Научная статья на тему 'Профессиональная самореализация воспитания как основа освоения ребенком способов саморазвития'

Профессиональная самореализация воспитания как основа освоения ребенком способов саморазвития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ДОО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ САМОРАЗВИТИЯ / TEACHER OED / PROFESSIONAL ACTIVITY / SELF-DETERMINATION / SELF-REALIZATION / METHODS AND MECHANISMS OF SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна

В статье рассмотрены сущность самореализации личности и механизмы самореализации воспитателей в профессиональной деятельности. Показана роль значимых взрослых в освоении ребенком способов саморазвития в микросреде ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-realization of the teacher as a basis of development of the child ways of self-development

The article deals with the essence of self-identity and mechanisms of self-actualization teachers in professional activity. The role of significant adults in the development of the child ways of self-realization in the micro-environment.

Текст научной работы на тему «Профессиональная самореализация воспитания как основа освоения ребенком способов саморазвития»

УДК 372.3 ББК 74.100.55

Емельянова Ирина Евгеньевна

доктор педагогических наук, доцент

кафедры педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Emelyanova Irina Еvgenievna Doctor of Pedagogics, docent

Department of pedagogics and psychology of Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk yanova_77@mail.ru Профессиональная самореализация воспитателя как основа освоения ребенком способов саморазвития Professional self-realization of the teacher as a basis of development of the child

ways of self-development В статье рассмотрены сущность самореализации личности и механизмы самореализации воспитателей в профессиональной деятельности. Показана роль значимых взрослых в освоении ребенком способов саморазвития в микросреде ДОО.

The article deals with the essence of self-identity and mechanisms of selfactualization teachers in professional activity. The role of significant adults in the development of the child ways of self-realization in the micro-environment.

Ключевые слова: педагог ДОО, профессиональная деятельность, самоопределение, самореализация, способы и механизмы саморазвития.

Key words: teacher OED, professional activity, self-determination, selfrealization, methods and mechanisms of self-development.

Стадия развития индивидуальна для каждой личности, так как зависит от

уровня социальных условий, уровня актуализации и развития потенциалов личности. Профессиональная самореализация воспитателя - это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только сумму ЗУНов в области дошкольного образования и профессионально важных качеств личности для взаимодействия с детьми и родителями, а также учет психологических компонентов личности самого воспитателя, системы организации его сознания, что в совокупности обуславливает профессиональное совершенствование личности и

отношение к профессии. Остановимся подробнее на осмыслении понятия и механизмов самореализации личности (рис. 1).

Самореализация личности воспитателя в профессиональной деятельности происходит на основе самоопределения, саморазвития и самообразования в условиях ДОО. Большинство исследователей аспектов самореализации П.П. Бабочкин, Р.А. Зобов, Н.А. Кебина, В.Н. Келасьев и др. выделяют: внешние критерии, к которым относятся результативность деятельности, проявляющуюся в создании продукта деятельности; внутренние критерии - меру удовлетворенности человека процессом и результатом своего труда. Мы, вслед за Н.А. Соколовой [5], считаем, что такой подход к определению критериев самореализации ограничивает потенциал самореализации воспитателя, составной частью которого является самообразование и саморазвитие в профессиональной деятельности.

Рисунок 1 - Механизмы самореализации личности

Под самообразованием воспитателя ДОО мы понимаем как специально

организованную, так и самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение личностно и общественно значимых (дети и родители как заказчики, педагогический коллектив, в целом педа-

