Научная статья на тему 'Урок с использованием психолингвистических методик анализа текста «Употребление сложноподчиненных предложений в тексте» (9 класс)'

Урок с использованием психолингвистических методик анализа текста «Употребление сложноподчиненных предложений в тексте» (9 класс) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
875
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ФУНКЦИИ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / СМЫСЛОВЫЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В СПП / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / COMPLEX SENTENCE / THE FUNCTIONS OF THE CLAUSES / THE GRAMMATICAL AND SEMANTIC LINK / PSYCHOLINGUISTIC EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пятова Елена Александровна

В статье предложен опыт применения психолингвистических методик дополнения и завершения текста. Рассмотрены результаты прогнозирования финала текста. Показано влияние методик на понимание грамматической и смысловой связи в СПП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LESSON WITH THE USING OF PSYCHOLINGUISTIC METHODS OF ANALYSIS OF THE TEXT (THE TOPIC OF THE LESSON «THE USING OF COMPLEX SENTENCES IN THE TEXT»)

The experience of using psycholinguistic methods of complementing and completing the text is offered in the article. The results of predicting the ending of the text are examined. The effect of the methods on understanding the grammatical and semantic link in a complex sentence is shown.

Текст научной работы на тему «Урок с использованием психолингвистических методик анализа текста «Употребление сложноподчиненных предложений в тексте» (9 класс)»

УДК 372.881.161.1:371:371.321 ББК 4426.819=411.2-270

Е. А. Пятова

Талица, Россия

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК АНАЛИЗА ТЕКСТА «УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ» (9 КЛАСС)

Аннотация. В статье предложен опыт применения психолингвистических методик дополнения и завершения текста. Рассмотрены результаты прогнозирования финала текста. Показано влияние методик на понимание грамматической и смысловой связи в СПП.

Ключевые слова: сложноподчинённое предложение, функции придаточных предложений, смысловые и грамматические связи в СПП, психолингвистический эксперимент.

E. A. Pyatova

Talitsa, Russia

THE LESSON WITH THE USING OF PSYCHOLINGUISTIC METHODS OF ANALYSIS OF THE TEXT (THE TOPIC OF THE LESSON «THE USING OF COMPLEX SENTENCES IN THE TEXT»)

Abstract. The experience of using psycholinguistic methods of complementing and completing the text is offered in the article. The results of predicting the ending of the text are examined. The effect of the methods on understanding the grammatical and semantic link in a complex sentence is shown.

Keywords: complex sentence, the functions of the clauses, the grammatical and semantic link, psycholinguistic experiment.

В практике современной школы уже невозможно обойтись без психолингвистических методик обучения, которые основаны на активизации самого процесса добывания знания учеником, стимуляции творческого начала личности школьника с учетом максимально комфортных для него условий усвоения материала [Коновалова 2011]. Особую значи-

мость в этом плане приобретает работа над текстовой компетенцией (как в аспекте восприятия, так и в аспекте продуцирования текста). Вниманию читателя предлагается разработанный нами конструкт урока (с применением экспериментальных психолингвистических методик).

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД Время (в мин.)

1. Организационный Приветствует учеников, просит записать в тетрадях дату. Записывают дату в тетрадях. Саморегуляция. 2

2. Объявление темы «Употребление СПП в тексте» и формулировка целей урока Через осмысление компонентов темы побуждает к формулировке цели, к осознанию актуальности темы в связи с определением функции языкового явления в ОГЭ, побуждает вспомнить, что тексты различаются по типам речи и по стилевой принадлежности, просит выдвинуть гипотезы о том, влияет ли тип текста на функции СПП (придаточных предложений) в тексте. Формулируют цели урока: - выяснить, какое значение имеют СПП предложения в тексте, как их правильно употреблять; - установить, чем отличаются функции СПП в разных типах текстов. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, умение выдвигать гипотезы. 2

Конструкт урока

3. Чтение текста притчи на слайде и формулировка задания. ПЛ эксперимент. Задаёт вопрос о том, что такое притча (вопрос домашнего задания), читает притчу не до конца, даёт задание дописать текст. Слушают. Дописывают текст с учётом предыдущего содержания. Извлечение необходимой информации, прогнозирование, создание способа решения творческой задачи, умение находить ценностные смыслы, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выдвижение гипотез. 3

