Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ОГНЕВОЙ ВЫУЧКИ КУРСАНТОВ ВООВО РОСГВАРДИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ОГНЕВОЙ ВЫУЧКИ КУРСАНТОВ ВООВО РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководитель занятия / педагогические средства / методические приёмы и методы / мотивация / учебная деятельность / огневая подготовка / lesson leader / pedagogical tools / methodological techniques and methods / motivation / educational activity / fire training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Чемирзов Эдуард Евгеньевич

в статье представлены основные аспекты повышения огневой выучки курсантов военных вузов; раскрыта классификация методов обучения курсантов военных вузов; рассмотрено применение преподавателем педагогических средств и методов обучения в процессе формировании у обучающихся мотивации к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Чемирзов Эдуард Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF INCREASING FIRE TRAINING OF VOOVO ROSGVARDIA TRAINERS

the article presents the main aspects of increasing the fire skills of cadets of military universities; the classification of training methods for cadets of military universities is revealed; considered the use of pedagogical tools and teaching methods by the teacher in the process of forming students' motivation for learning activities

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ОГНЕВОЙ ВЫУЧКИ КУРСАНТОВ ВООВО РОСГВАРДИИ»

Международная научно-практическая конференция

УДК 378.016

Лымарев Виталий Николаевич Lymarev Vitaliy Nikolayevich

к.пед.н., доцент кафедры Candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department

Чемирзов Эдуард Евгеньевич Chemirzov Eduard Evgenievich

курсант student

Лапай Михаил Игоревич Lapay Michael Igorevich курсант student

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации Perm Military Institute of the National Guard's Forces of the Russian Federation

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ОГНЕВОЙ ВЫУЧКИ КУРСАНТОВ ВООВО РОСГВАРДИИ

THEORETICAL ASPECTS OF INCREASING FIRE TRAINING OF VOOVO

ROSGVARDIA TRAINERS

Аннотация, в статье представлены основные аспекты повышения огневой выучки курсантов военных вузов; раскрыта классификация методов обучения курсантов военных вузов; рассмотрено применение преподавателем педагогических средств и методов обучения в процессе формировании у обучающихся мотивации к учебной деятельности.

Abstract: the article presents the main aspects of increasing the fire skills of cadets of military universities; the classification of training methods for cadets of military universities is revealed; considered the use of pedagogical tools and teaching methods by the teacher in the process of forming students' motivation for learning activities.

Ключевые слова, руководитель занятия, педагогические средства, методические приёмы и методы, мотивация, учебная деятельность, огневая подготовка.

Key words: lesson leader, pedagogical tools, methodological techniques and methods, motivation, educational activity, fire training.

В условиях напряжённой остановки во многих сферах жизни и деятельности государства и общества, вынужденного принятия мировым сообществом кардинальных мер экстренного характера в рамках борьбы с

Научные исследования и инновации пандемией новой короновирусной инфекции, задача по выполнению государственного заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в военных образовательных организациях высшего образования требует внедрения в образовательный процесс новых технологий, методов и методик изучения учебных дисциплин.

Необходимость внезапного перехода на дистанционную форму обучения, самоизоляция научно-педагогических работников, процесс цифровизации, внедряемый в систему военного образования требует пересмотра общих методик проведения занятий, позволяющих обучающимся качественно осваивать образовательную программу в совершенно новых для них условиях с одной стороны и готовность к межсубъектному учебному взаимодействию профессорско-педагогического состава с другой [1].

Требует совершенствования и уровень огневой подготовленности будущих военных специалистов, способных успешно выполнять поставленные перед ними задачи по предназначению.

Основными руководящими документами, регламентирующими образовательный процесс в военных образовательных организациях высшего образования, определён достаточно объёмный спектр возможностей в сфере образовательного процесса: разработка и определение квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке будущих выпускников, размещение информации в открытых информационных сетях и т.д., что способствует значительному повышению качества военного образования и ответственности за качественную составляющую подготовки выпускника военной образовательной организации высшего образования [3].

Используемая в настоящее время нормативно-правовая, учебная, материальная база, определяющая элементы обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования учебной дисциплине «Огневая подготовка» требует актуализации современным условиям, гибкого регулирования, применения определённо новых методик обучения и диагностирования. В рамках качественного усвоения учебной программы

Международная научно-практическая конференция дисциплины необходимо внедрение комплекса диагностирования степени огневой подготовленности обучающихся, направленный на объективную оценку уровня огневой подготовленности курсантов на каждом курсе обучения, оптимизацию средств и методик, способствующих регулированию системы обучения в целях достижения высоких результатов.

