Научная статья на тему 'Сложноподчиненное предложение в аспекте культуры речи'

Сложноподчиненное предложение в аспекте культуры речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3032
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ / СЛОВАРЬ / COMPLEX SENTENCES / SYNTAX NORMS / VOCABULARY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дунев Алексей Иванович

Статья посвящена одному из актуальных вопросов школьного курса русского языка – изучению сложноподчиненных предложений в ортологическом аспекте. Читателям предлагаются материалы урока и самоанализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дунев Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex sentences in orthologic aspect

The article is devoted to one of the actually problems of school’s course of Russian language – studying complex sentences in orthologic aspect. The author proposes materials for lessons and introspection.

Текст научной работы на тему «Сложноподчиненное предложение в аспекте культуры речи»

УДК 808.5 ББК Ч426.78.19

А. И. Дунев

Санкт-Петербург, Россия

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В АСПЕКТЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена одному из актуальных вопросов школьного курса русского языка - изучению сложноподчиненных предложений в ортологическом аспекте. Читателям предлагаются материалы урока и самоанализ.

Ключевые слова: сложноподчиненные предложения, синтаксические нормы, словарь.

A. I. Dunev

St. Petersburg, Russia

COMPLEX SENTENCES IN ORTHOLOGIC ASPECT

Abstract. The article is devoted to one of the actually problems of school’s course of Russian language - studying complex sentences in orthologic aspect. The author proposes materials for lessons and introspection.

Keywords: complex sentences, syntax norms, vocabulary.

Изучение сложноподчиненных предложений в школе приобретает новый аспект - ортологический. Ошибки при построении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными - один из самых распространённых речевых недостатков. Например:

* Учитель обратился к детям и объяснил о том, что в школу необходимо носить сменную обувь. Правильно: Учитель обратился к детям и объяснил, что в школу необходимо носить сменную обувь.

* Нужно настроить аудиторию о том, чтобы люди тебя слушали. Правильно: Нужно настроить аудиторию на то, чтобы люди тебя слушали.

* Это начальник предложил, что работу делал Николай, так как он занят у нас меньше всех. Правильно: Это начальник предложил, чтобы работу делал Николай, так как он занят у нас меньше всех.

Обращение на школьных уроках русского языка к грамматическим словарям и справочникам расширяет лингвистическую компетенцию школьников, а приобщение к сбору языкового материала формирует интерес к языку и мотивацию к его изучению.

Публикация представляет собой материалы к уроку, посвященному сложноподчиненным предложениям с придаточными изъяснительными, а также самоанализ урока и отдельные словарные статьи, противопоставляющие правильные и неправильные синтаксические конструкции.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ Расскажите о том, что... (Особенности употребления сложноподчинённых предложений

изъяснительного типа в современной речи)

Цель: овладение грамматическими нормами современного литературного русского языка с ориентацией на современные нормативные словари русского языка.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Оргмомент

На предыдущих уроках мы говорили о разновидностях литературной нормы и учились пользоваться нормативными словарями разных типов: толковыми, орфографическими, орфоэпическими. Мы знакомились со словарями синонимов, антонимов, паронимов. Приступая к изучению грамматической нормы, мы обращались к словарям грамматических трудностей. Назовите, пожалуйста, запомнившиеся вам словари и справочники этого типа.

Целеполагание

Сегодня на уроке мы

■ повторим

^ особенности употребления изъяснительных сложноподчинённых предложений (далее -СПП);

■ научимся

^ выбирать конструкцию, позволяющую наиболее точно и правильно передать мысль;

^ избегать ошибок в речи;

^ при необходимости исправлять грамматически неверно построенное СПП изъяснительного типа;

■ познакомимся

^ со словарями, в которых мы найдём информацию, как правильно построить и использовать грамматическую конструкцию.

Представление словарей, находящихся на стенде

Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. - М., 2004.

Денисов П. Н., Морковкин В. В. Словарь сочетаемости слов русского языка. -3-е изд. - М., 2002.

Ильенко С. Г., Лёвина И. Н. Лексико-синтаксический словарь русского языка. - СПб., 2007.

Козырев В. А., Черняк В. Д. Правильно ли мы говорим? Краткий словарь-справочник трудностей русского языка. - СПб., 2006.

Красных В. И. Словарь сочетаемости. Глаголы, предикативы и прилагательные в русском языке. -М., 2001.

Розенталь Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. - М., 1997.

Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник / под ред. В. Д. Черняк. - СПб., 2006.

Скляревская Г. Н., Ваулина Е. Ю. Давайте говорить правильно! Трудности грамматического управления в современном русском языке. Краткий словарь справочник. - СПб., 2003.

