой проблеме).
С термином "адаптация" используется противоположный термин - "дезадаптация". Это затруднение, отклонение от спецификации, нарушение функциональности, неадекватная адаптация или отказ [3, С. 85].
Таким образом, адаптация - это приспособление организма к новой среде тремя способами: физиологическим, социальным и психологическим. С адаптацией сталкивается каждый человек, она начинается с детства и продолжается всю жизнь. Чем выше уровень адаптации, тем проще приспосабливается к изменяющимся условиям жизни.
Психологическая адаптация - это способность человека приспосабливаться к критериям и требованиям определенного общества, при этом быть психологически здоровым и положительно эмоциональным.
Кощеева З.В. выделяет 4 основных фактора успешной адаптации: благополучное эмоциональное состояние, коммуникабельность, хороший дневной сон, аппетит [6, С. 6-7].
На физиологическом уровне основными показателями адаптивности дошкольников в образовательной организации являются хорошее состояние здоровья, крепкий сон и аппетит. На психоэмоциональном уровне: позитивные эмоции, адекватное поведение и социальные контакты.
В дошкольной образовательной организации за год до поступления ребенка в школу проводится комплексное медицинское исследование, которое проводится с участием психолога, логопеда, педиатра, воспитателя и родителей. Результатом данного исследования будет определен уровень готовности ребенка к школе и его группа здоровья.
Подготовка детей к школе осуществляется через проекты, тематические занятия, организацию различных праздников, конкурсов, ярмарок, соревнований, квестов, викторин, спектаклей, концертов. Проводятся разные тематические мероприятия: выставка рисунков «Я первоклассник», конкурс чтецов «Школа», праздник «Начало учебного года!», акция «Помоги первокласснику собраться в школу».
Организовываются мастер-классы, круглые столы, педагогические семинары, конференции для педагогов детского сада и родителей с целью информирования о процессе адаптации детей.
Для родителей проводятся индивидуальные или групповые консультации, родительские собрания, совместные тренинги с детьми, оформляются информационные стенды в детском саду, подготавливаются различные памятки, буклеты и списки книг-помощников, для того чтобы они освоили принципы формирования у ребенка режима дня, сохранения здоровья в школе, воспитания мотивации учения, познакомились с возможными проявлениями нарушения адаптации и мерами ее коррекции.
Ребенок, поступивший в школу, встречается с четким распорядком дня, где на отдых и игры практически нет времени, а большая доля нагрузки приходится на умственную работу, сталкивается с рядом трудностей: трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем и со сверстниками, осознанием себя как субъекта ученья. В жизнь детей входят большое количество образовательных организаций, разнообразные профили, огромная учебная нагрузка, многочисленные учебные программы и материалы. Продолжительность адаптации первоклассников может быть различной: от 3-4 недель до 2-х месяцев, в зависимости от уровня готовности ребенка к школе, специфики школы, индивидуальных особенностей ребёнка, атмосферы в семье, степени развития социальных навыков, профессионализма педагога или от 10-18 дней до 1-3 месяцев и сопровождается повышением уровня тревожности, ростом внутренней напряженности ребенка и снижением его самооценки.
Можно выделить следующие особенности адаптированности младших школьников:
- Ребенок с удовольствием посещает школу, рассказывает о уроках, об одноклассниках и о своем учителе. У школьника появились новые друзья. Он вспоминает неловкие, но смешные моменты, но при этом он понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
- Сильной усталости после уроков нет. Ребенок активен, нет жалоб на головную боль, слабость или усталость.
- Младшему школьнику нравится процесс получения знаний в школе.
Поступление в школу для ребенка является важным этапом в жизни, и время длительности адаптивного периода зависит от состояния здоровья ребенка и его готовности к школе. Доказано, чем меньше готовность ребенка к школе, тем острее, сложнее и длительнее будет проходить его адаптационный период. Известно, что многие первоклассники поступают в школу из детского сада, а там они вели спокойный образ жизни, много играли, гуляли на улице, спали днем. А в школе им надо вести другой образ жизни, который предъявляет новые серьезные требования, новые нагрузки, новый ритм жизни, это все вызывает у ребенка переживания и стресс. Как пишет Рябова И.В. «под влиянием учебных нагрузок число детей с нормальными показателями стресс-индекса снижается на 11,1 % [8, С. 55].
Для первоклассников занятия в школе должны проводиться в первую половину дня, каждый урок должен длиться не более 35 минут, а перемены не менее 15 минут. На каждом уроке должны быть физкультминутки, на переменах подвижные игры, домашнее задание и оценки для первоклассников на уроках первые полгода отсутствуют, рекомендованы недельные каникулы через 5 недель обучения, после окончания занятий следует ежедневно гулять.
