т.д. Реализация данного условия связано и с усвоением специфики дошкольного образования.
Третье педагогическое условие предполагает применение интерактивных методов обучения, использование социокультурного аспекта. Использование компьютерных программ позволяет формировать речевые навыки, ускорить процесс запоминания. Использование ИКТ-технологий обеспечивает положительную мотивацию обучения, позволяет делать процесс обучения творческим, ориентированным на развитие познавательной активности. В целях повышения мотивации к изучению иностранного языка особое внимание уделяется поддержанию интереса к культуре народа изучаемого языка,
Библиографический список
проведению Дня всех влюбленных, Дня Всех Святых, соблюдению традиций и обычаев Рождества. Особое внимание уделяется использованию игровых коммуникативных упражнений, обеспечивающих снятие напряжения, зажато-сти обучающихся.
Таким образом, интеграция содержания и практико-ориентированной деятельности, целенаправленная совместная деятельность преподавателей иностранного языка и преподавателей предметного блока, интерактивные методы обучения, применение разных тактик сопровождения обеспечивают постепенное развитие профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка.
1. Смолькина Л.И. Личностно-деятельностный подход как условие гуманизации подготовки специалистов средней профессиональной школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.
2. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике. Известия Тульского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013; № 3: 202 - 208.
3. Бочарова Е.П. Акмеологический подход к образованию. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008; № 4: 5 - 10.
4. Акиншина И.Б., Мирошниченко Л.Н. Формирование индивидуального образовательного маршрута магистрантов в процессе изучения делового иностранного языка. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016; Т. 30, № 14 (235).
References
1. Smol'kina L.I. Lichnostno-deyatel'nostnyj podhod kak uslovie gumanizacii podgotovki specialistov srednej professional'noj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
2. Maslov S.I., Maslova T.A. Aksiologicheskij podhod v pedagogike. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2013; № 3: 202 - 208.
3. Bocharova E.P. Akmeologicheskij podhod k obrazovaniyu. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2008; № 4: 5 - 10.
4. Akinshina I.B., Miroshnichenko L.N. Formirovanie individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta magistrantov v processe izucheniya delovogo inostrannogo yazyka. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016; T. 30, № 14 (235).
Статья поступила в редакцию 10.03.20
УДК 378
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch OF the Bashkir state University, Sterlitamak, E-mail: [email protected] Ishkildina Z.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Sterlitamak branch OF the Bashkir state University, Sterlitamak, E-mail: [email protected] Kostsova S.A., senior teacher, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected] Sayfullina G.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Usmanova S.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article is dedicated to the view on the crucial role of moral education in the development of a child's personality. This problem has become of great importance in the modern system of education. The authors consider the point of view that in the moral education of children, the leading place is occupied by a secondary school, where the formation of moral concepts and beliefs take place and stable habits and skills of moral behavior of students are developed. The problem of moral education in modern society has acquired special significance. This is due, first of all, to profound changes that gradually led to the awareness of the scientific and pedagogical community of the need to radically revise not so much the content of education as the existing means and methods of moral education of the younger generation in the entire educational space. Key words: education, morality, moral education, children of primary school age.
Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
З.К. Ишкильдина, канд. филол. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
С.А. Косцоеа, ст. преп., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
Г.Ф. Сайфуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
С.Г. Усманоеа, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена положению о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Данная проблема приобрела огромное значение и в современной системе воспитания. Авторами рассматривается точка зрения о том, что в нравственном воспитании детей ведущее место занимает общеобразовательная школа, где происходит формирование нравственных понятий и убеждений и вырабатываются устойчивые привычки и навыки нравственного поведения учеников. Проблема нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с глубокими изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве.
Ключевые слова: воспитание, нравственность, нравственное воспитание, дети младшего школьного возраста.
Известные ученые Я.А. Коменский, И. Гербарт, К.Д. Ушинский и другие придавали большое значение именно вопросу нравственного воспитания в формировании и дальнейшем развитии личности подрастающего человека.
По мнению М.Г Яновской, нравственное воспитание является двусторонним процессом, основанным на взаимодействии воспитателя и воспитуемого, а во взаимодействии школьник является не только объектом, но и субъектом воспитания [1].
Исследователь И.П. Подласый понимает нравственное воспитание как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей в целях формирования у них нравственных качеств личности, которые соответствовали бы требованиям общественной морали [2].
Известный ученый И.Ф. Харламов отмечает, что нравственное воспитание осуществляется путем формирования у воспитанников нравственных отношений в процессе учебной и внеклассной работы, в ходе которой вырабатываются соответствующие личностно-этические качества [3].
