Научная статья на тему 'Феномен образования и воспитания в культуре древнейших народов мира'

Феномен образования и воспитания в культуре древнейших народов мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / воспитание / социализация молодежи в первобытном обществе / культура / история педагогики / подготовка педагогов. / training / education / socialization of young people in primitive society / culture / history of pedagogy / teacher training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Лилия Бакировна, Головнева Елена Вениаминовна, Головнева Наталья Александровна

В статье анализируется опыт организации обучения и воспитания в условиях родового строя: его цели и ценности. Рассматриваются особенности социализации молодежи в первобытном обществе. Подчеркивается, что в период становления восточных цивилизаций происходит зарождение педагогической мысли, формируется феномен образования и воспитания в культуре древнейших народов мира. Обозначается роль изучения прошлого педагогического опыта в подготовке педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF EDUCATION AND EDUCATION IN THE CULTURE OF THE ANCIENT PEOPLE OF THE WORLD

The article analyzes the experience of organizing training and education in the conditions of the tribal system: its goals and values. The features of the socialization of young people in primitive society are considered. It is emphasized that in the period of the emergence of Eastern civilizations the emergence of pedagogical thought occurs, the phenomenon of education and upbringing in the culture of the most ancient peoples of the world takes shape. The role of studying the past pedagogical experience in the preparation of teachers is indicated.

Текст научной работы на тему «Феномен образования и воспитания в культуре древнейших народов мира»

УДК 37.01

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10106

I

Феномен образования и воспитания в культуре древнейших народов мира

Л.Б. Абдуллина, Е.В. Головнева, Н.А. Головнева

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, г. Стерлитамак, Россия ORCID: 0000-0002-5898-9814, E-mail: [email protected] E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Резюме: В статье анализируется опыт организации обучения и воспитания в условиях родового строя: его цели и ценности. Рассматриваются особенности социализации молодежи в первобытном обществе. Подчеркивается, что в период становления восточных цивилизаций происходит зарождение педагогической мысли, формируется феномен образования и воспитания в культуре древнейших народов мира. Обозначается роль изучения прошлого педагогического опыта в подготовке педагогов. Ключевые слова: обучение, воспитание, социализация молодежи в первобытном обществе, культура, история педагогики, подготовка педагогов.

Для цитирования: Абдуллина Л.Б., Головнева Е.В., Головнева Н.А. Феномен образования и воспитания в культуре древнейших

народов мира // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 30-33.

D0I:10.24411/2226-2296-2019-10106

THE PHENOMENON OF EDUCATION AND EDUCATION IN THE CULTURE OF THE ANCIENT PEOPLE OF THE WORLD

Lilia B. Аbdullina, Elena V. Golovneva, Natalia A. Golovneva

Sterlitamak branch of the Bashkir State University, 453103, Sterlitamak, Russia ORCID: 0000-0002-5898-9814, E-mail: [email protected] E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Abstract: The article analyzes the experience of organizing training and education in the conditions of the tribal system: its goals and values. The features of the socialization of young people in primitive society are considered. It is emphasized that in the period of the emergence of Eastern civilizations the emergence of pedagogical thought occurs, the phenomenon of education and upbringing in the culture of the most ancient peoples of the world takes shape. The role of studying the past pedagogical experience in the preparation of teachers is indicated. Keywords: training, education, socialization of young people in primitive society, culture, history of pedagogy, teacher training. For citation: Abdullina L.B., Golovneva E.V., Golovneva N.A. THE PHENOMENON OF EDUCATION AND EDUCATION IN THE CULTURE OF THE ANCIENT PEOPLE OF THE WORLD. History and Pedagogy of Natural Science. 2019, no. 1, pp. 30-33. DOI:10.24411/2226-2296-2019-10106

История образования и педагогической мысли уходит своими корнями в далекое прошлое. Уже на ранних стадиях развития человечества люди глубоко поняли и оценили не только необходимость передачи юным поколениям социального опыта их предшественников, но и пластичность человеческой природы, необходимость развития внутренних своеобразных возможностей и склонностей индивида. Так в водовороте жизни возникли система образования и педагогическая мысль.

