Аутсорсинг и аутстаффинг персонала в современной России: состояние и
перспективы
Outsourcing and outstaffing of employees in modern Russia: Status and prospects
Ь (\ МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 658.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14017 Адриан Алексеевич Михайлов,
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Алексей Иванович Тихонов,
кандидат технических наук, доцент, Заведующий кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Борис Александрович Дегтярев, аспирант Института инженерной экономики и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Adrian A. Mikhaylov,
candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department «Human Resource Management» Moscow Aviation Institute (National Research University)
Alexey I. Tikhonov,
candidate of in Technical Sciences, Associate Professor, Head of Department «Human Resource Management» Moscow Aviation Institute (National Research University)
Boris A. Degtiarev,
graduate of Institute of Engineering Economics and Humanities Moscow Aviation Institute (National Research University)
Аннотация: Статья посвящена проблемам развития аутсорсинга и аутстаффинга персонала в современной России. Существенное внимание уделяется состоянию и перспективам развития аутсорсинга и аутстаффинга персонала после вступления в силу закона о запрете заемного труда. Делается вывод о том, что принятие законодательной
базы аутстаффинга привело к устранению многих спорных вопросов, возникающих между сторонами договора и надзорными органами, а также значительно повысился уровень защиты прав работников, осуществляющих свою трудовую деятельность в рамках договоров аутстаффинга. Также с отечественного рынка ушли сомнительные фирмы, а контроль за оставшимися со стороны государства значительно усилился. Summary: The article deals with the development of autsoursing and outstaffing of employees in modern Russia. Considerable attention is paid to the condition and prospects of autsoursing and outstaffing after the law on hired labour prohibition has come into force. A conclusion is drawn that the legal status of outstaffing eliminates many arguable issues arising between the supervisory bodies, as well as enhances labour rights protection of those who work in the framework of outstaffing agreements. Another point is that questionable companies have left the Russian market while the government's control of their operations has considerably increased. Ключевые слова: аутсорсинг, аутстаффинг, персонал, рынок труда, правовое регулирование.
Keywords: outsourcing, outstaffing, human resorses, labour market, legal regulation.
Аутстаффинг и аутсорсинг - два законных способа оптимизировать штатную численность организации и сократить имеющиеся расходы организации. Аутсорсинг позволяет компании - заказчику передать на исполнение компании - аутсорсеру второстепенные направления деятельности, сконцентрировав весь потенциал на основной деятельности, приносящей прибыль. Аутстаффинг позволяет вывести часть персонала из своего штата и оформить его в штат компании - аутстаффера, при этом персонал продолжает работать на компанию-заказчика. У обоих способов есть свои плюсы и минусы. Грамотное использование каждого из них по отдельности или вместе могут принести пользу организации.
Имеющие глубокие исторические корни бизнес процессы аутсорсинга и аутстаффинга персонала получили активное развитие во второй половине XX века в США и Европе. В это же время на территории нашей страны данные процессы не имели возможности развития в рамках советской плановой экономики.
После перехода от плановой к рыночной системе экономики в России в конце XX века процессы аутстаффинга и аутсорсинга персонала стали фактически появляться, но они все так же не были определены ни терминологией, ни законодательной базой. При заключении договоров непривычные иностранные термины старались заменить близкими по значению русскими словами. Так аутстаффинг в некоторых договорах стал указываться как аренда персонала, несмотря на то, что объектом аренды не могут служить люди.
Аренда предполагает передачу во временное пользование имущества. Аутсорсинг стали обозначать как выполнение работ или предоставление услуги.
В нормативно-правовых актах Российской Федерации понятие аутсорсинг впервые было определено Центробанком РФ в письме №76-Т от 24.05.2005г.: «Аутсорсинг - это привлечение специализированной сторонней организации (поставщика услуг) для выполнения отдельных видов работ». Термин аутстаффинга персонала в законодательной базе Российской Федерации отсутствует до сих пор.