И.Ф. Харламов считает, что нравственное воспитание должно быть направлено на всестороннее формирование и развитие личности каждого школьника. В процессе воспитания осуществляется не только становление нравственного отношения школьника к самому себе, но и к своей Родине, к окружающим людям, труду, к своим обязанностям.
На основе нравственного воспитания у каждого ребенка вырабатываются такие понятия, как долг, честь, совесть, достоинство, то есть социальные требования общества превращаются во внутренние стимулы личности каждого воспитанника. Внутренние качества личности выполняют, по И.Ф. Харламову, роль "компаса" нравственного поведения, помогают детям ориентироваться в жизненных ситуациях, регулировать свое поведение [3].
В общеобразовательной школе несколько звеньев обучения - начальное, среднее и старшее. На каждом из них решаются свои задачи воспитания. Ю.К. Бабанский считает, что в начальном звене важной задачей является нравственное воспитание. Именно в этом возрасте дети на основе знания простейших норм нравственности учатся применять их в различных жизненных ситуациях [4].
Идеал воспитания - создать здорового человека с твердой волей, сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого. Для этого необходимо формировать здоровые способности, задерживать болезненные и вредные наследственные склонности, пробуждать живой интерес к окружающему, стремление к личному самоусовершенствованию и рождать в душе воспитываемого неутомимую жажду деятельности на пользу ближнего. Самое неотразимое влияние воспитание оказывает на развитие и направление привычек, обусловливающих весь склад характера человека, его деятельность, здоровье, нравственность и душевное настроение. Привычка к труду имеет огромное влияние на все стороны физического, умственного и нравственного развития младшего школьника. Приученный к труду ребенок будет несравненно успешнее заниматься в школе, которая, в свою очередь, представит ему новый материал для развития усидчивости и трудолюбия.
Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании все немного сложнее. Вдумчивые педагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они не казались, а от индивидуальности каждого младшего школьника, воспитанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приемы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной. В структуру воспитательных дел нравственной направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль - форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит младших школьников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки - свои и других школьников. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, и определяют поведение и поступки младшего школьника. Нравственно убежденный школьник глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнения.
Нравственное воспитание начинается с пробуждения в школьнике добрых чувств. Забота о людях, уважение к ним, внимание к их нуждам и самочувствию зреют в нежном сердце ребенка с младенческого возраста как ответ на родительскую любовь и заботу. Любовь к школьнику - естественное чувство родителей и учителей. Школьник, лишенный ласки, внимания, душевной теплоты со стороны родителей или учителей, не получает стимулов для пробуждения и развития благородных человеческих чувств. Он приучается смотреть на людей лишь с точки зрения своей выгоды, замыкается, вырастает черствым человеком. Первым нельзя потакать. Вторые должны быть удовлетворены. Любовь должна быть дополнена требованием дисциплины, уважения к другим школьникам.
Но часто воспитание, как в семье, так и в школе сводится к надзору за школьником. Надзор, конечно, необходим. Но это лишь предпосылка к воспитанию. В задачу учителя входит, прежде всего, организация деятельности школьника, в процессе которой вырабатываются необходимые качества. Дети любят читать. Далеко не все дети читают классическую художественную литературу. А где еще так глубоко раскрываются и пропагандируются самые высокие гуманные чувства, красота подлинно человеческих отношений. Но в жизни, как и в книгах, школьник видит не только хорошие, но и дурные примеры. Бывает, что хорошим он не подражает, а следует дурным. Дома никто не ругается, а он сквернословит. Мораль требует не только воздержания от безнравственных поступков, но и борьбы с ними. Недостаточно предохранять ребенка от дурных влияний, нужно научить его активно противостоять им. Поэтому разъяснение школьнику мотивов нравственных поступков, раскрытие общественного содержания мо-
ральных норм является очень важным и необходимым условием воспитания критического отношения к своим поступкам и поведению других школьников. Нельзя, однако, отрывать беседы на моральные темы от личного опыта школьника, превращать их в нотации.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одного этого знания недостаточно. Критерием здесь могут быть только реальные поступки младшего школьника, их побудительные мотивы; желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого школьника, только упражнениями в совершении нравственных поступков.
