Тьюторское сопровождение первоклассников в период адаптации к условиям обучения в школе
Козлова Вероника Анатольевна,
доцент департамента психологии Институт педагогики и психологии, Московский городской педагогический университет, kva1208@yandex.ru
В статье описывается деятельность тьютора по оказанию поддержки первоклассникам в период адаптации к условиям обучения в школе, дается характеристика современных детей дошкольного и младшего школьного возраста, раскрывается понятие готовности к школе, а также перечисляются физиологические и психологические условия адаптации первоклассников к школе, обозначается роль родителей в период подготовки к школе и варианты их взаимодействия с тьютором, представлены итоги индивидуального интервьюирования школьников по параметру «хороший-умный ученик», описан процесс формирования атрибуции успехов и неудач, обозначены варианты стратегии тьюторского сопровождения в процессе проигрыша и неудачи ребенка, указаны приемы саморегуляции, в числе которых игры, способствующие благоприятному психологическому климату в классе в период адаптации. Ключевые слова: тьюторское сопровождение, тьютор, индивидуальная образовательная траектория, планирование деятельности, адаптация, готовность к школе, атрибуция успехов и неудач, хороший и умный ученик.
о
Е
£
в) ^
0
(Ч *
01 г
Тьюторское сопровождение постепенно входит в современную систему образования. В России явление тьюторского сопровождения связано в основном с помощью инклюзивным детям или с сопровождением дистанционных технологий обучения. Однако все чаще и чаще демонстрируется иное видение: тьютор нужен каждому ребенку, независимо от уровня его здоровья и условий получения образования. Тьютор - это профессионал-наставник, человек, обладающий успешным опытом самообразования, помогающий выстроить индивидуальную образовательную траекторию каждого своего подопечного. Главным принципом тьюторского сопровождения, по мнению многих исследователей данной области, является индивидуализация и дифференциация образования [4]. Данный принцип занимает центральное место в реализуемом подходе, поскольку вектор современного образования постепенно смещается с ориентации на группу и среднего по уровню развития ученика на индивидуальность и личность каждого ученика.
В этой статье мы раскроем суть тьюторского сопровождения применительно к проблеме адаптации первоклассников к условиям обучения в школе. Говоря об этой проблеме через призму тьюторского сопровождения, мы делаем акцент на работе с семьей и родителями ребенка, поскольку в этот возрастной период именно родители формулируют образовательный заказ. Итак, под тью-торским сопровождением понимается педагогическая деятельность, направленная на реализацию принципа индивидуализации и дифференциации образования, на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. Трехвек-торная схема тьюторского действия должна охватывать, по данным Т.М. Ковалевой и ее коллег, три соответствующих направления: социальное (рост образовательной географии подопечного), культурно-предметное (расширение предметных границ интересующей области) и антропологическое (понимание себя, своих возможностей) [4]. Их мы берем за основу, раскрывая особенности сопровождения первоклассника.
Большую роль в процессе адаптации ребенка младшего школьного возраста к условиям обучения в школе, как мы уже и говорили, играет семья, поэтому основная часть работы - это подготовка родителей и просветительская работа с ними, которая должна предшествовать переходу ребенка
из детского сада в школу. Делая акцент на работе с родителями, мы предупреждаем большую часть потенциальных трудностей, с которыми ребенок может столкнуться в этот период, отмечает Е.Н. Филоненко [7]. Прежде всего тьютору необходимо обратить внимание родителей будущих первоклассников на психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста и помочь освоить им основы возрастной психологии детей этих возрастных групп.