Работа с интерактивной доской

На доске последовательно появляются предложения:

А ты, мой батюшка, — продолжала она, обращаясь ко мне, — не печалься, что тебя упекли в наше захолустье (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Люди, ищущие поводов для недовольства, никогда не узнают простой истины, что в конечном счёте, жизнь хороша (К. Г. Паустовский. Париж мимолётный).

Пора! Вылетайте,— заговорил Азазелло в трубке, и по тону его было слышно, что ему приятен искренний, радостный порыв Маргариты (М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Ученики в тетради составляют схемы и определяют тип предложений, выясняя, что всё это -сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Что такое сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными? (Изъяснительные СПП - сложные предложения, в которых придаточная (зависимая) часть изъясняет, дополняет, поясняет слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения.)

Проверка домашнего задания

Упражнение

Составьте высказывания со следующими конструкциями:

■ ВЕРИТЬ, ЧТО...; ПОВЕРИТЬ, БУДТО...;

■ ВОЗМУЩАТЬСЯ {ТОМУ}, ЧТО.; ВОЗМУТИТЬСЯ {ТЕМ}, ЧТО.;

■ ВЫЯСНЯТЬ, ЧТО .; ВЫЯСНИТЬ, .ЛИ;

■ ОБИДЕТЬСЯ {ЗА ТО / ТЕМ}, ЧТО...; ОБИЖАТЬСЯ, КОГДА...;

■ ОБЪЯСНЯТЬ {ТО}, ЧТО...; ОБЪЯСНИТЬ, ... ЛИ

Беседа

1. Слова каких частей речи могут быть опорными в СПП изъяснительного типа? (Контактным, или опорным, словом, от которого задаётся вопрос (что?) к придаточной части, может быть глагол, существительное, прилагательное или наречие. Такое слово должно иметь значение чувства, речи, мысли, т.е. того, что нужно изъяснить.)

2. Какие союзы и союзные слова могут связывать главную часть с придаточной и выражать изъяснительные отношения в СПП? (В СПП изъяснительного типа придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов что; чтобы; чтобы не; будто; якобы; как бы; как бы не; как; ли; не... ли; когда. Что, как и когда могут выступать как союзные слова.)

3. Для чего говорящий использует в речи такие предложения? (Особенность изъяснительных СПП заключается в том, что они регулярно отражают отношения «человек-язык», тесно связаны с эмо-

циональной сферой человека, его речевой или мыслительной деятельностью. В главной части называется субъект - им может быть и сам говорящий - и уточняется сфера деятельности, а в придаточной раскрываются ощущения, мнения, слова и т.п. Г ово-рящий использует такие предложения для передачи и пояснения своих и чужих слов, мыслей, чувств.)

Продолжение проверки домашнего задания с использованием интерактивной доски

Ученики на доске исправляют высказывания.

Упражнение

Найдите грамматические ошибки, связанные с употреблением изъяснительных СПП. Исправьте, записывая правильные высказывания.

Кто будет следить о том, что в общественных местах не будут нарушать порядок (из телепередачи).

В докладе ученик не доказал, существует ли врожденная грамотность на самом деле (из отзыва).

Многие философы задумывались о том, что есть ли, на самом деле, правда или ее скрывают под разными словами (из сочинения).

Нужно настроить аудиторию о том, чтобы люди тебя слушали (из выступления).

Мы провозглашаем о том, что учителя и ученики — полноценные участники процесса образования (из выступления).

В этой фразе заключается то, что с помощью языка можно достичь многого (из сочинения).

Поэт в своём стихотворении пытается передать нам о том, что правда может храниться только в душе (из сочинения).

Есть много публикаций, где вы найдёте, что во всём виноват кризис (из газеты).

Мигающая лампочка показывает о том, что доступ закрыт (из телепередачи).

И эти люди пытаются нас учить о том, как надо строить инновационную экономику (из телепередачи).

Какие словари помогут нам исправить подобные ошибки? (Словари грамматических трудностей, словари управления, словари сочетаемости.)

Слово учителя

В «Лексико-синтаксическом словаре русского языка» Сакмары Г еоргиевны Ильенко и Ирины Николаевны Лёвиной представлены нормативные конструкции СПП с придаточными изъяснительными. Это первый и единственный словарь, описывающий этот тип сложных предложений.

Изъяснительные сложноподчинённые конструкции - это двучастные схемы, в которые входят контактное слово и средство связи - союз или союзное слово.

Как показывает практика, ошибки при построении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными - один из самых распространённых речевых недостатков, соперничающий только с неверным употреблением деепричастных оборотов.

Работа со словарной статьёй

Заполните пропуски в словарной статье.

ВИДЕТЬ перех. Сознавать, понимать, чувствовать. II сов. ????????.

ВИДЕТЬ / ????????? , ЧТО...

По прошествии времени я вижу, что сегодня такие пояснения нужны уже и нынешним юным зрителям, для того чтоб и они знали, над чем смеялись советские люди совсем недавно... (Г. Горин. Иронические мемуары).

