Научная статья на тему 'Теоретико-методологическое обоснование индивидуализации образования'

Теоретико-методологическое обоснование индивидуализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬ&SHY / НЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫЕЗДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕССИИ / "ЛЕСНАЯ ШКОЛА" / OPEN EDUCATION / PEDAGOGY OF SELF-DETERMINATION AND SELF-REALIZATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / CRITICAL THINKING / PERSONAL POTENTIAL / OFFSITE EDUCATIONAL SESSION / "FOREST SCHOOL"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна, Емельянова Лилия Алексеевна

В статье обоснована необходимость реализации политики открытого образования, обеспечивающего индивидуализацию образования. Рассмотрена теоретико-методологическая база, структурно-функциональная модель личностного развития ребенка, специфика организации выездных образовательных сессий «Лесная школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological bases of individualization of education

The necessity of implementing the policy of open education, providing individualized education is substantiated. Theoretical and methodological framework of the structural-functional model of personality development of the child, the specific organization of the field of educational sessions of the “Forest school” is discussed.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование индивидуализации образования»

УДК 371.01 ББК 74.202

И.Е. Емельянова, Л.А. Емельянова

теоретико-методологическое обоснование индивидуализации образования

В статье обоснована необходимость реализации политики открытого образования, обеспечивающего индивидуализацию образования. Рассмотрена теоретико-методологическая база, структурно-функциональная модель личностного развития ребенка, специфика организации выездных образовательных сессий «Лесная школа».

Ключевые слова: открытое образование, педагогика самоопределения и самореализации, индивидуальный образовательный маршрут, критическое мышление, личностный потенциал, выездные образовательные сессии, «Лесная школа».

I.E. Emelyanova, L.A. Emelyanova

theoretical and methodological bases of individualization of education

The necessity of implementing the policy of open education, providing individualized education is substantiated. Theoretical and methodological framework of the structural-functional model of personality development of the child, the specific organization of the field of educational sessions of the "Forest school" is discussed.

Key words: open education, pedagogy of self-determination and self-realization, individual educational route, critical thinking, personal potential, offsite educational session, "Forest school".

На современном этапе развития общества большую роль в вопросах образования играют потребности общества. В связи с этим расширился круг специалистов в области образования, уточнились компетенции современного педагога и другие показатели. Под влиянием социального заказа реформируется структура образования, вводятся новые методы обучения и воспитания, обосновываются новые подходы в теоретической и практической педагогике. Так в современном обществе предъявляются новые требования к развитию детей: интеллектуальное творчество, раскрывающее потенциал личности в мобильных социальных условиях [2; 5]. Поэтому у подрастающего поколения актуализируется цель - быть способными к саморазвитию, самообразованию, самореализации в быстро меняющихся условиях в течение всей жизни. В современном обществе успешен тот, кто может стать единицей реализации инновационных процессов [7, с. 36-54]. А именно, умеет

предложить нестандартный продукт; анализировать ситуацию в целом и находить эффективные решения в быстро меняющихся условиях; проигрывать разные варианты развития событий и оценивать риски до принятия решения; нести ответственность за процесс и результат деятельности в аспекте социокультурных норм. По мнению А.А. Попова, формирование таких умений возможно в образовательных системах, которые в качестве ключевой задачи определяют становление субъектности [3]. Мы согласны с автором, утверждающим, что современные образовательные системы являются ресурсом для субъекта обучения. Входя в такие системы, ученик может получать уже не знание о знании, а знание о действии. Такие знания не сводятся к эмпирическому обобщению, а носят мета-характер и закрепляются в мышлении. Современное знание проявляется в способности действовать самостоятельно; является фактом освоения схем реализации актов практики по преобразованию окружаю-

X

го са о

п

го

Ю О

ГО

с;

го >.

X

X

го

о

X

о о ю о

О)

о

о ф

т

S !_ о с; о ч о

Ü3

о

S

I-

ф

^

о ф

го ш о

X

к

ф

ш

<

го" ш о

X

к

.0

ф

Ш и]

щей действительности. Любая практическая задача является ситуацией открытого типа, требующей первоначального субъектного самоопределения и активизирующей практическое воплощение идеи.

