УДК 371.01 ББК 74.202.4
И.Е. Емельянова, Л.А. Емельянова
ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
(«ЛЕСНАЯ ШКОЛА»)
В статье обосновывается синергетический подход как методологическая основа современного образовательного процесса. Раскрыта значимость новой формы обучения «лесная школа» с точки зрения развития предпосылок духовно-творческой самореализации детей. В статье также рассмотрены возможности организации исследовательской деятельности детей в аспекте реализации образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» в образовательных организациях Челябинской области на 20152017 годы».
Ключевые слова: синергетический подход, формы обучения, «лесная школа», самореализация, естественно-математическое и технологическое образование.
I.E. Emelyanova, L.A. Emelyanova
SPIRITUAL AND CREATIVE SELF-REALIZATION OF CHILDREN IN INNOVATIVE EDUCATIONAL CONDITIONS
("FOREST SCHOOL")
The axiological and synergetic approaches as methodological foundation of modern educational process are discussed. The importance of new forms of learning "forest school" from the point of view of the development prerequisites of spiritual creative self-realization of children is revealed. The possibilities of organizing research activities in the aspect of realization of the educational project of development of natural-mathematical and technological education "TEMP" in educational institutions of the Chelyabinsk region for 2015-2017" are described.
Key words: a synergistic approach, form of learning, "forest school", self-realization, natural-mathematical and technological education.
ro
CÛ
о
X
к
-û ç
ф s
LU
<
(0 ca о x к -û
<u S Ш
LU
Цель современного образования -создание условий для развития и саморазвития детей, воспитание способности принимать самостоятельные решения; и инновационные формы организации образовательного процесса предоставляют для этого максимальные возможности.
В настоящее время стала очевидна необходимость поиска новых путей развития системы образования. Достаточно определённо просматривается неизбежность поиска современных подходов к системе организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Организация обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей стала неотъемлемой частью социальной политики государства. Реализация ФГОС требует
кардинального пересмотра форм и методов образовательного процесса. Важно осознать, что примерка классических форм и методов обучения на современный стандарт - это искусственное притягивание к новым требованиям. Образовательное учреждение готовит детей к мобильной жизни в будущем старыми способами, не осознавая и не прогнозируя самореализацию личности. С позиций современного научного знания личность предстает как относительно закрытая саморазвивающаяся система индивидуальных и социальных свойств, ценностей и смыслов, которые не поддаются «командным» методам управления. Главная цель воспитания личности, по мнению Р.М. Чумичевой, состоит в соз-
дании условий для наиболее полной реализации человеком своего «Я», своих способностей и возможностей, самовыражения и самореализации в социуме и культуре своего народа [4, с. 29]. Безусловно, понятия, принципы, методы и приемы синергетического мышления и мировосприятия представляют интерес для современных педагогов, постоянно находящихся и действующих в мире нелинейных систем. Соблюдение принципа самоорганизации и саморазвития в педагогической деятельности нацеливает субъектов образовательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития. Синергетический подход позволяет говорить о переходе человека из организуемой в самоорганизующуюся личность. Педагоги, которые предъявляют к профессии высокие требования, старательно пытаются освободить свое сознание от идей насильственно формирующей педагогики, стремятся отказаться от применения приемов и способов прямого («лобового») воздействия на личность ребенка. Становится актуальным смысл известного утверждения Л.С. Выготского: «С научной точки зрения, нельзя воспитывать другого. Оказывать непосредственное влияние и производить изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому...» [1].
Рассмотрим возможности такой формы организации образовательного процесса как «лесная школа». Из названия мы видим, что школа каким-то образом относится к лесу. Идея увезти детей в лесную зону, на первый взгляд, не соответствует тезисам о подготовке детей к мобильному миру будущего. Дело в том, что проживание в лесной зоне для городских учащихся не является привычным. Погружая детей в нестандартную для них среду, мы преследуем цель снять ложные ограничения о том, как правильно и неправильно организовывать учебную деятельность, смещая приоритеты с обучения по предметам на познание закономерностей окружающего мира. В этом
случае, синергетический подход демонстрирует, каким образом и почему хаос может выступать в качестве созидающей основы, конструктивного механизма развития детей, их самореализации.
