Научная статья на тему 'Проектирование индивидуального маршрута развития младшего школьника в условиях внеурочного пространства'

Проектирование индивидуального маршрута развития младшего школьника в условиях внеурочного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGNING / INDIVIDUAL ROUTE / DESIGNING INDIVIDUAL ROUTE OF PERSONAL DEVELOPMENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Инна Викторовна

В статье обоснована необходимость проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing the individual route of primary school pupil’s personal development in the conditions of extracurricular space

The article substantiates the necessity of designing the individual route of the primary school pupil’s personal development in extracurricular space in terms of implementing Federal state educational standards of primary education. It describes the model of designing the individual route in extracurricular activities, discloses appropriate scientific approaches and principles; shows the diagram of the designing process

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуального маршрута развития младшего школьника в условиях внеурочного пространства»

И. В. Колесникова

(Вологда)

Проектирование индивидуального маршрута развития

младшего школьника в условиях внеурочного

пространства

В статье обоснована необходимость проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

В настоящее время актуализируется интерес к процессу педагогического проектирования как к способу создания целевых прообразов. В условиях реализации ФГОС возрастает востребованность в проективных умениях учителей, общеобразовательная школа нуждается в научно-методических разработках по проектированию воспитательных моделей, научной организации внеурочной деятельности. Однако в массовой педагогической практике проектирование индивидуального маршрута ученика удается далеко не каждому учителю, школа испытывает определённые трудности в создании полноценных условий для личностного развития младшего школьника, не в полной мере используется воспитательный потенциал внеурочной деятельности.

В новом государственном образовательном стандарте начального общего образования впервые задан ориентир образовательной деятельности, зафиксированный в «портрете выпускника», определены приоритетные личностные результаты: готовность и способность школьника к личностному самоопределению и саморазвитию, позитивная мотивация к обучению, продуктивная познавательная деятельность, что, несомненно, призвано активизировать процессы педагогического проектирования.

Достичь личностного развития младшего школьника за счёт освоения только предметных программ практически невозможно. Необходима интеграция учебной и внеурочной деятельности для создания образовательного пространства, которое предоставит каждому школьнику возможность проявить свою уникальность, индивидуальность, ставить и реализовывать личностно значимые цели и идеи. Интенциональность государственной

стратегии на индивидуализацию образования позволила нам определить внеурочное пространство как оптимальное для проектирования индивидуального маршрута личностного развития с целью самоопределения, становления субъектности младшего школьника. Проектирование образовательной деятельности - это возможность осуществлять процесс воспитания школьников с гарантированным эффектом.

Процесс проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника во внеурочной деятельности представлен нами в виде модели, которая содержит четыре компонента: целевой, содержательный, оценочно-рефлексивный, результативный; каждый из них выполняет свою функцию.

Проектирование индивидуального маршрута личностного развития осуществляется с целью самоопределения и успешной самореализации младшего школьника во внеурочной деятельности и рассматривается нами с позиций гуманно-личностного, систем-но-деятельностного, акмеологического подходов.

Гуманно-личностный подход ориентирован на развитие всей совокупности качеств личности школьника, отличается своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку и развитие личности, то есть личностной центраци-ей. Основополагающие положения данного подхода: личность - цель, а не средство образования; индивидуализация образовательного процесса; формирование положительной Я-концепции. Гуманно-личностный подход ориентирован на ребёнка, как на субъекта саморазвития, и педагога, как координатора личностного развития школьника, результа-

том такой совместной деятельности будет являться успешное самоопределение младшего школьника в избыточном внеурочном пространстве.

Системно-деятельностный подход объединяет системный подход, разработанный в исследованиях отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, и деятельностный, представленный в работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и других учёных. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности школьника как субъекта жизнедеятельности, то есть деятельность должна быть личностно значимой. Для этого необходимо осознавать цель, делать выбор, совершать определённые действия, нести ответственность за результат.

Системно-деятельностный подход позволяет рассматривать внеурочную деятельность как средство становления субъектно-сти, личностного развития младшего школьника при условии, что школьник осуществляет активно-продуктивную личностно значимую деятельность, является субъектом взаимодействия.

Акмеологический подход (акмеология -раздел психологии развития, исследующий закономерности достижения высшей ступени индивидуального развития] обусловлен необходимостью развития человеческого капитала страны и является для современной школы прогрессивным и перспективным: общество нуждается в личности, стремящейся к успеху и умеющей выстроить и самостоятельно реализовать на практике индивидуальный маршрут развития. Сущность данного подхода, по мнению А. А. Деркач, заключается в целостном взаимосвязанном использовании индивидных, личностных и субъектно-дея-тельностных характеристик субъекта для достижения высших уровней развития, на которые может подняться каждый [1]. В новых социокультурных условиях становятся востребованными акмеотехнологии, ориентированные на формирование стойкой потребности личности в самоопределении и самореализации. «Быть личностью» в новых условиях - это метадеятельность современного школьника. Перечисленные методологические подходы конкретизируются на принципах:

1. Принцип личностного целеполагания (индивидуализация цели].