Рассмотрим сущность индивидуализации образования на примере реализации проекта «Индивидуализация обучения в условиях выездных образовательных сессий «Лесная школа» МБОУ «НОШ № 95 г. Челябинска». Участниками выездных сессий являются ученики нескольких возрастных параллелей вместе с учителем. На основе опыта организации выездных образовательных сессий коллектив школы выделил проблему субъектно-сти в обучении как ключевую. Поэтому выездные образовательные сессии несут характер не только развивающего, оздоровительного и социального характера, но и обеспечивают маршрутное продвижение каждого участника к достижению его приоритетных целей. Так появилась необходимость привлечь в образовательный процесс такого специалиста, как тьютор. Сопровождение ребенка в зоне его ближайшего развития помогает ему стать субъектом образовательного процесса, осознать и принять личностные цели в обучении, развитии, воспитании, сделать осознанный выбор в приоритетном направлении самореализации, быть способным представить, презентовать результаты своих осмыслений, продвижений к цели, достижений.

Индивидуализация обучения в условиях выездных образовательных сессий «Лесная школа» строится с учётом региональных особенностей. За пределами города они проживают в условиях «Ильменского заповедника», детского оздоровительного лагеря «Солнечная поляна». Образовательная среда становится избыточной для выбора направления деятельности: изучение природы, экологии, решение исследовательских задач, участие в творческих лабораториях и проектной деятельности. Для этого дети по интересам делятся на разновозрастные подгруппы и решают естественно-экспериментальные задачи. Содержание исследовательской деятельности в

«Лесной школе» направлено на развитие естественно-математического и технологического образования «ТЕМП». Проект «ТЕМП» популяризирует достижения конкурентного качества технологического и естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях региона. Естественно-экспериментальные задачи составлены таким образом, чтобы дети проявили максимальную самостоятельность при организации эксперимента. Взаимодействуя в разновозрастных группах, ребенок приобретает статус субъекта исследовательской деятельности, а вся группа становится групповым субъектом [1]. Учебный процесс также носит исследовательский характер - любая практическая задача становится ситуацией открытого типа, не имеющей готового решения и требующей первоначального субъектного самоопределения. Дети и взрослые в этом сообществе являются коллегами в поиске ответов на проблемные для человечества вопросы посредством инновационной образовательной технологии, которая строится по принципу организационно-деятельностных игр (автор Г.П. Щедро-вицкий). В «Лесной школе» реализуются образовательные практики, в которых создаётся среда, раскрывающая потенциал критического мышления.

Образовательный процесс в условиях выездных сессий представляет собой комплекс разнообразных программ «интенсивного формата», имеющих направленность на гуманитарные, социальные, общественные сферы знаний. В рамках программы коллективом разработчиков апробируются технологии педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе: тьюторское сопровождение, тренерская работа с детьми, образовательное продюсирование, индивидуальное консультирование и т.д. Работа педагогического коллектива направлена на формирование у участников индивидуальных образовательных стратегий, которые используются школьниками во временном диапазоне не менее, чем 4 года. Важно заметить, что такое образование направлено на развитие самостоятельности, инициативности, са-

моопределения, самореализации. В этом плане ребенок попадает в избыточные пространства, где ему предоставляется доступ ко всему многообразию практических элементов и возможностей исследования.

Итак, основу образовательной модели «Лесная школа» составляют: 1) индивидуализация образования как необходимость предоставления разнообразных избыточных возможностей и создание условий для образовательной пробы, поиска и выбора, адекватных индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося; 2) педагогическое сопровождение процесса индивидуализации, а именно процесса построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (программ) учащимися: тьюторское сопровождение, тренерская работа с детьми, образовательное про-дюсирование, индивидуальное консультирование и т.д.; 3) образовательное пространство из задач открытого типа, позволяющих формировать стиль исследователя в освоении образовательной программы; 4) педагогическое сопровождение адекватного положительного «Образа Я».