В лесной школе педагоги и дети получают больше свободы в выборе средств и путей достижения образовательных целей: составление расписания; проведение занятий в паре, когда два педагога на разновозрастных группах; уроки-погружения; интеграция в среду - уроки в Ильменском заповеднике; ударно-волновые техники в урочной деятельности и др. Свобода в самореализации - необходимый субъективный элемент в организации лесной школы. В процессе самореализации личность преодолевает противоречие между необходимостью и свободой. Именно поэтому содержательным элементом самореализации и принципиальным условием ее осуществления является свобода творчества.
В лесной школе происходит разновозрастное взаимодействие в урочной и внеурочной деятельности. Здесь также действуют законы синергетики, а именно: новая организация рождается из хаоса под воздействием внутренних сил, в определенные моменты - моменты неустойчивости - малые возмущения, флуктуации, могут разрастаться в макроструктуры. Из этого общего представления синергетики следует, что усилия, действия отдельного человека не бесполезны, они отнюдь не всегда полностью растворены, нивелированы в общем движении социума. В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного индивидуума могут влиять на макросоциальные процессы. В исследованиях Р.М. Чумичевой культурная событийность - это концентрация идей, ценностных отношений, раскрытых в конкретной тематике и взаимодействии заинтересованных лиц [4]. В таком пространстве создается особый личностный психологический климат доверительного общения и взаимодействия, который определяет зарождение ценностей, смыслов и типов созидательной деятельности, общения, активизирующих творческие возможности личности.
.0 X X
о ^
го со
0
X X S со
>s го Ф Ц ь о ф 2
1 к
£ о " ф
^
ГО ф
а. ¡5
о к
со
о ^
о
.0 X
го о
к го ¡£ о О)
о ^
Ш Ф
А*
О со
X О
со п
о го
Clo
го m о х к
.0
ф
Ш
<
<я
СО
о
X
к
.0
ф
Ш
uJ
Рассмотрим понятие духовно-творческой самореализации личности, так как именно аспекты самореализация детей в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС являются для нас целевыми ориентирами. Психолого-педагогические инновации практического характера, отражающие проблематику самореализации, представлены в работах Н.П. Аникеевой, М. Джеймса, В.И. Кобрина, В.В. Козлова, Ф. Перлза, К. Руде-стама, Н.А. Савотиной, Н.В. Самоукиной и др. Анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме самореализации личности позволил нам определиться с пониманием сущности понятия, его предпосылок и механизмов. Мы понимаем под духовно-творческой самореализацией ребенка реализацию актуальных и потенциальных самостей как архетипа целостности личности, динамического равновесия сознательного и бессознательного в духовно-творческих переживаниях, основанных на самопознании и рефлексивной деятельности. В таком понимании самореализация обеспечит ребенку в будущем самостоятельный контроль своей жизни, когда личность способна самоопределяться не только по отношению к событиям, но и по отношению к ходу жизни в целом, когда обстоятельства имеют всего лишь сиюминутную силу над ней. В этом контексте, мобильный мир будущего станет для ребенка устойчивой системой, сформированной вокруг его ценностей. Речь идет о системе ценностей, которая не определяется ситуацией и даже объективно-исторически (возникает в культуре исторически, но затем остается неизменной) не зависит от текущих общественных потребностей государственного заказа. В качестве образной модели данного умозаключения можно представить юлу. Это возможно, потому что человек принимает и соблюдает иерархию ценностей, начиная с абсолютной, когда более высокое чтится как таковое и не допускается перестановка высокого и низкого. Именно поэтому в определении самореализации уточняется ее сущность - «духовно-творческая». Таким образом, проблема духовно-
творческой самореализации принимает форму проблемы самоуправляемого со-развития. С точки зрения синергетиче-ского подхода, это один из постулатов развития и управления сложными упорядоченными системами [2].
Мы рассматриваем духовно-творческую самореализацию детей в лесной школе как диссипативную, т.е. открытую систему. Самореализация существует лишь при особых внутренних и внешних условиях функционирования системы и окружающей среды. Таким образом, возникает необходимость создания условий при которых сложноорганизованным системам нельзя «навязывать» пути их развития. Скорее, необходимо понять их собственные тенденции развития и обеспечить выход личности на индивидуальную траекторию саморазвития [2].
Согласно синергетике, для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Преимущество предлагаемого подхода к образовательным услугам лесной школы заключается, прежде всего, в гибкости, модульности построения функционально-предметной информационной среды, а это в свою очередь прямо зависит от достаточных финансовых и человеческих ресурсов. В условиях лесной школы предъявляются высокие требования к профессионализму и личностным качествам административного аппарата, педагогов, вожатых, тьюторов. Есть потребность и в формировании педагогической грамотности родителей, так как в условиях загородного проживания, без родителей, проявляются особенности взаимодействия в семье. Именно эти ресурсы позволят осуществлять циклическое расширение системы, совершенствовать внедрение инновационных форм обучения.
