Научная статья на тему 'Значение достижения результата в системе огневой подготовки курсантов военных вузов'

Значение достижения результата в системе огневой подготовки курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ / ФЕНОМЕН РЕЗУЛЬТАТА / FIRE TRAINING / ACHIEVEMENT OF RESULTS / SHOOTING PERFORMANCE / RESULT PHENOMENON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жемчужников Александр Васильевич, Золотарев Владимир Александрович

В статье раскрывается понятие «достижение результата в огневой подготовке». Приводятся различные подходы к исследованию данного понятия. Достижение результата рассматривается как мотив. Дается характеристика достижению результата как педагогическому процессу. Раскрывается целевая установка достижения результативности стрельбы в системе подготовки курсантов военных вузов. Уточняется педагогическая сущность достижения результата в контексте мотива, процесса и цели, что позволяет структурировать процесс обучения и пересмотреть программу стрелковой подготовки будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жемчужников Александр Васильевич, Золотарев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value of achievement of results in the system of fire training of military university cadets

The article reveals the concept of "achieving results in fire training." Various approaches to the study of this concept are given. Achieving the result is considered as a motive. The characteristic is given to the achievement of the result as a pedagogical process. The target setting of achieving the effectiveness of shooting in the training system of cadets of military universities is disclosed. The pedagogical essence of achieving results in the context of motive, process and goal is clarified, which allows us to structure the training process and revise the shooting training programs for future officers.

Текст научной работы на тему «Значение достижения результата в системе огневой подготовки курсантов военных вузов»

November 2, 2019)

4. Chetinin, M.N. (2008), A.N. Strelnikovas breathing exercises, Metafora, Moscow.

Контактная информация: iaeroshenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2019

УДК 378.1

ЗНАЧЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА В СИСТЕМЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Владимир Александрович Золотарев, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье раскрывается понятие «достижение результата в огневой подготовке». Приводятся различные подходы к исследованию данного понятия. Достижение результата рассматривается как мотив. Дается характеристика достижению результата как педагогическому процессу. Раскрывается целевая установка достижения результативности стрельбы в системе подготовки курсантов военных вузов. Уточняется педагогическая сущность достижения результата в контексте мотива, процесса и цели, что позволяет структурировать процесс обучения и пересмотреть программу стрелковой подготовки будущих офицеров.

Ключевые слова: огневая подготовка, достижение результата, результативность стрельбы, феномен результата.

VALUE OF ACHIEVEMENT OF RESULTS IN THE SYSTEM OF FIRE TRAINING OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

Alexander Vasilyevich Zhemchuzhnikov, the senior lecturer, Vladimir Aleksandrovich Zolotarev, the teacher, Perm Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Federation

Annotation

The article reveals the concept of "achieving results in fire training." Various approaches to the study of this concept are given. Achieving the result is considered as a motive. The characteristic is given to the achievement of the result as a pedagogical process. The target setting of achieving the effectiveness of shooting in the training system of cadets of military universities is disclosed. The pedagogical essence of achieving results in the context of motive, process and goal is clarified, which allows us to structure the training process and revise the shooting training programs for future officers.

Keywords: fire training, achievement of results, shooting performance, result phenomenon.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных дисциплин в системе боевой подготовки курсантов военных вузов является огневая подготовка. Она способствует развитию как навыков и умений, требуемых для правильного ведения огня из имеющихся образцов оружия, так и формированию эмоциональной устойчивости, выдержки, требуемой будущему офицеру для выполнения служебно-боевых и оперативно-служебных задач. Однако, педагогическое проектирование освоения образовательной программы по дисциплине «Огневая подготовка», включающее структурированный блок тем и занятий, который реализуется в определенный временной период, как правило, не разъясняет сути достижения результата в огневой подготовке. Иными словами, достижение результата в стрельбе не полностью отражает достижение результата в огневой подготовке.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящее время система обучения курсантов приемам стрельбы насыщена различными средствами обучения (электронный тир, видеоассистент стрельбы и т.д.), что позволяет указать обучающемуся на ошибки на этапе обучения стрельбе. Однако, внутренним стимулам не уделяется должного внимания.

Весь процесс подготовки стрелков сводится к получению наилучшего результата стрельбы, однако, для повышения эффективности обучения стрельбе необходимо рассмотреть понятие «достижение результата» с различных сторон методологической теории.