В рамках комплексного подхода с применением педагогических приёмов, технических средств и методов обучения с целью совершенствования системы огневой подготовленности обучающихся, в образовательном процессе необходимо использование инновационных, научно и практически обоснованных продуктивных педагогических средств, методических приёмов и методов. Формирование, а в последующем и совершенствование устойчивых практических навыков у обучающихся, достижение высоких и стабильных результатов в практической стрельбе возможны исключительно в результате выстроенной структурированной системы регулярных занятий с применением современных технологий и эффективных методов обучения, представленных в большом количестве методических рекомендаций и другой нормативной базы.

В педагогической науке метод представлен определенным способом деятельности по достижению учебно-воспитательных целей, способом межсубъектного учебного взаимодействия участников образовательного процесса в целях качественного выполнения программы обучения [4].

В методах, применяемых при изучении учебной дисциплины «Огневая подготовка», находят своё отражение принципы обучения дисциплине, содержание, формы и средства, что позволяет нам считать понятие метода многомерным.

Изучая многомерность метода обучения, мы соглашаемся с академиком Бабанским Ю.К., представившим одну из распространённых классификаций методов обучения [5], где выделяются три большие группы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и методы контроля и самоконтроля в процессе обучения. В рамках системы подготовки руководителя

Научные исследования и инновации к занятию по огневой подготовке представляется необходимым выделение применяемых в процессе проведения занятий методов мотивации и стимулирования в отдельную группу по причине схожести понятий «стимулирование» и «мотивация». Процесс стимулирования к учебной деятельности рассматривается нами как побуждение к чувству, действию, к толку мысли и т.д. Соответственно указанная выше классификация в полном объёме соответствует применяемому к обучению в военной образовательной организации высшего образования в целом и при изучении учебной дисциплины «Огневая подготовка» в частности профессионально-мотивирующему подходу, формирующему систему познавательных мотивов, способствующих к активной практической деятельности обучающихся в рамках проведения занятий.

Как известно, применение методов обучения способствует процессу формирования мотивации обучающихся, предоставляя возможность научно-педагогическим работникам побуждать курсантов к способам процесса обучения, вызывающим общеобразовательную и военно-профессиональную познавательную активность, формирующим потребность в овладении знаниями, навыками, алгоритмами практических действий. Методически грамотная организация и проведение с обучающимися самостоятельной работы накануне занятий по огневой подготовке является средством активизации познавательных мотивов обучающихся, при этом самостоятельное активное и целенаправленное изучение курсантами учебного материала, организуемое научно-педагогическими работниками на основе формирования мотивации учения, выступает ведущей формой учебной деятельности обучающихся.

В рамках повышения эффективности изучения учебной дисциплины «Огневая подготовка» руководителю занятия рекомендовано применение следующих педагогических средств [2]:

1) дифференцированная мотивация и стимулирование поведения обучающихся при достижении определённого результата в изучении дисциплины;

Международная научно-практическая конференция

2) интеграция установленных требований, ориентирующих на субъективные творческие достижения и требований, направленных на решение совместно с руководителем занятия реальных практических задач;

3) ориентированное обучение методам познания и практической деятельности: научным методам решения, креативным и диалектическим способам мышления, умственным операциям (анализ, обобщение, абстрагирование);

4) интеграция требований, относящихся к военной специальности, стимулирующих творческое мышление и действия, реализующие интерес к познанию.

Таким образом, система подготовки руководителя занятия по огневой подготовке требует использования действенных дидактических приёмов, основанных на отношении педагога к обучающимся. С помощью применения данных приёмов формируется эмоциональная обстановка на занятии, благоприятная атмосфера, вырабатываются доверительные отношения между участниками образовательного процесса.

Библиографический список:

1. Веретин, С. В. Формирование профессиональной культуры у курсантов высших военно-учебных заведений / С. В. Веретин, О. Н. Тымчук. - Ульяновск, 2010. - 38 с.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 31. 12. 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. rg. ru/prmtaЫe/2012/12/30/оbrazоvame-dоk. Html

Научные исследования и инновации

4. Уварина, Н.В. Национальная безопасность и молодежная политика в современной России: монография / Н.В. Уварина, Е.А. Гнатышина, Н.А. Пахтусова и др. - Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. - 241 с.

5. Шубина, О.Н. Характеристика методов и способов обучения по Ю.К Бабанскому / О.Н. Шубина // Обучение и воспитание: методики и практика. -2016. - № 30-1. - С. 146-151.

© В.Н. Лымарев, О.А. Э.Е. Чемирзов, М.И. Лапай, 2020

УДК 372.8

Пакирова Марина Сабировна Pakirova Marina Sabirovna

Магистр Master Student

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Perm State Humanitarian Pedagogical University

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ

USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING THINKING IN TEACHING

ENGINEERING GRAPHICS

Аннотация: В статье обсуждается формирование инженерного мышления на этапе обучения в школе и результаты использования дистанционного курса по дисциплине «Инженерная графика» для достижения поставленной задачи. Рассмотрены подходы к проектированию дистанционных курсов с точки зрения педагогического дизайна. Показано, что использование дистанционных технологий оказывает положительное влияние на развитие инженерного мышления у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.