Неправильно!

ВИДЕТЬ / УВИДЕТЬ ТО, ЧТО...

По первой коммуникации было приятно видеть то, что участники активно использовали самые разные источники информации и делали это довольно грамотно.

ВИДЕТЬ / УВИДЕТЬ О ТОМ, ЧТО. Губернатор Ульяновской области, получивший в феврале этого года высший балл за обязательный для госслужащих тест по русскому языку, в телеинтервью назидательно произнес: «Если мы увидим о том, что у служащего проблемы с русским языком.»

Конструкция видеть /увидеть то, что... возможна только в случае, когда что является не союзом, а ???????? . Не каждому дано увидеть то, что случится через десять лет.

Выполнение заданий в группах и взаимопроверка

Упражнение

Распределите конструкции на две группы: грамматически правильные и неправильные. Отметьте конструкции, допустимые в неофициальной, разговорной речи. С правильными конструкциями составьте высказывания.

1.

внушать / внушить {то}, что. внушать {о том}, что . внушать / внушить, чтобы .

2.

волноваться / взволноваться {о том}, что. волноваться / взволноваться в том, что. волноваться / взволноваться {о том}, ...ли

3.

гласить, что...

гласить {о том}, что .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

голосить { о том}, что...

голосить / проголосить {то /про то}, что.

4.

грезить {о том}, что .

грезить, чтобы.

грезиться / пригрезиться, будто .

грезиться {то} что. грезить {то}, что. грезиться / пригрезиться что.

5.

грозить / пригрозить, что . грозить / пригрозить {то}, что. грозиться / погрозиться, что . грозиться / погрозиться {то/ о том}, что. Продолжение работы в малых группах

Упражнение

Исправьте неправильные конструкции, подбирая правильные варианты.

1. ВДОХНОВЛЯТЬ / ВДОХНОВИТЬ О ТОМ, ЧТО.

2. ВОСХИЩАТЬСЯ / ВОСХИТИТЬСЯ {ТО}, ЧТО .

3. ЗАМЕТИТЬ / ЗАМЕЧАТЬ О ТОМ, ЧТО

4. ЗАПРЕЩАТЬ / ЗАПРЕТИТЬ {О ТОМ}, ЧТОБЫ.

5. ОБРАЩАТЬСЯ / ОБРАТИТЬСЯ {О ТОМ}, ЧТОБЫ.

6. ОБРАЩАТЬСЯ / ОБРАТИТЬСЯ {О ТОМ},

ЧТО

7. ОБСУЖДАТЬ / ОБСУДИТЬ { О ТОМ}, КАК.

8. ОДОБРЯТЬ / ОДОБРИТЬ {О ТОМ}, ЧТО .

9. ОПРОВЕРГАТЬ / ОПРОВЕРГНУТЬ {ТОГО}, ЧТО.

10. ОСВЕДОМЛЯТЬ / ОСВЕДОМИТЬ {ПРО ТО}, ЧТО.

11. ОСУЖДАТЬ / ОСУДИТЬ {В ТОМ}, ЧТО.

12. ОЩУЩАТЬ / ОЩУТИТЬ {О ТОМ}, ЧТО. Лингвистическая задача

Прочитайте анекдот. Найдите СПП с придаточными изъяснительными. Объясните, почему возможна ироничная интерпретация предложения: «Я не думаю, я знаю»? Какие значения глагола «думать» проявляются в этом диалоге?

Один говорит другому:

— Значит, ты думаешь, что мы это сможем сделать?

— Я не думаю, я знаю!

— Ну, что ты не думаешь, я знаю, а вот, что знаешь, не думаю.

Коллективная работа Упражнение

Соотнесите грамматически неправильное высказывание и причину ошибки.

Высказывание Причина ошибки

Как говорил Евгений Примаков, что какие негодяи и безобразники есть в нашей замечательной стране. Лексическое значение глагола препятствует его употреблению в СПП с придаточным изъяснительным

Текст говорит о том, что сколько на земле обычаев. Ненормативное построение конструкции с чужой речью или некорректный перевод прямой речи в косвенную

Вот у меня в руках справка, которая гласит о том, что экологическая ситуация в районе неблагоприятная. Недопустимое употребление указательного местоимения

Знаете, хотелось бы поделиться о том, как процветает наша клиника. Недопустимое стечение союза и союзного слова

Именно прокуратура санкционировала журналистов в том, чтобы организовать определенное общественное мнение. Недопустимое употребление союза после вводного слова

Мне полагается, что высказанная идея очень важна. Недопустимое употребление прямого дополнения

Я понимаю крылатую фразу «Привычка свыше нам дана», что от привычки сложно отучиться (из сочинения). Неверный выбор грамматической формы глагола

Директор командовал, что все мы должны выйти на субботник. Ненормативное предложное и беспредложное управление

Следовательно, что для данной формы этот признак исключен. Неверный выбор союза

Задание выполняется коллективно с обсуждением вариантов. Учитель на интерактивной доске переносит содержание из одной ячейки таблицы в другую в соответствии с предложением учеников.

