Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования социальности младших школьников во внеурочной деятельности'

Педагогические условия формирования социальности младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / SOCIAL INSTITUTION / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARTNERSHIPS / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REFLECTIVE ACTIVITY / SOCIALITY OF JUNIOR SCHOOLBOYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Татьяна Алексеевна

Статья посвящена проблеме формирования социальности младших школьников. В результате анализа учебной и научной литературы определены педагогические условия, способствующие формированию социальности младших школьников во внеурочной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions of Forming the Sociality of Younger Schoolchildren during Extracurricular Activities

The article is devoted to the problem of formation of sociality of junior schoolchildren. As a result of the analysis of educational and scientific literature, pedagogical conditions that contribute to the formation of sociality of junior schoolchildren during extracurricular activities are determined.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования социальности младших школьников во внеурочной деятельности»

12. Султанова Т. А. Исследование готовности менеджеров образования к реализации прогностической деятельности // Дискуссия. -2014. - № 4 (45). - С. 133-138.

13. Фалунина Е. В., Фалунин В. Ф. Теоретические обоснования психологических механизмов развития толерантности личности в психологии [Электронный ресурс] // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». - 2014. - № 3 (12). -URL: http://ce.if-mstuca.ru.

14. Философия: энциклопедический словарь / под редакцией А. А. Ивина. - М.: Гар-дарики, 2004. - 1072 с.

15. Ярская В. Н. Методология диссертационного исследования: методическое пособие. -Саратов: ПМУЦ, 2002. - 189 с.

Т. А. Колесникова

УДК: УДК 373.31

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* истема образования в России перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (далее ФГОС) [12], в основе которого заложен ком-петентностный подход, предполагающий развитие и формирование качеств личности в ходе образовательного процесса. Реформирование российского общества потребовало из-

менений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В воспитании подрастающего поколения важнейшим является создание условий для освоения детьми социальных навыков и ролей, развития культуры их социального поведения с учетом динамики социально-экономических изменений в российском обществе.

Основной целью статьи является необходимость выделить и описать педагогические условия, которые будут способствовать формированию социальности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование социальности - непростая задача, решение которой находится на стыке таких наук, как психология, социология, философия, педагогика, что определяет комплексный подход к данной проблеме. Основываясь на научных исследованиях последних лет по данной проблеме мы считаем, что формирование социальности будет представлять собой целенаправленный, контролируемый, управляемый процесс усвоения основных знаний, эмоционального переживания и освоения первичного опыта межличностных отношений. Именно поэтому мы считаем формирование социальности младшего школьника главной педагогической основой воспитательного процесса во внеурочной деятельности образовательной организации и очень важной для современного общества педагогической проблемой. Эту основу определяют следующие по значимости основные факторы: формирование готовности младших школьников к полноценной жизнедеятельности в обществе; их социальное воспитание [6, с. 77]. В связи с этим необходимо выделить педагогические условия, способствующие формированию данного процесса.

В современной науке представлены различные определения педагогических условий. Представим некоторые из них. К примеру, Н. М. Борытко отмечает, что «термин «условие» как философская категория выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловлен-

20/6'//-

ное, а условия - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира» [3]. Проблема условий приобретает «педагогическую» окраску в исследованиях В. И. Андреева, С. А. Дыниной, М. В. Зверевой, Н. В. Ипполитовой, Б. В. Куприянова, А. Я. Найна, Н. М. Яковлевой и др.

Обзор научной литературы показал, что мы встречаемся с различными точками зрения на трактовку понятия «педагогические условия». В условиях современного образования под педагогическими условиями понимается взаимосвязанная совокупность факторов, принципов и различных воспитывающих мер, которые способствуют личностному росту обучающихся.

Мы согласимся с мнением Н. М. Борыт-ко и В. И. Андреевым. С позиции Н. М. Борыт-ко педагогические условия - это «внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата» [4]. По мнению В. И. Андреева, педагогическое условие представляет собой «результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обсуждения для достижения целей» [1, с. 124].

