Научная статья на тему 'Психолингвистика подсказывает! об изучении типов речи на уроках русского языка в 6 классе'

Психолингвистика подсказывает! об изучении типов речи на уроках русского языка в 6 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
440
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОДАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / ТИПЫ / ANTHROPOCENTRIC CONCEPT / PSYCHOLINGUISTIC APPROACH / MODALITY OF PERCEPTION / TYPES OF SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Брюханова Елена Николаевна, Малявина Анастасия Михайловна

В статье приводится вариант технологической карты урока по теме «Типы речи» (6 класс) с учётом ведущих модальностей восприятия учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Брюханова Елена Николаевна, Малявина Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTICS SUGGESTS! ON THE STUDY OF THE TYPES OF SPEECH ON THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN THE 6th GRADE

The article provides the option of routing lesson on the topic "Types of speech" (6th class) with the major modalities of perception of students

Текст научной работы на тему «Психолингвистика подсказывает! об изучении типов речи на уроках русского языка в 6 классе»

ПСИХОЛИНГВИСТИКА В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 372.881.161.1:371.321:81'23 ББК Ч426.819=411.2-270+Ш100.6

Е. Н. Брюханова

Сухой Лог, Россия

А. М. Малявина

Екатеринбург, Россия

ПСИХОЛИНГВИСТИКА ПОДСКАЗЫВАЕТ! ОБ ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Аннотация. В статье приводится вариант технологической карты урока по теме «Типы речи» (6 класс) с учётом ведущих модальностей восприятия учащихся.

Ключевые слова: антропоцентрическая концепция, психолингвистический подход, модальность восприятия, типы

речи.

E. N. Bryukhanova

Sukhoy Log, Russia

A. M. Malyavina

Yekaterinburg, Russia

PSYCHOLINGUISTICS SUGGESTS! ON THE STUDY OF THE TYPES OF SPEECH ON THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN THE 6th GRADE

Abstract. The article provides the option of routing lesson on the topic "Types of speech" (6th class) with the major modalities of perception of students.

Keywords: anthropocentric concept, psycholinguistic approach, modality of perception, types of speech.

Антропоцентрическая концепция преподавания русского языка в школе ставит в центр языковую личность, развитие ее мыслительных и речевых способностей, способностей воспринимать и порождать тексты. Это текстоцентрированный подход в обучении, направленный на формирование и развитие текстовых умений школьников — умений работать с текстом. Особую значимость приобретает овладение текстовыми умениями в связи с введением ЕГЭ по русскому языку, где часть С требует от выпускников школы умения самостоятельно создавать тексты разного типа.

Актуальность педагогического опыта учителя-словесника определяется не только требованиями ФГОС ООО по созданию условий для успешного овладения текстовой компетенцией, но и необходимостью применения инновационных технологий в процессе обучения русскому языку с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей восприятия и создания текста (аудиалы, визуалы, кинестетики, смешанный тип) [см.: Гридина 2013, Коновалова 2012].

В связи с этим нами предлагается методическая разработка по закреплению и актуализации понятия типы речи в 6 классе с опорой на ведущую модальность восприятия учащихся.

В качестве целей данного урока можно выделить образовательную: закрепить знания учащихся

по теме и умения отличать разные типы текстов и создавать их (предметный результат освоения программы по русскому языку); развивающую: развивать универсальные учебные действия и текстовые умения учащихся (метапредметный результат); воспитательную: воспитывать ценностное отношение к языку, стремление к речевому самосовершенствованию (личностный результат).

Задачи урока: 1. Способствовать освоению понятия «типы речи» (предметный результат). 2. Развивать коммуникативные УУД (строить продуктивное речевое взаимодействие, соблюдая нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета; правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме); познавательные УУД (формулировать проблему, подбирать аргументы); регулятивные УУД (ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) (метапредмет-ный результат). 3. Совершенствовать метапредмет-ное умение сопоставлять и сравнивать типы текстов с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств мета-предметный результат). 4. Обогащать и расширять объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (личностный результат).

28

Филологический класс, 2(40)/2015

Оборудование урока:

Слайд компьютерной презентации или плакат «Типы речи»

Карточки с разными типами текстов для _анализа в группах_

Смайлики

ТИПЫ РЕЧИ

Описание. Повествование. Рассуждение. Описание с элементами повествования. Повествование с элементами описания. Рассуждение с элементами описания.

желтого, красного и зеленого цвета для оценки урока.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические рекомендации

1. Организационный этап Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Настраиваются на урок, приветствуют учителя.

