Научная статья на тему 'Теоретические аспекты организации педагогического сопровождения формирования копинг-поведения будущих офицеров'

Теоретические аспекты организации педагогического сопровождения формирования копинг-поведения будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КУРСАНТ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / STRESS / PEDAGOGICAL SUPPORT / COPING BEHAVIOR / CADET / MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY / MILITARY UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тукачева Татьяна Павловна

Обосновывается идея разработки и реализации в системе подготовки офицерских кадров педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов, которое поможет военнослужащим научиться противостоять стрессорам военно-профессиональной деятельности и будет способствовать эффективному обучению в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article supports the idea that developing and implementing of pedagogical support in forming coping behaviour in the cadet training system will help military personnel learn to withstand the stressors of military professional activity and will contribute to effective training at a military university.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты организации педагогического сопровождения формирования копинг-поведения будущих офицеров»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

эффективности программ, если такая система создается для реального применения в образовательном процессе.

Список литературы

1. Донскова Е.ВПолях Н.Ф., Смыковская Т.К. Традиции и инновации в организации научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся по программе «Физическое образование» // Грани познания. 2018. № 3(56). URL: http://grani. vspu.ru/files/publics/1530860523.pdf (дата обращения: 10.06.2019).

2. Сахарчук Е.И. Образовательный стандарт как целостная характеристика качества высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Грани познания. 2014. № 6(33). URL: http:// grani.vspu.ru/files/publics/1405594891.pdf (дата обращения: 11.06.2019).

3. Усольцев В.Л. Современные проблемы информатики в подготовке магистров образования по программе «Информационные технологии в физико-математическом образовании» // Современные информационные технологии и иТ-образование. 2012. № 8. С. 270-276.

4. Чандра М.Ю. Проектирование компетент-ностной модели выпускника основной образовательной программы педагогического вуза // вестн. Орл. гос. ун-та. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 2(37). С. 87-90.

* * *

1. Donskova E.V., Polyah N.F., Smykovskaya T.K. Tradicii i innovacii v organizacii nauchno-issle-dovatel'skoj raboty magistrantov, obuchayushchih-sya po programme «Fizicheskoe obrazovanie» // Grani poznaniya. 2018. № 3(56). URL: http://grani.vspu.ru/ files/publics/1530860523.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2019).

2. Saharchuk E.I. Obrazovatel'nyj standart kak celostnaya harakteristika kachestva vysshego pro-fessional'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Grani poznaniya. 2014. № 6(33). URL: http://gra ni.vspu.ru/files/publics/1405594891.pdf (data obrashcheniya: 11.06.2019).

3. Usol'cev V.L. Sovremennye problemy infor-matiki v podgotovke magistrov obrazovaniya po programme «Informacionnye tekhnologii v fiziko-matematicheskom obrazovanii» // Sovremennye in-formacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. 2012. № 8. S. 270-276.

4. Chandra M.Yu. Proektirovanie kompetentno-stnoj modeli vypusknika osnovnoj obrazovatel'noj programmy pedagogicheskogo vuza // Vestn. Orl. gos. un-ta. Ser.: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014. № 2(37). S. 87-90.

О Тукачева Т.П., 2019

Development of an instrumental system for calculating the optimality of curricula and evaluating the effectiveness of basic professional educational programs

The article describes the methods of calculating the effectiveness of the implementation of basic professional educational programs and the optimality of curricula that are applicable to creating the appropriate instrumental systems of electronic information and educational environment. Curriculum optimality indicators are presented and justified. The stepwise nature of the growth in the effectiveness of the implementation of the educational program, depending on the number of students, is substantiated.

Key words: curricula, educational program, optimality, efficiency, instrumental system.

(Статья поступила в редакцию 05.08.2019)

т.п. тукачева

(Пермь)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ

БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Обосновывается идея разработки и реализации в системе подготовки офицерских кадров педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов, которое поможет военнослужащим научиться противостоять стрессорам военно-профессиональной деятельности и будет способствовать эффективному обучению в военном вузе.

Ключевые слова: стресс, педагогическое сопровождение, копинг-поведение, курсант, военно-профессиональная деятельность, военный вуз.