Изучение прошлого педагогического опыта во всем его богатстве и многообразии является непременным условием подготовки высококвалифицированных специалистов - педагогов-предметников, менеджеров системы образования, школьных психологов. История образования и педагогической мысли дает наглядное представление о том, как развивались и изменялись в зависимости

от конкретных условий бытия взгляды на воспитание и образование, как перестраивалась и совершенствовалась в связи с этим практика учебно-воспитательной деятельности.

«Во всем мире нет ни одного народа, который не считал бы воспитание своего потомства своей важнейшей обязанностью, - писал известный немецкий этнограф и путешественник Юлиус Эрнст Липс. - При этом идеал воспитания всегда имеет два аспекта: один, заключающийся в передаче необходимых для существования технических знаний в рамках данной культуры, и второй, представляющий собой важную и выполняемую с большой тщательностью задачу ознакомить ребенка, подростка и, наконец, юношу и девушку с основами эстетических, духовных и социальных ценностей, составляющих базис общественной жизни» [1].

В древнейших обществах с первых своих дней дети жили одной жизнью со взрослыми, имели тесные и разнообразные отношения с окружающими. Воспитание детей в условиях дородового строя носило непритязательный характер. Оно заключалось главным образом в том, что детям, привлеченным к участию в труде, взрослые показывали и разъясняли, как надо изготавливать и пользоваться простейшими орудиями труда и охоты. Процесс воспитания основывался преимущественно на непосредственных реакциях взрослых на те или иные их поступки. От детей не было никаких тайн, кроме религиозных. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки, трудовые умения, приобщались к традициям и обычаям своего племени.

В условиях родового и общинно-родового строя детей рано начинали об-

История и педагогика естествознания 1 ■ 2019

учать языку. Это было вызвано стремлением старших скорее подключить ребенка к хозяйственной деятельности, передать ему знания и навыки, необходимые в дальнейшей жизни. К ускоренному обучению языку древнего человека побуждали и религиозные верования. Некоторые народы полагали, например, что после того, как ребенок начинал говорить, дух предка, воплотившийся в нем, прочно соединялся с телом ребенка и уже не мог уйти обратно в мир мертвых.

Известная американская исследовательница Маргарет Мид приводит интересный рассказ о жизни народа арапеш (Новая Гвинея), на основе которого можно составить представление о некоторых общих закономерностях воспитания и обучения на ранних стадиях развития человечества. В племени арапеш мать, давая грудному ребенку разжеванное таро, без конца повторяет: «Хорошее таро, хорошее таро, съешь, съешь, съешь немного таро, немного таро, немного таро». Если рядом собака, мать говорит: «Хорошая собака, хороший ребенок, хорошая собака, хорошая, хорошая, хорошая». Если рядом сестра матери, мать говорит: «То - твоя другая мать, другая мать, другая мать. Она - твоя другая мать. Она хорошая. Она принесла тебе еду. Она улыбается. Она хорошая». Ребенок, отмечает этнограф, еще не понимает слов, но он уже по тону чувствует, что все вокруг хорошо, собака - хорошая, люди - хорошие, никто не сделает ему ничего плохого [2]. Таким образом, люди арапеш учат ребенка доверию и любви.

В процессе взросления родители и окружающие объясняли детям значение различных слов. Наряду с традиционными мифами и сказками матери, бабушки или другие родственники рассказывали детям о событиях своей собственной жизни, делились с ними опытом в самых различных областях человеческих отношений. Во многих областях Австралии, например, рассказывание мифов, сказок, житейских историй сопровождалось какой-либо изобразительной деятельностью. Женщины лепили для детей изображения героев своих повествований из пчелиного воска или глины, иногда вырезали их из листьев. По ходу повествования фигурки переставлялись на землю. Девочки с ранних лет начинали практиковаться в таком искусстве, которое являлось, по всей вероятности, первобытным аналогом кукольного театра.

Огромное значение в воспитании детей имели игрушки. Самой первой и, по всей видимости, самой древней игрушкой ребенка была погремушка. К ней он приобщался в грудном возрас-

те. Материнская любовь всегда стремилась найти, чем порадовать дитя. В Цюрихском музее хранятся глиняные раскрашенные погремушки свайного периода. Аналогичные игрушки найдены и в Саксонии в погребальных урнах, а вместе с ними и другие игрушки: маленькие сосуды с фигурками внутри, свистульки в форме птиц. Известный археолог Шлиман нашел детские погремушки при раскопках Трои. Разнообразные и очень декоративные формы различных погремушек были в ходу у американских аборигенов.