Выполнение упражнений

Упражнение 1. Среди предложенных конструкций найдите синонимичные, объединяя их в ряды. С одной из получившихся пар составьте высказывания.

1. БЕСПОКОИТЬСЯ / ПОБЕСПОКОИТЬСЯ, ЧТО.

2. ВОЛНОВАТЬСЯ, ЧТО.

3. ДОКАЗЫВАТЬ / ДОКАЗАТЬ, ЧТО .

4. КРИЧАТЬ / КРИКНУТЬ, ЧТО .

5. ОБОСНОВЫВАТЬ / ОБОСНОВАТЬ, ЧТО.

6. ОСВЕДОМЛЯТЬСЯ / ОСВЕДОМИТЬСЯ, ЧТО.

7. ПЕРЕЖИВАТЬ, ЧТО.

8. ПОНИМАТЬ / ПОНЯТЬ, ЧТО.

9. ПРЕНЕБРЕГАТЬ / ПРЕНЕБРЕЧЬ ТЕМ, ЧТО.

10. РАЗДРАЖАТЬСЯ / РАЗДРАЖИТЬСЯ, ЧТО.

11. РАССТРАИВАТЬСЯ / РАССТРОИТЬСЯ, ЧТО.

12. СОЗНАВАТЬ / ОСОЗНАТЬ, ЧТО.

13. СТЫДИТЬСЯ, ЧТО .;

14. УДИВЛЯТЬСЯ / УДИВИТЬСЯ, ЧТО.

15. УЗНАВАТЬ, ЧТО.

Упражнение 2. Объедините в пары антонимич-ные конструкции. Определите, какие конструкции не составили пары.

1. ВЫЯВЛЯТЬ / ВЫЯВИТЬ, ЧТО .

2. ГОРДИТЬСЯ {ТЕМ}, ЧТО;

3. ЖАЛОВАТЬСЯ / ПОЖАЛОВАТЬСЯ {НА ТО}, ЧТО.

4. ЗАБЫВАТЬ / ЗАБЫТЬ {О ТОМ}, ЧТО .

5. ЗАИНТЕРЕСОВЫВАТЬ / ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ТЕМ, ЧТО.

6. ЗАПОМИНАТЬ / ЗАПОМНИТЬ { О ТОМ}, ЧТО.

7. ЗАПРЕЩАТЬ / ЗАПРЕТИТЬ, ЧТОБЫ.

8. ОБВИНЯТЬ / ОБВИНИТЬ {В ТОМ}, ЧТО.

9. ОПРАВДЫВАТЬ / ОПРАВДАТЬ { В ТОМ}, ЧТО.

10. РАЗРЕШАТЬ / РАЗРЕШИТЬ, ЧТОБЫ.

11. СТЫДИТЬСЯ {ТОГО}, ЧТО .

12. ХВАСТАТЬСЯ {О ТОМ}, ЧТО .

Старшеклассники группируют конструкции, записывая в тетрадь только номера. Затем несколько учеников комментируют выполнение задания, устно составляют высказывания

Домашнее задание

Упражнение

Найдите грамматические ошибки в изъяснительных СПП, исправьте и дайте лингвистический комментарий.

Я все-таки согласилась с Белинским то, что он «добрый малый» (из сочинения).

Хлебников утверждал о том, что числа суть магические явления (из реферата).

Мы предоставляем вашему вниманию о том, что заседание пройдет не 5 декабря, а 30 ноября (из газеты).

Позы говорят о том, то что люди комфортно или не комфортно себя чувствуют в разных ситуациях (из выступления).

Я думаю то, что произошедшее - это ошибка (из выступления).

Я считаю то, что назрело уже решение изменить положение (из телепередачи).

Эта история с потерей документов довела меня, что я перестал спать (из газеты).

В качестве индивидуальной работы ученики составляют словарные статьи для «Краткого грамматического словаря-справочника. Изъяснительные сложноподчиненные предложения».

В качестве темы для внеклассной работы предлагается обсуждение проблемы «Как изменяются грамматические нормы русского языка?» (по

наблюдениям над материалами СМИ).

Подведение итогов

Словари - наши друзья и помощники. Умение читать и понимать словарь отличает грамотного человека от безграмотного. Синтаксис только начинает осваиваться современной словарной наукой. Надеюсь, что знакомство со словарями способствует развитию вашего языкового чутья и интереса к родному языку и русской культуре.

САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ Расскажите о том, что.