В Россию аутстаффинг в нынешнем виде пришел в начале 90-х годов ХХ века вместе с западными компаниями, открывавшими бизнес в России. Таким образом, первыми клиентами договоров аутстаффинга в России стали международные компании, столкнувшиеся с особенностями российского трудового законодательства и низким уровнем эффективности труда при ограниченном штатном расписании. Первыми компаниями-аутстафферами в России стали западные компании, имевшие значительный международный опыт работы в данной сфере. Серьезный рост рынка аутстаффинга в России возник после экономического кризиса 1998 года, когда многие западные компании были вынуждены сокращать активность своего бизнеса и штат сотрудников. Однако эти фирмы не желали полностью уходить с российского рынка и продолжали выполнять заключенные ранее контракты. В этих обстоятельствах для западных компаний оказалось выгодней сокращать до минимума собственный штат сотрудников, переведя остальных в штат компаний-аутстафферов.
Долгое время отличительной чертой аутстаффинга и аутсорсинга персонала в России являлось отсутствие законодательной базы и системы правоприменения. Отсутствие правовой базы сильнее всего сказывалось на работниках. Договор аутсорсинга или аутстаффинга заключался между компаниями заказчиком и исполнителем. Работник юридически был трудоустроен в компании—исполнителе и никаких договорных обязательств с компанией-заказчиком не имел. В штате компании-исполнителя он числился как прикомандированный к компании-заказчику. Фактически работник в рамках своего трудового договора должен был выполнять свои служебные обязанности, но при этом он не мог реализовать ряд прав наравне со штатными сотрудниками компании— заказчика. Работник не мог добиться соблюдения требований по охране труда, защите здоровья, получении компенсации при травматизме и профессиональных заболеваниях, поощрения и повышения. Работник не всегда своевременно проходил медицинское освидетельствование, сертификацию, повышение квалификации, профессиональную переподготовку. Работник фактически был лишен возможности обращения в
профсоюзную организацию компании—заказчика, где он непосредственно осуществлял трудовую деятельность. Сложности вызывало оформление несчастных случаев, производственных травм, обращение в суд с вопросами защиты своих прав, т.к. формальными и фактическими работодателями выступали разные организации, отсутствовало разграничение ответственности и установление, кто из них является ответчиком в разбирательстве.
С другой стороны, работник не всегда нес ответственность при возникновении несчастного случая по его вине. Так же работник не нёс материальной и дисциплинарной ответственности перед компанией—заказчиком за нарушение трудовой дисциплины.
Ответ на назревший вопрос правового статуса аутстаффинга в современной России участники рынка труда получили с принятием Федерального закона №116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2016 года. Однако большим сюрпризом для участников рынка труда стало официальное введение понятия заемного труда и его полный запрет в статье 56.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Заемный труд— труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника [1]. Многие увидели в запрете заемного труда фактический запрет аутстаффинга персонала и начали процесс переориентирования своего бизнеса на предоставление других услуг, в том числе аутсорсинга. Но запрета аутстаффинга персонала в России не произошло, вместо него в законодательные акты было введено понятие «деятельность по предоставлению персонала». Которое не только позволило легализовать аутстаффинг в России, но и полностью его регламентировать с учетом накопившихся юридических противоречий.
Договор аутстаффинга теперь именуется договором о предоставлении труда работников (персонала). На законодательном уровне закреплен статус всех участников договора: компания-аутстаффер именуется направляющей стороной, компания-заказчик именуется принимающей стороной, третьей стороной договора является работник. Стать направляющей стороной теперь может только частное агентство занятости, прошедшее аккредитацию, или аффилированное юридическое лицо, являющееся стороной акционерного соглашения.
Законом урегулированы многие спорные до этого моменты и установлены новые правила для аутстаффинга персонала в современной России. В законодательной базе так же были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Теперь услуги по предоставлению
персонала упоминаются в подпункте 19 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ [2]. Услуги по найму рабочей силы теперь имеют номер ОКВЭД 74.50.01, таким образом, у аутстаффинга ОКВЭД тоже 74.50.01.
