Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомадова Эльза Исаевна, Кунтаева Хава Мовлединовна, Бакашев Эмиди Дагаевич

В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий в учебных программах начальной школы и влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие творческих способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомадова Эльза Исаевна, Кунтаева Хава Мовлединовна, Бакашев Эмиди Дагаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF APPLICATION INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the use of information and communication technologies in primary school curricula and the impact of information and communication technologies on the development of students’ creative abilities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_5_411 УДК 004

Магомадова Эльза Исаевна,

старший преподаватель кафедры граждан ского права и процесса, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Zeka0708@mail.ru

Кунтаева Хава Мовлединовна,

преподаватель кафедры технологии и дизайна, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Kuntaeva.hava19@mail.ru

Бакашев Эмиди Дагаевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента инноваций и бизнеса, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, e-mail: Bakashev1@mail.ru

В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий в учебных программах начальной школы и влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: информация; коммуникация; технология; инструменты; деятельность.

UDC 004

Magomadova Elza Isaevna,

Senior Lecturer, Department of Civil Law and Process, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: Zeka0708@mail.ru

Kuntaeva Khava Movledinovna,

Lecturer, Department of Technology and Design, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Kuntaeva.hava19@mail.ru

Bakashev Emidi Dagaevich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Innovation and Business Management, Grozny State Petroleum Technical University. Named after acad. M.D. Millionshchikov, Grozny, Russia, e-mail: Bakashev1@mail.ru

The article discusses the use of information and communication technologies in primary school curricula and the impact of information and communication technologies on the development of students' creative abilities.

Keywords: information; communication; technology; instruments; activity.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

THEORETICAL ASPECTS OF APPLICATION INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это набор методов, инструментов и технологий для извлечения, хранения, обработки, отображения и передачи данных, таких как графика, текст, цифровые, аудио- и видеоданные, с использованием персональных компьютеров, компьютерных сетей и коммуникационных устройств. Давайте рассмотрим историю возникновения и развития информационных технологий.

Когда появились слова, люди смогли сохранять информацию в памяти, что стало первым шагом в развитии информационных технологий. Следующий шаг был сделан бла -годаря изобретению символов в V-VI веках до н.э. Человечество того времени могло не только запоминать, но и записывать информацию с помощью материального носителя. Появление символов позволило выполнить все этапы обработки информации, такие как компиляция, анализ, хранение и передача информации людям.

Впервые в истории персонажи были представлены изображениями, нарисованными на твердых поверхностях, это был индивидуальный образ, который отражал мировоззрение древних людей и их действия, и это была оригинальная форма пиктограмм. В бронзовом веке была разработана система повторений, соответствующая современным идеограммам, это была первая единица информации, которая постепенно превратилась в иероглифы (появившиеся в VI веке до н.э.) [13, с. 22-24].

Вавилоняне изобрели метод дифференциации, при котором количество определенных единиц определяется положением символа. В V—VI веках до н.э. на Крите уже использовалась 10-адическая арифметика.

Следующим этапом передачи информации были простые японские слоговые буквы, нанесенные на глиняные таблички, в то время вавилонский язык приобрел международный статус и использовался в дипломатических переговорах и деловых операциях. Информация теперь передается словами.

XVI век позволил значительно продвинуться в развитии информационных технологий. На основе финикийского алфавита был создан греческий алфавит, который затем был принят в западных странах. Европейцы изобрели современные формы пунктуации в этом веке.

Математические символы развивались благодаря усилиям исследователей и ученых. В прошлом веке были сделаны фундаментальные открытия в области математических наук, были созданы алгебраические символы для обозначения сложения, вычитания, умножения, равенства, бесконечности и сокращения.

В области инженерной графики использовался единый информационный язык, а инструменты создавались линейно, воплощая процесс технологии и строительства. Изобретение инженерных чертежей произошло одновременно с появлением прототипа персонажа. Графическая инженерная документация продолжает улучшаться по мере усложнения строительных проектов.

Развитие технической графики получило высокую оценку и стало основным инструментом деятельности изобретателей. Этот тип графики стал основным инструментом для проектирования сложных технических конструкций, таких как машины, механизмы и архитектурные сооружения. В этом столетии стали доступны программы, которые могли отображать 3D-модели, с помощью программного обеспечения стало возможно создавать свой дизайн в цвете и автоматически создавать графические объекты.