В современных условиях развития общества в Вооруженных силах Российской Федерации происходят значимые перемены, которые приводят к необходимости совершен-

ствования системы подготовки военных кадров. Офицер сегодня - это не только профессионально подготовленный к службе и выполнению служебно-боевых задач военнослужащий, но и эмоционально устойчивый, выносливый, владеющий собой и способный справляться с возникающими трудностями человек. Исходя из этого, считаем, что подготовка будущих офицеров в высших военных образовательных организациях наряду с образовательной деятельностью должна быть направленна на развитие профессионально значимых качеств личности курсанта, самообладания и самоконтроля в любых сложных ситуациях. Будущие офицеры зачастую не справляются с влиянием на них новых и огромных по силе эмоциональных, интеллектуальных, физических нагрузок, с требованиями учебной деятельности, бытовыми условиями образовательной организации, с выполнением специальных обязанностей, что приводит к развитию стрессовых состояний, которые, в свою очередь, могут привести к негативным последствиям.

В этой связи способность курсанта правильно реагировать на стрессовую ситуацию и управлять стрессом проявляется как на физиологическом уровне как ответ организма на влияние негативных факторов, приводящих к нарушению работы определенных его систем, так и на психологическом уровне как комплекс поведенческих реакций, способствующих преодолению стресса. вышеперечисленные варианты и опосредуют копинг-поведение, которое представляется как совокупность действий, используемых личностью для того, чтобы адаптироваться к стрессовому влиянию и преодолевать его. Исходя из этого, полагаем, что формирование копинг-поведения курсантов военных вузов будет положительно влиять на эффективность процесса обучения в военной образовательной организации и способствовать развитию профессионально важных качеств личности будущего офицера, таких как стрессоустойчивость, выдержка, ответственность, умение управлять конфликтами и др. в целях формирования у курсантов копинг-поведения мы считаем целесообразным в военных вузах войск национальной гвардии организовать педагогическое сопровождение данного процесса.

в широкий обиход понятие копинга ввел Р. Лазарус, который рассматривал его как стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации, связанной с опас-

ностью или с большим успехом, имеющей условия для активизации адаптивных возможностей с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия [7].

Анализ современных исследований, посвященных копинг-поведению, позволил нам определить его содержательные постулаты:

- каждый индивидуум наделен инстинктом преодоления, который выражается в поисковой активности при реализации индивидуально заложенных программ в процессе выполнения деятельности;

- эффективность копинг-поведения в стрессовой ситуации базируется на индивидуально-психологических характеристиках личности и зависит от уровня актуализации внутрилич-ностных ресурсов и степени ее развития;

- источником неблагоприятных для личности ситуаций могут являться как внешние, так и внутренние факторы, обусловленные уровнем развития когнитивной, мотивацион-ной, конативной и эмоциональной сфер психики, в зависимости от которого определяются те или иные копинговые действия и стили реагирования на стресс: проблемно-ориентированный стиль (анализ проблемной ситуации, поиск дополнительной информации, обращение за помощью и поддержкой); субъ-ектно-ориентированный стиль (избегание проблемы, привлечение других людей в свои эмоциональные переживания).

Бесспорно, что наиболее эффективным представляется проблемно-ориентированный стиль реагирования на стресс, при котором субъект включен в разрешение проблемной ситуации и задействованы внутренние ресурсы организма. По мнению автора, наиболее адекватные стратегии поведения вписываются в схему удачного проблемно-ориентированного копинга, который включает три типа совлада-ния: когнитивное (анализ причин и прогнозирование последствий стресса); эмоциональное (использование способов регуляции эмоциональных реакций); поведенческое (корректировка целей, изменение поведения). Субъ-ектно-ориентированный стиль является «неудачным копингом», осуществляется в качестве «психологической защиты» и зачастую приводит к неверной оценке стрессовой ситуации или ее избеганию.

в своем исследовании, посвященном формированию копинг-поведения курсантов военных вузов, мы определяем копинг-поведение как совокупность действий, направленных на преодоление курсантом стрессовых ситуаций,

и считаем проблему педагогического сопровождения данного процесса актуальной и требующей более детального изучения.

в психолого-педагогической литературе существует достаточное количество исследований, посвященных изучению педагогического сопровождения. На сегодняшний момент есть множество определений данного феномена, в которых он трактуется как 1) процесс взаимодействия педагогов с группой детей для оказания помощи в реализации их потенциала (А.Л. Уманский); 2) созидательная деятельность педагога, которая разворачивается во взаимосвязи самосозидания педагога и побуждения к этому студентов (В.А. Шишкина); 3) пролонгированная педагогическая поддержка (П.А. Эльканова) и др.