Так, по данным мониторинга родителей и педагогов, сообщает О.В. Цаплина, современные дошкольники отличаются: настойчивостью и требовательностью (94%), раскрепощенностью (слабо ориентированы на возрастные и пространственные границы в общении (65%), информированностью (активно осваивают и работают с ИКТ (70%), отсутствием желания выполнять бессмысленные действия, готовностью отстаивать свое мнение (88%). Кроме того, они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века (86%), (уровень интеллекта (Ю) составляет 130, вместо 100), дошкольники меньше бояться ошибиться и воспринимают взрослого, как партнера, а не как недосягаемый отстраненный образец [3]. Еще одним важнейшим аспектом является то, что ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра, благодаря которой формируются основные новообразования, и которая не исчезает при переходе ребенка из детского сада в школу, данную информацию тьютору необходимо подчеркнуть при работе с родителями. Благодаря игре к концу дошкольного возраста у ребенка начинает формироваться иерархия мотивов, венчать которую должен познавательный мотив (благоприятная ситуация), если это происходит, то в первом классе, как правило, такие дети будут демонстрировать интерес к учению, в противном случае могут возникать разного рода трудности в обучении.
Говоря с родителями о психологических особенностях современных первоклассников, необходимо сделать акцент на смене ведущего вида деятельности, в младшем школьном возрасте - это учебная деятельность. Следующей особенностью является произвольность как свойство познавательных психических процессов и внутренняя позиция школьника, которая характеризуется реализацией познавательных потребностей через новую систему отношений со взрослым. Система отношений со взрослым в этот период, как сообщает З.Н. Новлянская, дифференцируется и приобретает социально-нормативный характер, его смысл сводится к тому, что ребенок достигает принятия взрослым при условии соответствия ожиданий и требований взрослых с успешностью деятельности ребенка [5].
Следующий этап работы с родителями будущих первоклассников должен быть посвящен формированию представлений о том, что такое готовность к школе или школьная зрелость, где раскрывается ее структура с выделением трех составляющих: физиологической (здоровьем ребенка), социальной (потребность в общении со
сверстниками) и психологической (интеллектуальной - развитие психических познавательных процессов, тонкой моторики руки и проч. и эмоциональной - саморегуляция эмоций, произвольность, концентрированность на задание и др.) [2]. Как утверждает А.И. Савенков, В.С. Мухина ключевым параметром готовности называет преобладание позиции «я должен» над позицией «я хочу» [6].
Далее работа с родителями строится по антропологическому вектору тьюторского действия, то есть основной задачей этого этапа является знакомство или осознание индивидуальных особенностей своего ребенка. Как правило, родители на данном этапе стараются привлечь к помощи психологов и формулируют запрос на диагностику, другими словами, стараются всеми усилиями переложить ответственность на другого человека, подобные действия редко несут положительный эффект и удовлетворяют запросы заказчиков, поэтому мы особо обращаем внимание на то, что этот этап должен представлять собой компиляцию и анализ родительских наблюдений за собственным ребенком, только при таких условиях можно прогнозировать благоприятный исход и позитивный сценарий адаптационного периода будущего первоклассника. Родителям необходимо собрать подобного рода информацию для грамотного подбора учителя, который реализует подход и использует стиль общения, подходящий для ребенка. Таким образом мы снижаем риски негативного опыта общения с первым учителем или так называемым социальным взрослым, поскольку от учителя зависит то, как ребенок будет относиться к обучению в частности и школе в целом.
Основной задачей, которую определяет для себя большая половина родителей является подготовка будущего первоклассника к школе. Обычно подобного рода подготовка сводится к тому, что ребенка отдают в подготовительный класс или школу развития, где учителя, работают с детьми по приблизительно той же программе, что и с первоклассниками, иногда допуская незначительные разночтения. Ребенок дошкольного возраста посещает такого рода подготовку в течение года. Родители убеждены, что помогают ребенку, ведь чем раньше малыш научится читать, считать и писать, тем проще ему будет в первом классе и начальной школе. Однако это не так. Как показывают многочисленные исследования, ребенку, посещая такого рода подготовку, сложно понять разницу между обучением в подготовительном классе и первом классе, ребенок не понимает и причин, по которым в подготовительном классе от него строго не требовали каждодневных присутствий на занятиях, а в первом классе заставляют посещать их регулярно. То есть, определяя дошкольника в подготовительный класс, мы фактически отдаем ребенка в школу на год раньше, не позволяя созреть и сформироваться всем необходимым для успешного обучения в школе новообразованиям, не позволяя, в то время, которое ребенок вынужден тратить на уроки играть, тренируя и подготавливая психологические познавательные процессы к перестройке.
