Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ АУТСТАФФИНГА И АУТСОРСИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ АУТСТАФФИНГА И АУТСОРСИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аутсорсинг / аутстаффинг / бизнес / предпринимательство / персонал / outsourcing / outstaffing / business / entrepreneurship / personnel

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Ильин

В условиях постоянных изменений на рынке и повышенной конкуренции многие хозяйствующие субъекты стремятся найти оптимальные методы управления ресурсами и процессами, которые позволят им эффективно справляться с бизнес-вызовами. Технологии аутсорсинга и аутстаффинга представляют собой важные стратегические инструменты, позволяющие фокусироваться на ключевых компетенциях, сокращать издержки и повышать гибкость в управлении персоналом. Их использование может помочь субъектам малого и среднего бизнеса в Российской Федерации сосредоточиться на своих ключевых задачах, повысить операционную эффективность, сократить издержки и улучшить качество продукции или услуг. В статье проводится анализ содержания, значимости и перспектив использования аутсорсинга и аутстаффинга в предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE APPLICATION OF OUTSTAFFING AND OUTSOURCING TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

In conditions of constant changes in the market and increased competition, many business entities strive to find optimal methods of managing resources and processes that will allow them to effectively cope with business challenges. Outsourcing and outstaffing technologies are important strategic tools that allow you to focus on key competencies, reduce costs and increase flexibility in personnel management. Their use can help small and medium-sized businesses in the Russian Federation to focus on their key tasks, increase operational efficiency, reduce costs and improve the quality of products or services. The article analyzes the content, significance and prospects of outsourcing and outstaffing in business activities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ АУТСТАФФИНГА И АУТСОРСИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ АУТСТАФФИНГА И АУТСОРСИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

А.А. Ильин, магистрант

Московский университет имени С.Ю. Витте

(Россия, г. Москва)

DOLЮ.24412ШП-0450-2024-7-Ю7-Ш

Аннотация. В условиях постоянных изменений на рынке и повышенной конкуренции многие хозяйствующие субъекты стремятся найти оптимальные методы управления ресурсами и процессами, которые позволят им эффективно справляться с бизнес-вызовами. Технологии аутсорсинга и аутстаффинга представляют собой важные стратегические инструменты, позволяющие фокусироваться на ключевых компетенциях, сокращать издержки и повышать гибкость в управлении персоналом. Их использование может помочь субъектам малого и среднего бизнеса в Российской Федерации сосредоточиться на своих ключевых задачах, повысить операционную эффективность, сократить издержки и улучшить качество продукции или услуг. В статье проводится анализ содержания, значимости и перспектив использования аутсорсинга и аутстаффинга в предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: аутсорсинг, аутстаффинг, бизнес, предпринимательство, персонал.

Целью проводимого исследования является определение значимости технологий аутсорсинга и аутстаффинга с точки зрения их востребованности и возможности использования для повышения эффективности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Технологии аутстаффинга и аутсорсинга -это, пожалуй, наиболее рациональные модели для достижения конкурентоспособности предприятия на современном рынке за счет сокращения издержек на оплату труда персонала [1].

Во многих развитых странах принято считать аутсорсинг и аутстаффинг явлениями, без которых уже не сможет обойтись современный рынок труда. При этом предполагается, что они способствуют повышению конкурентоспособности и ключевого относительного показателя экономической эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта, т.е. рентабельности. Аутсорсинг и аутстаф-финг можно считать механизмами, которые способствуют снижению затрат организации.

Как аутсорсинг, так и аутстаффинг могут быть применены почти в любой сфере деятельности, если организации нужно

быстро и качественно выполнить ту или иную задачу, но собственных ресурсов для этого не хватает. Однако между двумя этими видами деятельности существуют и значительные различия, поэтому необходимо рассмотреть аутсорсинг и аутстаф-финг и их эффективность в предпринимательской деятельности.