2. Мотива-ционный этап Ставит перед учащимися проблемный вопрос («Какая из образных схем соответствует определенному типу речи?»), поиски ответа на который мотивируют учащихся на последующую деятельность. Просит учащихся определить тему урока. Сообщает цели урока. Рассматривают схемы, формулируют ответ, аргументируют его (перечисляют свойства разных типов речи). Формулируют тему урока. Образные схемы типов речи можно изобразить на слайде компьютерной презентации или на плакате. Напр., цветок (образы) — описание; река (последовательность событий) — повествование; лестница (тезис ^ вывод) — рассуждение.

3. Основной этап — закрепление материала • Организует работу в группах по карточкам. Задания: 1. Определить тип текстов на карточках (описание, повествование, рассуждение — тексты у групп разные). Аргументировано доказать свой ответ: дать определение типа текста, привести примеры из текстов характерных свойств каждого типа текста. 2. Усложнение задания: то же, что в 1-ом задании, только даются тексты: описание с элементами повествования, повествование с элементами описания, рассуждение с элементами описания. • Организует индивидуальную творческую работу учащихся. Задание: написать 3 текста (мини-сочинения — 5-7 предложений) по начальному предложению: 1. Под окном расцвел куст сирени (стимул к тексту-описанию). 2. Воскресным утром мы отправились в поход (стимул к тексту-повествованию). 3. Друзья познаются в беде (стимул к тексту-рассуждению). • Работают в группах. Выполняют задания, высказывают свою точку зрения, подбирают аргументы, обсуждают разные варианты ответов, приходят к единому мнению. Представляют свой ответ (1 чел.). • Создают три варианта текстов по заданному началу (первому предложению) — описание, повествование и рассуждение. Учет психофизических особенностей восприятия и создания текстов учениками с разными видами модальностей (аудиалы, визуалы, ки-нестетики, смешанный тип) ведется на основе того, что им для анализа даются разные типы текстов и варианты первых предложений, по которым нужно написать мини-сочинения.

4. Подведение итогов урока Делает вывод по целям урока, отмечает, чему школьники научились на уроке, что особенно хорошо у них получилось и над чем еще предстоит поработать. Просит оценить урок (поднять смайлик того или иного цвета). Отвечают на вопросы учителя. Оценивают урок с помощью разноцветных смайликов, объясняют, что понравилось/не понравилось на уроке. Смайлики желтого цвета (все понравилось), красного цвета (ничего не понравилось) и зеленого цвета (кое-что понравилось, а кое-что — нет).

Планируемыми результатами данного урока являются личностные результаты: обогащение и расширение объема словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе текстопорождения [Гридина, Коновалова 2013]; наличие ценностного отношения к языку и стремления к речевому самосовершенствованию; метапредметные результаты: развитие коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД; развитие умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; предметные результаты: освоение понятия «типы речи»: знание основных признаков описания, повествования и рассуждения, умение отличать и создавать тексты, построенные по разным типам.

Анализ текстов, созданных учащимися на уроке по первому предложению, позволит определить, насколько они овладели умением создавать тексты разных типов (учитывается, правильно ли обучающийся написал текст определенного типа по перво-

му предложению).

ЛИТЕРАТУРА

Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М.,1995.

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык. 6 класс. — М., 2013.

Гридина Т. А. Образность детской речи в свете репрезентативных модальностей восприятия // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. — 2013. — № 11. — С. 85-96.

Коновалова Н. И. Креативная составляющая интеллекта: К 100-летию КЗ // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. — 2012. — № 10. — С. 35-48.

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг. — Москва, 2013.

Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс. — М., 2004.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? Са1а^И=2588.

Данные об авторах:

Брюханова Елена Николаевна — магистр УрГПУ, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 17» г. Сухой Лог.

Адрес: 624800, г. Сухой Лог, ул. 60 лет СССР, 11-12.

E-mail: bryuxanova.83@mail.ru

Малявина Анастасия Михайловна — магистр УрГПУ, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия № 2 г. Екатеринбург.

Адрес: 620012, г. Екатеринбург, ул. Ильича, 39-22.

E-mail: k8m2873@yandex.ru

About the authors:

Bryukhanova Elena Nikolaevna is a master of Ural state pedagogical University, teacher of Russian language and literature of municipal educational institution «Lyceum № 17» of Sukhoy Log.

Malyavina Anastasiya Mihailovna is a master of Ural state pedagogical University, teacher of Russian language and literature of municipal educational institution gymnasium № 2 of Yekaterinburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.