Исследуя адаптацию младших школьников, психологи пришли к выводу, что успешность протекания адаптации во многом зависит от учителя, но его позиция по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя.
Так же процесс адаптации во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько ребенку комфортно, уютно, интересно и безопасно в классе. Учитель должен создать спокойную, доброжелательную, жизнерадостную, доверительную и творческую обстановку в классе, с помощью различных игр, методик и упражнений, что позволит познакомиться одноклассникам друг с другом, снять напряжение и тревожность, а главное привить чувство детям, что класс и школа не чужие, а любящий, готовый всегда помочь коллектив. Использование дидактических игр учителем на уроке позволит «усваивать программу значительно успешнее, а адаптация к учебной деятельности проходит без напряжения, способствуя развитию у первоклассников психических процессов».
Каждый педагог, работающий с первоклассниками, должен обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим трудности в адаптации, обеспечить своевременную смену видов деятельности на уроке, создать в классе доверительную, безопасную и доброжелательную атмосферу, положительно оценивать активность и успехи учеников, использовать мягкий и доверительный тон в общении с учениками и активно- положительный стиль педагогического общения, искать новые эффективные методы и приемы обучения, на уроке использовать метод сотрудничества и дифференциации.
Для успешной адаптации ребенка в образовательной организации, родители должны способствовать правильному отношению к учебной деятельности, создать благоприятную и доверительную атмосферу в семье (отсутствие ссор и конфликтов, одна тактика воспитания), должны быть вовлечены в жизнь ребенка, формировать четкий распорядок дня (регулярный и здоровый сон ребенка, правильное питание, физминутки), родители должны поощрять и помогать ребенку во всех его начинаниях, а так же родители с ребенком должны иметь общее времяпрепровождение.
Содержание всех форм работы школы с семьей первоклассника «заключается в организации активного взаимодействия, направленного на всестороннее развитие ребенка» [4, С. 201].
Выводы. Проанализировав научную литературу, можно сделать вывод, что образовательные организации должны встречать детей с должным вниманием и приветливостью. Для того чтобы адаптация детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной организации прошла успешно надо использовать различные мероприятия для родителей, для учителей, для воспитателей и для администрации, а также подбирать различные дидактические, психолого-педагогические методы и средства для детей с учетом их состояния здоровья.
Литература:
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. - М: Прометей, 2018. - 390 с.
2. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / [Э.М. Александровская]; под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 2011. - 254 с.
3. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Е.: УГПУ, 2018. - 104 с.
4. Игнатенко, М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников / М.В. Игнатенко. -МАГУ, 2019 - С. 199 - 202.
5. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Издательство "Питер", 2010. - 464 с.
6. Кощеева, З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие / З.В. Кощеева. - Мн.: Зорны верасень, 2006. - 68 с.
7. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. -СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
8. Рябова, И.В. Влияние учебных нагрузок на адаптацию и состояние регуляторных систем организма младших школьников / И.В. Рябова. - М.: МГПУ, 2020. - С. 55-59.
9. Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника / Н.С. Чернышева. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.
10. Шаршов, И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И.А. Шаршов, М.И. Субботкина. - Вестник ТГУ. - 2017. - 12-е издание. - С. 181-184.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Малахова Ольга Юрьевна
Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Никифоров Дмитрий Вячеславович Оренбургский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Оренбург)
ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена сменой социально-экономической, социокультурной и образовательной парадигмы, а также социальным заказом на формирование профессионалов нового формата: специалистов в сфере управления и инженеров, способных осуществлять социокультурное таргетирование на основе свободного выбора, при этом учитывать общественно одобряемую систему морально-нравственных норм, правил, традиций. В статье проанализированы теоретические научные позиции в обозначенном проблемном поле, что позволило расширить смысловой диапазон ключевого понятия. Авторы полагают, что состоявшееся социокультурное самоопределение является основой наращивания человеческого капитала, позволяющего быть не только востребованным работником, но и успешной, состоявшейся личностью, имеющей четкие смысложизненные ориентиры. Авторы проводят результаты поисковой работы, направленной на изучение потенциала образовательной среды вуза, в которой будущему специалисту возможно социокультурно самоопределиться. В контексте исследования авторы обозначают детерминированность личностной саморегуляции и саморегуляции деятельности, которые дополняют друг друга и являются важным условие и одновременно результатом успешного самоосуществления и саморазвития будущего специалиста. Делая вывод, авторы выделяют основные направления социокультурного самоопределения студента вуза.