Научная статья на тему 'Теоретические аспекты проблемы использования информационных технологий в начальной школе'

Теоретические аспекты проблемы использования информационных технологий в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Наталья Александровна

В условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования становится актуальным формирование основ информационной культуры у обучающихся начальной школы и информационной компетенции у учителей начальных классов. В данной статье мы освещаем некоторые теоретические аспекты данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of problem of information technologies application in elementary school

In the context of the implementation of the federal educational standards of primary general education, the formation of the fundamentals of information culture among the primary school students and information competence among the primary school teachers becomes important. In this article we cover some theoretical aspects of this problem.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты проблемы использования информационных технологий в начальной школе»

УДК 378.01

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Наталья Александровна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(ЮУрГГПУ), Челябинск

Аннотация

В условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования становится актуальным формирование основ информационной культуры у обучающихся начальной школы и информационной компетенции у учителей начальных классов. В данной статье мы освещаем некоторые теоретические аспекты данной проблемы.

Ключевые слова: технологии, информационные технологии, информационные компьютерные технологии, информационная культура, автоматизированные базы данных.

THEORETICAL ASPECTS OF PROBLEM OF INFORMATION TECHNOLOGIES APPLICATION IN ELEMENTARY SCHOOL

Natalia Alexandrovna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

In the context of the implementation of the federal educational standards of primary general education, the formation of the fundamentals of information culture among the primary school students and information competence among the primary school teachers becomes important. In this article we cover some theoretical aspects of this problem.

Keywords: technology, information technology, information computer technology, information culture, automated databases.

ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития системы образования характеризуется новыми требованиями к образовательным организациям. Сегодня образование ориентируется на развитие личности школьника, его познавательных способностей, на формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Невозможно представить современную образовательную организацию без использования информационных технологий. Уроки с использованием информационных компьютерных технологий должны стать привычными как для обучающихся старших классов, так и начальной школы. Использование компьютера и паутины интернет становится нормой работы для учителей.

Все это позволяет говорить о необходимости целенаправленного формирования у обучающихся начальной школы основ информационной культуры, с целью их дальнейшей готовности к быстрому поиску, восприятию и обработке информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы с информацией.

ОБСУЖДЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ

В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость информатизации образования, которую мы рассматриваем вслед за Роберт И.В. как целенаправленный процесс, обеспечивающий систему образования методологией, технологиями моделирования и использования педагогических, учебно-методических разработок, которые ориентированы на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий. Данная проблема интересна ученым разных научных сфер. Дашниц Н.Л., Козлов О.А., Кузнецов А.А., Кравцова А. Ю., Лавина Т.А., Мартиросян Л.П., Роберт

И.В., рассматривают в своих работах психолого-педагогические аспекты информатизации образования.

Во ФГОС отмечается, что выпускник современной школы должен обладать информационной компетентностью, т. е. уметь работать с информацией, необходимо научить ученика самостоятельно находить источники информации, работать с ними и использовать полученную информацию для формирования собственного знания и понимания.

Возможность использования средств информационных технологий при организации учебной деятельности младших школьников в своих исследованиях рассматривают Босова Л.Л., Варченко В.И., Витухновская А.А., Горвиц Ю. М., Горячев А. В., Кузнецов А. А., Маклин К., Фортыгина С.Н. Ученые отмечают возможность интерактивного взаимодействия между пользователями, возможность компьютерной визуализации учебного материала [1, 2, 4].

Некоторые методисты обращают внимание на то, что созданные в настоящее время электронные образовательные продукты, которые предлагаются различными учебными системами к учебно-методическим комплектам, несмотря на их большие возможности, используются достаточно неэффективно и бессистемно.

Недостаточно используются средства ИКТ для развития у младших школьников умений сопоставления предметов и явлений, синтеза и анализа, выявления связей и закономерностей целостной картины мира, планирования и выбора приемов решения учебных задач.

Бешенков С.А., Кузнецов А.А., Ракитина Е.А. отмечают, что основная цель курса информатики в начальной школе состоит в формировании основ работы с информацией, в том числе, становление первоначальных умений применения ИКТ в учебной деятельности.

Освоение основных терминов информатики и ИКТ, развитие критического мышления обучающихся с начальной школы рассматривается в исследованиях Бороненко Т. А., Босовой Л.Л., Гейна А.Г., Дуванова А.А., Ильиной Т.Ю., Пейперта С.И. др [2, 4].

