Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
смыслообразование / мотивация / внеурочная деятельность. / meaning formation / motivation / extracurricular activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белянко Елена Сергеевна, Гольцева Юлия Валерьевна

В данной статье были рассмотрены теоретические аспекты проблемы внеурочной деятельности как средства формирования у младших школьников смыслообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белянко Елена Сергеевна, Гольцева Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING MEANING FORMATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

This article discusses the theoretical aspects of the problem of extracurricular activities as a means of forming meaning formation in younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ»

«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» #34Ш), 202 / PEDAGOGICAL SCIENCES

51

Белянко Елена Сергеевна, студентка группы ЗФ-208-214-2-1 Гольцева Юлия Валерьевна Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент кафедры ППиПМ DOI: 10.24412/2520-6990-2021-34121-51-53 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ

Belyanko Elena Sergeevna,

student of the ZF group-208-214-2-1 Goltseva Yulia Valeryevna

Scientific supervisor

the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of Pipm

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING MEANING FORMATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Аннотация.

В данной статье были рассмотрены теоретические аспекты проблемы внеурочной деятельности как средства формирования у младших школьников смыслообразования. Abstract.

This article discusses the theoretical aspects of the problem of extracurricular activities as a means of forming meaning formation in younger schoolchildren.

Ключевые слова: смыслообразование, мотивация, внеурочная деятельность. Keywords: meaning formation, motivation, extracurricular activities.

В настоящее время педагогической науке и практике динамики смысловой сферы, к которой относятся процессы смыслообразования, придается большое значение. Многие исследователи отдают предпочтение образовательным целям, ориентированным на духовное развитие и ценностно-смысловое развитие учащихся (А. Г. Асмолов, С. Л. Брат-ченко, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьев, В. И. Сло-бодчиков, Д. И. Фельдштейн и др.). [1].

В современной психологии смыслообразова-ние трактуется как подключение новых объектов (явлений) к уже существующей системе смысловых связей, в результате чего появляется новый смысл, а смысловая система охватывает новые объекты (явления), которые встраиваются в систему жизненных отношений человека, приобретая новые регулирующие функции. При этом «осуществляется осознание смысловых структур через рефлексию, специальные приемы психологического воздействия, в результате чего человек осознает свои внутренние возможности, которые могут помочь сознательной перестройке и трансформации, далее происходит осознание смысловых связей, т.е. сознательное осмысление реальности, что переводит ее на новый уровень функционирования».

В педагогике ценностно-смысловое развитие учащихся в ходе освоения содержания образования рассматривается в различных подходах.

Обозначим лишь некоторые. Так, в личностно ориентированном обучении В.В. Сериков подчеркивает значение личностного опыта, внутренней смыслопоисковой деятельности школьников как компонентов содержания образования и процесса обучения.

А. Ф. Закиров отмечает закономерности развития личностных смыслов учащихся при интерпретации текстов культуры. Ценностно-смысловое освоение культурного опыта, содержащегося в текстах, осуществляется:

а) при изучении структуры информационного потока, включающего различные письменные источники (рукописи, печатные издания электронные издания, информационные ресурсы Интернет);

б) в процессе личностной интерпретации содержания письменных текстов;

в) в творческом преобразовании письменной информации (создание оригинальных текстов);

г) в активном применении результатов чтения в межличностном общении.

В основе смыслообразования лежит понимание личностного смысла как «индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значе-ние-для-меня», усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы» [2]

Смыслообразование - это способ осмысления человеком своего места в мире и осознанный выбор жизненной позиции; результат освоения культурного опыта, на основе различных механизмов понимания. Смыслообразование в процессе понимания выражается в построении образа мира и себя в мире, на основе ценностных предпочтений личности, жизненных интересов и мотивов.

Мотивационная сфера как считает А.Н. Леонтьев, является ядром личности. Получение высокой

РЕБАООО1САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШУУШУУМ-ЛШШаИ» #341121), 2©21

52

отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны мотивации у школьников начальной школы и ее развитие на протяжении этого возраста.

Младшие школьники зачастую мотивированы за счет интереса и постижения чего то нового, их интересует явление окружающего мира, которые не входят в программу даже средней школы. У младших школьников также проявляется интерес к творческим играм, особенно на сюжеты любимых книг и кинофильмов.