Теперь договор о предоставлении труда работников (персонала) - аутстаффинга не противоречит налоговому законодательству. В отчетности он оформляется, как и любой другой договор возмездного оказания услуг. У принимающей стороны появляются расходы в виде оплаты услуг. У направляющей стороны возникает прибыль за оказание услуг. Так же у направляющей стороны появляются расходы в соответствии с трудовым законодательством.
Направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается в целях:
1) замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
2) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;
3) замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней;
4) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
5) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда;
6) замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;
7) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания [1].
В соответствии с новым законом услуги аутстаффинга могут предоставлять исключительно юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, аккредитованные в качестве частного агентства занятости - провайдера аутстаффинга. Аккредитация проходит в Федеральной службе по труду и занятости.
Частное агентство занятости, прошедшее аккредитацию в установленном порядке, получает письменное уведомление, подтверждающее эту самую аккредитацию агентства занятости на аутстаффинговые услуги.
Наличие уведомления является первым, что необходимо запросить у компании— аутстаффера с которым планируется заключение договора предоставления персонала. Так же надежные частные агентства занятости можно отличить по следующим признакам:
1. Кадровое агентство аутстаффинга обязательно имеет официальную государственную аккредитацию в качестве частного агентства занятости;
2. Надежные аутстаффинг компании существуют на рынке более одного года;
3. Легальный аутстаффер всегда платит зарплатные налоги за переведенных в штат сотрудников;
4. Надежная компания аутстаффер не может выплачивать заработную плату сотрудникам ниже официально установленного МРОТ;
5. Надежная компания аутстаффер всегда заключает трудовой договор с сотрудниками работодателя и полностью ведет весь кадровый учет по всем работникам;
6. Надежный провайдер услуги вывода сотрудников за штат всегда предоставляет официальный договор аутстаффинга работодателю для изучения.
Проверка по данным признакам поможет избежать заключения договора аутстаффинга с «чёрными аутстафферами», частично или полностью нарушающими действующее налоговое и трудовое законодательство. Заключение договора с нелегальным частным агентством занятости населения может привести компанию к большим штрафам со стороны надзорных государственных органов.
До 1 января 2016 года большинство фирм аутстафферов, взымавших минимальную плату за свои услуги, фактически не выполняли свои обязательства перед работниками и государством. Однако компанию заказчика это не беспокоило, так как всю ответственность перед государством несла фирма аутстаффер, а иностранная рабочая сила не представляет собой важный ресурс для компании, чтобы отстаивать права сотрудников. Теперь в случае привлечения на работу иностранных граждан через
компанию «черного аутстаффера» на территории работодателя работают сотрудники, которые официально нигде не оформлялись, за них никто не платил налоги, их разрешительные документы просрочены или отсутствуют вовсе и при этом договор аутстаффинга, который должен был защищать интересы работодателя, на практике оказывается бумажкой, подписанной подставной компанией. И теперь за всех нелегалов, которые были обнаружены на территории компании, отвечать будет работодатель. При этом речь идет не только о миллионных штрафах, но и об уголовной ответственности за неуплату зарплатных налогов.
Кроме этого по обязательствам работодателя, в том числе связанным с выплатой зарплаты, заказчик несет субсидиарную ответственность. Это означает, что при возникновении у агентства долга перед сотрудниками средства могут быть взысканы с принимающей стороны.
Поэтому прежде чем обратиться в аутстаффинг-агентство и заключить с ним договор аутстаффинга, необходимо убедиться в надежности нового партнера и в том, что услуги аутстаффинга персонала предоставляет именно аккредитованное агентство занятости с лицензией на аутстаффинг.
Ещё одной особенностью аутсорсинга и аутстаффинга персонала в России являются значительные отличия процессов в зависимости от страны происхождения заказчика услуг. В настоящий момент заказчиками более 40% договоров аутстаффинга выступают российские компании, заказчиками остальных являются представительства западных компаний в России.