(Особенности употребления сложноподчинённых предложений изъяснительного типа в современной речи)

Характеристика класса. Урок проводился и в классе высокого уровня (физико-математического

профиля), и в классе с невысокими результатами (универсальный профиль). Разные задания ориентированы на разный уровень владения языком. Знание индивидуальных особенностей позволяет распределить на уроке роли так, чтобы максимально задействовать всех обучающихся.

Тема урока. Степень сложности для класса. Сложность темы уравновешивается её актуальностью для формирования лингвистической и коммуникативной компетенций старшеклассников. Прак-тико-ориентированное изучение грамматических явлений позволяет не только сформировать мотивацию к изучению предмета, но и сформировать такие ценные для продолжения обучения умения, как самостоятельный отбор языковых явлений и фактов языка; оценка употребления языковых единиц с точки зрения правильности (нормативности); работа с лексикографическими источниками, интерпретация неоднозначных языковых явлений. Для учащихся актуально приобретение сознательного отношения к языковым явлениям и текстам.

Цель, тип и структура урока. Цель - овладение грамматическими нормами современного литературного русского языка с ориентацией на современные нормативные словари русского языка - включает в себя «методическое триединство». Образовательный аспект связан с повторением, закреплением и выведением на качественно новый уровень (практико-ориентированный) изучения сложноподчинённого предложения. Воспитательный аспект выражается в сознательном отношении к языку, уважительном отношении к анализируемым текстам. На уроке происходит развитие мышления, памяти, воображения, формируются умения, связанные с пониманием и интерпретацией высказываний с опорой на лингвистическую теорию.

Главный этап урока. Центральным этапом урока является работа над словарной статьей. Именно при выполнении этого задания перед учениками раскрывается связь лексического, морфологического и синтаксического уровней, их взаимообусловленность и координация. Это подтверждается с помощью последующих заданий. Например, старшеклассники делают вывод, что употребление слова в несвойственном для него значении приводит к грамматической ошибке при построении СПП. А неправильная связь опорного слова с союзом ведёт к затруднению в непонимании высказывания. На этом этапе обучающиеся, соотнося лексическое значение с грамматическими характеристиками глагола (вид, переходность), приходят к выводу о необходимости учитывать все элементы конструкции для правильности построения конструкции СПП с придаточными изъяснительными.

Как другие этапы работают на достижение цели. Работа со словарной статьёй связывает все остальные этапы работы. Весь урок построен как процесс создания словаря сложноподчинённых предложений: от знакомства с грамматическими словарями русского языка до работы с отрицатель-

ным языковым материалом и выявления причин грамматических ошибок.

Показатели реального результата. На последующих уроках проверяются умения использовать лингвистическую терминологию; проверять информацию о правильности грамматических форм и конструкций по словарям и справочникам; интерпретировать высказывания и тексты.

Формы и методы, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся, сопоставление с полученным результатом - качеством обучения. Урок построен на основе деятельностного подхода и лич-ностно ориентированного обучения. Сочетание индивидуальной и групповой работы на уроке позволяет вовлечь всех учеников класса в процесс обсуждения и создания словарной статьи. На уроке предлагаются материалы СМИ, в которых уже выделены грамматические ошибки, связанные с построением конструкции СПП с придаточным изъяснительным. Урок является стимулом для продолжения научноисследовательской работы во внеклассной деятельности.

Как использовать время на уроке. Для проведения всех этапов урока требуется высокий темп, подогреваемый интересом учеников к поставленным проблемам. Выполнение заданий, выявляющих грамматическую синонимию и антонимию, может быть дано на дом или предложено для индивидуальной работы. Реализация парадигматических связей грамматических конструкций актуальна для систематизации представлений о грамматике (синтаксисе) как «строительном» языковом уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности. Использование деятельностного подхода по отношению к явлениям и фактам языка имеет неограниченные воспитательные возможности.

Результатом работы учащихся на уроке становится внимание к языку. После урока школьники ещё долго приносили вырезки из газет и журналов, обсуждали правильность грамматических форм и конструкций в урочном и внеклассном режиме.

Формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) с помощью словарей и справочников неизбежно ведёт к росту культуроведческой компетенции языковой личности.

Результатом совместной работы учителя и старшеклассников стал небольшой грамматический словарик «Правильно строим сложноподчиненные предложения», который построен на противопоставлении правильно и ошибочно построенных сложноподчиненных изъяснительных конструкций. В последнее десятилетие наблюдаются значительные грамматические изменения при употреблении подобных высказываний. В предлагаемых словарных материалах зафиксированы действующие синтаксические нормы и указаны типичные ошибки при употреблении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными.

Апеллировать к тому, что...

Нужно ли апеллировать к тому, что эти проблемы связаны с недостаточным финансированием.

Ассоциироваться с тем, что...