Ресурсом духовно-творческой самореализации в учебном процессе является исследовательская деятельность детей. Цель педагога или тьютора в организации исследовательской деятельности -это создание поля, в котором ребенок обнаружит противоречия, проявит высокую активность по анализу признаков объектов или их классификации, выдвинет гипотезы, увидит творческие пути
разрешения противоречий или начнет эксперимент. В детском экспериментировании важна не цель, а сам процесс, обеспечивающий смелость идей и выбор ресурсов, свободу действий, удовлетворение любознательности. При организации исследовательской деятельности акцент нужно сделать на развитие у детей чувствительности к противоречиям, стремление в решениях задач к новизне, внутреннюю свободу и смелость, гибкость в целях и путях их достижения, наблюдательность. Большое значение для успешности в исследовательской деятельности имеет способность ребенка рефлексировать, изменятся в реальном действии или в мысленном плане и переживать чувство радости в созидании. На успешность исследовательской деятельности кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, чувствительность к противоречиям, умения выдвигать гипотезы, определять пути решения задачи, давать определения и т.п.) влияют социальные факторы (способность личности к общению, эмпатия, осознание других людей как ценности, учет нравственных ценностей общества), которые могут стимулировать или тормозить процесс исследования. Для этого дети по интересам делятся на разновозрастные подгруппы и решают естественно-экспериментальные задачи.
В основном содержание исследовательской деятельности в лесной школе реализует образовательный проект развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» в образовательных организациях Челябинской области на 2015-2017 годы. Проект «ТЕМП» популяризирует достижения конкурентного качества технологического и естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях региона. Эстественно-экспериментальные задачи составлены таким образом, чтобы дети проявили максимальную самостоятельность при организации эксперимента. Приведем пример задачи: «Ребята положили апельсин в воду, и он всплыл. Затем
они почистили апельсин и поместили в воду. Они решили, что апельсин должен всплыть. Но результат был другим. Составьте программу проведения этого наблюдения, подберите оборудование, по плану несколько раз проведите наблюдение. Сделайте выводы. Представьте фотоотчет. Предложите источники информации по этой проблеме». Каждая естественно-экспериментальная задача содержит стимул - содержательно противоречивый реалистичный сюжет, учитывающий возрастные особенности младших школьников, и задачную формулировку - перечень необходимых действий для получения результата.
Взаимодействуя в разновозрастных группах, ребенок приобретатет статус субъекта исследовательской деятельности, а вся группа становится групповым субъектом. Опираясь на исследования Л.В. Трубайчук [3], определим условия, способствующие приобретению ребенком статуса субъекта исследовательской деятельности:
1. Свободное выражение своего «Я»;
2. Способность производить свободный выбор в мнении, деятельности, средствах, целях;
3. Склонность к рискованным действиям;
4. Неконформизм (не ощущать неудобства от статуса «белой вороны» в социуме);
5. Видение другого субъекта, сопряженного своими интересами с окружающими.
Оценивая содеянное в группе и корректируя результаты эксперимента, ребенок восходит до ступени стратега жизни, обретая способность планировать, модернизировать, творчески преобразовывать добытое содержание в формулу. Своевременно раскрытые потенциалы, развитые способности, сформированная мотивация, устойчивая установка на нравственные ценности и способность к рефлексии значительно расширяют возможности духовно-творческой самореализации детей в будущем.
Результаты психолого-педагогического мониторинга учащихся «Лесной школы» МБОУ НОШ № 95 г. Челябинска
-О X X
о ^
го со
0
X
X ^
со
>2 ГО
Ф Ц
ь о
ф 2
1 *
£ о " ф
^
го ф
а. ¡5
о к
ей
о ^
о
-О X
го о
к го ¡£
о ф
о с;
Ш Ф
А*
О со
X О
со со
о го
>:Ю
демонстрируют позитивные изменения уровней учебной мотивации, самооценки, сформированности коммуникативных способностей и креативности учащихся. Таким образом, эксперимент по обучению учащихся в «Лесной школе» можно считать успешным. Большинство исследуемых показателей имеют качественно и количественно положительную динамику.