Западные компании предпочитают выводить за штат сотрудников высшей квалификации. Это связано с их высокими запросами заработной платы, которые организации не могут отразить в официальной отчетности, предоставляемой надзорным органам и вышестоящему руководству. В свою очередь российские компании предпочитают выводить из своего штата преимущественно персонал малой и средней квалификации. Не желая рисковать потерять высококлассных специалистов.
По данным исследования рейтингового агентства РБК. Рейтинг, проведенного совместно с компанией BDO в 2017 году, наиболее востребованными видами аутсорсинга для западных компаний являются юридическое обеспечение, сфера транспорта и логистика, бухгалтерские услуги. Российские заказчики предпочитают передавать на аутсорсинг менее значимые функции компаний, такие как охрана объектов, клининг, сфера обслуживания [3].
Для западных компаний, пришедших на российский рынок, приоритетными критериями выбора компании-аутстаффера являются надежность, репутация, опыт работы на международном рынке. Для отечественных заказчиков услуг аутстаффинга основным критерием выбора компании-аутстаффера является низкая цена на предоставляемые услуги.
Аутстаффинг персонала как бизнес процесс в США изначально был дополнительной услугой кадровых агентств. По мере увеличения объема рынка аутстаффинга, им стали заниматься специализированные компании профессиональных работодателей Professional Employer Organizations или сокращенно РЕО. Сейчас в США работают около 800 компаний РЕО, ежегодное увеличение количества РЕО составляет 10%. Оформленными в РЕО работниками числятся более 4 миллионов человек в США. Компаний, предоставляющих исключительно услуги аутстаффинга, аналогичных американским РЕО, в России до 2016 года не было. Кадровые агентства в России кроме услуг аутстаффинга и аутсорсинга предоставляли услуги подбора персонала и хэдхантинга.
По данным отчета одного из крупнейших интернет порталов в сфере трудовых взаимоотношений job.ru от 04.12.2017 крупнейшими компаниями-работодателями, предоставляющими услуги аутсорсинга и аутстаффинга персонала, стали российские компании: ООО «Труд», ООО «Наемная Рабочая Группа», ООО «Твой Дом», ООО «Дружная 7Я», ООО «Мастер-Стафф Групп», ООО «ТРУДКОМ», ООО «Деловой Город», ООО «Национальный Центр Занятости», Группа компаний Правильные люди.
Несмотря на существующие особенности, проблемы и пробелы в законодательстве, процессы аутсорсинга и аутстаффинга персонала в России не только функционируют, но и развиваются. Если сравнивать объём рынка данных услуг с международными показателями, то в США он составляет 80 миллиардов долларов с ежегодным увеличением на 30% [4]. На данный момент 92% малых и средних компаний США частично вывели своих сотрудников за штат посредством договоров аутсорсинга и аутстаффинга. В Европе данный показатель составляет 86%. В России около 22% и ежегодно увеличивается на 2-3% [5]. Следует отметить, что точных данных по объему российского рынка труда и его составляющих нет. Это связано с нежеланием, работающих в этой сфере организаций, освещать свои реальные объемы работы и доходы. В связи с чем данные официальных органов государственной власти Российской Федерации и независимых аналитических компаний могут значительно различаться. Например, рынок кадровых услуг в России в 2016 году по данным ALTO CONSULTING GROUP распределился следующим образом: аутстаффинг - 25%, аутсорсинг - 15%,
подбор персонала - 25%, предоставление временного персонала - 20%, хэдхантинг (executive search) - 15% [6].
