Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТРУКТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / STUDENTS / PERSONALIZATION / METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL AND INSTRUCTIVE SUPPORT / ELECTRONIC EDUCATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Наталья Викторовна, Омарбекова Назгуль Какеновна

В статье обсуждаются позитивные и негативные аспекты дистанционного обучения, уточняется необходимость его реализации сегодня в практике высшей школы. Показаны возможности такого формата в персонализации процесса обучения студента. А также, на основе изучения отдельных сторон учебной самостоятельной деятельности студентов медицинского вуза, обоснована необходимость в методическом и организационно-инструктивном обеспечении электронных учебных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AND INDEPENDENT STUDENT ACTIVITIES

The article discusses the positive and negative aspects of distance learning, clarifies the need for its implementation today in the practice of higher education. The possibilities of this format in personalizing the student learning process are shown. And also, based on the study of individual aspects of educational independent activity of students of a medical university, the need for methodological, organizational and instructive support of electronic training courses is substantiated.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ»

Выводы. Полученные результаты диагностики позволяют говорить о том, что нынешняя подготовка педагога-психолога как специалиста помогающих профессий в вузе мало способствует профессиональной подготовке, поскольку у большинства студентов-выпускников не сформированы компетентности профессиональной подготовки, следовательно, они не подготовлены к профессиональной деятельности. В итоге все это будет сказываться на эффективности и успешности их будущей профессиональной деятельности.

На наш взгляд, низкий и средний уровни профессиональной подготовки педагога-психолога как специалиста помогающих профессий неприемлемы для выполнения профессиональной деятельности. Анализ результатов эксперимента позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленной профессиональной подготовки педагога-психолога как специалиста помогающих профессий в процессе вузовской подготовки.

Литература:

1. Бобинкин С.А., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Самоорганизация рабочего времени психологов-консультантов // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 375-386.

2. Пряжникова Е.Ю., Ковалева Н.И., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Измерение уровня комфортности школьной образовательной среды // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 316-328.

3. Пряжникова Е.Ю., Ковалева Н.И., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г., Самохин И.С. Определение уровня комфортности учебно-воспитательного процесса в начальной и средней школе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 12. С. 103-113.

4. Самохин И. С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования // Научный диалог. — 2016. — № 10 (58). — С. 364-376.

5. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Путь к общему инклюзивному образованию в современной России: от "ковчега" до закона // Научный диалог. 2016. № 7 (55). С. 280-299.

6. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Результативность и комфортность обучения как основные критерии его успешности // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 234-253.

7. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Содержание основных понятий инклюзивного образования // Научный диалог. 2016. № 9 (57). С. 311-327.

8. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Формирование толерантности у учащихся начальной школы в условиях российского инклюзивного образования // Научный диалог. 2016. № 12 (60). С. 401-414.

9. Соколова Н.Л. К проблеме определения и классификации антонимов и их стилистического использования // Филологические науки. 1977. № 6. С. 60.

10. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003. № 5. С. 95.

11. Соколова Н.Л., Цибизова Т.Ю. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования // Научный диалог. 2018. № 1. С. 295-299.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Савина Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); старший преподаватель, аспирант Омарбекова Назгуль Какеновна

Некоммерческое акционерное общество «Медицинский университет Караганды» (г. Караганда), Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия» (г. Омск)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье обсуждаются позитивные и негативные аспекты дистанционного обучения, уточняется необходимость его реализации сегодня в практике высшей школы. Показаны возможности такого формата в персонализации процесса обучения студента. А также, на основе изучения отдельных сторон учебной самостоятельной деятельности студентов медицинского вуза, обоснована необходимость в методическом и организационно-инструктивном обеспечении электронных учебных курсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, студенты, персонализация, методическое и организационно-инструктивное обеспечение, электронный учебный курс.

Annotation. The article discusses the positive and negative aspects of distance learning, clarifies the need for its implementation today in the practice of higher education. The possibilities of this format in personalizing the student learning process are shown. And also, based on the study of individual aspects of educational independent activity of students of a medical university, the need for methodological, organizational and instructive support of electronic training courses is substantiated.

Keywords: distance learning, distance educational technologies, students, personalization, methodological and organizational and instructive support, electronic educational.

