Научная статья на тему 'Реализация задач инклюзивного обучения на материале русского языка во внеурочной деятельности учащихся пятого класса в соответствии с новым фгос'

Реализация задач инклюзивного обучения на материале русского языка во внеурочной деятельности учащихся пятого класса в соответствии с новым фгос Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / DISABLED STUDENTS / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / REMEDIAL WORK / ТЕХНОЛОГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ / CONTENT READING TECHNIQUE / РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE / ФГОС / FSES / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголева Ирина Викторовна, Протасова Галина Геннадьевна, Боглачёва Наталия Анатольевна

В статье раскрываются подходы к реализации задач инклюзивного обучения на материале русского языка во внеурочной деятельности учащихся в соответствии с новым ФГОС. Представлена программа «Технология смыслового чтения» для учащихся пятых классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголева Ирина Викторовна, Протасова Галина Геннадьевна, Боглачёва Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE FIFTH GRADE STUDENTS IN TERMS OF FSES (AS EXEMPLIFIED IN THE RUSSIAN LANGUAGE)

This article describes the ways of solving the problems of inclusive education in extracurricular activities of the 5 th grade students in terms of FSES (as exemplified in the Russian language). It presents the program "Content reading technique" for students of the fifth grade.

Текст научной работы на тему «Реализация задач инклюзивного обучения на материале русского языка во внеурочной деятельности учащихся пятого класса в соответствии с новым фгос»

УДК 376.112.4

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЯТОГО КЛАССА

В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ ФГОС

© 2014

И.В. Щеголева, учитель русского языка и литературы Г.Г. Протасова, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы Н.А. Боглачёва, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 91

Тольятти, (Россия)

Аннотация: В статье раскрываются подходы к реализации задач инклюзивного обучения на материале русского языка во внеурочной деятельности учащихся в соответствии с новым ФГОС. Представлена программа «Технология смыслового чтения» для учащихся пятых классов.

Ключевые слова: инклюзивное обучение; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; коррекци-онная работа; технология смыслового чтения; русский язык; ФГОС; внеурочная деятельность.

В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает однозначность понимания цели - гуманизация общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование.

Инклюзия в образовании - это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития. Развитие инклюзивного образования - не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом [1, с. 6].

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья [2, с. 13].

Распространение в нашей стране процесса инклюзии - включения детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками - является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством РФ [3; 4; 5; 6; 7; 8]. Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая в то же время качества жизни других участников образовательного процесса [9, с. 77].

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 91 городского округа Тольятти, действуя в статусе экспериментальной площадки, осуществляет реализацию проекта «Реализация задач инклюзивного обучения на материале русского языка во внеурочной деятельности учащихся пятого класса в соответствии с новым ФГОС».

В школе организовано интегрированное обучение детей с задержкой психического развития. В учреждении созданы условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Исследования показывают, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации, процессов восприятия звуков речи, отмечаются нарушения памяти, снижение познавательной активности, отсутствие интереса и сосредоточенности, неумение контролировать свои действия, несформиро-ванность абстрактного мышления. Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР

негативно сказываются на усвоении программного материала.

В соответствии с этим на базе основной общеобразовательной программы «Русский язык» в рамках реализации ФГОС второго поколения и специальных (кор-рекционных) образовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся была составлена и апробирована программа внеурочной деятельности для учащихся пятых классов «Технология смыслового чтения».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она реализуется во внеурочное время для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Введение ФГОС предполагает принцип единства урочной и внеурочной деятельности, что позволяет удовлетворять потребности учащихся в общении, совместной деятельности для реализации общих интересов и задач, максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности.

Данная программа направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении родному языку:

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; умений работать индивидуально и в группе.

Задачи программы:

- включение учащихся в разностороннюю деятельность;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками в решении

общих проблем;

- организация информационной поддержки учащихся;

- формирование фонематических процессов;

- уточнение и расширение лексического запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование полноценной связной речи.

Задачи коррекционной работы:

1) устранение общеучебных трудностей обучения, таких как

- неспособность самостоятельно начать выполнение задания;

- неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;

- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);

- недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);

- неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;

- неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);

- неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;

- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;

- неумение применить знания в нестандартной ситуации;

2) устранение трудностей в процессе овладения читательской деятельностью:

- неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста;

- неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;

- неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;

- проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с прочитанной информацией;

- неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно-популярного текста;

- трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.