Многие определяют аутсорсинг как передачу второстепенных производственных, информационных, управленческих, сервисных и других процессов специальной организации, т.е. аутсорсинговой компании. Аутсорсинговые услуги подразумевают передачу организацией каких-либо функций другой организации, которая владеет всеми возможностями для осуществления определенных потребностей в ведении предпринимательской деятельности. Результатом использования аутсорсинга выступает возможность направлять собственные ресурсы на выполнение тех функций, в которых организация превосходит своих конкурентов, соответственно, предоставив внешнему исполнителю те функции, в которых он превосходит своих конкурентов [2].

Успешное функционирование любой современной организации подразумевает

бесперебойную работу всех ее систем и подсистем. Далеко не каждая организация может содержать штат, состоящий из огромного количества сотрудников, на постоянной основе. Именно поэтому аутсорсинг позволяет решить множество проблем в предпринимательской деятельности. Следовательно, под аутсорсингом можно понимать покупку определенных операций или процессов у сторонних поставщиков, которые организация потенциально могла бы осуществлять самостоятельно, однако это нецелесообразно с экономической точки зрения.

Организации обычно обращаются к аутсорсингу для передачи таких обязанностей, как ведение кадрового делопроизводства, ведение бухгалтерского учета, осуществление операций по налогообложению, программное обеспечение, расчеты заработной платы сотрудников, обслуживание оборудования, обеспечение функционирования офиса, информационное обеспечение, создание и контроль рекламных кампаний, техническое обслуживание, выполнение письменных, устных и синхронных переводов, обеспечение безопасности, разработка и реализация проектов, клининговые услуги, регулирование правовых вопросов предприятия, управление логистикой и доставкой, а также выполнение отдельных производственных функций.

Аутсорсинг бизнес-процессов предполагает передачу организацией другому субъекту каких-либо процессов, не являющихся основными или ведущими в ее деятельности. В XXI веке аутсорсинг помогает различным предприятиям успешно вести свой бизнес. Аутсорсинг - это в первую очередь способ организации бизнеса и только во вторую - особая форма договорных отношений.

Еще одним востребованным механизмом использования трудовых ресурсов выступает аутстаффинг. Термин «аутстаффинг» происходит от английских слов «out» и «staff» («out» - вне, за пределами, «staff» - персонал, сотрудник, штат). Аутстаффинг означает привлечение персонала со стороны или выведение за штат собственных работников организации. Си-

нонимами аутстаффинга считаются такие термины, как «аренда персонала», «лизинг персонала», однако сейчас оно считается некорректным, поскольку с точки зрения законодательства человек не может быть предметом лизинга или аренды. Данная услуга предполагает зачисление работников в свой штат с оформлением трудовых отношений, ведение трудовых книжек, обязательную страховку персонала, выплату и расчет заработной платы, отчисления в социальные фонды, оформление различных справок, которые требуются сотрудникам, больничных листов и отпусков.

Иначе говоря, организация, предоставляющая услуги аутстаффинга, предлагает сотрудников для работы вне ее штата в другой организации, испытывающей в них потребность. Сами сотрудники в свою очередь официально трудоустроены в аутстаффинговой организации. В результате сотрудник находится на своем рабочем месте, выполняет все свои функции, но руководитель этой организации формально не является его работодателем. Эта ответственность полностью перешла орга-низации-аутстафферу.

Организация нуждается в аутстаффинге в таких случаях, когда необходимо ограничить численность персонала, в том числе в целях оптимизации налоговой нагрузки, либо же когда предполагается выход на фондовые рынки (т.е. когда организация заинтересована в улучшении своих технико-экономических показателей и, как следствие, в увеличении стоимости акций). Также аутстаффинг применяется тогда, когда организация желает сократить штат своих сотрудников, но при этом не желает расставаться с опытными и высококвалифицированными работниками. Ряд других немаловажных причин могут убедить организацию обратиться к услугам аутстаф-финга.