Реализация поставленных в работе задач потребовала разработки и внедрения структурно-функциональной модели. В разработке нашей модели необходима опора на научно-методологическое основание, которое обеспечивает философское и теоретическое осмысление проблемы. Рассмотрим теоретико-методологическое основание структурно-функциональной модели педагогического сопровождения личностного развития детей школьного возраста в выездных образовательных сессиях «Лесная школа». Синергетический подход позволяет говорить о переходе человека из организуемой в самоорганизующуюся личность. Безусловно, понятия, принципы, методы и приемы синергетического мышления и мировосприятия представляют интерес для современных педагогов, постоянно находящихся и действующих в мире нелинейных систем. Соблюдение принципа самоорганизации и саморазвития в педагогической деятельности нацеливает

субъектов образовательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития, саморазвития, самореализации [1].

Личностный подход включает в себя организацию деятельности, в которой ребёнок является активным и инициативным субъектом, индивидуальным и своеобразным; все конкретные дела являются замыслом детей, их волей; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов [4, с. 37].

Компетентностный подход осуществляет попытку внести личностный смысл в образовательный процесс. В процессе личностного развития компетентност-ный подход обеспечивает развитие ком-петентностей у детей, которые позволят подготовить их к жизни, приобрести опыт деятельности с определёнными объектами реальности, успешно социализироваться, мобилизоваться в меняющихся условиях и, как следствие, быть успешными.

Модель педагогического сопровождения личностного развития детей школьного возраста в выездных образовательных сессиях «Лесная школа» состоит из взаимосвязанных компонентов. Общность компонентов дает возможность предоставить полноценное проживание образовательного процесса и говорить о целостности педагогического сопровождения личностного развития детей школьного возраста в условиях выездных образовательных сессий «Лесная школа».

Целевой блок модели (личност-но ориентированная функция) представлен целью и задачами. В проекте МБОУ «НОШ № 95 г. Челябинска» цель структурно-функциональной модели направлена на обеспечение педагогического сопровождения личностного развития детей школьного возраста, обеспечивающее выявление и развитие исследовательских, инженерно-конструкторских, творческих способностей в условиях выездных образовательных сессий «Лесная

X

го ш о

со ГО

Ю О

ГО

го

X

го ей о

X

о о ю о

О)

о ¡£

о ф

т

о ^

о ч о

Ё

о

н ф

^

о ф

ш

<

(О ш

0

1

к

ш ш

Цель: педагогическое сопровождение личностного развития детей школьного возраста, обеспечивающее выявление и развитие исследовательских, инженерно-конструкторских, творческих способностей в условиях выездных сессий «Лесная школа»

Задачи педагогического сопровождения личностного (индивидуального) развития школьника:

1. Содействие усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Педагогическое содействие субъектности школьника, содействие становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

3. Содействие развитию качеств личности ребёнка, таких как эрудированность, логичность, проницательность, умение видеть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать материал, устанавливать отношения между элементами и частями целого

ГО ™ с;

5 Ш

О- к £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ГО Го

_ со

о О

О. со

(1) го

х о.

а; ю

о. о

? Ь

* й с

О со го ш 4 о а> а "= с о о

9г ф о

5 2

о х :й) ю а) о.

Формирование субьектности

Самореализация-в ИОМ

Адекватный положительный «Образ Я»

Т

Формы и методы

Средства

Педагогическое сопровождение педагогами и специалистами

Разновозрастное обучение, личный пример, проблемные ситуации, проектирование, беседы с детьми, игры, чтение художественной , научно-энциклопедической, справочной литературы, наблюдения за детьми в процессе общения и совместной деятельности, организация выставок, организация социальных акций, экспериментирование, методы ТРИЗ-педагогики

- центр образовательной робототехники, электронные образовательные ресурсы,

наглядные пособия

- общение с детьми

- художественная литература, фольклор

- организация среды

Критерии и уровни личностного развития ребёнка

Предпосылки самореализации с учетом нравственных норм и правил поведения

Познание себя как субъекта деятельности, познавательная активность

Критическое мышление

Профессиональная компетентность педагогов:

умение выявлять личностные особенности,установки и направленность учащихся, оценивание состояния ребёнка, выстраивание маршрута

Е оом^

0 ГПЗГ] ^ О Ш-О О- го Сл) о

1 Г Ш ф

пЕнн О О) 5 X ш 1 о 8*18 Ятз ь 5 .4 о (С ф

и-е-з *

Я> 5 X

О шь Л I 3 о ° ш

5 о)^

О- £5 ' х н

Щ

т; I X

0 О о | 3 О» О)

