Научная статья на тему 'Осваиваем новый образовательный стандарт: внеурочная деятельность «Лаборатория общения»'

Осваиваем новый образовательный стандарт: внеурочная деятельность «Лаборатория общения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФГОС / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / GEF UNIVERSAL CURRICULAR ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / COMMUNICATION TRAINING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брюханова Елена Николаевна, Малявина Анастасия Михайловна

Предлагается вариант организации внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении, позволяющей развивать коммуникативные умения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developed New Educational Standard: Laboratory of Communication

Proposed version of the organization of extracurricular activities obscheintellektualnom direction, allowing students to develop communication skills.

Текст научной работы на тему «Осваиваем новый образовательный стандарт: внеурочная деятельность «Лаборатория общения»»

УДК 372.881.161.1:371.8 ББК 4426.819=411.2-058

Осваиваем новый образовательный стандарт: внеурочная деятельность «Лаборатория общения»

Е. Н. Брюханова А. М. Малявина

Сухой Лог, Россия Екатеринбург, Россия

Аннотация. Предлагается вариант организации внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении, позволяющей развивать коммуникативные умения обучающихся.

Ключевые слова: ФГОС, универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, коммуникативные учебные действия.

E. N. BRYUKHANOVA, A. M. MALYAVINA . Developed New Educational Standard: Laboratory of Communication

Abstract. Proposed version of the organization of extracurricular activities obscheintellektualnom direction, allowing students to develop communication skills.

Keywords: GEF universal curricular activities, extracurricular activities, communication training activities.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности в рамках ФГОС является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету.

Актуальность дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Лаборатория общения» связана с тем, что федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей и интересов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть обучающиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно осваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися пред-

Е. Н. Брюханова, А. М. Малявина

метных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Новизна программы состоит в том, что курс «Лаборатория общения» направлен на формирование универсальных (метапредметных) способов деятельности, так как обучает систематизированным основам (алгоритмам) речевой деятельности, умения и навыки которой необходимы как в любой ситуации непосредственного общения с использованием устной речи, так и в любой ситуации опосредованного общения «человек — письменный монологический текст — человек».

Особенности программы. Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения / навыки при их практическом использовании помогают ориентироваться в конкретной ситуации речевого общения, применять уместные вербальные и невербальные средства этого общения, что позволяет устранить коммуникативные помехи, избегать коммуникативных неудач и приблизиться к коммуникативно (социально) успешному общению.

Работу по данной программе можно считать педагогически целесообразной, поскольку умения общаться и работать с текстом на основе владения русским (родным) языком обеспечивают возможность добиваться успеха в процессе речевой коммуникации, а это во многом определяет достижения человека практически во всех областях жизни, способствует социальной адаптации ученика в условиях современного мира.

Речевая деятельность становится средством познания и обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности [Гридина, Коновалова 2014, Коновалова 2011]. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, текст на русском языке становится неразрывно связанным со всеми школьными предметами, а умения говорить, слушать, писать и читать (умения речевой деятельности) влияют на качество усвоения всех других школьных предметов.

Цель программы — совершенствование речевой деятельности, объединяющей в своем содержании познавательно-рефлексивный и информационно-коммуникативный виды деятельности.

Задачами программы являются:

— формирование коммуникативной культуры школьников;

— расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование языковой компетенции;

— выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

— развитие и совершенствование таких качеств личности, как любознательность, инициативность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении знаний.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Направленность программы «Лаборатория общения» на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации его над-предметной функции.

Программа курса рассчитана на обучающихся 5 классов (35 часов), имеет практико-ориентирован-ный характер.

Основной принцип организации курса — обучение через действие, понимание через познавание.

Формы организации деятельности, которые предполагается использовать для организации работы с детьми по данной программе:

— риторическая диагностика;

— проигрывание и анализ жизненных ситуаций;

— упражнения творческого характера (словесное рисование, импровизации и т.п.);

— лекции с обратной связью;

— речевые упражнения и игры;

— риторический практикум;

— интеграция учебных дисциплин.

Данная программа состоит из следующих разделов:

Введение (1 ч). «Язык до Киева доведет», или что такое общение.

Раздел 1. «Культура устного общения» (10 ч). «Золотые слова и вовремя сказаны», или правила речевого этикета. Особенности речевого этикета при использовании личных местоимений. Правила речевого этикета при использовании современных средств связи. «Милости просим!» Учимся быть гостеприимными. «Худой мир лучше доброй ссоры». Учимся быть вежливыми в любом споре. «Надо знать, что сказать», или вежливые формы отказа. «Давайте говорить друг другу комплименты». «А может быть сударыня и сударь?» Способы обращения к незнакомым людям. «Обычай крепче закона», или правила этикета у разных народов.

Раздел 2. «Культура письменного общения» (7 ч). «Написано пером...». Правила написания писем. «Желаю Вам.». Особенности поздравительного письма. Особенности написания письма в газету. Что? Где? Когда? Правила и нормы оформления

Филологический класс № 4 (38), 2014

объявлений. «Разрешите пригласить Вас...». Особенности оформления приглашений. «Покажи товар лицом...». Реклама

Раздел 3. «Произносительная культура» (3 ч.). Произноси правильно! Или что такое произносительная культура? Особенности интонаций в речи культурного человека.

Раздел 4. «Наш лексикон» (6 ч.). Лексика и культура речи. Лексические ошибки при употреблении различных частей речи. Особенности употребления паронимов в речи. Особенности использования просторечных и жаргонных слов.

Раздел 5. «SOS! Речевые ошибки» (3 ч.). Речевые ошибки при употреблении имен существительных. Речевые ошибки при употреблении глагольных форм. Речевые ошибки при употреблении местоимений.

Раздел 6. «Учимся у классиков литературы» (4 ч). Художники слова как образец правильности и красоты речи (на материале произведений русских классиков).

Итоговое занятие (1 ч.)

Предполагаемыми результатами реализации программы является развитие следующих общеучебных умений:

— коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

— интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

— информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с разными видами текстов),

— организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

— степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

— поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;

— результаты выполнения коммуникативных заданий;

— косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку, литературе.

ЛИТЕРАТУРА

Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2007.

Архарова Д. И., Долинина Т. А. Речь и культура общения / Практическая риторика: Рабочая тетрадь для 5-го класса общеобразовательных школ. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2007.

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования информации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2014. № 1. С. 128-134

Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. М.: Экзамен, 2012.

Коновалова Н. И. Психолингвистические основы методики обучения русскому языку // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2011. № 9. С. 194-202.

Матюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: ТЦ Сфера 2010.

Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения / авт.-сост. О. А. Дюжева. Волгоград: Учитель, 2012.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Брюханова Елена Николаевна — учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 17», г. Сухой Лог. Адрес: 624800, г. Сухой Лог, ул. Юбилейная, д. 29 А Эл. почта: [email protected]

Малявина Анастасия Михайловна — учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 2, Екатеринбург. Адрес: 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 Эл. почта: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Bryukhanova Elena Nikolaevna is a Russian and Literature Teacher of the Lyceum № 17, Sukhoi Log. Malyavina Anastasiya Mikhailovna is a Russian and Literature Teacher of the Gymnasium № 2 (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.