Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров Олег Юрьевич

В статье рассмотрены теоретические подходы к изучению педагогического воздействия применяемое по отношению к осужденным. Дается определение понятию «воспитательная работа». Определены основные педагогические средства воспитания, которые развивают у осужденных те способности, позитивно влияющие на их успешную адаптацию и дальнейшую ресоциализацию после отбытья срока наказания. Выделены, основные направления воспитательного воздействия в пенитенциарных учреждениях, которые оказывают положительное влияние на мысли, поведение, взгляды и привычки осужденных, а также на развитие социально полезных качеств и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаров Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF CONVICTS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article discusses theoretical approaches to the study of pedagogical influence applied to convicts. The definition of the concept of «educational work» is given. The main pedagogical means of education that develop convicts' abilities that will affect their successful adaptation and further re-socialization after serving their sentence have been identified. The main directions of educational influence in penitentiary institutions that have a positive impact on the thoughts, behavior, attitudes and habits of convicts, as well as on the development of socially useful qualities and skills are highlighted.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Научная статья УДК 371.485; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-132-135 NIION: 2018-0077-2/22-150 MOSURED: 77/27-024-2022-02-349

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования

Теоретические аспекты педагогического сопровождения осужденных в исправительных учреждениях

Олег Юрьевич Назаров

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия, e-off@inbox.ru

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические подходы к изучению педагогического воздействия применяемое по отношению к осужденным. Дается определение понятию «воспитательная работа». Определены основные педагогические средства воспитания, которые развивают у осужденных те способности, позитивно влияющие на их успешную адаптацию и дальнейшую ресоциализацию после отбытья срока наказания. Выделены, основные направления воспитательного воздействия в пенитенциарных учреждениях, которые оказывают положительное влияние на мысли, поведение, взгляды и привычки осужденных, а также на развитие социально полезных качеств и навыков.

Ключевые слова: осужденный, воспитательная работа, трудовое воспитание, профессиональное образование, педагогическое воздействие

Для цитирования: Назаров О. Ю. Теоретические аспекты педагогического сопровождения осужденных в исправительных учреждениях // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 132-135. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-132-135.

Original article

Theoretical aspects of pedagogical support of convicts in correctional institutions

Oleg Yu. Nazarov

Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russia, e-off@inbox.ru

Abstract. The article discusses theoretical approaches to the study of pedagogical influence applied to convicts. The definition of the concept of «educational work» is given. The main pedagogical means of education that develop convicts' abilities that will affect their successful adaptation and further re-socialization after serving their sentence have been identified. The main directions of educational influence in penitentiary institutions that have a positive impact on the thoughts, behavior, attitudes and habits of convicts, as well as on the development of socially useful qualities and skills are highlighted.

Keywords: convict, educational work, labor education, vocational education, pedagogical impact For citation: Nazarov O. Yu. Theoretical aspects of pedagogical support of convicts in correctional institutions // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):132-135. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-132-135.

В настоящее время современные пенитенциарные исследования направлены на изучение эффективности воспитательной работы с осужденными, имеющие цель выявления результативности работы исправительных учреждений и последующей

© Назаров О. Ю., 2022

возможности корректировки и оптимизации воспитательного процесса и воспитательной системы в целом. Однако, эти исследования не определяют единый подход для оценки степени исправления правонарушителя. Авторы расходятся во мнениях

относительно метода, структуры критериев и их показателей. Также необходимо учитывать, что на воспитательное воздействие в процессе исправления оказывает большое значение «общественно полезный труд, получение общего образования и профессионального обучения» [10].

Таким образом, для профилактики рецидивной преступности в стране, необходимо обеспечить комплексное использование всех воспитательных инструментов воздействия на осужденных. Поэтому для изучения условий и направлений воспитательного воздействия на осужденных, необходимо определить терминологический аппарат исследуемой проблемы.

По мнению С. С. Пиюковой, процесс исправления осужденного зависит от «эффективности педагогической системы исправительного учреждения» и рассматривает воспитательную работу «как одного из его компонентов» [6, с. 100].

Согласно, Концепции воспитательной работы с осужденными: «Воспитательная работа в ИУ - это система педагогических обоснованных мер, направленных на преодоление личностных деформаций осужденных, способствующих их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, законопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения» [5].

Н. Б. Бусинов, О. В. Журкина определяют воспитательную работу со спецконтингентом в ИУ как «целое искусство, которое не терпит формализма шаблонности, стандартов» [2, с. 178]. По их мнению, для достижения положительного результата необходимо постоянно развивать новые формы и методы

По данным «Генеральной прокуратуры РФ», наблюдается неблагоприятная устойчивая тенденция совершенных преступлений лицами, которые ранее уже совершали преступления (рис. 1). Данные показатели указывают на устойчивость рецидивной преступности в стране [7].