4. Проверка написанного и соотнесение с вариантом, данным в тексте. Слушает варианты завершённых текстов, читает текст притчи до конца. Задаёт вопрос о том, какой иносказательный поучительный смысл есть в притче. Читают свои варианты, соотносят с вариантом текста, делают выводы о том, почему притча именно так завершается. Умение выражать свои мысли, владение монологической формой речи, построение логической цепи рассуждений. 5

5. Этап проверки нахождения СПП в тексте и определения типов придаточных предложений. Слушает ответы учеников, просит на доске и в тетрадях построить схему 11 предложения. Находят СПП, определяют виды придаточных, составляют схему. Моделирование, коррекция. 5

6. Дописывание придаточных предложений в соответствии с методикой дополнения текста (ПЛ эксперимент). Учитель даёт задание дополнить текст придаточными предложениями, опираясь на заданные в тексте конструкции, союзы и союзные слова. Дополняют предложения. Смысловое чтение, анализ и синтез, создание способов решения проблемы творческого характера. 5

7. Проверка получившихся предложений, составление их схем. Учитель побуждает учеников вместе проверить, насколько правильны ответы и схемы. Обращает внимание на грамматические нормы (как соотносятся в форме числа подлежащее, выраженное местоимением, и сказуемое в придаточном СПП). Ученики читают предложения, другие на доске составляют схемы, определяют виды подчинения, выдвигают и пытаются обосновать гипотезы о том, в каком числе будет употребляться глагол. Моделирование, контроль, саморегуляция. 6

8. Лингвистические эксперименты с текстом. Учитель просит прочитать текст в 3 вариантах (1 вариант притчи, 2 вариант с добавленными придаточными, 3 вариант — без придаточных). Задаёт вопрос о том, всегда ли можно опустить придаточное, предлагает заменить придаточные изъяснительные дополнениями. Ученики читают тексты, выполняют трансформации, сопоставляют разные варианты. Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия. 4

9. Определение роли придаточных в тексте. Учитель побуждает учащихся сформулировать роли придаточных в тексте (какие придаточные использованы, какие виды подчинения, почему такое разнообразие, как это помогает тексту). На основе сопоставления текста притчи и своего текста приходят к выводу о том, что виды придаточных и виды подчинения в художественном повествовании самые разнообразные. В СПП с помощью придаточных показывается процесс становления мысли, сложность ситуации, логические связи. Текст, включающий в себя много СПП, отличается подробностями, становится «тяжёлым», но придаточные позволяют детализировать текст, обратить внимание на некоторые важные подробности. Анализ и синтез. 5

10. Рефлексия. Учитель задаёт вопрос: «О чём заставил задуматься сегодняшний урок?» Ученики дают варианты ответов. Осознание уровня и качества усвоения, ценностно-смысловая ориентация. 2

11. Информация о д/з. Учитель задаёт проблемный вопрос: будут ли отличаться функции придаточных предложений в научном тексте? (Проанализировать текст из учебника физики с помощью инструментария, данного на уроке, определить виды подчинения, типы придаточных и их роль в тексте, составить схемы СПП с несколькими придаточными). Ученики записывают д/з, задают вопросы. Умение определять перспективную цель. 1

Комментарий к основным этапам урока

В основе урока — работа с художественным текстом (тип речи — повествование) притчи (см. Приложение 1), в рамках которого выполняются все виды заданий с целью выявления функционирования лингвистического явления в тексте.

На этапе постановки целей урока необходимо выслушать все гипотезы относительно целей урока и проверить их на состоятельность, отобрать то, что будет соответствовать теме урока (через осмысление компонентов темы). Кроме того, учитель сам задаёт вопрос о том, будут ли отличаться функции СПП в разных типах текста. Ученики выдвигают противоположные гипотезы (о зависимости или независимости функций придаточных от типа речи и стиля текста). Верификация (проверка) этих гипотез осуществляется в процессе работы над данной темой.

В результате этапа работы над завершением текста получаются разные варианты финала: одни пишут о смерти ослика, другие — о проснувшейся совести хозяина и его запоздавшем раскаянии, третьи выдвигают версии, совпадающие с замыслом притчи. В процессе этой работы развивается важное умение активно воспринимать текст, прогнозировать финал.