Обобщим положения синергетиче-ского подхода в развитии предпосылок духовно-творческой самореализации в условиях лесной школы:
1. Образовательное пространство, реализующее требования ФГОС, может быть только открытой, нелинейной, неравновесной системой, так как в ее основе согласованное, интегративное взаимодействие общечеловеческих ценностей и норм, выработанных самой личностью на основе позитивного опыта взаимодействия, постоянное стремление к саморазвитию и самореализации своих духовно-творческих потенциалов, рефлексивных способностей и т.д.
2. Флуктация в духовно-творческой самореализации - это внутренняя актив-
ность потенциалов ребенка, обусловленная потребностью созидательной направленности в экспериментальной деятельности.
3. При разработке маршрута самореализации ребенка важно учитывать как природные задатки, так и внешние социальные воздействия, которые могут быть не только преднамеренными, но и случайными, стихийными. Самореализация ребенка в образовательном процессе неравновесна в момент смены доминанты природосообразного (внутреннего) и социального (внешнего).
4. Бифуркация, обусловленная внутренней активностью личности и свободой в образовательной деятельности, запускает динамический процесс, который приводит к дальнейшей самоорганизации системы.
5. Сущность рефлексивного управления синергетической системой заключается в организации малых, но точных и своевременных воздействий (условий лесной школы), смысл которых в переводе управления в самоуправление, развития в саморазвитие, реализации в самореализацию.
Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
2. Емельянова, И.Е. Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей дошкольного возратста [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / И.Е. Емельянова. - Челябинск, 2012. - 344 с.
3. Трубайчук, Л.В. Педагогика развития и становления личности младшего школьника [Текст]: учебник для студентов пед. вузов ф-та подготовки учителей начальных классов / Л.В. Трубайчук. -Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2001. - 250 с.
4. Чумичева, Р.М. Ребенок в мире культуры [Текст] / Р.М. Чумичёва. - Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 2005. - 558 с.
References
1. Vygotsky L.S. Educational psychology. M.: Prosveshchenie, 1991. P. 480. [in Russian].
2. Emelyanova I.E. Pedagogical strategy and tactics of development of gifted children of preschool age. Dis. ... doctor of sciences (Education). Chelyabinsk, 2012. P. 344. [in Russian].
3. Trubaichuk L.V. Pedagogy of development and formation of personality of junior school students. Chelyabinsk: izd-vo Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2001. P. 250. [in Russian].
4. Chumicheva R.M. The child in the world of culture. Stavropol: Stavropol, servis shkola, 2005. P. 558. [in Russian].
Сведения об авторах: Емельянова Ирина Евгеньевна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра педагогики и психологии детства, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Емельянова Лилия Алексеевна,
аспирант,
кафедра педагогики и психологии детства, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: emelianova [email protected]
Information about the authors: Yemelyanova Irina Yevgenievna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Emelianova Lilia Alekseevna,
Postgraduate student,
Department of Pedagogy and Psychology
of Childhood,
Chelyabinsk State Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: emelianova [email protected]
УДК 373.04:Р(07) ББК 74.200.58:74.268.12
Т.В. Карпова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса об организации внеурочной деятельности в начальной школе для иноязычных детей как условию их социокультурного развития в российском обществе ввиду сложившейся в стране интенсификации миграционных процессов. Представлен фрагмент одного внеурочного занятия. °
Ключевые слова: социализация, младшие школьники, иноязычная среда, иноязычные дети, внеурочная деятельность.
T.V. Karpova
SOCIALIZATION OF FOREIGN CHILDREN IN EXTACURRICULA ACTIVITIES AT PRIMARY SCHOOL
The study of the special aspects of organization of the after lessons activities at primary school for foreign children as their socialization condition in the Russian society in terms of the current migration process in the country is discussed. An example of a lesson is presented.
Key words: socialization, primary school children, foreign environment, foreign children, after lessons activities.
В настоящее время большая часть чество тех, для которых русский язык российских школ столкнулась с пробле- не является родным. К сожалению, при мами обучения и воспитания иноязыч- поступлении в начальную школу многие ных детей, прибывающих из различных из иноязычных детей не имеют элемен-регионов бывшего СССР. Среди детей тарных навыков владения государствен-мигрантов имеется значительное коли- ным языком принимающей их страны.
о
X
т
о ф
X
са
о са
.о X
т .0
со к
о _
X _Q
s ш
к S
§■ Э
S >s р
5 _û ç
га т
го
J
о (Л
О х