Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / дистанционное образование / информационно-коммуникационные технологии / виртуальная образовательная среда. / distance learning / distance education / information and communication technologies / virtual educational environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шоклева Людмила Александровна

в данной статье проводится анализ теоретических организационно-методических основ дистанционного обучения. Описывается организационный подход к онлайн-обучению студентов Инновационного Евразийского университета, перечислены основные виды организационно-методического обеспечения дистанционного обучения. Дистанционное обучение в Республике Казахстан одна из форм получить высшее образование без обязательного ежедневного посещения вуза. С его помощью можно повысить или приобрести новую квалификацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шоклева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF DISTANCE LEARNING IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

this article analyzes the theoretical organizational and methodological foundations of distance learning. The organizational approach to online learning for students of the Innovative Eurasian University is described, the main types of organizational and methodological support for distance learning are listed. Distance learning in the Republic of Kazakhstan is one of the forms to get higher education without a mandatory daily attendance at the university. With it, you can improve or acquire a new qualification.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

THEORETICAL ASPECTS OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF DISTANCE LEARNING IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Shokleva L.A. (Republic of Kazakhstan)

Shokleva Lyudmila Alexandrovna - Teacher, FACULTY OF ENGINEERING AND TECHNOLOGY, INNOVATIVE EURASIAN UNIVERSITY, PAVLODAR, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: this article analyzes the theoretical organizational and methodological foundations of distance learning. The organizational approach to online learning for students of the Innovative Eurasian University is described, the main types of organizational and methodological support for distance learning are listed. Distance learning in the Republic of Kazakhstan is one of the forms to get higher education without a mandatory daily attendance at the university. With it, you can improve or acquire a new qualification.

Keywords: distance learning, distance education, information and communication technologies, virtual educational environment.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

КАЗАХСТАН Шоклева Л.А. (Республика Казахстан)

Шоклева Людмила Александровна - преподаватель, инженерно-технологический факультет, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье проводится анализ теоретических организационно-методических основ дистанционного обучения. Описывается организационный подход к онлайн-обучению студентов Инновационного Евразийского университета, перечислены основные виды организационно -методического обеспечения дистанционного обучения. Дистанционное обучение в Республике Казахстан - одна из форм получить высшее образование без обязательного ежедневного посещения вуза. С его помощью можно повысить или приобрести новую квалификацию.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, информационно-коммуникационные технологии, виртуальная образовательная среда.

Каждый день наука старается предпринимать попытки создания новых систем, способных превзойти возможности человеческого мозга. Человек стремительно развивает направление информационных технологий, стараясь все больше внедрять данные технологии во все сферы своей жизнедеятельности. С популяризацией компьютерных технологий и интернета, а на сегодняшний день мобильного интернета и беспроводных локальных сетей, можно с легкостью утверждать то, что на сегодняшний день информационные технологии твердо заняли одну из ведущих позиций в системе образования Республики Казахстан и позволили кардинально пересмотреть образовательный процесс, стимулировать интерес обучающих и обеспечить качественное усвоение знаний.

Одним из перспективных направлений применения информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе является дистанционное обучение. Дистанционно обучающие технологии (ДОТ) предоставляют возможность обучения для большого количества людей, находящихся на разном расстоянии друг от друга, также применение данной технологии очень удобно для людей с ограниченными возможностями, так как позволяет всем обучаться на равных условиях.

Термин ДОТ применяют к обширному ряду обучающих курсов и систем, начиная от не аккредитованных курсов повышения квалификации, заканчивая проектами высшего образования, реализующими условиями близкого контакта обучающихся с однокурсниками и преподавателями. С целью обеспечения эффективной коммуникации при ДОТ применяется обширный набор инструментов таких как: электронная почта, телефон, мобильные мессенджеры, прикладные интерактивные компьютерные программы и многое другое.

С 1 января 2019 года в казахстанских вузах отменили заочную форму обучения. Вузы перешли на дистанционные технологии на базе очного обучения и будут использовать систему part time (с англ. означает частичное время), которая строится по достаточно гибкому графику. То есть студент выделяет

для учебы свое свободное время, чаще всего по вечерам или же в выходные дни, причем обучение идет дистанционно, консультацию возможно получить по скайп-связи, посредством электронной почты.

ДОТ отвечают прогрессивным условиям современного общества, в частности позволяет повышать интеллектуальный потенциал обучаемого за счет самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания. Полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогают обучающимся в дальнейшей социализации. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения, к тому же является и экономически выгодным. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению, к его самым различным формам, необходимым на протяжении всей жизни человека [1].

Система образования на сегодняшний день имеет многолетний опыт работы с дистанционным обучением, однако до сих пор отсутствует единое толкование терминов «дистанционное обучение» и «дистанционное образование», которые часто используют как взаимозаменяемые.

Дистанционное обучение означает удаленное образование, обучение на расстоянии. В данной форме образовательного процесса, обучающийся (студент) и преподаватель (педагог) находятся не в одной аудитории, а на значительном расстоянии друг от друга. Исходя из этого вытекает задача дистанционного обучения - обучать студентов и учеников без прямого постоянного контакта с обучающимися.

Дистанционное обучение - это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению [2].

Одним из главных отличий дистанционного обучения от других форм обучения является особенность образовательного учреждения.