Впоследствии погремушка становится постоянным предметом в обиходе греков, римлян, Средневековья и переходит в наши дни как полный жизни остаток глубокой старины. С помощью погремушек дети получали первые примитивные понятия о звуке, удовлетворяли потребность в деятельности. В более позднем возрасте место погремушек занимали трещотки, свистульки, превращавшиеся в умелых руках в интересный народный инструмент. Наряду с игрушками, обозначавшими различных животных, особую популярность у многих народов приобретают куклы. На ранних стадиях культуры куклы играли важную роль не только в жизни детей, но и взрослых женщин, матерей. Во многих местностях молодые женщины, мало чем отличавшиеся по своему развитию от детей и подростков, относились к своим куклам как к одушевленным предметам. Куклы изображали людей, мужчин и женщин, но чаще всего детей, особенно грудных.

Игры детей в глубокой древности сильно напоминали магические ритуалы взрослых. В основе тех и других лежало воображение и склонность к символическому осмыслению действительности. Но к серьезным обрядам дети не допускались, поскольку участие в этих обрядах являлось признаком полноправного члена общества.

Как свидетельствуют этнографические исследования архаичных форм общественных отношений, до шести-семи лет дети обоих полов воспитывались в основном одинаково, хотя мальчикам, как правило, рано внушалось, что как будущим мужчинам им уготована в жизни более важная, почетная и активная роль, чем девочкам. В отличие от мальчиков девочки приобщались к труду в более раннем возрасте. Они рано начинали помогать матерям в домашней работе. С раннего детства детям говорили о великой ценности родственных связей. Родители учили своих детей заботиться о младших, делиться с другими детьми тем, что у них есть, не поощряли такие качества, как эгоизм, скупость, жадность.

На определенной стадии развития общества установились различия для мальчиков и девочек. Важное значение при этом придавалось рубежу перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Он рассматривался как кульминационный пункт социализации детей и подростков. Переход в категорию взрослых, полноправных членов первобытного социума, сопровождался определенными испытаниями и торжественными тайными обрядами - инициациями (посвящениями). В разных обществах инициации проходили по-разному, однако суть их была вполне определенной. Она заключалась в приобщении подростков (обычно каждого пола в отдельности) к хозяйственной, общественной и идеологической жизни полноправных членов общины. Так, у аборигенов Австралии юношу учили владеть охотничьим и боевым оружием, воспитывали в нем храбрость, выносливость, выдержку и дисциплину, посвящали его в тайные обычаи, обряды и верования племени . Его испытывали посредством ряда мучительных процедур, среди которых были голодовки, нанесение ран, прижигание огнем, выбивание зубов, вырывание волос и т.п. У яганов, алакалуфов, бушменов подростки в течение одно-го-двух лет должны были выполнять тяжелые работы, отказываться от некоторых видов пищи, воспитывать в себе терпение, покорность и прилежание. Того, кто не выдерживал инициаций, ждал позор и в лучшем случае повторные испытания. По случаю успешного завершения инициаций устраивались празднества с различными церемониями, песнями и плясками

Девушки, как правило, не подвергались сложным испытаниям. Их лишь заставляли соблюдать некоторые пищевые запреты. Им объясняли как они должны вести себя после вступления в брак, учили песням и мифам, совершали над ними различные религиозные церемонии. При торжественном публичном праздновании совершеннолетия (половой зрелости) у многих африканских народов девочки получали в подарок от родных кукол, которых хранили до рождения первого ребенка. Затем молодая мать снова получала от своей матери куклу и хранила ее до рождения второго ребенка. Эти куклы считались священными, и их обладательницы с ними практически не расставались. У многих народов Севера куклы считались не только игрушками, но и покровительницами женского плодородия. Выходя замуж, женщина уносила с собой и свои куклы и прятала их под изголовьем, чтобы под их воздействием получить скорее детей.

1 ■2019

История и педагогика естествознания

И

Мальчики к началу инициаций, а девочки к тому возрасту, когда они должны были выходить замуж, обладали необходимым минимумом знаний, умений и навыков, которые требовались от них для начала самостоятельной жизни. Будучи еще не совсем взрослыми, они в то же время уже не были детьми.