Введение. Современное образование отличается резким ростом оснащения электронными ресурсами, что связано, как с развитием технологий во всех отраслях экономики, так и с форс-мажорными обстоятельствами, к которым относится и недавняя пандемия короновирусной инфекции. В этих условиях все уровни образования практически всех стран осуществляли свою деятельность с помощью дистанционных образовательных технологий. Формирование концептуальных основ дистанционного образования следует рассматривать не только как результат его постоянного развития, но и как часть процесса создания новой модели образования, нацеленной на изначальное планирование карьеры, то есть нацеленной на получение потребителем только такого образования, применение которого принесет ему ожидаемый доход [3]. По сути, дистанционное образование представляет собой форму образования на расстоянии с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ), реализуемых с применением информационно-телекоммуникационных сетей. В таком же контексте можно употреблять и понятие дистанционное обучение. С дидактической точки зрения, сформулированной Г.В. Майером, дистанционное обучение является

самостоятельной учебной деятельностью, которая обеспечивается информационно-коммуникационными технологиями для свободного доступа к необходимым образовательным ресурсам [7]. Следует обратить внимание на то, что в настоящее время в педагогике активно разрабатываются концептуальные положения дистанционного образования и обучения. Педагогическое сообщество пытается сформулировать свое понимание, видение новой организационно-дидактической системы в условиях цифровой парадигмы образования, ее методологических основ [1]. Мы поставили целью выделить некоторые положительные и отрицательные аспекты дистанционного обучения в практике высшей школы; показать его роль в реализации современного тренда - принципа персонализации; обосновать необходимость методического и организационно-инструктивного обеспечения для корректной организации самостоятельной деятельности студента в условиях дистанционных образовательных технологий (на примере медицинского вуза).

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития педагогической науки общие дидактические принципы традиционного обучения пополняются принципами, порожденными активным внедрением дистанционного обучения и информационно-коммуникационных технологий. В разное время вопросы дистанционного обучения и смежную с ним проблематику исследовали В.Ю. Быков, Е.Ю. Владимирская, Н.Б. Евтух, С.А. Калашникова, М.П. Лапчик, Е.В. Куликова, О.П. Околелов, Е.С. Полат, И.В.Роберт, Т.Ш. Шихнабиева и многие другие.

Характеристики дистанционного обучения, а также его достоинства, как для педагога, так и для обучающегося, представлены, в частности, Гармановой О.Ю. [4, с. 96]. Из всего многообразия обратим внимание на важнейший, на наш взгляд, плюс - оно позволяет педагогу выстроить индивидуальную траекторию развития для каждого обучающегося, а самому обучающемуся обеспечивает возможность выбора, по мнению автора, в уровне сложности и удобного времени для обучения. Нам представляется, что эти возможности для обучающегося несколько шире - вместе с педагогом он может простроить свой индивидуальный образовательный трек. А это уже не только индивидуализация, но и персонализация обучения, что является современным трендом образовательных систем всего мира. Подтверждение находим и в этом перечне характеристик дистанционного обучения: мобильность - доступ к программам обучения в любом месте и в любое время; интерактивность - одновременный доступ неограниченного количества обучающихся; неформальность - процесс обучения происходит в комфортной обстановке; экономичность -сокращение затрат на обучение; технологичность - запись и воспроизведение учебных материалов; индивидуальный подход - возможность персонализации программы под каждого учащегося [8, с. 59].

Использованию различных электронных ресурсов в дистанционном обучении посвящено достаточное количество научных работ, которые показывают положительную динамику образовательных результатов студентов и развития их личностных качеств.

Мы уже указывали ранее на возможности электронно-информационной образовательной среды вуза в формировании и развитии универсальных компетенций [10], что позволяет, в том числе, реализовать студенту, магистранту лидерскую компетенцию, учитывая ее личностный аспект. То есть быть лидером и для своего индивидуального процесса обучения.

Батина Е.В., Колесникова И.А. делают выводы, изучая работу студентов с электронным учебником, что студент получает возможность оптимизировать собственный процесс обучения, у него формируются и развиваются умения выстраивать свой рабочий график [2, с. 135].