69

гогическая практика) образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов в области дошкольного образования, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации [1]. Специально организованные курсы, педсоветы, методобъединения, взаимопосещения занятий, мастер-классы являются как базовой ступенью к мотивации и самообразованию молодого воспитателя в области профессиональных интересов, так и результатом самореализации (когда специалист изучил и усовершенствовал какую-либо часть образовательного процесса, и по итогам проделанной работы выходит на этап трансляции, дискуссии достигнутых материалов). Таким образом, самообразование и саморазвитие воспитателя являются неотъемлемой частью его профессиональной самореализации. В процессе самореализации воспитателей в профессиональной деятельности важно учитывать две важные особенности процесса саморазвития личности: развивая личные качества в процессе жизни, человек развивает их относительно, и проявляются они в профессиональной деятельности у всех людей по-разному; любой попытке профессиональной самореализации воспитателя в социуме нужна адекватная оценка со стороны заказчиков (дети, родители) и коллег. Итак, самореализация воспитателей - это наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей, одобренных заказчиками и коллегами в сфере дошкольного образования, успешно реализуемых в профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что существует также сложность при определении механизма становления личностной рефлексии специалиста ДОО. Развитие интеллектуальной и личностной рефлексии создает реальную почву для сложного процесса формирования профессионально важных качеств воспитателей. К рефлексивным умениям относятся способность к познанию собственных индивидуально-психологических особенностей, оценка своего психического состояния, а также осуществление разностороннего восприятия и адекватного познания личности воспитанника. Рефлексивные навыки позволяют воспитателю

осуществлять действия, связанные с познанием личности ребенка, без поэлементной сознательной регуляции и контроля. Развитие рефлексивных способностей не должно происходить спонтанно, так как в этом случае оно будет затянуто по времени и не достигнет должного уровня. В условиях повышения квалификации воспитателей в вопросах самореализации в профессиональной деятельности данный вид способностей может получать должное развитие при использовании рефлексивного тренинга (разработки А.А. Реана). Цель проведения тренинга - освоение участниками приемов и методов глубокого проникновения в собственную личность, ведущее к расширению возможностей рефлексии и к более адекватному познанию других людей.

Рассмотрев механизмы самореализации личности в социуме, мы определили основные черты педагога ДОО в условиях постоянно меняющейся среды:

1. Наличие у педагога положительной репутации.

2. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.

3. Готовность к саморазвитию, самообразованию и самореализации в профессиональной деятельности.

4. Способность к рефлексии в профессиональной деятельности.

5. Проявление стремлений к реализации нормативных, духовнонравственных и творческих требований, получивших моральное социальное одобрение.

6. Созидательная направленность всех видов профессиональной деятельности и адекватная самооценка.

При этом важным является общественное признание продукта профессиональной деятельности и процесса самореализации личности. На наш взгляд социально значимыми в профессиональной деятельности будут следующие качества педагога, классифицируемые на:

- эмоционально-чувственные (любовь к людям, детям, природе Родине, прекрасному);

- мотивационные (потребности, интересы, социальные установки, ценностные ориентации и мотивы);

- нравственно-этические (патриотизм, трудолюбие, дисциплинированность, совесть, вежливость и т.д.);

- духовно-творческие (созидательность, бескорыстие в разрешении противоречий);

- волевые (смелость, настойчивость и т.д.);

- рефлексивные (реализм, строгость, требовательность и понимание себя).

Дошкольный возраст также нельзя упустить при формировании предпосылок саморазвития, как нельзя упустить старт при начале движения вперед. Предпосылки - предварительное условие чего-нибудь. Мы склоняемся в понимании предпосылок в большей степени к предрасположенности, т.е. заранее создавшейся склонности, расположенности к чему-нибудь, наличие условий для развития [4, 181]. В качестве предпосылок к саморазвитию детей дошкольного возраста мы выдвигаем:

1. Мотивационная установка, обеспечивающая формирование намерения достичь цели.

2. Формирование личностных целей, качеств.

3. Формирование целостного позитивного «Я-образа».

4. Развитие рефлексивных навыков.