По замыслу автора картина должна ассоциироваться не с тем, что художник не мог видеть своего персонажа, а только с исторической личностью.

Беспокоиться / побеспокоиться {о том}, чтобы...

Побеспокойтесь о том, чтобы заранее заказать билеты в этот театр.

Вдохновляять / вдохновить на то, чтобы.

Поведение политических противников должно вдохновлять нас на то, чтобы такая концепция была создана.

Верить / поверить {в то}, что.

Невозможно не верить в то, что лучшие мечты осуществятся.

Видеть / увидеть {в то}, что.

Мы видим, что в Китае и Японии уже в VIII веке врачи активно использовали водоросли.

Солдаты верили в то, что только они могут спасти Родину.

Внушать / внушить {то}, что.

Учитель внушал то, что всегда и везде нужно вести себя достойно.

внушать / внушить, чтобы...

С детства мне внушали, чтобы я был лучшим.

Возмущаться / возмутиться (тем), что.

Администраторы возмущаются, что теперь приходится приходить на полчаса раньше.

Кондуктор возмущался тем, что пассажиры невежливы.

Волноваться / взволноваться (о том), что.

Желающие купить этот автомобиль могут не волноваться, что у кого-то появится точно такой же.

Мы часто читаем книги, не особенно волнуясь о том, что то или иное слово нам кажется непонятным.

Восхищаться / восхититься {тем}, что.

Все восхищались, что Сергей говорит по-фински.

Всем восхищались тем, что подросток спас тонувшего.

Выявлять / выявить, что.

В настоящее время выявлено, что в зависимости от возраста кальция с пищей поступает 50-70% от нормы.

Апеллировать, что.

Профессор апеллировал, что тезис требует дополнительного обоснования.

Ассоциироваться {то / о том}, что.

Фильм ассоциируется о том, что, как и в «Терминаторе», робота отправляют в прошлое убить человека.

Беспокоиться / побеспокоиться за то, что.

Вам незачем беспокоиться за то, что кто-то будет недоволен.

Вдохновлять / вдохновить о том, что.

Тот памятный вечер вдохновил меня о том, что теперь перед вами это небольшое стихотворение.

Верить / поверить то, что.

Необходимо верить то, что когда-нибудь справедливость восторжествует.

Видеть / увидеть о том, что.

Если мы увидим о том, что у служащего проблемы с русским языком, мы ему поможем.

Внушать / внушить о том, что.

Одноклассники мне внушали о том, что учеба никуда не денется, а удовольствия нужно получать сейчас.

Внушать / внушить в том, что.

Нам пытались внушить в том, что нужно быть патриотами.

Возмущаться / возмутиться о том, что.

Люди возмущаются о том, что лекарства дорожают.

Возмущаться / возмутиться то, что.

Хватит возмущаться то, что не убирают в парадных, надо самим решать возникшие проблемы.

Волноваться / взволноваться в том, что.

Прибегнув к нашей помощи, вы можете не волноваться в том, что каждая сделанная работа является уникальной.

Восхищаться / восхититься то, что.

Не стоит восхищаться то, что на западе есть такой опыт, а мы только начинаем.

Выявлять / выявить о том, что.

В ходе проверки было выявлено о том, что в образовательных учреждениях района не на должном уровне решается проблема бесплатного детского питания.

Беспокоиться / побеспокоиться {о том}, что.

Не стоит беспокоиться, что о вас подумают плохо.

Выяснять / выяснить, что.

Ученые выяснили, что текст написан несколькими людьми.

Говорить / сказать (о том), что.

Говорили, что лекции проходят по пятницам.

Нам сказали о том, что новые программы должны быть сданы в марте.

Гордиться (тем), что.

Ольга гордилась, что живет на собственный счет.

Я горжусь тем, что стал маленькой частью этого необыкновенного наследия.

Декларировать, что.

Конституция РФ декларирует, что русский язык является официальным и государственным языком.

Доказывать / доказать, что...

Учёный блестяще доказал, что может существовать иная точка зрения.

Думать / подумать (о том), что.

Декарт думал, что сомнение - основной атрибут философии.

Жалеть / пожалеть, что...

Начинаю уже жалеть, что завел обыкновение писать вам часто.

Жаловаться / пожаловаться {на то}, что.

Твой одноклассник жалуется на то, что ты невежлив в общении со сверстниками.

Запоминать / запомнить (то), что.

И еще запомните, что приходить на практику нужно в специальной одежде.

Запрещать / запретить, чтобы.

Поправки к закону запрещают, чтобы реклама звучала громче, чем основная передача.

Информировать / проинформировать (о том), что.

Необходимо информировать участников проекта, что материалы представляются в электронном и печатном виде.

Командовать / скомандовать, чтобы.

В это время классный руководитель уже командовал, чтобы никто не расходился.

Констатировать, что.

С удивлением мы констатируем, что адекватного слова в языке для этого процесса нет.