Такое понимание педагогических условий отражает сущности педагогического процесса как специально организованного целенаправленного взаимодействия педагога и воспитанников с использованием разнообразных форм, методов, средств и приемов, подчиняющихся целям образования.

Анализ литературы по вопросу исследования позволил нам выделить следующие педагогические условия формирования социальности младших школьников во внеурочной деятельности: включение младших школьников в разнообразные виды и формы деятельности, максимально соответствующие индивидуальным возможностям, способностям и запросам ребенка.

Данное условие обосновано: во-первых, работами таких отечественных ученых, как

Л. С. Выготский, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова, Г. И. Чи-жаковой и др., во-вторых, ресурсами образовательной организации; в-третьих, формированием у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности. Это связано с формированием у ребенка уверенности в доброжелательном отношения к нему других людей; убежденностью в успешном овладении тем или иным видом деятельности; чувством собственной значимости, проявлением позитивного отношения ребенка к самому себе и объективностью его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. Внеурочная деятельность дает возможность научиться заниматься полезной деятельностью, уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. Модернизация российского образования направлена на изменение подходов к воспитанию, расширение арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятий, приближении к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Именно поэтому важно, чтобы ученик был активным субъектом учебно-воспитательного процесса, мог самостоятельно найти нужную информацию, активно взаимодействовать со своими сверстниками, учителями, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.

Социальный заказ современного общества -сформировать социально-активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Для этого необходимо выявить наиболее оптимальные виды, формы организации внеурочной деятельности, способствующие формированию социальности младших школьников.

Как показывает практика, младшие школьники в различных формах внеурочной деятельности способны проявлять свои индивидуаль-

ные особенности; учиться жить в коллективе как школьном, так и в обществе; заботиться не только о своих товарищах в школе, но и других членах общества; учиться ставить себя на место другого человека. Необходимо заметить, что наибольший воспитательных эффект дает совокупность разных видов внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой, что способствует обогащению социального опыта младшего школьника. Это является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка, формирования его социальности.

Для формирования социальности младших школьников важен опыт активного социального взаимодействия, навык сотрудничества. Младший школьный возраст способствует формированию у ребенка положительного отношения не только к себе, но и к другим людям, умению договариваться с другими, распределению обязанностей, выполнению совместных действий, умению разрешать конфликты как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Такая работа возможна при участии педагогов и родителей.

На основании данного положения и с учетом взглядов ученых В. П. Беспалько, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой можно выделить следующее педагогическое условие: установление партнерских отношений младших школьников со всеми субъектами образовательного процесса (педагог - учащийся - родители).

Особая роль в процессе формирования социальности младшего школьника как результата социального воспитания отводится семье, предназначение которой традиционно связывается с созданием оптимальных условий для его воспитания. Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребенка и, в конечном счете, развитие общества. В. В. Розанов указывает на значение семейного вопроса в общественной жизни «семья - ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно - это место самых горячих связей; духовно - это место совершенного идеализма» [11, с. 92.].

Опыт взаимоотношений, который ребенок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Семья и школа - два важных института социализации ребенка. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнерство» [8].

Для успешной реализации ФГОС НОО необходимо укрепление связей между педагогами образовательной организации и родителями обучающихся. Взаимодействие родителей и педагогов должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Только совместно с родителями можно результативно решать проблемы, связанные с формированием социальности как результата социального воспитания, при этом используя различные формы деятельности для привлечения родителей к совместному взаимодействию во внеурочной деятельности: дни творчества детей и их родителей; внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел; шефской помощи с учетом потребностей школы и ребенка.

Но для формирования социальности младших школьников необходимо не только уметь взаимодействовать со сверстниками, родителями и педагогами и устанавливать с ними контакт, но и иметь опыт социального взаимодействия за пределами образовательной организации, который необходим для успешной социализации подрастающего поколения. На этом основании мы выделяем следующее условие: вовлечение младших школьников во взаимодействие с различными социальными институтами во внеурочной деятельности (ЦДО, учреждения культуры, высшие учебные заведения и т.д.).