о о и и m 5 m
О m э m й А
X £ m О
х О m
0
01 и А ы О и А X X m
о
сч *
SI
Z
Тьютору необходимо на этом этапе выявить, совместно с родителями, дефициты ребенка и создать такие условия, чтобы родитель сам осознал, что лучшим вариантом помощи в этот период будет посещение кратковременных занятий (продолжительностью до трех месяцев), направленных на развитие психических познавательных процессов и познавательной активности или навыков общения и взаимодействия со сверстниками, или развития эмоционального интеллекта, всего того, что может стать непреодолимым препятствием для будущего первоклассника в период адаптации к условиям обучения в школе. Таким образом можно реализовать прогностическую функцию тьюторского действия, организуя тьюторское сопровождение процесса адаптации будущего первоклассника.
Ключевой линией тьюторского действия, как отмечает Т.М. Ковалева и ее коллеги, является условное движение от образовательного интереса через организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся к их образовательной инициативе [4]. Поэтому в период адаптации тьютор может организовать исследовательскую работу с детьми, например, можно выяснить, какими качествами должен обладать хороший ученик, проведя опрос выпускников начальной школы. Подобного рода практика поможет детям понять, какими их хотят видеть в школе и что им потребуется, чтобы стать успешными в обучении, также поможет увереннее чувствовать себя в школе и проч.
Нами был организован такой опрос четвероклассников одной из московских школ. Интересовало нас - есть ли различия в характеристике «умного» ученика и «хорошего ученика». Оказалось, что для детей эти понятия наполнены в большинстве своем общим смыслом. Так чертами, которые звучали при характеристике обоих дефиниций, были (здесь и далее характеристики представлены в том варианте, в котором они звучали из уст опрашиваемых, без редакции детских высказываний): добрый, вежливый, уважает окружающих, воспитанный, хорошо учится, общительный. Различия заключались в том, что черты «умного» ученика продолжали такие характеристики как: много знает, хорошо ведет себя на уроках, много читает, правильно говорит, дополнительно занимается, хорошо выглядит, обладает хорошим характером, активный на уроках, трудолюбивый. Чертами «хорошего» ученика были названы: помогает другим, никого не обижает, дисциплинированный, умеет поддержать в трудную минуту, старательный, спокойный, понимающий, аккуратный, чувствительный, интеллектуальный. Таким образом, было установлено, что характеризуя понятие «умный» ученик, дети прибегают к описанию поведения и действий, относящихся напрямую к учебной деятельности, а описывая понятие «хороший» ученик, в основном демонстрируют личностные черты и особенности социального интеллекта.
Задачами тьюторского сопровождения на этапе адаптации первоклассников к условиям обучения в
школе должны стать и аспекты, затрагивающие благоприятный для успешного обучения тип атрибуции успехов и неудач, складывающийся под воздействием самооценки и мотивации. Формирование у первоклассника позиции, что неудача -дело временное и требует больше приложенных усилий, поможет ребенку сохранить самооценку и выработать у себя необходимые для успешного освоения любого вида деятельности волевые качества.
Еще одним актуальным направлением работы сопровождающего процесс адаптации первоклассника является использование специальных игр, способствующих благоприятному психологическому климату в классе. Например, игра «Скульптура», где ребенок или группа детей изображают какое-то заданное понятие или ситуацию по принципу скульптуры, то есть, заняв определенную позу и зафиксировав подходящую мимику и жесты. Если изображалось какое-то понятие или ситуация с негативным подтекстом следует после ее изображения трансформировать скульптуру в противоположное понятие или ситуацию. Так, ситуацию «опять двойка» или понятие «поражение» следует трансформировать в ситуацию «Ура, пятерка!» или «победа». Пример еще одной игры - игра «Наши помощники», суть которой сводится к поиску и анализу, осуществляемому под чутким руководством взрослого, аналогичных ситуаций у героев сказок, мультфильмов, повестей, рассказов и проч. С помощью такого анализа можно увидеть ситуацию со стороны, понять как лучше действовать и подготовиться к тому, какие последствия могут быть у каждого нашего действия или поступка.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что тьюторское сопровождение адаптационного периода должно начинаться в дошкольном возрасте. Основным клиентом тьютора на этом этапе должны стать родители и семья. Ключевым видом работы - просветительская деятельность и прогнозирование. При работе с детьми следует использовать проектную и исследовательскую деятельность, которая поможет сохранить познавательную активность и выявить образовательный интерес ребенка.