Выяснять / выяснить о том, что.

Он пытался выяснить о том, что кто-то должен выполнить эту работу.

Говорить / сказать то, что.

Преподаватель говорил то, что зачет состоится в конце месяца.

Гордиться о том, что.

Я горжусь о том, что мы приняли участие в этом проекте.

Декларировать о том, что.

Не нужно даже декларировать о том, что многие должностные лица используют своё положение.

Доказывать / доказать о том, что.

Хочу доказать о том, что эти расчеты верны.

Думать / подумать то, что.

А вы не думаете то, что сроки мероприятия можно перенести?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жалеть / пожалеть то, что.

Нам часто приходится жалеть то, что прошлое уже не вернется.

Жалееть / пожалеть про то, что.

Ну, ты же жалеешь про то, что мы не смогли договориться?

Жаловаться / пожаловаться о том, что.

Дети не могли жаловаться о том, что бабушка и мама их обижают.

Запоминать / запомнить о том, что.

А я запомнил о том, что это задание нужно выполнить письменно.

Запрещать / запретить о том, чтобы.

Вы не можете запретить о том, чтобы родственники проходили к больному.

Информировать / проинформировать то, что.

Мы проинформировали всех участников процесса то, что заседание отложено.

Командовать/ скомандовать, что.

Не надо командовать, что многое нужно сделать, надо брать и делать.

Констатировать о том, что.

Суд констатировал о том, что размеры тарифных ставок не могут быть ниже существующего в данный период МРОТ.

Молить {о том}, чтобы...

Один из пятиклассников молил, чтобы его простили.

Мыслить {о том}, что.

Текст побуждает мыслить о том, что искусство объединяет людей.

Обещать / пообещать, что...

Сестра обещала, что приедет в гости на следующей неделе.

Обосновывать / обосновать (то), что.

Попытаемся обосновать, что писатель в качестве прототипа главного героя вывел своего отца.

Обращаться / обратиться (с тем), чтобы...

Группа студентов обратилась к декану, чтобы изменить расписание занятий.

Бригадир обратился к начальнику с тем, чтобы пересмотреть график выполнения работ.

Обсуждать / обсудить (то), что...

Недавно вся страна с интересом обсуждала, что произошло на этом концерте.

Объяснять / объяснить (то), что...

Я уже объяснил ей, что опаздывать нехорошо.

Озвучивать / озвучить, что.

Было озвучено, что бюджет фильма достиг 140 миллионов долларов.

Опровергать / опровергнуть (то), что...

Можете ли Вы опровергнуть, что введение плоской шкалы налогов привело к росту налоговых поступлений?

Отвечать / ответить, что...

Председатель ответил, что опасность была необходима для душевного спокойствия.

Отмечать / отметить (то), что...

Любопытно отметить, что, по данным китайских историков, нефриты различных месторождений издавали звуки различного тона.

Подразумевать (то), что.

Под словом «перезагрузка» подразумевается то, что отношения между странами переходят на новый виток развития.

Подтверждать / подтвердить, что.

Клиент подтверждает, что на момент подписания договора ознакомлен с действующим тарифом банка.

Молить в том, чтобы.

Ты еще молить будешь в том, чтобы я пришёл к тебе.

Мыслить то, что.

Мой друг все время мыслит то, что хорошо бы куда-нибудь поехать, отдохнуть.

Обещать / пообещать то, что.

Нечего было обещать то, что придёшь.

Обосновывать / обосновать на том, что.

Мнение обосновано на том, что полученные результаты носят частный характер.

Обращаться / обратиться о том, чтобы.

Я хотела обратиться в суд о том, чтобы лишить ее родительских прав.

Обращаться / обратиться о том, что.

Мы уже обращались к представителям ЖЭУ о том, что вода в трубах чуть тёплая.

Обсуждать / обсудить о том, что.

На педсовете обсуждали о том, что олимпиаду необходимо провести в октябре.

Объяснять / объяснить о том, что.

Я уже объяснил вам о том, что не пришел на работу по болезни.

Озвучивать / озвучить о том, что.

Директор озвучил о том, что нескольких работников придётся сократить.

Опровергать / опровергнуть о том, что.

На этих собраниях не раз опровергали о том, что в стране нет условий для создания современного научного центра.

Отвечать / ответить то, что.

У нас каждый новый губернатор отвечает то, что до него ничего не было сделано.

Отвечать / ответить о том, что.

На вопрос об обоснованности решения сотрудники отвечали о том, что такого распоряжение руководства не было.

Отмечать / отметить о том, что.

Выступающий отметил о том, что свертывается ещё одна программа.

Подразумевать о том, что.

Вы абсолютно не подразумеваете о том, что я вкладываю в это понятие другой смысл.

Подтверждать / подтвердить о том, что.