Для клиента аутстаффинг имеет множество преимуществ. В первую очередь это, конечно же, повышение конкурентоспособности. Возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка за счет увеличения и сокращения объема привлекаемого заемного труда. Аутстаф-

финговой организации не нужно держать много сотрудников в штате. Также преимуществом является сокращение затрат на содержание вспомогательных, обслуживающих подразделений. Сокращается численность вспомогательных служб, таких как отдел кадров, бухгалтерия, IT и так далее, благодаря передаче части выполняемых ими работ внешней организации - аутстаффинговому агентству.

Аутстаффинг обеспечивает известную прозрачность бизнеса, ведь в этом случае аккуратно платятся предусмотренные законодательством налоги и отчисления. Сложно отрицать и то, что аутстаффинг улучшает финансовые и экономические показатели. Клиент-заказчик может отнести часть операционных затрат на себестоимость. Происходит рост производительности труда из-за вывода части персонала за штат. Еще одним преимуществом аутстаффинга является преодоление ограничений штатного расписания. Заемный труд может принести выгоду и пользу не только работодателям, но и различным категориям работников.

Оценка эффективности аутсорсинга и аутстаффинга может быть проведена с помощью различных групп показателей:

- Финансовые показатели: одним из главных критериев эффективности являются финансовые показатели. Это предполагает снижение затрат на производство или услуги, оптимизацию налоговой нагрузки, сравнение стоимости аутсорсинга с альтернативными методами выполнения работ, такими как внутренние ресурсы.

- Качество услуг: важно оценить, насколько качественно аутсорсинговый партнер выполняет свои обязательства. Это может включать анализ качества конечного продукта или услуги, а также соответствие стандартам и требованиям вашей компании.

- Уровень сервиса и поддержки: эффективность аутсорсинга также может быть оценена через уровень сервиса и поддержки, предоставляемый аутсорсинговым партнером. Это включает своевременную обратную связь, реакцию на проблемы и

запросы, адаптивность к изменениям требований.

- Сроки выполнения: важно оценить, насколько аутсорсинговый партнер способен соблюдать сроки выполнения работ. Задержки могут негативно сказываться на производственных процессах или поставках продукции.

Российская Федерация входит в лидирующую группу стран, благоприятных для развития аутсорсинга и аутстаффинга. Данные формы сотрудничества имеют свои преимущества и свои недостатки. При этом современные условия хозяйствования в Российской Федерации требуют осуществлять постоянный поиск все новых путей укрепления своих конкурентных позиций и повышения эффективности деятельности.

На основании анализа современного рынка услуг аутсорсинга и аутстаффинга можно обозначить ряд проблем, касающихся не только Российской Федерации, но и многих других развивающихся стран мира [3].

- Отсутствие необходимого уровня развития бизнеса. Малый и средний бизнес в Российской Федерации устроен таким образом, что он еще не сформировался полностью и не адаптировался в полной мере под новые факторы и тренды, проявляющиеся в глобальной экономической системе.

- Не до конца сформирована система нормативного правового обеспечения процессов аутсорсинга и аутстаффинга. Обеспечение гарантий качества на рынке подобных услуг должно быть детально отражено в заключаемых соглашениях и договорах между клиентами (потребителями) и поставщиками.

- Имеют место высокие риски для хозяйствующих субъектов. Негативным последствием для любого заказчика может стать оппортунизм поставщика услуг. В любом бизнесе есть риски, которые влияют на состояние организации и ее дальнейшую деятельность.

В нашей стране аутсорсинг и аутстаф-финг как услуги пока, в основном, востребованы крупным бизнесом, а также предприятиями, находящимися на этапе ста-

новления или бурного роста. Динамично развивающийся рынок ежедневно ставит перед бизнесом новые задачи [4]. Вместе с тем эти услуги вполне могут быть применимы в деятельности субъектов малого или среднего бизнеса. Их, как и крупный бизнес, можно рассматривать как набор взаимосвязанных бизнес-процессов, каждый из которых можно заменить внешними ресурсами. Их востребованность для субъектов малого и среднего бизнеса может быть связана также с существенными ресурсными ограничениями, которые для них характерны, в том числе для решения задач оптимального использования человеческих ресурсов и проведения кадрового аудита [5]. Предоставление персонала, как квалифицированного, так и неквалифицированного, остается востребованным во всех сферах, поскольку оно позволяет сократить денежные затраты, что особенно важно, например, для малого и среднего бизнеса.