Особенность образовательного учреждения заключается в отсутствии слушателей в его стенах как значительное, так и полное время. Такое положение дел сильно изменяет облик образовательного учреждения. Оно превращается в образовательное учреждение виртуального типа [3]. Нельзя представить ДОТ без той условной площадки, на которой происходит взаимодействие и коммуникация участников. В дистанционном обучении роль этой «площадки» выполняет виртуальная образовательная среда.

«Виртуальная образовательная среда - это информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое информационно коммуникационными технологиями. Виртуальная образовательная среда - это быстроразвивающаяся и многоуровневая среда» [4].

Также особенность дистанционного обучения заключается и в том, что виртуальная образовательная среда включает в себя гораздо больше, чем учебник. Это именно та среда, в которой учебник - важный, но далеко не единственный элемент обучения [5].

Для успешного проведения дистанционного обучения в вузе необходимо соответствующее техническое, программное, информационное, учебно-методическое, организационное и финансовое обеспечение.

Техническое обеспечение дистанционного обучения составляют локальные компьютерные сети на кафедрах вуза, объединенные в единую информационную сеть, а также выход в Интернет для подключения к открытым источникам информации за пределами вуза. Обучающиеся должны иметь подключение к Интернету у себя дома либо пользоваться открытым доступом в Интернет в специализированных классах, для того чтобы работать с материалами курса дистанционного обучения. Чем полнее техническое обеспечение вуза и обучающихся будет соответствовать современному уровню развития телекоммуникаций, тем эффективнее будет само дистанционное обучение.

Программное обеспечение системы дистанционного обучения составляют программы, при помощи которых может быть представлена информация для пользователей локальных сетей и сети Интернет. Предпочтительно при создании учебных курсов дистанционного обучения ориентироваться сразу на Интернет, так как в этом случае воспользоваться учебными материалами смогут не только студенты одного вуза в пределах локальной сети, но и все пользователи Интернета.

Информационное обеспечение системы дистанционного обучения представляют реклама и своевременные объявления о появлении новых материалов и разделов учебных курсов, а также обширная справочная информация по всем учебным курсам дистанционного обучения.

Учебно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения состоит из следующих размещенных в сети материалов в электронном виде для свободного доступа обучающихся, необходимых для раскрытия содержания дистанционного учебного курса: общие сведения об учебных курсах, их назначение, цели, задачи, содержание, условия приема в группы дистанционного обучения и

другие организационные вопросы; электронный конспект лекций, структурированный по логически завершенным модулям для удобства модернизации курса и успешного усвоения учебного материала; виртуальные практические занятия и лабораторные работы (при наличии волоконно-оптических каналов связи становится возможным проведение лабораторных работ в режиме реального времени); телеконференции для общения студентов с преподавателем и между собой внутри группы обучения, а также электронная почта для обсуждения возникающих в процессе обучения вопросов; тесты для проверки знаний обучающихся (например, для допуска к очным экзаменам), блок мониторинга успеваемости, контроль результатов индивидуальной работы каждого обучающегося; списки ссылок на виртуальные библиотеки и материалы для самостоятельного углубленного изучения материала курса, а также аналогичные учебные курсы в сети Интернет; справочная система в виде базы данных ко всему учебному курсу; блок творческих заданий для самостоятельной работы студентов.

Организационное обеспечение системы дистанционного обучения заключается в непосредственной работе преподавателя с обучающимися студентами. Общение осуществляется по электронной почте и через телеконференции, в которых обычно преподаватель отвечает на вопросы студентов, а экзамены сдаются очно или дистанционно (по компьютерной сети).

К финансовому обеспечению системы дистанционного обучения относятся расходы по оплате канала сети Интернет, а также зарплата специалистов, обеспечивающих работоспособность системы.

Все перечисленные выше составные части обеспечения системы дистанционного обучения важны для организации и проведения дистанционного обучения в вузе, так как отставание любой из них от остальных приводит к снижению эффективности дистанционного обучения.

Развитие системы дистанционного обучения, использующей методы обучения, основанные на современных технологических достижениях с высокой степенью охвата и дальнодействия, должно способствовать укреплению международных позиций Казахстана, поскольку под воздействием научно -технического прогресса образование становится инструментом взаимопроникновения не только званий и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач.

Таким образом, можно отметить то, что дистанционное образование обладает рядом преимуществ, но и недостатков в нем тоже достаточно много. Несмотря на недостатки, в сложный для страны период дистанционные технологии позволяют продолжать образовательную деятельность Казахстанских вузов.

Список литературы /References

1. Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/distedu.htm/ (дата обращения: 01.04.2022).

2. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Открытое образование. № 4, 1998.

3. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация М.: Издательство МЭСИ / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин, 1999.

4. Шитова В.А. Виртуальная образовательная среда и дистанционное обучение: Характеристика понятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/57520#_itn1/ (дата обращения: 01.04.2022).

5. Назаренко А.Л. Триада "Учитель-ученик-учебник" в системе дистанционного обучения // Материалы конференции "Язык и культура". ТГУ Томск, 2008. С. 89-95.

6. Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. Издательство «БХВ-Петербург» / М.Б. Лебедева, С.В. Агапонов, М.А. Горюнова, А.Н. Костиков, Н.А. Костикова, Л.Н. Никитина, И.И. Соколова, Е.Б. Степаненко, В.Е. Фрадкин, О.Н. Шилова, 2010. С. 13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.