В нашем исследовании принцип личностного целеполагания реализуется на основе сравнительного анализа желаний и возможностей школьника: чего я хочу? Зачем мне это надо? Какие изменения произойдут в моих знаниях, умениях? Что необходимо понять, осмыслить, сделать? То есть ценностно-целевой ориентир индивидуального маршрута развития формируется самим ребёнком. С точки зрения акмеологического подхода, принцип личностного целеполагания позволяет реализовать потенциальные способности, достичь вершин самореализации каждого обучающегося. Таким образом, принцип личностного целеполагания объединяет функции смыслообразования (мотив] и саморегуляции (направление и управление].

2. Принцип свободного выбора в условиях избыточной (многовариативной] внеурочной деятельности актуален для нашего исследования, так как объясняет процесс самоопределения младшего школьника. Самоопределение как результат свободного выбора, как личностное универсальное действие обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию младшего школьника. Способность человека к самоопределению, самореализации в социально и личностно значимой деятельности рассматривалась многими учёными как фундамент личностного развития учащихся. Гуманно-личностный подход ориентирует на свободный выбор личностно значимой деятельности, которая строится на основе индивидуально-личностных интересов, возможностей школьника и предполагает личную ответственность за результат («Я-концепция» К. Роджерса, зона ближайшего развития Л. Выготского, педагогика прагматизма Д. Дьюи].

3. Принцип продуктивной активности предполагает готовность и способность младшего школьника сознательно и целенаправленно проявлять свои усилия (способности, умения], совершать личностно значимые действия.

Активность (деятельность, действия] как особая форма взаимоотношений с окружающим миром помогает ребёнку с самоопределением. Н. А. Бернштейн определяет активность как комплекс целеустремленной борьбы посредством целесообразных механизмов [2, с. 454-455]. Для этого активность должна быть личностно значимой и продуктивной.

Выделяют два компонента продуктивности: самостоятельность и новизна. Самостоятельность указывает, что школьник является инициатором личностно значимой деятельности, автором индивидуального маршрута личностного развития. Открытие нового в себе (новообразования в личности], в окружающем мире, чрезвычайно важно для формирования и развития личности младшего школьника.

4. Принцип личностной рефлексии.

Личностную рефлексию рассматриваем как механизм обратной связи о качестве и результате деятельности, влияющий на построение и реализацию индивидуального маршрута личностного развития. Выбор данного принципа обусловлен научной позицией Я. А. Пономарева, Г. П. Щедровицкого, А. В. Карпова, которые указывают на особую роль рефлексии в развитии личности.

Я. А. Пономарев определяет рефлексию как «зеркало», отражающее процессы изменения в человеке, как средство саморазвития, как условие личностного роста [3, с. 127].

По мнению А. В. Карпова, рефлексия - это метаспособность, без которой невозможно развитие субъектности человека [4, с. 88].

Алгоритм осуществления на практике принципа личностной рефлексии выглядит следующим образом:

- осмысление и анализ обучающимися собственных действий;

- коммуникативное взаимодействие с учителем: дискуссия (мнение других участников образовательного процесса];

- самостоятельная работа ученика с «маршрутным листом», где был заранее определён набор ключевых действий для достижения цели. Ученику предлагается скорректировать свою деятельность на основе проведённого анализа.

На различных этапах маршрута учителю необходимо задавать рефлексивные вопросы: чем ты хочешь заниматься? Что тебе интересно? Зачем тебе это надо? Что полезного ты можешь извлечь для себя? Какого результата ты ждёшь от нашей деятельности? Что нужно сделать, чтобы добиться успеха в этом деле? Что изменил бы в своих действиях? Какие новые способности открыл? В какой момент занятия ты чувствовал себя особенно успешным? За что бы ты себя похвалил на занятии?

В результате таких «рефлексивных бесед» ребёнок получает возможность рассказать о

личностно значимом и важном, обсудить со взрослым свои успехи и неудачи, осмыслить свой новый опыт. Принцип личностной рефлексии позволяет ученику стать субъектом собственного развития. Информация, полученная в процессе рефлексии, поможет учителю скорректировать индивидуальный маршрут личностного развития младшего школьника с учетом проявившихся у него индивидуальных особенностей.

Содержательный компонент раскрывает необходимые и достаточные педагогические условия, обеспечивающие эффективность проектирования индивидуального маршрута личностного развития.