Литература
1. Гин С., Прокопенко И. Первые дни в школе. Методические рекомендации по адаптации детей к школе. Пособие для учителя - М.: Вита-Пресс, 2013. - 80 с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
3. Иванова Е.В., Виноградова И.А., Цаплина О.В. Исследование игровых компетенций детей старшего дошкольного возраста: монография. -М.: МГПУ, 2018. - 132 с.
4. Ковалева Т.М., Чередилина М. Ю. Тьютор-ство как ресурс для системы РО Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2015. 56 с.
5. Новлянская З.Н. Для родителей первоклассников /З.Н. Новлянская, Е.В. Чудинова. - М.: Вита-Пресс, 2017. - 95 с.
6. Савенков А.И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 160 с.
7. Филоненко Е.Н. Большая книга родителей будущих первоклассников. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 247 с.
8. Averin S.A., Alisov E.A., Murodkhodzhaeva N.S., Noskov I.A., Tsaplina O.V., Osipenko L.E. Information Technologies In Education: Forming The Competences Of The Future // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Т. 7. № 4.7. С. 276-282.
Tutor support first graders in the period of adaptation to the
conditions of learning in school Kozlova V.A.
Moscow city pedagogical University
The article describes the activities of the tutor to support first-graders in the period of adaptation to the conditions of education in school, describes the characteristics of modern children of preschool and primary school age, reveals the concept of readiness for school, and lists the physiological and psychological conditions of adaptation of first-graders to school, denotes the role of parents in preparation for school and options for their interaction with the tutor, presents the results of individual interviewing students on the parameter " good-smart student», the process of formation of attribution of successes and failures is described, variants of the strategy of tutor support in the process of loss and failure of the child are indicated, self-regulation techniques are indicated, including games that contribute to a favorable psychological climate in the classroom during adaptation.
Keywords: tutor support, tutor, individual educational trajectory, planning of the activities, adaptation, readiness for school, attribution of successes and failures, good and smart student.
References
1. Gin S., Prokopenko I. The first days at school. Guidelines for the
adaptation of children to school. Teacher's Guide - M .: VitaPress, 2013. - 80 p.
2. Gutkina N.I. Psychological readiness for school. 4th ed., Pererab.
and add. - SPb .: Peter, 2009. - 208 p.
3. Ivanova E.V., Vinogradova I.A., Tsaplina O.V. Research of game
competences of children of the senior preschool age: monograph. - M .: MGPU, 2018. - 132 p.
4. Kovaleva TM, Cheredilina M. Yu. Tutoring as a resource for the
RO system D. B. Elkonin - V.V. Davydov. M .: Non-Profit Partnership "Authors Club", 2015. 56 p.
5. Novlyanskaya Z.N. For parents of first-graders / Z.N. Novlyanskaya, E.V. Chudinova. - M .: Vita-Press, 2017. - 95 p.
6. Savenkov A.I. Preparing a child for school. Learn to learn independently. - Yaroslavl: Academy of Development, 2008. -160 p.
7. Filonenko E.N. The big book of parents of future first graders. - M
.: Publishing house AST, 2018. - 247 p.
8. Averin S.A., Alisov E.A., Murodkhodzhaeva N.S., Noskov I.A.,
Tsaplina O.V., Osipenko L.E. Information Technologies In The Formation Of The Future // International Journal Of Engineering And Technology (UAE). 2018. T. 7. No. 4.7. Pp. 276-282.
о о и n m 5 m
О
m э
m
й А
X £ m О
x
0
m О
01
n
А
w
о
n
А
X X m