Информационная и коммуникационная система претерпела бесчисленные этапы совершенствования. Первоначально мы стали свидетелями развития языка, что позволило обмениваться знаниями. Сегодня мы используем язык как нечто само собой разумеющееся, но появление языка стало важным шагом вперед в развитии передачи информации.

До изобретения бумаги информационные достижения привели к использованию более стабильных носителей данных, таких как камень, картон и глиняная плитка. Был произведен папирус, первый аналог бумаги. Позже был изобретен пергамент, а завершающим этапом в разработке бумажных носителей стала книга (VI век до н.э.).

Методы передачи информации обрели новую форму в древности, в Греции, Персидской империи, Египте, Китае и других регионах. В этих странах использовались системы почтовой связи, в которых курьер передавал сообщение в виде писем из рук в руки. Была создана первая библиотека с открытым до-

ступом. Библиотека станет первым в истории информационным центром.

Книги становятся товаром, а правители начинают создавать личные библиотеки. Книги приобретают статус предметов роскоши. В XIX веке бумага начинает выпускаться в промышленных масштабах.

Высшие учебные заведения Италии, Франции, Германии и Великобритании играли роль «информационных банков». Изобретение типографии стало революционным в этом развитии, первые машины появились в Германии. Массовое производство книг позволило сделать новый шаг в становлении естественных наук. С появлением научно-технической терминологии качество передачи информации начало улучшаться. Массовое производство книг и журналов увеличило объем передаваемых данных за единицу времени. Затем была создана огромная энциклопедия.

В начале XX века появление международной почты, телеграфа, телефонной связи, радио и кино положило начало новым достижениям в области информационных технологий. К 1911 году уже можно было передавать рисунки по беспроводной сети или по телевидению. Произошло распространение промышленного телевидения, появление пишущих машинок, появились телефон и радио, произошли серьезные изменения в обработке информации. Значительно улучшилась производительность при отправке, получении и обработке данных [1].

С 1940-х по 1960-е годы активно велось технологическое развитие в области электрооборудования. С 60-х годов были внедрены электронные технологии, и появились первые компьютеры. В это время продвигается компьютеризация обучения (оцифровка), и электронные средства и компьютерные технологии были внедрены в образовательный процесс студентов, изучающих технику, а затем гуманитарные науки (конец 60-х -начало 70-х годов). Все это привело к необходимости преподавать основы алгоритмов и программирования, элементы логической алгебры, компьютерное математическое моделирование и т.д. Однако из-за отсутствия удобного и понятного программного обеспечения компьютеры не получили широкого распространения в гуманитарном образовании.

Позже, в середине 70-х и в 90-х годах, компьютерное оборудование разработало гораздо более мощные и практичные модели, чем предыдущие, что позволило моделировать и изучать различные процессы и явления (химические, физические, социальные, образовательные и т. д.). В сфере образования все более популярными становятся автоматизированные системы обучения, управления знаниями и управления образовательными процессами.

Современные модели привлекают внимание к простоте использования, большой памяти, новым информационно-коммуникационным технологиям, мультимедийным технологиям, виртуальной реальности и пониманию текущего процесса компьютеризации и его социального воздействия.

Достижения в области информации и коммуникации открыли эпоху общих стандартов хранения и обработки информации. Теперь все пользователи имеют доступ к информации, а знания предоставляются удобным способом. Накоплен очень большой объем данных, и сообщество пользователей не может эффективно их использовать без ПК.

Появление и развитие информационного общества позволяет в полной мере применять информационные и коммуникационные технологии в образовании, но определяется несколькими важными факторами, наиболее важные из которых мы перечислим [1, с. 206209].

1. Во-первых, использование информационно-коммуникационных технологий способствует более эффективной передаче знаний и формированию информационного наследия для следующего поколения.

2. Вторым фактором является использование ИКТ для повышения эффективности работы педагога. Педагоги могут улучшить качество обучения и преподавания и увеличить скорость, с которой учащиеся адаптируются к изменениям в обществе и окружающей среде.

3. Третьим элементом является последовательная и постепенная интеграция технологий в образовательную деятельность педагогов, что позволяет им создавать эффективную и совместимую с обществом систему образования и улучшать стандартную систему образования.

Внедрение ИКТ в образование подрастающего поколения очень важно, и междуна-

родные ученые и эксперты согласны с этой идеей. Информационные и коммуникационные технологии влияют на все сферы человеческой деятельности. Информационные технологии оказывают наиболее очевидное влияние на образование, поскольку они позволяют внедрять новые методы обучения и преподавания.