Первое условие - осуществление личностного развития, становления субъектной позиции младшего школьника, основными признаками которого являются осознанное самоопределение, мотивированная успешность, творческое самовыражение, саморазвитие. Уточняя это условие, в результате экспериментальной работы выяснили, что младшие школьники способны самостоятельно без давления взрослых выбрать внеурочное занятие по интересам, по своему желанию. Многие школьники занимаются в нескольких кружках с разными направлениями деятельности. Как показывает четырёхлетний эксперимент, большинство школьников, попробовав свои силы в различных видах деятельности, определяют приоритетное для себя и следуют в этом направлении. Это говорит о становлении активной субъектной позиции и о положительной динамике осознанного самоопределения младшего школьника.

Второе условие - организация внеурочной деятельности как формирующей среды личностного развития младшего школьника. Чтобы помочь человеку осознать и раскрыть свой потенциал, необходимо создать способствующее окружение. Внеурочное пространство создаёт условия для позитивных, динамичных изменений в личности ребёнка младшего школьного возраста благодаря открытости, доступности, свободе выбора видов деятельности и свободе передвижения внутри образовательного пространства, естественному моделированию ситуаций успеха, множественного переживания своей успешности школьником, проявлению субъект-субъектных отношений, формированию активной субъектно-деятельностной позиции.

Требование «открытости» внеурочного пространства обусловлено необходимостью создать условия для самоопределения, а не сформировать конкретный образ. В закрытых пространствах маршрут развития школьника заранее предопределён учителем и не предусматривает иные варианты движения. Открытое внеурочное образовательное пространство позволяет каждому школьнику сделать самостоятельный свободный выбор в соответствии со своими интересами, способностями, возможностями образовательного учреждения.

Третье условие - проектирование индивидуального маршрута как стратегическая деятельность педагога и комплексное средство личностного развития младшего школьника. (Этапы проектирования представлены на схеме, см. рис.].

Педагогическое проектирование включает:

- осмысление педагогом феномена успешности личностного развития ребёнка во внеурочной деятельности;

- конкретизацию личностно значимых действий школьника;

- создание условий для осмысленного, осознанного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии - индивидуального маршрута, для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности.

Технология педагогической поддержки определяет роль педагога как партнёра и консультанта: каждый ребёнок должен рассчитывать на помощь в планировании своей деятельности, в выборе направления, в консультировании на промежуточных этапах маршрута.

В содержательном блоке проектирование представлено нами как бинарный процесс: этапы педагогического проектирования и проектирование маршрутного листа младшим школьником. Требования к осуществлению бинарного проектирования: единство, системность, целенаправленность, результативность. Взаимосвязанная двусторонность проектирования обеспечивает интенсивное становление субъектной позиции младшего школьника, так как не взрослый человек за него решает, чем он будет заниматься. Учитель создаёт условия для выбора и «ведёт» в выбранном направлении, консультируя и деликатно корректируя маршрут на основе личностной рефлексии школьника.

Оценочно-рефлексивный компонент

раскрывает уровни личностного развития младшего школьника в результате проектирования индивидуального маршрута, критерии и соответствующие им показатели. Определяя уровни личностного развития младшего школьника - адаптивный, поисковый и созидательный, мы руководствовались идеей А. В. Петровского о трёх фазах становления личности: адаптация, индивидуализация, интеграция; идеей Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития: расхождение между актуальным и потенциальным уровнем развития ребёнка; теорией А. Г. Асмолова о переходе системных качеств человека, имеющих личностный смысл, в социальные нормы; теорией Ф. И. Кевли о ближней, средней и дальней перспективах личностного развития школьника.

Для адаптивного уровня характерно ситуативно зависимое поведение, выполнение стандартных действий. Для поискового - поисковый режим выбора деятельности, определение и ориентация в сотрудничестве с учителем. Для созидательного - внеситуативное осознанное самоопределение, самоорганизация, самостоятельная деятельность ученика по созданию своего образа на основе собственного опыта и личностного знания.

Разрабатывая критерии и соответствующие им показатели, опирались на новые нормативные документы - Закон «Об образовании» [5], ФГОС НОО [6], на обозначенные в них требования к результатам образования. Выделены критерии личностного развития младшего школьника в условиях проектирования индивидуального маршрута развития: мотивационный, когнитивный, деятельност-ный, рефлексивно-оценочный. В качестве показателей для каждого критерия определили мотивацию на успех, осознанное самоопределение, личностно значимую деятельность, успешную самореализацию.

В таблице (с. 126] представлены критерии, соответствующие им личностные универсальные действия, раскрыты особенности личностного развития младшего школьника для данного критерия, обозначены показатели и личностные результаты.