Необходимо отметить, что учителя начальных классов должны владеть информационными технологиями. Например, автоматизированными базами данных и компьютерными обучающими программами. Каждая система образования предлагает дидактические электронные продукты для использования на уроках в начальной школе.

В настоящее время в помощь педагогам созданы программы администрирования учебного процесса: «№18сИоо1», «Сетевой город», «Школьный офис», «Школьная Ин-фосистема», «Школа», «Электронный дневник», «Интерактивные карты для школы + 1С: Конструктор интерактивных карт», «Комплект электронных учебных материалов» и т.п. Эти программные продукты позволяют хранить, накапливать, представлять информацию всем взрослым участникам образовательного процесса. В ходе работы с этими продуктами учитель имеет возможность осуществлять планирование учебного процесса и мониторинг формирования предметных знаний и универсальных предметных действий у учащихся. Родители имеют возможность отслеживать посещаемость и успеваемость своего ребенка. У администрации образовательной организации появляется возможность автоматизировать делопроизводство [2, 3, 4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения теоретических аспектов проблемы использования информационных технологий в начальном образовании, будут систематизированы формы работы управления инновационной деятельностью педагогов, разработаны рекомендации для педагогов, основанные на деятельностном подходе. Таким образом, исследование имеет практическое значение для управленцев и методистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Забродина, И.В. Инновационная образовательная среда как условие повышения профессиональной компетентности педагога / Н.А. Козлова, И.В. Верховых, И.В. Забродина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 109-113.

2. Козлова, Н.А. Формирование педагогического мастерства учителя начальных классов средствами инновационной деятельности / Н.А. Козлова, М.Ф. Полищук // Личность и общество: проблемы взаимодействия : материалы VIII Международной научно-практической конференции. -Челябинск, 2015. - С. 28-30.

3. Фортыгина, С.Н. Информационно-образовательные технологии как средство реализации требований ФГОС НОО / С.Н. Фортыгина // Современные концепции развитии науки : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 2. - Уфа : АЭТЕРНА, 2016. - С. 148-149.

4. Фортыгина, С.Н. Проектирование содержания образования на основе ИКТ как компонент профессиональной деятельности учителя начальных классов / С.Н. Фортыгина // Информатизация образования: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск : Изд-во «Цицеро», 2014. - C. 267-271.

REFERENCES

1. Zabrodina, I.V. (2017), "Innovative educational environment as a condition for improving the professional competence of the teacher", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 11, рр. 109-113

2. Kozlova, N.A. (2015), "Formation of pedagogical skills of a primary school teacher by means of innovation", Personality and Society: Problems of Interaction: Proceedings of the Eighth International Scientific Practical Conference, Chelyabinsk, рр. 28-30

3. Fortygina, S.N. (2016), "Information and educational technologies as a means of implementing the requirements of the GEF NEO", Modern concepts of the development of science, AERTERNA, Ufa, pp. 148-149.

4. Fortygina, S.N. (2014), "Designing educational content based on ICT as a component of the professional activities of a primary school teacher", Informatization of education: problems and prospects: scientific-practical conf., Publishing house "Cicero", Chelyabinsk, рр. 267-271.

Контактная информация: kozlovana@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.2018

УДК 796.011.3:378.172

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Олеся Владимировна Криживецкая, аспирант, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической

культуры и спорта (СибГУФК), Омск; Анна Александровна Клименко, старший преподаватель, Сибирский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС),

Омск

Аннотация

Исследование затрагивает проблемы физического воспитания студентов и посвящено изучению уровня развития показателей двигательной точности студенток технического вуза. Дана характеристика значимости показателей двигательной точности для разных видов деятельности, в том числе будущей профессиональной деятельности. Проведен анализ показателей точности перемещений, целевой точности, точности воспроизведения заданных пространственных параметров движения, точности действий в ограниченном пространстве, точности реагирования студенток с 1 по 4 курс обучения в техническом вузе. Выявлено снижение определенных показателей двигательной точности в процессе обучения. Определены проблемные аспекты развития точности студенческого контингента.

Ключевые слова: студенты, точность двигательных действий, физическое воспитание, технический университет, психофизическая готовность к деятельности.

ANALYSIS OF THE INDICATORS OF ACCURACY OF MOTOR ACTIONS OF THE STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

Olesya Vladimirovna Kryzhivetskaya, the post-graduate student, Inessa Yurevna Gorskaya,

the doctor ofpedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.