ИКТ оказывают сильное влияние не только на образование учащихся, но и на весь образовательный процесс в целом, поскольку они коренным образом изменяют модели передачи знаний и методы обучения. Кроме того, можно подчеркнуть, что внедрение ИКТ в систему образования не только влияет на образовательные технологии, но и приводит к новому образовательному процессу. Эти технологии также привели к появлению новых образовательных и учебных инструментов, которые будут описаны ниже [2].

Назовем инструменты ИКТ, используемые в обучении.

1. Аппаратное и программное обеспечение.

Основными инструментами ИКТ, поддерживающими компьютерную среду образовательных систем, являются персональные компьютеры, которые являются общими устройствами для обработки информации.

Устройства, которые записывают (вводят) визуальную и слуховую информацию (сканеры, камеры, видеокамеры), могут интегрировать изображения окружающей информации непосредственно в процесс обучения.

2. Программное обеспечение.

Программное обеспечение - это душа современных компьютеров, планшетов, смартфонов и ноутбуков, без них компьютеры — это просто куча аппаратного обеспечения. Именно программное обеспечение определяет функции компьютера, например, может ли он выполнять финансовые расчеты и может ли он рисовать проекты и чертежи.

Все программное обеспечение в целом де -лится на 3 категории. Системные программы выполняют различные служебные функции. Среди десятков тысяч системных приложений операционные системы представляют особый интерес, поскольку они позволяют эффективно использовать ресурсы компьютера. Утилиты улучшают функциональность операционной системы и предоставляют независимые и важные функции (мониторинг,

тестирование, диагностическое программное обеспечение, антивирусное программное обеспечение и т. д.).

3. Цифровые образовательные ресурсы.

Цифровые учебные ресурсы — это ресурсы, используемые в процессе обучения, такие как цифровые фотографии, видеоклипы, статические и динамические модели, виртуальная реальность и интерактивное моделирование, карты, голосовые записи, коммерческие символы и графики, а также текстовые документы.

Типы цифровых учебных материалов:

— интерактивные элементы: вопросы и задачи, тестирование и самопроизводство, интерактивные модели и анимация;

— демонстрационная графика: иллюстрации, анимация и видеоклипы;

— текст — текст с абзацами, текст с языком, таблицы;

— учебные материалы — презентации и уроки.

Популярные инструменты ИКТ, такие как электронная почта, списки рассылки, группы новостей и чаты, также доступны в Интернете. Было разработано специальное программное обеспечение для связи в реальном времени. После входа в систему вы можете отправлять символы на клавиатуру, звуки, изображения и всевозможные файлы. Эти программы позволяют удаленным пользователям взаимодействовать с программами, работающими на локальном компьютере.

Основываясь на множестве информации, такой как Интернет и учебные материалы, педагоги должны выбирать лучшие учебные материалы для своих учеников. Были определены конкретные требования к цифровым учебным ресурсам, чтобы педагоги могли легко манипулировать представленной информацией. Современные цифровые учебные ресурсы включают в себя:

— содержание учебника, законы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся используемой учебной программы;

— обеспечение интерактивного и мультимедийного обучения;

— предоставление возможностей для дифференциации уровней и индивидуализации обучения;

— предоставление вида учебной деятельности, который позволяет учащимся приоб-

ретать опыт решения повседневных проблем на основе знаний и навыков по определенному предмету;

- возможность как индивидуальной, так и групповой работы;

- предоставление методов обучения, которые интегрируют структуры модулей;

- возможность настраивать и хранить результаты промежуточных работ, когда это возможно методологически;

- удобный для пользователя интерфейс.

Все инструменты информационно-коммуникационных технологий, используемые в обучении, классифицируются следующим образом в зависимости от их характеристик и целей.

1. Инструменты обучения в области ИКТ -предоставление знаний, навыков, необходимых для обучения и практической деятельности, а также обеспечение необходимого уровня обучения.

2. Тренажеры - предназначены для применения на практике различных типов навыков и для пересмотра или улучшения того, что было изучено. Симулятор должен сосредоточиться на конкретных знаниях, вопросах и исправлениях, программное обеспечение тестирует, анализирует и обучает требуемым областям знаний [3].

3. Инструменты поиска информации и справочные инструменты - позволяют приобретать знания и навыки для предоставления информации и ее организации.

4. Инструменты ИКТ для демонстраций -позволяют визуализировать объекты, явления и процессы, которые необходимо исследовать и изучать.