После вступления в силу законодательных актов, регламентирующих процесс аутстаффинга и ужесточающих требования, предъявляемые к компаниями-аутстафферам, операторы рынка труда разделились на два лагеря: компании, которые оказывают аутсорсинговые услуги, и организации, специализирующиеся на привлечении и предоставлении персонала - аутстаффинге. Совмещение форм работы оказалось под силу только крупным игрокам. Большинству мелких и средних аутстаффинговых компаний пришлось трансформировать бизнес либо просто уйти с рынка. По данным экспертов рынка труда из «СТС Групп», по состоянию на начало 2017 года в России свою деятельность вынуждены были свернуть свыше 1.000 средних и мелких игроков аутстаффинговых услуг, которые уступили место более надежным и опытным кадровым компаниям [7]. В течение 2017 года, когда кризис набрал невиданные обороты и «выкосил» свыше 600.000 российских средних и малых компаний и предприятий в различных сферах бизнеса, объявивших о банкротстве, ряды аутстафферов также поредели. Не справившись с конкуренцией и ужесточившимися требованиями, канули в небытие более 20% мелких игроков. Однако акулы этой сферы остались на плаву, подстроившись под новые правила [8]. По состоянию на 2018 год многие небольшие кадровые агентства закрылись, произошло временное снижение объема рынка аутстаффинга. Однако по прогнозам специалистов, уже к 2019 году рынок аутстаффинга будет перераспределен между оставшимися компаниями и снова покажет рост.
Долгое время аутсорсинг и аутстаффинг персонала в современной России развивались стихийно без правового регулирования со стороны государственных органов власти. В связи с этим рынок данных услуг имел низкий уровень роста по сравнению с иностранными показателями [9].
С принятием законодательной базы аутстаффинга многие спорные вопросы, возникавшие между сторонами договора и надзорными органами, удалось снять. Также значительно повысился уровень защиты прав работников, осуществляющих свою трудовую деятельность в рамках договоров аутстаффинга. Изменения в законодательстве привели к тому, что с рынка услуг аутстаффинга ушли сомнительные фирмы, а контроль за оставшимися со стороны государства значительно усилился. Это привело к подорожанию услуг фирм аутстафферов и дополнительным расходам компаний заказчиков. Произошло фактическое разделение договоров аутсорсинга и аутстаффинга, перераспределение сфер бизнеса на рынке труда, его временное снижение. Но, даже не
смотря на подорожание услуг, аутстаффинг оказался выгодным инструментом для снижения расходов. А принятая законодательная база открывает большие перспективы для развития аутсорсинга и аутстаффинга персонала в современной России.
Список литературы
1. Федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162598/
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 № 117-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
3. Популярные виды аутсорсинга в РФ в 2017// Консалтинговая компания ООО «ПраксисКом», 2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://praxiscom.ru/populyamye-vidy-autsorsinga-v-rf-v-2017/
4. Логойда И. Аутстаффинг персонала - что это такое? Услуги, договор и суть аутстаффинга. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fb.ru/article/145412/
5. Пеша А.В., Перина Д.В. Аутсорсинг подбора персонала в России: анализ и тенденции развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2017. Том 9. - №4. С. 56.
6. Шиляев А. Бизнес-план расширения деятельности аутстаффинговой компании// ALTO CONSULTING GROUP. - 2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://alto-group.ru/proekt/163-kompaniya-alto-consulting-group-razrabotala-biznes-plan-rasshireniya-deyatelnosti-autstaffingovoj-kompanii
7. Стабилизация рынка труда // Единый банковский портал, 17.04.2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://1eb.ru/news/analytics/3773-stabilizaciya-rynka-truda
8. Аутсорсинг в ауте // Административный директор. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://admdir.ru/autsorsing-v-aute/
9. Дегтярев Б.А. Состояние и перспективы развития аутсорсинга и аутстаффинга персонала в современной России // Гагаринские чтения - 2018: XLIV Международная молодёжная научная конференция: Сборник тезисов докладов. Том 4: М.: МАИ. - 2018. -С. 105-106.
10. Катаргина Н.А. Аутсорсинг как кадровая технология и форма работы с персоналом // Advanced Science 2017. - №1. - С. 47.
11. Kulikova N.N., Smolentsev V.M., Tikhonov A.I., Kireev V.S., Dikareva V.A. Planning of technological development of new products and its impact on the economic performance of the enterprise // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. №8Special Issue. С. 213-219.