й-

1

о. о

^-5

-С ш

За "

Ш О

н оо

О) ш

-*3

-н э ^

^ IЕ «

(I) Ч X й

5

о £ тз

3§.Е

О 2 5

го

®9 I х 5 5

О сг о "С

^ Н ш з х м X о го

-п о 5

X (Р

О т; Н

о * о О 5

о^

Я 5 о 2

£ ^ о 5

5 2

тз

О)

ю Ш

Ч

Рис. 1. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения личностного развития детей школьного возраста в выездных образовательных сессиях «Лесная школа»

школа». Данная цель обусловлена социальным заказом государства, предполагающим приобщение детей к социокультурным нормам в процессе сотрудничества образовательной организации с семьёй, учёт индивидуальных особенностей детей, развития инициативности, самостоятельности и ответственности [6].

Личностно ориентированная функция требует от современного педагога умения создавать условия для индивидуального развития ребёнка как субъекта образования: способность к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою деятельность и поступки; творчество; формирование «Образа Я»; ответственность. Личностно ориентированная функция в рамках педагогического сопровождения подразумевает ориентации на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных, сформированностью личностных качеств; образовательных потребностей, интересов и предпочтений, ориентации на разный уровень сложности программного материала, доступного воспитаннику; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

В соответствии с поставленными задачами нами сформулирован содержательный аспект педагогического сопровождения личностного развития детей в условиях выездных образовательных сессий «Лесная школа», представленный содержательным блоком (деятельност-ная функция). Данный блок включает: тактики педагогического сопровождения личностного развития ребенка, участников педагогического сопровождения, направления личностного развития детей. Результатом личностного развития ребенка в выездных образовательных сессиях «Лесная школа» будет формирование позиции субъекта в разных видах деятельности (в учебе, общении, исследовании и др.).

Деятельностная функция отражает процесс формирования адекватного положительного «Образа Я» посредством проектирования индивидуальных образовательных маршрутов личностного

развития младших школьников. Формы, методы и средства педагогического сопровождения позволяют ребёнку действовать в различных ситуациях, обогащать опыт поведения, усваивать правила культуры общения, развивать социально-нравственные представления, делать ошибки, понимать и признавать их без последствий для самооценки и намечать пути самореализации.

Процессуальный блок (регулятивная функция) включает организацию разнообразных видов деятельности, выбор которых обусловлен ФГОС начального общего образования и возможностями личностного развития. В процессе организации и реализации выездных образовательных сессий предлагаются следующие методические и дидактические формы и методы педагогического сопровождения изучаемого процесса: личный пример, проблемные ситуации, проектирование, беседы с детьми, игры, чтение научно-энциклопедической, справочной литературы, наблюдения за детьми в процессе общения, совместной деятельности, театрализация, организация выставок.

Средства: наглядные пособия (макеты, схемы, продукты детской деятельности, иллюстрации с проблемными ситуациями и др.), общение с детьми (беседы, обсуждения, вопросы к детям и др.), конструкты, литература (чтение сказок и рассказов, народного фольклора, рассматривание иллюстраций, просмотр тематических компьютерных презентаций и др.), организация среды (природные материалы, оборудование центра образовательной робототехники и электронные образовательные ресурсы, инвентарь, обеспечивающие возможность общения, совместной деятельности детей, уединения). Значимую роль играет совершенствование самоконтроля со стороны самого ребёнка за своим поведением, применение возможных методов коррекции, приёмы самоанализа и самооценки, рефлексии.

Практическая значимость регулятивной функции заключается в идентификации себя, занимаемого места в обществе, осмыслении ребёнком эти-

X

го ш о

со ГО

Ю О

ГО

го

X

го ей о

X

о о ю о

О)

о ¡£

о ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

о ^

о ч о

Ё

о

н ф

^

о ф

ческих норм и ценностей, обеспечении его готовности к целеполаганию и планированию действий, понимании взаимоотношений людей, их чувств и эмоций, в развитии основ самосознания, уверенности в собственных силах, способности корректировать маршрут самореализации. Стоит также отметить значимость педагогических условий: проектирование индивидуальных образовательных маршрутов личностного развития детей, обеспечивающих их гармоничное вхождение в социум; развитие рефлексивной деятельности детей, помогающей им формировать адек-ватеный положительный «Образ Я»; повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающей их готовность к педагогическому сопровождению личностного развития детей.