Основа любого взаимодействия - реализация потребностей его участников. Термин «социальный институт» был предложен английским ученым Г. Спенсером. Среди социальных институтов выделяется институт образования, который содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и пр.

По мнению М. М. Юсуфова, социальные институты - «исторически сложившиеся

20/6'//-

устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей, однако их нельзя сводить к сумме этих лиц и их взаимодействий. Они носят надындивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, тем самым гарантируют сходное поведение людей и направляют в русло их определенные стремления, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Социальный институт - устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя нормативно регулируемую совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций, управления и властвования» [14].

Внеурочная деятельность учащихся -процесс, направленный на компенсацию недостатков школьного образования, с одной стороны, а с другой - принятие его достоинств, грамотное сочетание принципов школьного и дополнительного образования. Деятельность образовательных учреждений в рамках реализации стандарта не может быть изолированной или локальной.

Согласно требованиям ФГОС ОО, в ее реализации должна участвовать не только школа, (общеобразовательная организация вправе задействовать дополнительные ресурсы для организации внеурочной деятельности), но и организации дополнительного образования, культуры, спорта. Поэтому школа, в первую очередь, должна быть заинтересована в расширении образовательного пространства реализации стандарта за счет интеграции формального и неформального образования. Дополнительное образование детей

может стать ресурсным центром для организации внеурочной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В отличие от внеурочной деятельности участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным [10]. Партнерские отношения предусматривают сетевое взаимодействие по реализации педагогами дополнительного образования программ внеурочной деятельности на базе школ.

Вместе с С. В. Арановой, М. П. Воюши-ной, Т. П. Зайченко мы придерживаемся мнения о том, что одна из задач внеурочной деятельности - ориентировать ребенка в окружающей его социокультурной среде, дать опыт посещения различных музеев, театров, выставок, праздников, фестивалей и т.п. Если эти посещения станут частью школьных программ внеурочной деятельности, взаимодействие школы и учреждений культуры выйдет на новый уровень и будет состоять не только в организации посещения отдельных мероприятий, но и в привлечении полученных знаний, впечатлений, эмоционального, эстетического опыта к решению учебных задач [7]. Отстроченным образовательным результатом такого взаимодействия будет расширение культурного поля школьника, воспитание у него потребности в активной культурной жизни.

Еще одной формой сетевого взаимодействия в процессе формирования социальности младших школьников выступают вузы, на базе которых для обучающихся начальных классов организуются всевозможные мероприятия как развлекательного, так и научно-

познавательного характера (фестивали, дни науки для школьников, конференции, олимпиады, турниры, акции, вечера и т.д.).

Одним из важных нововведений современного образования, ориентирующегося на развивающие обучение, является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности. Младший школьник должен научиться оценивать свои действия, их результаты, свое продвижение вперед. При этом происходит формирование самооценки школьников и т.д.

Современные исследования В. В. Давыдова, А. В. Карпова, В. В. Краевского, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова В. И. Слободчико-ва, Н. Ф. Талызиной, А. В. Хуторского, у которых особое внимание уделяется вопросу о рефлексивной деятельности, послужили основанием для выделения следующего педагогического условия: создание ситуаций рефлексивной деятельности младшего школьника.

На современном этапе учителю начальных классов необходимо каждого обучающегося активно вовлекать в деятельность. Как уже было сказано выше, личность включается в деятельность только тогда, когда это нужно ей, когда имеются определенные мотивы для выполнения задания. Именно внеурочная деятельность обеспечивает познавательную мотивацию учащихся, готовность к сотрудничеству, к совместной деятельности ученика с педагогом, одноклассниками и родителями, способствует формированию основ нравственного поведения, повышает мотивацию младших школьников к саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы, а также при организации внеурочной деятельности по формированию социальности младших школьников является способность ребенка к рефлексивному контролю своей деятельности.