Переход к родовой общине и производящему хозяйству сопровождался усложнением воспитания подрастающих поколений. Оно начинает постепенно приобретать более многосторонний и планомерный характер. Возникает необходимость в организованном воспитании, и родовая община поручает это дело наиболее опытным своим членам. Таким образом, воспитание становится особой формой общественной деятельности.

В условиях моногамной семьи воспитание детей стало осуществляться в семье. Результаты же семейного воспитания контролировались старейшинами племени. В условиях архаического общества воспитание, как и весь процесс социализации, объективно служило целям воспроизводства «традиционного» человека. Исследователи считают, что это было одной из причин высокой эффективности первобытного воспитания, которое характеризовалось значительным соответствием целей и средств результатам воспитательной деятельности. Феномен массового совпадения желаемых изменений индивида с действительными изменениями под воздействием воспитания без физических наказаний как специального педагогического метода, считает современный исследователь Г.Б. Корнетов, уникален и не имеет аналогов в истории человечества. В более позднюю эпоху развития стадий цивилизации никогда не возникало ничего подобного [3].

И действительно, маленькие дети представлялись первобытному человеку не вполне полноценными людьми, которые еще не могут отвечать за свои поступки. На этом основании было принято прощать детям их невинные шалости и не наказывать строго за содеянное. Некоторые народы не позволяли себе даже ругать детей, расценивая это как неуважение к памяти предка, душа которого вселилась в ребенка. Но и распускаться без пределов детям тоже не разрешалось. Через сказочные повествования о диких зверях, ведьмах, духах детям внушался страх перед враждебными силами окружающего мира, которые могут похитить и съесть непослушных детей.

С возникновением на рубеже 1У-Ш тысячелетий до нашей эры древних восточных цивилизаций появляются и

первые специальные учреждения для обучения и воспитания подрастающих поколений - школы. Сохранились сведения о том, что в Древнем Китае еще за три тысячелетия до нашей эры действовали различные типы школ -низшие и высшие. Сам факт их существования свидетельствует о наличии в древнекитайском обществе социального расслоения. В низших школах, дававших своим воспитанникам элементарные знания, обучались дети рядовых членов общества. В школах высшего типа, предназначавшихся для детей господствующих групп населения, наряду с чтением и письмом изучались философия и мораль, произведения выдающихся писателей и поэтов, давались сведения по астрономии.

Школы повышенного типа как важное средство воспроизводства социальной элиты были характерны и для других восточных цивилизаций - индийской, вавилонской, египетской. При этом наряду с замкнутыми жреческими и придворными школами существовали школы, где целенаправленно готовились писцы, служащие, специалисты в различных областях хозяйственной практики.

Одним из наивысших достижений педагогической мысли Древнего Востока по праву считается педагогическая система выдающегося китайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н. э.), оказавшая, как и его философия (конфуцианство), глубокое влияние на педагогическую культуру Китая и многих сопредельных государств. Уже в молодости Конфуций (учитель Кун) стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов. У самого Конфуция, по преданию, было около 3 тыс. учеников. Как и большинство выдающихся педагогов прошлого, Конфуций не был «торговцем мудростью», а отличался бескорыстием, преданностью идее. Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей: «обучение вне зависимости от рода» обучаемого за минимальную плату - «связку сушеного мяса».

Конфуций считал образование и воспитание важнейшими средствами нравственного совершенствования человека. Человек, который не учится, -не познает истин и не получает радости. Педагогическая система Конфуция предусматривала два уровня обучения. На первом уровне учащиеся должны изучать шесть искусств - мораль, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, письмо и арифметику. Овладев этими предметами и получив первоначальное умственное, физи-

ческое, моральное и художественное воспитание, учащиеся должны были переходить к изучению четырех наук, к числу которых относились безупречное поведение, политика и управление, литература и язык.

Как философ-моралист Конфуций считал главными жизненными принципами принцип человечности (принцип жэнь) и принцип нормированного поведения (принцип ли). Именно эти принципы он клал в основу межличностных отношений и социализации личности. В соответствии с этими принципами дети и подростки должны почитать родителей и старших по возрасту, уважительно относиться к власти.

Важную роль Конфуций отводил личности учителя. Он должен быть строгим, но не деспотичным, постоянно пополнять свои знания и навыки общения с учениками, его задача - развивать способности учащихся, в том числе в овладении знаниями. Учебный процесс тем успешнее, чем теснее связь учителя и учеников.