Реализация диагностического блока (оценочная функция) структурно-функциональной модели позволят диагностировать особенности личностного развития детей. Диагностический блок отражает критерии и уровни личностного развития детей в условия выездных образовательных сессий «Лесная школа». Оценочная функция также направлена на оценку педагогического сопровождения личностного развития детей, чтобы своевременно внести необходимые изменения. Результаты психолого-

педагогического мониторинга учащихся «Лесной школы» МБОУ «НОШШ № 95 г. Челябинска» демонстрируют позитивные изменения уровней учебной мотивации, самооценки, сформированности коммуникативных способностей и креативности учащихся. Таким образом, эксперимент по индивидуализации образования в условия выездных образовательных сессий «Лесная школа» продуктивен. Большинство исследуемых показателей имеют качественно и количественно положительную динамику.

На основании вышепредставленно-го, делаем вывод, что в соответствии с ФГОС начального общего образования необходимо учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого ребёнка при построении образовательного процесса. Решению данных задач способствует реализация в образовательном процессе структурно-функциональной модели педагогического сопровождения личностного развития ребёнка в условиях выездных образовательных сессий «Лесная школа», реализация которой позволяет актуализировать предпосылки самореализации учащихся с учетом нравственных норм и правил поведения, познавать себя как субъекта деятельности, иметь высокую познавательная активность в образовательном процессе, быть способным к рефлексии.

Библиографический список

1. Емельянова, И.Е. Духовно-творческая самореализация детей в инновационных образовательных условиях («лесная школа») [Текст] / И.Е. Емельянова, Л.А. Емельянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 10. - С. 42-46.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Текст]. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765 р.

3. Попов, А.А. Компетентностные практики и образовательная политика [Текст] / А.А. Попов, П.П. Глухов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. - 2015. - № 3(33). - С. 8-21.

4. Трубайчук, Л.В. Методологические рекомендации к подготовке и защите магистерской диссертации [Текст] / Л.В. Трубайчук. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. - 118 с.

5. Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» от 1 июня 2012 г. № 761.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

7. Щедровицкий, П.Г. Изменения в мышлении на рубеже XXI столетия: социокультурные вызовы [Текст] / П.Г. Щедровицкий // Вопросы философии. - 2007. - № 7. - С. 36-54.

References

1. Emelyanova I.E., Emelyanova L.A. Spiritual-creative self-realization of children in an innovative educational environment («Forest school»). Herald of Chelyabinsk state pedagogical university, 2015. № 10. P. 42-46. [in Russian].

2. The concept of the Federal target program of education development for 2016-2020 app. the decree of the RF Government of December 29, 2014. №. 2765-R. [in Russian].

3. Popov A.A., Glukhov P.P. Competency-based practice and educational policy. Vestnik Moscovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Series: Pedagogy and Psychology, 2015. № 3 (33) 2015 P. 8-21. [in Russian].

4. Trubaichuk LV. Methodological recommendations on the preparation and defense of a Master's thesis. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2011. P. 118. [in Rus-

5. The presidential decree "About National strategy of actions in interests of children on 2012-2017' dated June 1, 2012 № 761. [in Russian].

6. Federal law "On education in Russian Federation"of 29.12.2012 № 273-FZ.

7. Shchedrovitsky P.G. Changes in thinking at the turn of the XXI century: socio-cultural challenges.

Voprosy filosofii, 2007. № 7. P. 36-54. [in Russian].

Сведения об авторах: Емельянова Ирина Евгеньевна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: [email protected]

Емельянова Лилия Алексеевна,

аспирант кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: emelianova [email protected]

Information about the authors: Yemelyanova Irina Yevgenievna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Emelianova Lilia Alekseevna,

Post graduate student,

Department of Pedagogy and Psychology

of Childhood, South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: emelianova [email protected]

X

ro ca о

to

ro

Ю

о

ro

ra 4

X

го ca о

X

о о ю о

О)

о

о ф

Т

s о

о ч о

Ü3

о

S I-

Ф

О ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.