Программа внеурочной деятельности «Технология смыслового чтения» для учащихся пятых классов рассчитана на 34 часа (из расчета 1 часа в неделю) и разработана в соответствии с требованиями ФГОС, требованиями примерной основной образовательной программы, методическими рекомендациями по организации и проведению внеурочной деятельности школьников [ 10; 11; 12].

Программа состоит из двух тематических блоков, обеспечивающих формирование познавательных УУД (работа с информацией, смысловое чтение). Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

В процессе освоения программы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками исполь-

зования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Планируемые общеучебные результаты:

- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

Планируемые личностные результаты.

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Разработанная программа внеурочной деятельности «Технология смыслового чтения» позволила повысить активность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, при этом ученики более осмысленно воспринимали материал, приобретали навыки самоорганизации, у них активизировалась познавательная деятельность, повышался интерес к предмету, развивалось логическое мышление.

Календарно-тематическое планирование

№ Тема урока Кол-во часов

Работа с информацией (8 ч.)

1. Информация. Виды информации. 1

2. Способы работы с информацией. 2

3. Источники информации. 1

4. Понятие главной и избыточной информации. 1

5. Систематизация, сохранение и передача информации 3

Смысловое чтение (26 ч.)

6. Виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное изучающее) 2

7. Аудирование." Виды аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное). 2

8. Текстовые и внетекстовые компоненты. 2

9. Структурирование текста. 2

10. Преобразование текста (схемы, таблицы, презентации) 2

11. Приемы сжатия текста (смысловое свертывание: план, пересказ, конспект, аннотация). 2

12. Способы изложения информации в устной и письменной форме 2

13. Типы речи (описание, повествования, рассуждение). 2

14. Нормы построения текста. 2

15. Нормы русского литературного языка. 2

16. Редактирование текста. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Аргументация. 2

18. Система речевого самоконтроля. 2

ИТОГО: 34

Занятия по программе проводились в форме деловой игры, круглого стола, дискуссии, викторины, семинара. Полученные результаты экспериментальной работы позволяют констатировать, что внеурочная деятельность в аспекте инклюзивного образования - это эффективный способ обучения, при котором каждый ребенок, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, сможет проявить свои индивидуальные способности, получить качественное образование, адаптированное к его потребностям, в соответствии с задачами ФГОС второго поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М. : Центр «Школьная книга», 2010. 272 с.

2. Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного

образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 23 с.

3. Буравлева Н.А., Грицкевич Н.К., Игловская Н.В. Инклюзивное образование: первый опыт и проблемы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 60-63.

4. Кириллова М.И. Развитие инклюзивного образования в исторической ретроспективе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 141-143.

5. Валиев Ш.З., Габидуллина Э.В. Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: понятие, сущность и современные тенденции // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012.№ 5 (25). С. 19-23.

6. Буковцова Н.И., Ремезова Л.А. Региональная модель инклюзивного образования: построение, анализ, оптимизация // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 20-22.

7. Цыренов В.Ц. Педагогические условия реализации модели инклюзивного образовательного пространства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 377-381.

8. Чемоданова Г.И., Власенко С.В. Технологические основы социально-педагогической деятельности при организации работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 38-40.

9. Михальченко К.А. Инклюзивное образование -проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб. : Реноме, 2012. С. 77-79.

10. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы : проект. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2011. 112 с. (Стандарты второго поколения).

11. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации. ФГОС / Т.А. Ладыженская и др. М. : Просвещение, 2012. 144 с.

12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. ФГОС. М. : Просвещение, 2013. 223 с.

INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE FIFTH GRADE STUDENTS IN TERMS OF FSES (AS EXEMPLIFIED

IN THE RUSSIAN LANGUAGE)

© 2014

I.V. Schegoleva, a teacher of russian language and literature G.G. Protasova, candidate of pedagogical sciences, a teacher of russian language and literature N.A. Boglacheva, deputy director on educational work

Municipal budget educational institution of secondary secondary school number 91, Togliatti (Russia)

Annotation: This article describes the ways of solving the problems of inclusive education in extracurricular activities of the 5th grade students in terms of FSES (as exemplified in the Russian language). It presents the program "Content reading technique" for students of the fifth grade.

Keywords: inclusive education; disabled students; remedial work; content reading technique; the Russian language; FSES; extracurricular activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.