Начиная со II века до н. э. конфуцианство благодаря своей социально-этической направленности становится в Китае официальной идеологией и на многие столетия определяет характер обучения и воспитания в китайской школе.

Уникальным явлением мировой цивилизации является система обучения и воспитания евреев. Письменная культура еврейского народа насчитывает более трех тысячелетий. Она являлась объектом изучения ученых-историков и культурологов многих стран мира. Результаты этого изучения показывают, что в культуре еврейского народа всегда существенное место занимали ценности образования.

Система образования еврейского народа сложилась на рубеже II-I тысячелетий до н. э. Она сыграла уникальную роль в сохранении этнической целостности еврейского народа, в развитии его культуры. Ни одна религия в мире не придавала такого большого значения образованию, как иудаизм. Если первоначально образование евреев рассматривалось лишь как важнейшее средство сохранения религиозной жизни, то со временем оно стало рассматриваться и как самоцель, и как средство против искусственной ассимиляции еврейского народа.

Развитие хозяйственного быта еврейского народа в период Первого храма ^I-VI вв. до н. э.) сделало необходимым организацию обучения грамоте (чтению и письму) не только жрецов, но и чиновников-писцов. В этот период еврейской истории складываются две формы образования. Одна из них была

Í32J

История и педагогика естествознания

1 ■2019

предназначена для обучения жрецов (кохенов) и их помощников - левитов, другая форма образования предназначалась для писцов. Главная задача образования кохенов и левитов заключалась в изучении текстов, содержащих описание религиозно-культовой стороны жизни народа. Поскольку у евреев уже в период Первого храма была принята алфавитная система, то обучение проходило легче и быстрее, чем в других ближневосточных странах, где были приняты иероглифическая и клинописная системы. Усвоив навыки чтения и письма, ученики начинали переписывать легкие тексты. Затем будущие писцы и управленцы учились составлять

различные коммерческие контракты и административные распоряжения.

Уже на ранних этапах развития еврейского народа у него начинает постепенно складываться идеал всеобщего обязательного образования, что представляло собой весьма яркий культурный феномен. Археологические раскопки в Лахише и Араде позволяют говорить о том, что уже в У!!-У! веках до н. э. в еврейских поселениях грамотность была широко распространена.

Таким образом, можно отметить, что в каждой стране, у каждого народа существуют свои исторически сложившиеся традиции в области воспитания и образования. Знать их и понимать

крайне необходимо будущему школьному работнику. Однако, овладевая национальными традициями образования и воспитания подрастающих поколений, не менее важно овладевать и мировой педагогической культурой. Ведь человечество сегодня упорно движется к целостному миру. А это предполагает понимание не только национального своеобразия процесса воспитания и образования, но и общих его закономерностей. Не утрачивая связи с национальной духовностью и традициями, важно представлять их в общем контексте мировой педагогической культуры как часть этой культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Липс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. М.: Иностр. лит., 1954. 490 с.

2. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.

3. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: учеб. пособ. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. 139 с. REFERENCES

1. Lips YU. Proiskhozhdeniye veshchey. Iz istorii kul'tury chelovechestva [The origin of things. From the history of human culture]. Moscow, Inostr. Literatura Publ., 1954. 490 p.

2. Mid M. Kul'tura i mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 429 p.

3. Kornetov G.B. Vsemirnaya istoriya pedagogiki [World history of pedagogy]. Moscow, Rossiyskogo otkrytogo un-ta Publ., 1994. 139 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Абдуллина Лилия Бакировна, к.п.н., доцент, завкафедрой теории методики начального образования, декан факультета педагогики психологии, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Головнева Елена Вениаминовна, д.п.н., проф. завкафедрой педагогики начального образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Головнева Наталья Александровна, ст. препод. кафедры педагогики начального образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Lilia B. Аbdullina, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof., Head of the Department of Theory of Primary Education, Dean of the Faculty of Pedagogy of Psychology, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. Elena V. Golovneva, Dr. Sci. (Ped.), Head of the Department of Pedagogy of Primary Education, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. Natalia A. Golovneva, Senior Lecturer of the Department of Pedagogy of Primary Education, Sterlitamak branch of the Bashkir State University.

1 ■2019

История и педагогика естествознания

вэ]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.