5. Инструменты моделирования - демонстрируют конкретные аспекты реальности для изучения структурных или функциональных особенностей, моделируют объекты, явления и процессы для их изучения и изучения.

6. ИТ-инструменты ИКТ - позволяют автоматизировать различные вычисления и другие рутинные задачи.

7. Инструменты ИКТ, основанные на обучающих играх, предназначены для создания обучающих ситуаций путем реализации мероприятий для учащихся в игровом формате.

На практике учителя сталкиваются с различными типами ИКТ, но самой важной является система (информационные техно-

логии для обучения). В сфере образования следует подчеркнуть, что основным условием качественной интеграции технологий является профессиональная подготовка преподавателей и специалистов по использованию компьютерных систем и инструментов. Любой, кто участвует в образовательном процессе с помощью ITL, должен обладать необходимыми навыками владения информацией и всесторонним пониманием используемых технологий. В некоторых развитых странах (например, в Великобритании) для этой цели требуются соответствующие подтверждающие документы (сертификаты).

Информационные технологии открывают новые возможности для работы и обучения, в особенности в области технологий дистанционного обучения.

Список литературы

1. Аблакотов А.А., Епанешников В.В. Применение ИКТ на уроках технологии - фактор повышения активизации познавательной деятельности. М.: Весь мир, 2016. 600 с.

2. Афанасьев А.Н., Иванов Р.П. Теоретические аспекты применения современных вычислительных технологий в образовании. СПб.: Рипол Классик, 2019. 320 с.

3. Бабкова А.Р. Роль современных ИКТ в общеобразовательной школе // Школьный мир. 2016. № 3. С. 15-18.

4. Блог ИКТ-урок. URL: http://iktyrok.ru/privet-mir/ (дата обращения: 24.02.2022).

5. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Голос-Пресс. 2017. № 9. С. 123-127.

6. Васильева В.Н., Лисицына Л.С. Интернет-технологии - образованию. СПб.: Рипол-классик, 2018. 541 с.

7. Гладышева Е.Н. Негативное влияние компьютерных технологий // Молодой ученый. 2017. 12. С. 99-106.

8. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий // Педагогическая информатика. 2016. № 25. С. 36-41.

9. Гужова И.В. ИКТ в образовании: учеб. планы для средней школы и программы подготовки преподавателей. Томск: Академия, 2019. 187 с.

10. Интерактивное образование. URL: http://io.nios. ru/articles2/1/3/za-i-protiv-ikt-na-urokah-matematiki (дата обращения: 14.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Ablakotov A.A., Epaneshnikov V.V. Primenenie IKT na urokax texnologii - faktor povy'sheniya aktivizacii poznavatel'nojdeyatel'nosti. M.: Ves' mir, 2016. 600 с.

2. Afanas'ev A.N., Ivanov R.P. Teoreticheskie aspekty primeneniya sovremenny'x vy'chislitel'ny'x texnologij v obrazovanii. SPb.: Ripol Klassik, 2019. 320 с.

3. Babkova A.R. Rol' sovremenny'x IKT v

obshheobrazovatel'noj shkole. ShkoVnyj mir. 2016. № 3. S. 15-18.

4. Blog IKT-urok. URL: http://iktyrok.ru/privet-mir/ (data obrashheniya: 24.02.2022).

5. Bogolyubov V.I. Pedagogicheskaya texnologiya: e'volyuciya ponyatiya. Golos-Press. 2017. № 9. S. 123-127.

6. Vasil'eva V.N., Lisicyna L.S. Internet-texnologii -obrazovaniyu. SPb.: Ripol-klassik, 2018. 541 c.

7. Glady'sheva E.N. Negativnoe vliyanie komp'yuterny'x texnologij. Molodoj ucheny'j. 2017. 12. S. 99-106.

8. Gorbunova L.N., Semibratov A.M. Povy'shenie kvalifikacii pedagogov v oblasti informacionno-kommunikacionny'x texnologij. Pedagogicheskaya informatika. 2016. № 25. S. 36-41.

9. Guzhova I.V. IKT v obrazovanii: ucheb. plany dlya srednej shkoly i programmy podgotovki prepodavatelej. Tomsk: Akademiya, 2019. 187 c.

10. Interaktivnoe obrazovanie. URL: http://io.nios.ru/ articles2/1/3/za-i-protiv-ikt-na-urokah-matematiki (data obrashheniya: 14.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.