воздействия на осужденных, которые будут соответствовать современным требованиям.

В своем исследовании Н. Н. Ивашко при решении воспитательных задач указывает на необходимость «учитывать личностные особенности, факторы и условия, повлиявшие на формирование личности» и уделяет внимание «стимулирующим технологиям», которые имеют большое значение в пенитенциарных учреждениях [4, с. 171].

А. С. Авдеенко, О. В. Ощепкова, при организации воспитательной работы выделили факторы влияющие на ее качество: потеря социального контакта с близкими, семьей; специфика среды в местах лишения свободы приводящая к особому психическому состоянию человека; воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях, воспринимается осужденными как кара; высокий уровень запущенности в социальной и педагогической работе [1, с. 6].

Поэтому воспитательная работа с осужденными носит психолого-педагогический характер. И создает предпосылки для успешного формирования способностей к жизни в новой социальной среде, а также воспринимать требования и моральные ценности этой среды.

Огромную роль в воспитательном процессе играет повышение образовательного и профессионально

967103

100000000% 90000000% 80000000% 70000000% 60000000% 50000000% 40000000% 30000000% 20000000% 10000000% 0%

931107

884661

848320

2017

2018

2019

2020

2021

I Удельный вес преступлений, соврешенных лицами, ранее совершившими преступления. I Выялено лиц совершивших преступления I Выявлено лиц ранее совершивших преступления.

Рис. 1. Общая характеристика рецидивной преступности в России

уровня и рассматривается на законодательном уровне одним из основных средств исправления.

B. Б. Салахова в своем эмпирическом исследовании указывает на то, что, участвуя в учебно-профессиональной деятельности, человек развивается как личность, так как он приобретает реальные представления о своей профессиональной деятельности [8, с. 241].

Л. И. Гаманенко и В. И. Кузнецов выявляют «социально-педагогический потенциал профессионального образования в ИУ, как средство ресоциализации осужденного» и указывают на то, что «образованному человеку легче восстанавливать контакты с близкими, приобретать профессиональные знания, навыки специалиста, которые повышают шансы после освобождения получить достойную работу, появляется самоуважение, изменяется социальный статус, он становится законопослушным членом трудового коллектива» [3, с. 127].

По мнению Н. А. Тюгаевой, «в процессе профессионального образования осужденные получают не только специальность - рабочую путевку в жизнь, но и перестраиваются, нравственно обновляются» [9, с. 168].

Основные цели и задачи нравственного воспитания осужденных отражены в научном исследовании Е. Ю. Холоповой. По мнению автора, важным направлением изучения вопроса нравственного воспитания в пенитенциарной педагогике, являются «условия формирования у личности осужденного жизненной установки, мировоззрения, ценностных ориентиров» [11, с. 107]. А задачи нравственного исправления осужденных, по ее мнению, должны быть направлены на развитие потребность у осужденных добросовестно относиться к труду и вести честный трудовой образ жизни после их освобождения.

В исследованиях пенитенциарных практиков трудовая незанятость спецконтингента указывает на снижение эффективности социальной и педагогической работы с ними, а также оказывает большое влияние на высокую рецидивную преступность в стране, так как лица отбывшие свое наказание не могут адаптироваться в обществе.

C. Х. Шамсунов, изучая вопросы привлечения осужденных к труду, пришел к выводу, что труд универсален, поскольку его суть заключается в его воспитательной ценности для человека. Труд является источником всестороннего социального развития, благосостояния и материальной обеспеченности человека, а также способствует развитию высоких моральных качеств, повышает уровень сознания, укрепляет чувство ответственности и дарит радость творчества [12, с. 56].

Таким образом, проведенный теоретический анализ воспитательного воздействия на осужденных в про-

цессе исправления показал, что воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования и профессионального обучения должны оказывать положительное влияние на мысли, поведение, взгляды и привычки осужденных, а также на развитие социально полезных качеств и навыков. И в конечном счете должна быть подготовительным этапом для исправления осужденных в местах лишения свободы. Достижение целей и задач процесса исправления осужденных, влияют на успешную адаптацию освободившихся из мест лишения свободы к жизни в обществе.

Библиографический список

1. Авдеенко, А. С. Основные направления воспитательной работы с осужденными / А. С. Авдеенко, О. В. Ощепкова // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе : Материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов, Самара, 27 апреля 2018 года. Самара : Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 6-10.

2. Бисинов, Н. Б. Воспитательная работа как основное средство исправления осужденных в России / Н. Б. Бисинов, О. В. Журкина // Исследование различных направлений современной науки : Материалы XXXVI Международной научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2018 года. Москва: Научный центр «Олимп», 2018. С. 176-178.