Рисунок 1 отражает результат стрельбы как совокупность трёх составляющих: достижение результата как мотив, достижение результата как цель, достижение результата

И-1

< как цель

N

как процесс

Рисунок 1. Структура достижения результата в системе огневой подготовки курсантов военных вузов

Достижение результата как мотив. Наиболее полно теория мотива военно-профессиональной деятельности раскрыта в исследовании Лымарева В.Н. [1]. Проецируя суть мотива военно-профессиональной деятельности на достижение результата в огневой подготовке, необходимо отметить, что повышение результативности стрельбы обучающихся является движущим фактором на полном протяжении изучения дисциплины «Огневая подготовка» и при дальнейшем обучении в системе командирской подготовки офицеров. Учитывая деятельностную сущность мотива (мотив всегда побуждает к деятельности) становится возможным предположить, что ожидание лучшего результата выступает мотивом к достижению результата в огневой подготовке и, как следствие, к результативности тренировок, направленных на формирование навыков ведения огня.

Достижение результата как процесс. Иерархия целей предполагает их взаимосвязь и ранжирование на различных уровнях: определение целей дисциплины, определение целей темы, определение целей занятия. Так достижение результата становится возможным рассматривать как педагогический процесс движения к поставленной цели. Необходимо учитывать взаимосвязь с предыдущим заключением и рассматривать данное явление в системе «мотив» - «процесс».

Достижение результата как цель. Характеристика целевой составляющей структуры исследуемой сущности достижения результата близка с общей целью дисциплины, однако не следует их объединять воедино. Достижение результата как цель требуется выводить в отдельный компонент, поскольку он носит результативный характер и является конечной точкой всей педагогической траектории.

Каждая из выделенных составляющих имеет взаимосвязь и в комплексе образует характеристику, именуемую «достижением результата в огневой подготовке».

Таким образом, педагогическая сущность достижения результата в огневой подготовке имеет более широкий научный смысл и является одним из ключевых определений, которое необходимо учитывать при педагогическом проектировании образовательного процесса курсантов военных вузов. Более того, сущность достижения результата представляется возможным вынести за рамки огневой подготовки и в дальнейшем рассматривать на уровне личностного развития будущих офицеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. .Лымарев, В.Н. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук / Лымарев В.Н. - Пермь, 2015. - 219 с.

2. Скобликов, Р.В. Роль свойств личности в успешности формирования навыка стрельбы из пистолета / Р.В. Скобликов, В.О. Устименко // Вестник Краснодарского университета МВД России. -2014. - № 1 (23). - С. 78-80.

3. Солдатов, О. А. Метод повышения результативности стрельбы у квалифицированных биатлонистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Солдатов О.А. - Москва, 1989. - 24 с.

4. Сорокина, А.В. Результативность выполнения стрелковых упражнений биатлонистами. / А.В. Сорокина, И.В. Манжелей, В.Н. Потапов // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 2 (38). - С. 41-43.

REFERENCES

1. Lymarev, V.N. (2015), The formation of the motive of military professional activity among cadets of military universities, dissertation, Perm.

2. Skoblikov, R.V. and Ustimenko, V.O. (2014), "The role of personality traits in the success of the formation of pistol shooting skills", Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol. 1 (23), pp. 78-80.

3. Soldatov, O. A. (1989), A method of increasing the effectiveness offiring among qualified bi-athletes, dissertation, Moscow.

4. Sorokina, A.V., Manzheley, I.V. and Potapov, V.N. (2012), "The performance of shooting exercises by biathletes", Physical Culture and Health, Vol. 2 (38), pp. 41-43.

Контактная информация: zemchyg63@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.11.2019

УДК 378.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДЫ SIMINTECH КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Олег Петрович Пузиков, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье исследуется один из компонентов образовательной среды военного вуза. Предложены возможности использования среды динамического моделирования SimInTech в системе огневой подготовки курсантов военных вузов. Представлены направления, в которых возможна полная реализация принципа наглядности с использованием предложенной среды динамического моделирования. Приводится пример использования программного обеспечения «симулятор в технических системах» в изучении принципов функционирования и работы системы стабилизации вооружения.

Ключевые слова: образовательная среда военного вуза, среда динамического моделирования, SimInTech.

USE OF SIMINTECH ENVIRONMENT AS A METHOD FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE SYSTEM OF PREPARATION OF OFFICERS OF THE

NATIONAL GUARDS

Alexander Vasilyevich Zhemchuzhnikov, the senior lecturer, Oleg Petrovich Puzikov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, head of department, Perm Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Federation

Annotation

The article examines one of the components of the educational environment of the military university. The possibilities of using the SimInTech dynamic modeling environment in the fire training system for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.