Сопоставление вариантов финала и чтения текста притчи до конца позволяет выйти на аллегорический поучительный смысл, который формулируется учениками так: не надо унывать, падать духом, надо бороться, стараться найти выход из ситуации. Учитель предлагает прослушать трактовку притчи, данную в литературе: «В жизни бывает много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые испытания. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно

благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца». Далее ученики выявляют, какой новый компонент смысла, не отмеченный (не замеченный) ими, присутствует в данной трактовке (упорство, терпение, «подняться выше»). Обсуждение должно подвести учащихся к необходимому выводу о том, что испытания делают человека сильнее.

На этапе нахождения СПП, определения типов придаточных предложений, идёт традиционная работа по составлению схем, но одновременно с этим ученики на основе наблюдений подходят к мысли о том, что небольшой текст достаточно насыщен СПП.

На следующем этапе предлагается ещё «утяжелить» текст придаточными предложениями (см. Приложение № 2). Здесь решаются три задачи:

1) пронаблюдать, что происходит с текстом, когда он «нагружается» придаточными, проверить смысловую цельность составленных предложений;

2) познакомиться с грамматическими (синтаксическими) нормами присоединения и грамматической структуры придаточных; 3) закрепить умение определять виды подчинения. Особенно сложно решается вторая задача. В тексте даны 2 предложения, в которых, для того чтобы построить придаточные, нужно знать грамматические нормы, которыми ученики пока не владеют. В предложении № 2 «...вытащить ослика из колодца, (который...), оказалось невозможно» необходимо поставить вопрос о том, какое слово из главного предложения заменяет союзное слово «который», и подвести к мысли, что оно будет заменять последнее существительное. Ученики дают такие варианты продолжения предложения: «который был глубок», «который уже высох», «который выкопал ещё его дед» и подобные. Учитель формирует ситуацию затруднения, побуждая проверить грамматические и смысловые (логические) связи. С точки зрения грамматики, подходят все варианты, а с точки зрения смыла предложения, вариант «который уже высох» не соотносится с данным предложением (нарушаются причинно-следственные связи). Эта работа позволяет обратить внимание на смысловые отношения между предложениями.

В предложении № 7 «все, (кто.), дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец» запрограммирована ситуация затруднения, которая состоит в определении формы числа глагола-сказуемого в придаточном предложении. Но, как показывают наблюдения, ученики, прослушав разные дописанные придаточные («кто пришли», «кто пришёл», «кто жили рядом», «кто хотел помочь» и другие), не задаются вопросом о форме числа глагола. Поэтому предлагается ещё раз послушать с точки зрения грамматики два «полярных» варианта, чтобы ученики сами могли сформулировать вопрос. Далее через составление схемы данного предложения подходим к формулировке правила о том, что с подлежащим «кто» сказуемое употребляется в форме единственного числа.

На заключительных этапах урока через сопоставление трёх вариантов текста (данного, дополненного и текста без придаточных) ученики должны прийти к выводам о роли СПП в тексте (см. конструкт).

В домашнем задании предполагается подтвердить одну из выдвинутых гипотез о том, будут ли отличаться функции придаточных в других типах текстов (на основе текста-рассуждения с элементами описания научного стиля из учебника физики 9 класса). Таким образом, выполнение д/з решает вторую цель данного урока. Предполагается, что, применяя данные на уроке методики работы с текстом, ученики увидят, что смысловые связи между компонентами СПП гораздо крепче, так как в придаточных предложениях содержится информация, которую нельзя опустить, без которой главное предложение лишается смысла. Также они должны сделать выводы о том, придаточные каких типов используются в тексте и почему (связать с типом речи и стилевой принадлежностью текста).

На этапе рефлексии учащиеся актуализируют смыслы урока, которые оказываются для них более важными.

Приложение

1. Текст притчи (с целью применения методики завершения текста читается до 11 предложения).

1. Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. 2. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками, потому что вытащить ослика из колодца оказалось невозможно.

3. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. 4. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. 5. Засыплю-ка старый колодец и ослика заодно закопаю, чтобы сразу убить двух зайцев».