В отечественной психологии понимание рефлексии является более многозначным и сложным. Такими авторами, как Б. Г. Ананьевым, П. П. Блонским, Л. С. Выготским, Е. Н. Емельяновым, С. Л. Рубинштейном, И. М. Сеченовым, В. И. Слободчи-ковым, С. Ю. Степановым, А. С. Шаровым,

проведены конкретно-экспериментальные работы, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что рефлексия исследуется в нескольких основных аспектах: личностном -рефлексия рассматривается как механизм самоизменения, что происходит за счет изменения ценностно-смысловых образований; социально-психологический - связан с изучением рефлексии в различных сторонах совместной деятельности людей и т. д.

С точки зрения С. С. Кашлева, в педагогику понятие рефлексии активно вошло лишь в конце XX столетия и проявляется в том, что, организуя деятельность учащихся, педагог стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих подопечных, учитывать их мнения, взгляды, представлять их внутренний мир, их оценку своей деятельности, пытается «вчувствоваться» в учащегося, понять его эмоциональное состояние, мотивы деятельности и т.д. [5].

Если обратиться к справочной литературе, энциклопедиям и словарям, то можно найти несколько трактовок этого понятия. Так, в Большой советской энциклопедии рефлексия - это размышление, самонаблюдение, самопознание. В философском энциклопедическом словаре рефлексия - это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. По мнению А. В. Хуторского, рефлексия - это «мысле-деятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности» [13].

С. Ю. Степанов пишет о том, что «рефлексия <...> проявляется как представленность в сознании человека механизмов и форм произвольного контроля над процессами генерации информации, ее развития и функционирования <...> Способность к рефлексии можно понимать как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать

20/А'//

их, прорабатывать соответственно ставящимся целям» [2, с. 302]. А. В. Карпов отмечает, что рефлексия - это «одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо» [4, с. 86]. При анализе источников мы обратили внимание на функции рефлексии. К ним можно отнести диагностическую, проектировочную, организаторскую, коммуникативную, мотивацион-ную, коррекционную и смыслотворческую. Рассмотрим рефлексивную деятельность.

Во ФГОС рефлексивная деятельность выделяется как «ведущая наравне с познавательной и информационно-коммуникативной» [12]. Рефлексивная деятельность включает «понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности» [12].

М. В. Захаренко указывает на то, что «рефлексивная деятельность является побудителем к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования. Формирование рефлексивной деятельности определено внешними и внутренними факторами, где к первым относятся цели, содержание, технологии, средства учебной деятельности, а ко вторым - поиск личностных смыслов деятельности и своей жизни. Значение рефлексивной деятельности в современном образовании заключается в том, что она побуждает к действию, вовлекая и учителей, и учеников в следующие процессы: целеполагание и планирование деятельности на базе результатов проведенной рефлексии; использование этих планов в своей дальнейшей практике; диагностику, обзор и мониторинг процессов, условий и последствий этой деятельности; оценку деятельности в свете тех качеств и параметров, которые рефлексивно собраны и относятся к этой деятельности; перепланирование и дальнейшие действия на базе выполненной оценки» [7].

Рефлексивная деятельность может быть организована через различные формы: устные

и письменные, индивидуальные и групповые, учитывающие индивидуальные и возрастные особенности младших школьников. При устной форме происходит обнародование собственной позиции, а также соотнесение ее с мнениями других людей (перекрестная дискуссия, диалог и т.д.).

Письменная форма рефлексии является наиболее важной для развития личности ребенка (эссе, синквейн и т.д.). О. Н. Меднико-ва выделяет также изобразительную форму рефлексии. Она направлена на определение учащимися своего настроения, результативности своей работы и может быть представлена в виде цветовой гаммы, рисунков, схем, графиков, аппликаций и пр.

Наряду с этими выделяют и эмоционально-чувственную форму рефлексии, которая проявляется в спектре чувств и эмоций. Индивидуальная рефлексия способствует формированию реальной самооценки; групповая же акцентирует внимание на ценностях деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.

Г. В. Ахметжанова, Т. Г. Воробьева предлагают «начинать и развивать рефлексивную деятельность с анализа учениками их внешних действий, затем следует комментарий учителем ключевых действий, которые осуществляются в процессе решения проблемы, различных творческих видов деятельности» [2, с. 303].