5. Способ и стиль взаимодействия Значимых взрослых с детьми дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Говоря о развитии предпосылок к саморазвитию, начиная с дошкольного возраста, важно подчеркнуть значимость стиля взаимодействия воспитателя, способы организации самостоятельной и продуктивной деятельности детей в условиях ДОО. Результатом саморазвития детей в микросоциуме ДОО является проявление личностных смыслов и ценностей в духовно-творческой деятельно-

сти. В процессе создания творческого продукта ребенок в первую очередь познает себя, окружающий мир, себя в окружающем мире, овладевает навыками самоорганизации, самоутверждения, рефлексии, реализует возможность свободного выбора в типологии ценностей (осознание ценности этого продукта для других). Продуктами саморазвития и самореализации также выступают отношения индивида к миру, осознание себя как личности, адаптивность, жизне-творчество, рефлексия, сохранение индивидуальности [2, 28]. Так как саморазвитие дошкольника в социуме охватывает все сферы его личности: мотивационную, интеллектуальную, творческую, эмоциональную, волевую, то в старшем дошкольном возрасте занятие не может быть только интеллектуальноэмоциональным, оно должно приобретать и ценностно-смысловое наполнение. Данный процесс поднимает на новый уровень становления у ребенка самопознания, саморегуляции, самореализации и самопонимания личности, а от воспитателей требует нравственного ориентира и компетентности в вопросах развития предпосылок саморазвития и самореализации детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте мы рассматриваем предпосылки саморазвития и самореализации личности как нравственной воспитанности ребенка. По мнению Ю.К. Бабанского, о показателях воспитанности личности можно судить по степени их участия во всех основных видах деятельности, соответствующей возрасту: игровой, трудовой, общественной и других, и реализованности этого участия.

Таким образом, профессиональная самореализация воспитателя является основой развития предпосылок ребенка к освоению способов саморазвития и самореализации, начиная с дошкольного возраста. Она строится с учетом следующих выводов:

- основой саморазвития детей дошкольного возраста являются свойства их личности и личности воспитателя, организующего образовательных процесс;

- предпосылки саморазвития в дошкольном возрасте актуализируются во взаимодействии с воспитателем в продуктивной деятельности;

- самореализация детей в микросоциуме ДОО зависит от системы ценностных отношений к миру, другим людям, самому себе;

- саморазвитие и самореализация детей в ДОО связана с когнитивными изменениями, формирующимися под влиянием социальных взаимоотношений со Значимыми взрослыми.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации [Текст]: дисс. ... д-ра пед. наук / В.В. Игнатова. - Красноярск, 2000.

3. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Издательский Дом «Восток», 2003. - 274 с.

4. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - Москва: Издательство Дом «Восток», 2001.

- 81 с.

5. Соколова, Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Н.А. Соколова. - Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2007. - 306 с.

6. Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души [Текст] / К.Г. Юнг; пер. с нем. - М.: Канон, 1997. - 336 с.

Bibliography

1. Andreev, I. Pedagogy: a training course for creative self-development [Text] / V.I. Andreev. - 2-e Izd. - Kazan: Center of innovative technologies, 2000. - 608 C.

2. Ignatova, V.V. Pedagogical factors of spiritual and creative development of personality in the process of socialization and conditions of their realization [Text]: Diss. ... Dr. PED. of Sciences, V.V. Ignatov. - Krasnoyarsk, 2000.

3. Pedagogical encyclopedia: current concepts of modern pedagogy [Text] / Ed. by N.N. Тулькибаевой, L.V. Трубайчук. - M: Publishing House «East», 2003. - 274 S.

4. Dictionary of pedagogical innovations in the educational process / Sost. L.V. Трубайчук. - Moscow: Publishing House «East», 2001. - 81 C.

5. Sokolov, N.A. Socio-pedagogical support of the self-realization of pupils in institutions of additional education [Text] / N.A. Sokolova. - Chelyabinsk: Publishing house of the People. state PED. University, 2007. - 306 S.

6. Jung, CG Works. Conflicts child’s soul [Text] / KG Jung, trans. with it. - M.: Canon, 1997. - 336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.