Все это показывает, что в современной цифровой парадигме образование обретает новые черты. Оно становится доступным, многообразным, индивидуализированным и персонализированным. Дистанционное обучение позволяет снять границы между расстоянием и временем изучения учебного курса. Но, конечно, нельзя не видеть и минусов дистанционного образования: уменьшение социальных контактов, чрезмерная индивидуализация [5], что сейчас называется «цифровым аутизмом». Также возрастают требования к самоорганизации обучающихся, так как не все они могут самостоятельно управлять временем и мотивировать себя на обучение в строго отведенный период, возникает феномен прокрастинации без явного контроля со стороны преподавателя. Это чревато формированием формального отношения к процессу обучения. Отсюда возникает необходимость в грамотном методическом и организационно-инструктивном обеспечении этого процесса. Предметом такого обеспечения является самостоятельная учебная деятельность студента. От того, насколько сформированы навыки самостоятельной работы студентов, будет зависеть успешность обучения в условиях применения дистанционных образовательных технологий.

Особенно остро проблема дистанционного обучения, при всей ее актуальности, стоит в медицинских вузах, в связи со спецификой подготовки будущих медиков, с большой долей трансляции информации непосредственно от преподавателя-практика студенту. Мы поставили целью выяснить, как организуют самостоятельную учебную деятельность студенты-медики и хотят ли использовать в обучении электронные образовательные ресурсы. Исследование проводилось на базе НАО ««Медицинский университет Караганды» (г. Караганда, Республика Казахстан), в 2019 г. Выборку составили студенты Школы стоматологии, Школы медицины, Школы общественного здравоохранения и биомедицины, Школы фармации (п=510). Для определения особенностей развития активности в учебной самостоятельной деятельности использовалась модифицированная анкета, предложенная В.Я. Ляудис [6].

Оценка посещаемости аудиторных занятий показывает, что более половины обучающихся регулярно посещают занятия - 57,8%, нерегулярно - 37,8% и только 4,4% обучающихся не посещают или редко посещают занятия, объясняя это временной нагрузкой другими учебными задачами.

Из числа посещающих лекции, только 32% из них самостоятельно прорабатывают лекционный материал, 45% обращаются к лекционному материалу при подготовке к семинарским занятиям, 23% обучающихся обращается к конспекту при подготовке к экзаменам. Из беседы с респондентами стало ясно, что большинство студентов не достаточно владеют приемами использования лекционного материала в процессе самостоятельной учебной деятельности. Так, при подготовке к семинарским занятиям менее 40% обучающихся используют такие приемы, как конспектирование, письменную разработку ответов на поставленные вопросы и разбор вопросов с сокурсниками. Обращает на себя внимание тот факт, что только 36% обучающихся пользуются дополнительной литературой при подготовке к семинарским занятиям. Почти половина числа опрошенных студентов самостоятельной учебной деятельностью занимается от случая к случаю, не используя все ее возможности и методы.

Значимость самостоятельной учебной деятельности, как форму профессионально-личностного развития, признают 52,9% обучающихся, 47,1% обучающихся считают необходимым самостоятельные занятия только

тогда, когда имеет место пропуск аудиторного занятия. Анализируя информацию о бюджете времени, затрачиваемого на внеаудиторную учебную деятельность в неделю, распределение времени выглядит следующим образом: менее 5 часов тратят 9% студентов, 5 - 10 часов - 36%, 11- 15 часов - 22% и 16-20 часов

- 33% опрошенных. То есть, большинство студентов не затрачивают полностью, отведенное учебным планом, время на самостоятельную учебную деятельность.

Что касается мотивации самостоятельной учебной деятельности, то опрос показал, что преобладают внешние стимулы, связанные с контролем преподавателей за выполнением самостоятельных учебных заданий, курсовых работ и др.

Ранжирование факторов, которые могли бы способствовать улучшению качества самостоятельной учебной деятельности. Во-первых, это качественное планирование времени на самостоятельную учебную деятельность - 62,5% респондентов, во-вторых, повышение самоконтроля - 45,3%, в-третьих, усиление контроля преподавателей за выполнением самостоятельной учебной деятельности - 26,7%, в-четвертых, изменение содержания учебных занятий - 20% студентов. В этом аспекте более половины опрошенных студентов желают научиться рационально планировать свое время, почти половина - повысить самоконтроль над самостоятельным выполнением учебной работы. Отметим, что здесь наблюдается внутренний локус контроля, что создает благоприятную базу для развития самостоятельной учебной деятельности студентов.