В то же время нужно понимать необходимость формирования самооценки младших школьников, так как адекватное восприятие оценки со стороны взрослого возможно при условии развития самоконтроля и самооценки у детей. Ребенок должен научиться оценивать свои действия, их результаты, свое продвижение вперед.

Создание ситуаций рефлексивной деятельности младшего школьника должно быть систематическим, что способствует формированию предпосылок полноценной рефлексивности и сформированности следующих компонентов: способность критично и содержательно оценивать свою деятельность и полученный результат, контролировать свои дей-

ствия и поступки, обнаруживать затруднения при выполнении каких-либо действий, уметь устанавливать причины своих затруднений и находить способы их решения, оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (педагогов, одноклассника, родителей, окружающих). Кроме того, необходимое условие выхода личности на саморазвитие - это способность ребенка поставить цель, планировать ее достижение, выполнить запланированное и проанализировать результат. Во внеурочной деятельности это может происходить при помощи использования технологии коллективной творческой деятельности (термин академика И. П. Иванова).

Рефлексии могут подвергаться все этапы деятельности обучающихся: мотивация (Зачем это нам?), целеполагание (Почему это делали?), планирование и контроль (Как действовали? Какими способами? Получили результат? Это то, что мы хотели? Почему?)

Таким образом, ценность организации процесса формирования социальности младшего школьника во внеурочной деятельности заключается в том, что это процесс свободного избрания деятельности ребенком, выражающийся в удовлетворении его интересов, предпочтений, склонностей и способствующий его социальному воспитанию, социализации, самоопределению и самореализации.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме формирования социальности младших школьников. В результате анализа учебной и научной литературы определены педагогические условия, способствующие формированию социальности младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: социальность младшего школьника, педагогические условия, социальный институт, внеурочная деятельность, партнерские отношения, сетевое взаимодействие, рефлексия, рефлексивная деятельность.

SUMMARY

The article is devoted to the problem of formation of sociality of junior schoolchildren. As a result of the analysis of educational and scientific literature, pedagogical conditions that

contribute to the formation of sociality of junior schoolchildren during extracurricular activities are determined.

Key words: sociality of junior schoolboys, pedagogical conditions, social institution, extracurricular activities, partnerships, networking, reflection, reflective activity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -124 с.

2. Ахметжанова Г. В., Воробьева Т. Г. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе // Вектор науки ТГУ. -2013. - № 1 (23) - С. 302-304.

3. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

4. Карпов A. B. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.

5. Кашлев C. C. Организация рефлексивной деятельности участников процесса экологического образования // Социально-экологические технологии. - 2011. - № 1 - С.105-115.

6. Колесникова Т. А., Газизова Т. В. Формирование социальности младших школьников как предмет теоретического анализа // Open science 2.0: collection of scientific articles. -Vol. 1. - Raleigh, North Carolina, USA: Open Science Publishing, 2017. - Р.72-79.

7. Медникова О. Н. Рефлексивная деятельность учащихся как условие их личностного развития // Начальная школа «Плюс До и После». - 2013. - № 11. - С. 30-35.

8. Мусс Г. Н. Проблема определения критериев воспитанности младшего школьника (на примере усвоения базовых национальных ценностей) // Начальная школа «Плюс До и После». - 2013. - № 9 - С. 50-54.

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологический выражений. - Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - М.: А ТЕМП, 2005. - 944 с.

10. Письмо Министерства образования России от 02.04.2002 г. № 13-51-28/19 «О по-

20/Ä'//

вышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» // Воспитание школьников. -2002. - № 7. - С. 2-6.

11. Розанов В. В. Семейный вопрос в России: монография. - СПб., 1993. - 92 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - URL: Ьйр://минобрнауки.рф.

13. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с.

14. Юсуфов М. М. Концептуализация понятия «Социальный институт» в современной социологии // ИСОМ. - 2011. - № 4. -С. 162-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.