Несмотря на возможные негативные последствия (такие, как утрата контроля над бизнес-процессами, раскрытие коммерческой информации о клиентах и деятельности организации, зависимость от внешнего поставщика услуг), выгода от привлечения аутсорсинговой организации зачастую перевешивает указанные опасения, тем более что возможные риски мож-

но минимизировать с помощью соответствующих организационных мер.

В целом на сегодня существуют различные точки зрения, связанные с эффективностью и значимостью аутсорсинга и аутстаффинга в предпринимательской деятельности. Однако большинство исследователей склоняются к тому, что аутсорсинг и аутстаффинг - это полезные инструменты, без которых не сможет обойтись современный рынок. Они способствуют повышению конкурентоспособности и экономической эффективности. Аутсорсинг и аутстаффинг можно считать механизмами, которые способствуют оптимизации затрат организации. При анализе их эффективности стоит учитывать все вышеперечисленные аспекты и выбрать наиболее подходящие показатели для конкретной ситуации. Вместе с тем аутсорсинг и аутстаф-финг, как любой управленческий инструмент, имеют свои преимущества и недостатки, поэтому могут повлечь за собой существенные последствия для жизнедеятельности организации. В целом они могут являться оптимальным решением стратегических задач на всех уровнях: от корпоративной стратегии, где они обеспечивают диверсификацию производства, до операционной стратегии - где они выступают одним из инструментов решения локальных задач.

Библиографический список

1. Жохова О.С., Маковецкий М.Ю. Теоретические аспекты применения технологий аутстаффинга и аутсорсинга в деятельности // Противоречия и тенденции развития современного российского общества: Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции, Сергиев Посад, 18 апреля 2022 года. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022. - С. 34-40.

2. Иваненко О.Б. Роль аутсорсинга и аутстаффинга в преодолении асимметрии информации на рынке труда // Актуальные тренды в экономике и финансах: Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. - Омск, 2019. - С. 250-254.

3. Маковецкий М.Ю., Фомин Е.К. Современное состояние и тенденции развития аутсорсинга в Российской Федерации // Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона: Материалы III Международной научно-практической конференции, Донецк, 11-12 ноября 2021 года / Под общей редакцией Е.Г. Кошелевой. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. - С. 144-146.

4. Фомин Е.К. Аутсорсинг в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Современные проблемы экономического развития: Материалы Всероссийской научной студенческой конференции. Отв. редактор Е.А. Кипервар. - Омск, Изд-во ОмГТУ, 2021. - С. 133-140.

5. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты: монография / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]; под ред. Н.В. Артемьева, М.Ю. Маковецкого; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; каф. Менеджмента [Электронное издание]. - Москва: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2023.

THEORETICAL ASPECTS OF THE APPLICATION OF OUTSTAFFING AND OUTSOURCING TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

A.A. Il'in, Graduate Student Moscow Witte University (Russia, Moscow)

Abstract. In conditions of constant changes in the market and increased competition, many business entities strive to find optimal methods of managing resources and processes that will allow them to effectively cope with business challenges. Outsourcing and outstaffing technologies are important strategic tools that allow you to focus on key competencies, reduce costs and increase flexibility in personnel management. Their use can help small and medium-sized businesses in the Russian Federation to focus on their key tasks, increase operational efficiency, reduce costs and improve the quality of products or services. The article analyzes the content, significance and prospects of outsourcing and outstaffing in business activities in the Russian Federation.

Keywords: outsourcing, outstaffing, business, entrepreneurship, personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.