В рамках исследования было интересно узнать мнение обучающихся относительно использования в аудиторной и, особенно во внеаудиторной учебной деятельности, электронных образовательных ресурсов. Так, 67% обучающихся считает, что преподаватели должны чаще применять электронные образовательные ресурсы не только во внеаудиторной самостоятельной работе, но и в аудиторных занятиях, что обогащает собственно самостоятельную работу студентов на занятиях. Кроме этого, обучающиеся отметили, что не все преподаватели могут методически грамотно использовать электронные образовательные ресурсы. Из перечня электронных образовательных ресурсов, предложенных студентам, 64% из них отдали предпочтение электронному учебному курсу.

Таким образом, наблюдается противоречие между недостаточно полным использованием возможностей самостоятельной учебной деятельности студентами и их желанием работать с электронными образовательными ресурсами, особенно с электронными учебными курсами.

Конечно, если такие электронные курсы используются в смешанной модели обучения, где есть стабильный контроль преподавателя, то рисков учебной неуспешности можно избежать. Однако если дистанционные образовательные технологии используется, в основном, для самостоятельной работы с электронным учебным курсом, есть существенный риск снижения образовательных результатов. В этом случае электронный учебный курс требует подробного методического обеспечения по особенностям изучения конкретных вопросов, а также точных инструкций по корректной организации самостоятельной деятельности студентов, включая навыки планирования, тайм-менеджмента.

В текущем учебном году в университете используется смешанная модель обучения, куда включено дистанционное обучение как on-line, так и off-line. По общим рекомендациям Министерства образования и науки Республики Казахстан рекомендуется перевести обучение в формат дистанционного с возможностью частичного обучения на кампусе (смешанное обучение): лабораторные, практические занятия проводятся в дистанционном формате по расписанию, либо с возможностью изучения в любое время; для образовательных программ, где необходимо наличие лабораторного оборудования рекомендуется использование: симуляторов, виртуальных лабораторий, программ дополненной и виртуальной реальности, использования кейсов; рекомендуется не менее 30% занятий переводить в асинхронный формат. Все это требует высокой самоорганизации студентов и навыков работы в электронно-информационной образовательной среде вуза (ЭИОС). Мы уже отмечали в прошлых исследованиях, что такая среда обладает большими возможностями и ее дальнейшее использование и развитие достаточно перспективно, поэтому как студентам, так и преподавателям необходимо [9, 10]. Наряду с этим возрастают требования к качеству работы преподавателей

- необходимо широкое использование электронных образовательных ресурсов в различных форматах обучения и повышение качества его методического обеспечения.

Полученные выводы позволили нам сформулировать цели и задачи дальнейшего исследования, направленного на разработку и внедрение в практику медицинского образования электронных учебных курсов, содержащих методическое и организационно-инструктивное обеспечение для повышения результативности самостоятельной учебной деятельности студентов.

Выводы. Вызовы времени обостряют актуальность внедрения дистанционных образовательных технологий, дистанционного обучения, дистанционного образования в мировую практику образования всех уровней. Особенно это значимо для сферы высшего образования. Дистанционное обучение характеризуется рядом достоинств, среди которых отдельно выделяется возможность персонализировать процесс обучения под желание и возможности каждого обучающегося. Однако применение такого формата требует высокой самоорганизации студентов, развития учебной самостоятельности. Исследование отдельных аспектов учебной самостоятельной деятельности студентов (на примере медицинского вуза) показало недостаточно сформированный уровень такой деятельности. В условиях необходимости перехода на дистанционное и смешанное обучение, а также учитывая желание студентов работать с электронными образовательными ресурсами, в частности, с электронными курсами, возникает задача разработки методического и организационно-инструктивного обеспечения образовательного процесса.

Литература:

1. Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований: Монография / Роберт И.В., Сериков В.В., Шихнабиева Т.Ш. и др. Омск: Изд-во ОмГА, 2020. 192 с.

2. Батина Е.В., Колесникова И.А. Формирование умений самостоятельной работы студентов с помощью электронного учебника // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. Том 21. С. 132-135.

3. Борисов И.В. Дистанционное обучение в образовательных практиках российской молодежи: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Борисов Игорь Владимирович. Майкоп, 2017. 153 с.

4. Гарманова О.Ю. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения // Проблемы развития территории. Вып. 5(61). 2012. С. 93-103.

5. Куликова Е.В., Сорока Е.Г. Дистанционное обучение как технологическое решение электронно-образовательной среды вуза // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 1(21). С. 108-113.

6. Ляудис, В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис, М.: Издательство МГУ, 1989. 240 с.