Школьник, который привык удовлетворять все свои потребности и нужды за счет других, но не привык сам заботиться ни о ком и ни о чем, не вырастет нравственным человеком, даже если он выучит наизусть все нормы морали. В школе младший школьник - член детского коллектива. Внимание родителей и учителей следует направить на то, чтобы помочь ему активно включиться в жизнь этого коллектива. Соблюдение правил, выполнение школьником общественных поручений - непременное условие его морального развития. За хорошие поступки школьника поощряют, за плохие - наказывают. Поощрение и наказание как средства воспитания практикуются издавна. Поощрение является стимулом, необходимым для выработки привычек нравственного поведения, всякое наказание -неприятность. На практике применяется множество различных форм наказания: замечание, выговор и т.д. Наказание порождает чувство озлобления и недоверия детского коллектива к учителям, если оно воспринимается как несправедливое. Телесные наказания озлобляют школьника и лишают главного - возможности влиять на мысли, чувства и побуждения школьников. Чем быстрее будет преодолен в сознании родителей и учителей этот вредный пережиток прошлого, тем успешнее будут решаться задачи воспитания нравственности у школьников.
Задача психологии и педагогики воспитания заключается в том, чтобы определить содержание критериев нравственной воспитанности и вооружить учителя такими методами, которые давали бы максимально точную и надежную информацию о ходе формирования личности школьника.
Современная психология рассматривает психическое развитие ребенка не только как сложный процесс его приобщения ко всему опыту, накопленному и обобщенному человечеством, но и как процесс переработки школьником этого опыта, усвоения его и выработки на этой основе собственного активного и творческого отношения к действительности, в том числе и к самому себе, к своей личности и ее развитию. Нравственное формирование школьника не составляет исключения. Оно осуществляется не как простое усвоение школьником общественных норм и нравственных критериев, принятых в данном обществе. Усвоенные нравственные образцы и нормы переплавляются в опыте ребенка, перерабатываются им. В результате что-то отвергается, что-то принимается и органически входит в его личность, в систему его потребностей, становится его внутренней средой, определяющей собственные требования школьника к себе.
Поэтому нравственное воспитание не исчерпывается усвоением нравственных знаний и умений.
Исходя из вышесказанного, определяются следующие задачи нравственного воспитания учащихся начальных классов:
- воспитание нравственных привычек у школьников;
- формирование культуры поведения детей в семье, в общественных местах;
- воспитание уважительного отношения к людям;
- формирование культуры общения с взрослыми людьми, со сверстниками;
- обучение детей вежливости и сдержанности, скромности и деликатности, чуткости и внимательности;
- воспитание культуры речи, вежливости в разговоре, в обращении к людям, четкой дикции и правильной жестикуляции;
- воспитание бережного обращения с окружающей средой с соблюдением соответствующих правил, умения видеть, беречь и творить прекрасное;
- обучение навыкам правильной организации досуга в школе и в своей семье;
- формирование чувства долга и разумных потребностей у школьников.
В вышеперечисленных задачах раскрывается технология воспитания у
школьников целостной структуры нравственных ценностей. Выполнение этих задач требует организации взаимодействия всех сторон процесса нравственного воспитания: нравственного просвещения, нравственных убеждений и привычек, то есть актуализируются все стороны нравственного воспитания.
Если мы построим логическую структуру нравственного воспитания, то получим следующий порядок:
1) овладение школьниками знаниями нравственных правил и норм поведения;
2) формирование нравственных убеждений;
3) на основе первого и второго этапов - воспитание нравственного поведения у детей.
По мнению С.Л. Рубинштейна, воспитание и развитие нравственных качеств занимает важное место в формировании личности младших школьников. Они составляют основу нравственного поведения. Именно в младшем школьном возрасте дети хорошо усваивают нравственные понятия и учатся оцени-
вать их в поступках и действиях окружающих людей и в собственных поступках [5].
Нравственное воспитание и развитие личности младших школьников определяется некоторыми факторами. И.С. Марьенко выделяет следующие факторы: 1) биологические (природные), 2) социальные, 3) педагогические [6].
Из перечисленных факторов наиболее управляемым является педагогический фактор, поэтому он и играет решающую роль в развитии нравственных качеств и выработке нравственных отношений у детей.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе различных видов деятельности обучающихся. Именно в деятельности возникают отношения, меняются мотивы и цели, усваиваются нравственные нормы и ценности.
Библиографический список
Исходя из этого, одну из важных задач педагога можно определить как задачу правильной организации деятельности детей. «Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития» [7].
Таким образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся положительных нравственных качеств и отношений в процессе разнообразной учебной и внеклассной деятельности в общеобразовательной школе.
Учеными разработаны определенные подходы, рекомендации по нравственному воспитанию детей, которые могут использовать учителя в практической деятельности по организации нравственного воспитания младших школьников.
1. Яновская М.Г Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. Классный руководитель. 2013; № 4: 24 - 32.
2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004.
3. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2007.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. Москва, 1998.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. Москва, 1998.