Начальник подтвердил о том, что такого приказа не было.

Пояснить / пояснять (то), что...

Директор пояснил, что учитель не виноват в случившемся.

Предлагать / предложить, чтобы...

Секретарь предложил, чтобы протокол был переписан.

Предполагать / предположить (то), что...

Всё легко бы объяснилось, если предположить то, что в расчётах допущена ошибка.

Предпочитать / предпочесть, чтобы...

Есть люди, которые предпочитают, чтобы кто-то все решал за них.

Предрекать, что.

Специалисты предрекают, что открытие чревато серьезными проблемами.

Приказывать / приказать, чтобы...

Губернатор приказал, чтобы вы пришли к нему завтра.

Рекламировать, что...

После этой встречи стали рекламировать, что товар появится на прилавках уже скоро.

Согласовывать / согласовать, что.

Необходимо согласовать с ректором, что на эту должность будет назначен человек без учёного звания.

Стыдиться / постыдиться (того), что...

Американцы не стыдятся, что Америку создали эмигранты.

Требовать / потребовать (того), чтобы.

Я требую, чтобы недостатки в работе были устранены.

Удивлять / удивить, что.

Меня удивило, что никто не увидел очевидную ошибку.

Удивляться / удивиться (тому), что.

Никто не удивлялся, что все собирались в одно и то же время.

Я удивился тому, что она так легко и свободно владеет сложными понятиями.

Пояснить / пояснять о том, что.

Свидетель пояснил о том, что подсудимый распространением ложных измышлений стал заниматься уже давно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагать / предложить, что.

Это начальник предложил, что работу делал Николай, так как он занят у нас меньше всех.

Предполагать / предположить о том, что.

Строители предполагают о том, что дороги будут построены в срок.

Предпочитать / предпочесть, что.

Некоторые предпочитают, что праздники отмечаются только в кругу семьи.

Предпочитать / предпочесть о том, чтобы.

Я всегда предпочитаю о том, чтобы кто-нибудь дал мне нужный совет.

Предрекать о том, что.

Министр предрекал о том, что кризис будет продолжаться.

Приказывать / приказать, что.

Я не понимаю, зачем он приказал, что именно я должен ехать в эту командировку.

Рекламировать о том, что.

Везде рекламируют о том, что социальный пакет сможет изменить ситуацию.

Согласовывать / согласовать о том, что.

Мы долго согласовывали о том, что занятия будут проводиться для двух подгрупп.

Стыдиться о том, что...

Ему нечего стыдиться о том, что он сделал.

Стыдиться (в том), что...

Нечего стыдиться в том, что ты ещё не научился писать сочинения.

Требовать / потребовать о том, что.

Люди вправе требовать о том, что их дома должны быть отремонтированы.

Требовать / потребовать о том, чтобы.

Мы требуем о том, чтобы наш руководитель изменил свою политику.

Удивлять / удивить о том, что...

Многих родителей удивило о том, что дети будут заниматься физкультурой в парке.

Удивляяться / удивиться о том, что...

Не удивляйтесь о том, что в зале много инвалидов.

Удивляяться / удивиться то, что...

Не надо удивляться то, что именно мы стоим на страже закона.

Упоминать / упомянуть (о том), что...

Оратор упомянул, что сложившаяся ситуация опасна для жизни граждан.

Нельзя не упомянуть о том, что в этом городе около 500 музеев.

Упрекать / упрекнуть (в том), что...

Его не раз упрекали, что он не согласился подписать документ.

Меня упрекали в том, что никто не знает моего настоящего имени.

Устанавливать / установить (то), что.

Комиссия установила, что в финансовой деятельности были допущены нарушения.

Утверждать, что.

Многие утверждают, что всё это ложь.

Хотеть, чтобы...

Все хотели, чтоб этот день поскорее закончился.

Упоминать / упомянуть про то, что...

Вы упомянули про то, что сегодня необычный день.

Упрекать / упрекнуть тем, что...

Сколько можно упрекать тем, что один раз ошибся.

Упрекать / упрекнуть о том, что...

Стоит ли упрекать о том, что не все в коллективе готовы поддержать руководителя в его начинаниях.

Устанавливать / установить о том, что...

В ходе проверки было установлено о том, что правила при строительстве сооружения были нарушены.

Утверждать о том, что...

С уверенностью можно утверждать о том, что наш стадион лучший в городе.

Хотеть о том, что...

Человек не может не хотеть о том, что его мечта никогда не сбылась.

Данные об авторе

Дунев Алексей Иванович - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Адрес: 188661, Ленинградская область, Всеволожский район, Новое Девяткино, д. 37, кв. 122.

E-mail: al_dunev@mail.ru

About the author:

Dunev Aleksey Ivanovich is a Candidate of Philology Sciences, Docent of the Herzen University (St. Petersburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.