3. Гаманенко, Л. И. Профессиональное образование в местах лишения свободы как средство ресоциализации осужденных и их социальной адаптации после освобождения / Л. И. Гаманенко, В. И. Кузнецов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 2 (28). С. 125-132.

4. Ивашко, Н. Н. Особенности воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях / Н. Н. Ивашко // Вестник Кузбасского института. 2017. № 2 (31). С. 169-174.

5. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (утверждена Министром Российской Федерации 29.04.2000) [Электронный ресурс] // Консультант плюс (дата обращения: 22.03.2022).

6. Пиюкова, С. С. Оценка эффективности воспитательной работы с осужденными / С. С. Пиюкова // Вестник Самарского юридического института. 2017. № 3 (25). С. 97-104.

7. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat. ru/offenses_chart/ (дата обращения: 01.03.2022).

8. Салахова, В. Б. Высшее профессиональное образование как средство исправления и ресоциали-зации осужденных / В. Б. Салахова // Вестник Пя-

татарского государственного лингвистического университета. 2011. № 1. С. 241-247.

9. Тюгаева, Н. А. Психолого-педагогические особенности профессионального образования осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы / Н. А. Тюгаева, И. А. Кузнецова // Вестник Кузбасского института. 2017. № 3 (32). С. 168-173.

10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 18.12.1996, одобрен Советом Федерации 25.12.1996; ред. от 11.06.2021) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2021).

11. Холопова, Е. Ю. Формирование привычек и навыков нравственного поведения осужденных посредством профессионального обучения / Е. Ю. Холопова // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 3. С. 105-108.

12. Шамсунов, С. Х. Некоторые вопросы привлечения к труду осужденных к лишению свободы в современных условиях развития уголовно-исполнительной системы / С. Х. Шамсунов, Е. В. Павлова // Вестник Владимирского юридического института. 2017. № 2 (43). С. 55-58.

Bibliographic list

1. Avdeenko, A. S. The main directions of educational work with convicts / A. S. Avdeenko, O. V. Osh-chepkova // Problems and prospects of development of the penal enforcement system of Russia at the present stage : Materials of the International Scientific Conference of adjuncts, graduate students, cadets and students, Samara, April 27, 2018. Samara: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service, 2018. pp. 6-10.

2. Bisinov, N. B. Educational work as the main means of correcting convicts in Russia / N. B. Bisinov, O. V. Zhurkina // Research of various directions of modern science : Materials of the XXXVI International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 23, 2018. Moscow: Scientific Center «Olympus», 2018. pp. 176-178.

3. Gamanenko, L. I. Vocational education in places of deprivation of liberty as a means of resocializa-

tion of convicts and their social adaptation after release / L. I. Gamanenko, V. I. Kuznetsov // Bulletin of Perm University. Legal sciences. 2015. № 2(28). pp.125-132.

4. Ivashko, N. N. Features of educational work with convicts in correctional institutions / N. N. Ivashko // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2017. № 2(31). pp. 169-174.

5. The concept of educational work with convicts in the conditions of reforming the penal enforcement system (approved by the Minister of the Russian Federation on 04/29/2000) [Electronic resource] // Consultant plus (date of application: 03/22/2022).

6. Piyukova, S. S. Evaluation of the effectiveness of educational work with convicts / S. S. Piyukova // Bulletin of the Samara Law Institute. 2017. № 3(25). pp. 97-104.

7. Portal of legal statistics of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. URL: http://crime-stat.ru/offenses_chart/ (accessed: 01. 03. 2022).

8. Salakhova, V. B. Higher professional education as a means of correction and re-socialization of convicts / V. B. Salakhova // Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University. 2011. No. 1. pp. 241-247.

9. Tyugaeva, N. A. Psychological and pedagogical features of vocational education of convicts serving a sentence of imprisonment / N. A. Tyugaeva, I. A. Kuznetsova // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2017. № 3 (32). pp. 168-173.

10. The Penal Enforcement Code of the Russian Federation (adopted by the State Duma on 18.12.1996, approved by the Federation Council on 25.12.1996; ed. dated 11.06.2021) [Electronic resource]. URL: http:// www.consultant.ru (accessed: 08.12.2021).

11. Kholopova, E. Y. Formation of habits and skills of moral behavior of convicts through vocational training / E. Y. Kholopova // International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity. 2019. No. 3. pp. 105-108.

12. Shamsunov, S. H. Some issues of attracting prisoners to work in modern conditions of development of the penal enforcement system / S. H. Shamsunov, E. V. Pavlova // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2017. № 2(43). pp. 55-58.

Информация об авторе

О. Ю. Назаров - адъюнкт 1 курса очной формы обучения факультета подготовки научно-педагогических кадров ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний».

Information about the author

O. Yu. Nazarov - adjunct of the 1st year of full-time study at the Faculty of Training Scientific and Pedagogical Personnel of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service».

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 07.04.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.