7. Пионтковский В. В. Нравственная культура как педагогическая проблема. Учитель. 2014; № 4: 67 - 69. References
1. Yanovskaya M.G. Nravstvennoe vospitanie i 'emocional'naya sfera lichnosti. Klassnyjrukovoditel'. 2013; № 4: 24 - 32.
2. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: VLADOS-press, 2004.
3. Harlamov I.F. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2007.
4. Babanskij Yu.K. Pedagogika. Moskva, 1998.
5. Rean A.A., Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psihologiya i pedagogika. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
6. Mar'enko I.S. Nravstvennoe stanovlenie lichnosti. Moskva, 1998.
7. Piontkovskij V. V. Nravstvennaya kul'tura kak pedagogicheskaya problema. Uchitel'. 2014; № 4: 67 - 69.
Статья поступила в редакцию 10.03.20
УДК 376
Abramenko N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Amur State University n.a. Sholom-Aleichem (Birobidzhan, Russia),
E-mail: [email protected]
Fishbein M.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Amur State University n.a. Sholom-Aleichem (Birobidzhan, Russia)
MENTAL ACTIVITY AS THE BASIS TO FORM PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF A TEACHER. The article discusses a topic of professional consciousness of a future teacher as one of the modern problems of modern society. The authors consistently cover the issue of formation of a teacher's thinking abilities, and how it qualitatively affects the development of his pedagogical reflection. This gives the right to say that it is necessary to analyze pedagogical thinking as a form of consciousness and professional activity in order to study the phenomenon that determines the formation of a teacher - "thinking activity". The article presents a pedagogical analysis of views of famous teachers, philosophers and thinkers, who have studied teachers' mental activity in different years. All this leads the authors to the conclusion that pedagogical thinking cannot be reduced to a simple set of procedures and operations of thinking. Pedagogical thinking is a complex education that reflects the desire for autonomy and independence of the subjects of our activity.
Key words: thought activity, reflection, pedagogical thinking, pedagogical activity, teacher's thinking, professional consciousness, teacher's mission, innovative community.
Н.Ю. Абраменко, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема,
г. Биробиджан, E-mail: [email protected]
М.Х. Фишбейн, канд. пед. наук, доц., Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВАНИЕ
ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ УЧИТЕЛЯ
В данной статье рассматривается тема профессионального сознания будущего учителя как одна из современных проблем современного общества. Авторы последовательно освещают вопрос о формировании мыслительных способностей учителя, а также о том, как это качественно влияет на развитие его педагогической рефлексии. Это дает нам право говорить о необходимости анализа педагогического мышления как формы сознания и профессиональной деятельности для изучения феномена, определяющего становление педагога - «мыслительной деятельности». Большая часть статьи посвящена педагогическому анализу взглядов известных педагогов, философов и мыслителей, изучавших умственную деятельность учителя в разные годы. Все это приводит авторов к выводу, что педагогическое мышление не может быть сведено к простому набору процедур и операций мышления. Педагогическое мышление -это сложное образование, отражающее стремление к самостоятельности и независимости субъектов нашей деятельности.
Ключевые слова: мыслительная деятельность, рефлексия, педагогическое мышление, педагогическая деятельность, мышление учителя, профессиональное сознание, миссия учителя, инновационное сообщество.
Выделяя основания, которые определяют становление профессионального сознания будущего педагога, обычно начинают с того, что подвергают ревизии привычный ряд важнейших для учительской деятельности составляющих. При этом, как правило, ссылаются на признанные в педагогике авторитеты. Например, считается, что практическая деятельность учителей неэффективна, если они не способны любить детей и свое дело (Л.Н. Толстой); учиться в течение всей своей профессиональной жизни (К.Д. Ушинский); быть оптимистами и владеть собой (А.С. Макаренко); быть хорошими людьми (П.П. Блонский призывал: «Учитель, будь человеком»); иметь большое щедрое сердце (В.А. Сухомлинский).
И этот ряд можно продолжить. При этом очень часто упускается из виду весьма важный момент, без которого ни один учитель как профессионал состо-
яться не может. Не берутся в расчет важнейшие обстоятельства, а именно: каким образом формируются его мыслительные способности, что и как качественно влияет на развитие его педагогической рефлексии. Другими словами, не рассматривается и не анализируется педагогическое мышление как форма сознания и профессиональной деятельности, а без такой работы невозможно осуществить исследование феномена, определяющего становление педагога, - мыслительную деятельность.
Именно рефлексия позволяет осуществлять трудный и бесконечный для педагога процесс по «переделке» самого себя, то есть то, что имел в виду Платон, когда писал об архонтах: «...они, увидев благо само по себе, должны взять его за образец и упорядочить. самих себя на весь остаток жизни» [1]. Рефлексия