7. Майер Г.В. Наш ответ на инновационный вызов современности: из опыта разработки и реализации инновац. образоват. прогр. Томского гос. ун-та // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 16-18.

8. Медведева, Е.И. Электронное образование и развитие инновационной экономики России [Текст] / Е.И. Медведева, С.В. Крошилин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 4. С. 58-73.

9. Савина Н.В. Электронная информационно-образовательная среда вуза в представлении студентов и преподавателей // Информационная культура современного детства: сборник статей международной научно-практической конференции «Информационная культура современного детства» (г. Челябинск, 31 октября -01 ноября 2019 г.) - Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. - 250 с.

10. Савина Н.В., Лопанова Е.В. Формирование универсальных компетенций будущих руководителей образования в информационной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2019. Вып. 62. Ч.4. С. 185-188.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель, кафедра Иностранных языков Таратута Ирина Викторовна

ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья" (г. Тюмень)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА MOODLE В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В

АГРАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. В ХХ столетии английский язык стал основным коммуникативным средством не только среди носителей языка, англичан и в странах бывших британских колоний, но и в подавляющем большинстве стран, где английский является очень важной частью их системы образования. Вполне очевидно и общепризнано, что английский язык на сегодняшний день является международным языком, незнание его усложняет повседневное общение между людьми из разных стран и континентов. Знания английского языка необходимы, когда дело касается чтения научных работ, при международном сотрудничестве или презентации статей на международных научных конференциях. Стоит отметить, что нам приходится жить в так называемый цифровой век, поэтому наличие компьютерной, цифровой грамотности и компетентности является необходимым условием. Современные информационные технологии, ставшие важной часть нашей повседневной жизни, теперь также используются и применяются в образовании, особенно в преподавании английского языка как иностранного. Современный образ жизни тесно связан с концепцией постоянного обучения и совершенствованием, так называемой концепции непрерывного обучения, которая, в свою очередь, привела к внедрению дистанционного обучения и изучению языка с помощью компьютера. Существует огромное количество программ, видов программного обеспечения, различных приложений, обучающих, образовательных платформ, которые успешно применяются для изучения иностранных языков.

Ключевые слова: образовательная платформа, университет, обучение, форма Moodle, английский язык, аграрный вуз, образование, система, процесс, курс, навыки.

Annotation. In the twentieth century, English has become the main means of communication not only among native English speakers and in the countries of the former British colonies, but also in the vast majority of countries where English is a very important part of their education system. It is quite obvious and generally accepted that English is currently an international language, and ignorance of it complicates everyday communication between people from different countries and continents. Knowledge of English is essential when it comes to reading scientific papers, international collaboration, or presenting articles at international scientific conferences. It is worth noting that we have to live in the so-called digital age, so the presence of computer, digital literacy and competence is a prerequisite. Modern information technologies, which have become an important part of our daily life, are now also used and applied in education, especially in teaching English as a foreign language. The modern way of life is closely linked to the concept of continuous learning and improvement, the so-called concept of continuous learning, which, in turn, led to the introduction of distance learning and language learning using a computer. There are a huge number of programs, types of software, various applications, training and educational platforms that are successfully used for learning foreign languages.

Keywords: educational platform, University, training, Moodle form, English, agricultural University, education, system, process, course, skills.

Введение. В Государственном аграрном университете Северного Зауралья на протяжении нескольких лет используется образовательная платформа Moodle, который хорошо подходит для изучения иностранных языков в вузе.

Целью данной статьи является выявление, определение и анализ преимуществ и недостатков образовательной платформы Moodle в обучении английскому языку в неязыковом аграрном вузе с целью использования онлайн обучения как дополнительного инструмента в традиционном образовательном процессе.

Moodle (является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment -модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда. Это система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Она представляет собой свободное веб-приложение, которое предоставляет возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Первая версия была написана 20 августа 2002 года.) - одна из самых популярных программ для электронного обучения [1]. Moodle - программное решение для создания и организации онлайн-курсов по средством сети Интернет. Следует отметить, что электронный проект динамично развивается и совершенствуется. Образовательная платформа Moodle - гибкий и быстрый инструмент с открытым исходным кодом. Большая популярность Moodle основывается на простой и быстрой установке, весьма скромных требованиях к компьютерным ресурсам, простой интеграции в уже существующие системы, логичном интерфейсе, как для преподавателей, так и для студентов. Прежде всего, благодаря своей педагогической основе и способности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.