Прогнозируя в качестве результата проектирования индивидуального маршрута личностного развития становление субъектно-сти младшего школьника, выявили основные признаки субъектности:

Социальный заказ

Избыточная образовательная среда

Предварительный этап +

Ресурсное обеспечение

Индивидуализация образовательного процесса

Разработка программ внеурочной

Технология педагогической поддержки

Диагностический этап

Стартовая диагностика способностей, личностных ресурсов

Организаторы

внеурочной

деятельности

Классный руководитель

Психолог

Родители

Анализ ситуации

Изучение портфолио

Беседа

Тесты

Наблюдение

ф

Индивидуальный

заказ, осознание самого себя

(младший школьник)

интересы

желания

возможности

Технологический этап

Прогностический

Анализ

результатов

диагностики

Педагогический консилиум

Мозговой штурм,

разработка

стратегии

Проектный

Составление индивидуального маршрута

Вектор Масштаб

движения движения

^ Маршрутный лист ^

Рефлексивно - коррекционный этап

Промежуточное оценивание Анализ затруднений и Деликатная коррекция

успешности

Результативный этап

Открытое, I внеурочное прс многовариативное 5 образовательное •странство - Повыш прогностическ компетег ение уровня :их и проективных ций учителей Педагогическа стратегичес мышления [я поддержка -кий уровень педагогов

1 г 1 г 1 1

1 г Позитивная динамика личности [ых достижений младшего школьника

Самоопределение

Успешная самореализация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. Этапы проектирования.

Таблица

Критерии культурного развития

Крите Лично Проявления личностного Показатели Личностные

рий стные УУД развития: результаты

(Ц ж - интерес к новому; Ориентация на успех ■ Мотивация достижения

ж СО и о - потребность в активной про- (осознание мотивов успеха.

ж к дуктивной социально и лично- деятельности) ■ Отношение к деятель-

о СП со стно значимой деятельности; ности с позиции индиви-

X и со \о - стремление к самоизменению, Личностно значимый дуальных потребностей и

И К о о самосовершенствованию, са- смысл деятельности: возможностей их исполь-

н о ч и моразвитию; «значение — для меня». зования в качестве регу-

3 и лятора личностного развития.

- знание своих сильных и сла- Осознание цели и задач ■ Различение своих спо-

бых сторон на основе сравне- своего личностного раз- собностей и возможно-

, о -т- ния «Я» и «портрета выпуск- вития (умение ставить стей.

ш ж к ® Ж (Ц ж с £ § Ж с! и ^ гч С ника начальной школы»; цели). ■ Выбор личностью своей

ж и N Н N - осознание (оценивание) зави- позиции,целей и средств

симости успехов от прилагаемых усилий; Различение уровня своих способностей и воз- для самореализации в конкретных обстоятель-

£ и О о 2 2 ° - формирование представления можностей ствах (условиях) на осно-

ЬЙ со 2 и « о том, кто он в этом мире и чем ве социальных и личност-

хотелось бы заниматься; - осознание необходимости самосовершенствования. ных ценностей.

- позитивное отношение к уроч- Целеустремлённость. ■ Формирование осознан-

« Ж ной и внеурочной деятельно- Умение мобилизовать ной адекватной внутрен-

ж н и со сти; свои внутренние ресур- ней позиции по отноше-

и о СП Ж - адекватный самостоятельный сы для достижения ус- нию к определённому ви-

ж Л СО (Ц а выбор видов деятельности; пеха. ду деятельности

ч (Ц - реализация потребности в Социальная активность

н « (Ц 1=1 продуктивной социально и

и личностно значимой деятельности.

:5 - понимание причин успеха и Адекватная самооценка ■ Осознание зависимости

ж у неуспеха в деятельности; (положительная само- успехов от прилагаемых

о - самоанализ и самоконтроль оценка на основе крите- усилий.

ж (Ц и со Я результата на соответствие риев успешности) ■ Способность к само-

о Ж (Ц требованиям конкретной за- Личная ответственность за будущий ре- оценке на основе крите-

о ж и и о о 2 дачи; - умение прогнозировать, пред- риев успешности деятельности;

ж и ^ СО и видеть последствия деятель- зультат ■ Видение перспектив

(Ц ности. своего развития.

(Ц О- ■ Положительное измене-

ние самооценки

- самоопределение - как проявление самостоятельного выбора, как способность к независимым действиям, проявлению собственной инициативы;

- самореализация - как способность к активной личностно значимой деятельности, стремление к личностным достижениям, к успеху.

Результатом проектирования в соответствии с заданной целью и педагогическим прогнозом является положительная динамика личностных достижений младшего школьника: самоопределение и самореализация во внеурочной деятельности.

Литература

1. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Воронеж, 2004.

2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М., 1990.

3. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.

4. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2004.

5. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Закон Российской Федерации от 21.12.2012 № 273-Ф3; вступил в силу 01 сентября 2013 г.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Приложение к журналу «Вестник образования». - 2009. - №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.