Если проследить общую динамику мотивов учения от 1 к 3 классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержания учения, а еще позднее к способам добывания знаний. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к учению снижается к концу начальной школы. Эта тенденция к «мотивационному вакууму» на рубеже начальной и средней школы объясняется рядом факторов. Снижение интереса к учению заметно в тех классах, в которых преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, там, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. В качестве причин снижения интереса к учению В.А. Сухомлинский называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях. Наконец, нужно отметить, что некоторое снижение мотивации учения носит закономерный характер: удовлетворена потребность дошкольника учиться, снята эмоциональная привлекательность, появляющиеся трудности и неудачи также снижают интерес к учению.

Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик:

- готов к принятию целей, задаваемых учителем;

- научается определять важность и последовательность целей, как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени;

- может уже самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к цели, поставленной учителем. Слабость процессов целеоб-разования в этом возрасте сказывается в неумении подчинить себя цели взрослого на достаточно длительное время. Отсутствуют умения сопоставить намечаемые цели со своими возможностями, что является одной из причин отрицательного отношения к учению и школе.

С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения перешли на обучение по ФГОС НОО второго поколения, одной из отличительных особенностей которого является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников.

Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов [3]

Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно -оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено, прежде всего, на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:

-осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями,

-умение давать оценку своим действиям, -ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина,

-осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.),

-умение выражать собственное мнение и т.д.

[4].

Внеурочная деятельность осуществляется на основании плана внеурочной деятельности и программ курсов внеурочной деятельности, разработанных в ОУ. Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Принципы необходимые при разработке модели организации внеурочной деятельности:

1. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

2. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Некоторые внеурочные занятия могут быть проведены на территории учреждений дополнительного

«ШУУШШШУМ-ЛШУГМаУ» #34(121), 2©21 / PEDA000ICAL SCIENCES

53

образования, библиотеки. Руководителем кружка может быть специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.

3. Принцип преемственности, основанный на выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе.

4. Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности.

5. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть осуществлена во время каникул, выходных дней.

6. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. (Запрос родителей и учащихся, соотнесение его с кадровым ресурсом образовательного учреждения, особенностями программы развития).

7. Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения.

8. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, который используется в образовательном процессе.

9. Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. В программе внеурочной деятельности должны присутствовать мастерские, кружки, секции, студии, общества и др.

Модель организации внеурочной деятельности помогает целостно представить возможности образовательного учреждения, позволяет определить необходимость привлечения специалистов системы дополнительного образования, культуры и спорта. Также дает возможность распределить часы внеурочной деятельности, выявить, какие программы внеурочной деятельности нужно разработать в образовательном учреждении.

Считаем необходимым создание программ внеклассных занятий для авторских коллективов каждого УМК. Во-первых, так можно будет установить более тесные связи между внеурочной деятельностью и уроками. Во-вторых, межпредметное взаимодействие, которое может быть установлено группой авторов учебников по разным дисциплинам, позволяет достичь более высоких личностных и метапредметных результатов.

Программы же внеурочной деятельности по формированию смыслообразования должны быть интересны для каждого ребенка, школьникам важно быть успешными в деятельности, получить социальное признание со стороны одноклассников, и, особенно, педагога.

Результаты внеурочной деятельности должны быть сформулированы с учетом целей, поставленных в программе.

Важно, чтобы программы внеурочной деятельности по формированию смыслообразвоания были должным образом обеспечены ресурсами. Именно доступность ресурсов не только для учителя (методические рекомендации), но и для учеников (печатные тетради с конкретными материалами) увеличивает популярность программ в школе, например программ «Мир деятельности», «Юным умникам и умницам».

Еще одним привлекательным моментом во программах является использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для современных школьников. Такие средства широко используются в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (с бесплатным доступом).

Анализ программ внеурочной деятельности младших школьников позволяет сделать следующие выводы.

В настоящее время ученые и преподаватели разработали множество программ, которые в первую очередь направлены на достижение личностных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Несмотря на количество имеющихся программ, необходимо разрабатывать новые программы. Считаем целесообразным создавать их коллективам авторов каждого УМК.

Кроме того, при разработке новых программ внеурочной деятельности по формированию смыс-лообразвоания полезно продумывать пути развития познавательных интересов, повышения мотивации школьников, создания ситуации успеха.

Чтобы школьники работали более эффективно, полезно снабдить программы печатными тетрадями, электронными и другими пособиями.

Список использованных источников

1. Евдокимова, Е. Г. Педагогический контекст смыслообразования / Е. Г. Евдокимова // Изв. Са-рат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - № 4-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/rj/ped-agogicheskiy-kontekst-smysloobrazovaniya.

2. Иванова, Е. О. Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий [Текст]/ Е. О. Иванова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - Выпуск № 5 (8). -С. 113-124.

3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. -М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.