6. Недолго думая, он пригласил своих соседей. 7. Все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. 8. Осел сразу же понял, что происходит, и начал громко вопить. 9. Но люди не обращали внимания на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

10. Однако очень скоро ослик замолчал. 11. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел интересную картину и понял, что каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. 12. Через некоторое время, ко всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

2. Текст притчи, подготовленный для применения методики дополнения текста (описание методики см. в: [Гридина 2012]).

1. Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. 2. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками, потому что вытащить ослика из колодца, (который.), оказалось невозможно.

3. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. 4. Этот колодец уже

совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. 5. Засыплю-ка старый колодец и ослика заодно закопаю, чтобы сразу убить двух зайцев».

6. Недолго думая, он пригласил своих соседей. 7. Все, (кто...), дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. 8. Осел сразу же понял, что происходит и (что.), и начал громко вопить. 9. Но люди не обращали внимания на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

10. Однако очень скоро ослик замолчал. 11. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел интересную картину и понял, что каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. 12. Через некоторое время, ко всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

3. Текст из учебника физики для домашнего задания

С точки зрения современных представлений первый закон Ньютона формулируется так:

Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела.

Следует помнить, что в первом законе Ньютона речь идет о телах, которые могут быть приняты за материальные точки.

Те системы отсчета, в которых закон инерции выполняется, называются инерциальными, а те, в которых не выполняется, — неинерциальными.

Законы движения и взаимодействия тел, которые вам предстоит изучить в 9 классе, сформулированы для инерциальных систем отсчета, в которых эти законы имеют наиболее простой вид. Поэтому, прежде чем применять тот или иной закон для решения задачи, нужно знать, является ли инерциаль-ной система отсчета, в которой рассматривается движение или взаимодействие тел.

Следует отметить, однако, что невозможно найти такую систему отсчета, которая для любых рассматриваемых в ней явлений была бы строго инер-циальна.

С очень высокой степенью точности инерци-альной можно считать гелиоцентрическую систему. Эта система используется в задачах небесной механики и космонавтики.

В задачах, рассматриваемых в 9 классе, инер-циальными можно считать также системы отсчета, связанные с любым телом, которое покоится или движется равномерно и прямолинейно относительно поверхности земли.

А системы, движущиеся относительно инерци-альных с ускорением, являются неинерциальными.

Существует бесчисленное множество как инер-циальных, так и неинерциальных систем отсчета.

4. Тест в формате ОГЭ, который можно применить на следующих уроках

1. Замените слово «вопить» (предложение 1) стилистически нейтральным синонимом.

2. Считаете ли вы верным утверждение о том, что в слове «закопаю» количество букв и звуков одинаковое?

3. Выпишите из текста слово, в котором приставка «при» имеет значение присоединения.

4. Выпишите номер СП, в котором первое предложение определённо-личное, а второе — безличное.

5. Среди предложений 4-9 найдите ССП.

6. Замените словосочетание «кусок земли» (управление) на синонимичное со связью согласование.

7. Среди предложений 1-8 выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

8. Выпишите грамматические основы из предложения 8.

9. Среди предложений 8-12 выпишите номер предложения с вводными словами.

Как показывает практика, создание конструктов урока с применением психолингвистических методик значительно углубляет рефлексию школьников над изучаемым материалом и способствует стимуляции творческой активности.

ЛИТЕРАТУРА

Гридина Т. А. Методика завершения высказывания: стратегии текстопорождения // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. — 2012. — №. 10. — С. 18-35.

Лингвистика креатива-1 / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. — 2-е издание — Екатеринбург, 2013.

Коновалова Н. И. Психолингвистические основы методики обучения русскому языку // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. — 2011. — №. 9. — С. 194-202.

Данные об авторе

Пятова Елена Александровна — учитель русского языка и литературы МКОУ «Талицкая СОШ № 1», руководитель РМО учителей русского языка и литературы Талицкого городского округа, магистр филологического образования.

Адрес:

E-mail:

About the author:

Pyatova Elena Alexandrovna is the Teacher of Russian and Literature in Talitskaya school № 1, the Head of the District methodical association of teachers of Russian and Literature in Talitsky Disctrict, а Magister of philological education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.