Применительно к настоящему исследованию педагогическое сопровождение формирования копинг-поведения курсантов в военно-профессиональной деятельности определяется как система взаимосвязанных концептуально-теоретических оснований, психолого-педагогических и организационно-методических процедур, реализующихся в совместной деятельности командиров, профессорско-преподавательского состава, курсантов и способствующих формированию у последних навыков противостоять стрессам, возникающим в военно-профессиональной деятельности.

Педагогическое сопровождение формирования копинг-поведения курсантов может быть осуществлено в соответствии с рядом позиций:

- при разработке системы педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов должна быть учтена возможность реализации управленческой составляющей в образовательной среде военного вуза, исходя из согласованности управления со стороны командного и профессорско-преподавательского состава, а также самоуправления со стороны курсантов при их совместной деятельности, что приведет к созданию психологического комфорта и субъект-субъектных отношений в образовательном процессе;

- педагогическое сопровождение формирования копинг-поведения курсантов предполагает соответствие структурно-функциональной модели, обеспечивающей развитие изучаемого феномена во всех его структурных компонентах, а также учитывает специфику образовательного процесса в военной образовательной организации и возникающих в нем ситуаций, способствующих стрессу;

КИЕ НАУКИ -

- содержание и структура педагогического сопровождения должны быть разработаны, исходя из нормативных правовых документов, регламентирующих взаимоотношения в области образования, обозначенных в науке концептуально-теоретических и методологических основ.

в этой связи основами для разработки и реализации педагогического сопровождения формирования копинг-поведения являются приоритеты военно-образовательной политики государства, закрепленные в нормативно-правовых документах, одним из которых является Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в рФ», где закреплены основные принципы государственной политики в области образования. Приоритетным обозначается принцип гуманистической направленности образования, основанный на обеспечении психологического и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса, воспитание взаимоуважения и ответственности [6]. Очевидно, что данный принцип можно считать основой построения образовательного процесса, на которой стоит выстраивать образовательные отношения в поле бесконфликтного, внестрессового психолого-педагогического взаимодействия в целях достижения психологического комфорта и физиологической стабильности личности.

Говоря о теоретических аспектах организации педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов, стоит кратко остановиться на методологических подходах, лежащих в его основе.

Системный подход (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский) направлен на организацию процесса педагогического сопровождения с учетом взаимосвязи и взаимодействия всех функциональных компонентов педагогической системы [1; 3; 5]. В исследовании л.в. коломийченко системный подход предполагает организацию педагогического процесса как целостной воспитательной системы, в которой все ее компоненты отражают разные аспекты формирования личности, объединение усилий всех субъектов педагогического процесса; моделирование условий для самореализации и творческого самовыражения личности; целенаправленное создание и освоение социальной среды; обогащение диапазона воспитательного взаимодействия. согласованность всех компонентов воспитательной системы обеспечивает целостность педагогического процесса, создает

оптимальные условия для мониторинга и своевременной коррекции результатов [4]. В контексте нашего исследования, исходя из основных постулатов системного подхода, при разработке структурно-функциональной модели педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов мы придерживались мнения, что:

- педагогическое сопровождение процесса формирования копинг-поведения у будущих курсантов является одним из значимых условий успешного выполнения ими учебной и военно-профессиональной деятельности;

- педагогическое сопровождение процесса формирования копинг-поведения у будущих курсантов есть педагогическая система, обладающая целостностью, управляемостью, гибкостью, интегративностью и др.;

- для эффективного функционирования педагогического сопровождения формирования копинг-поведения необходимо определить его системные характеристики, компонентный состав, содержание элемента системы, внешний и внутренний системообразующие факторы [9].

Деятельностный подход (В.А. Кан-Калик, Н.Ф. Талызина и др.) определяет деятельность в качестве основы организации образовательного процесса, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для развития личности и ее качеств [8]. Данный подход в педагогическом исследовании основывается на идеях о том, что деятельность представляет собой продукт усвоения опыта; в деятельности демонстрируются знания, умения, ценности, отношения, ориентиры личности.

Основными видами деятельности курсантов военных вузов являются служебно-боевая, военно-профессиональная и учебная. Специфика обучения в военном вузе заключается в том, что наряду с учебой будущие офицеры включены в служебную деятельность, которая требует от них дисциплинированности, выдержки и профессионализма. Курсанты неизбежно сталкиваются с особенностями обучения в военном вузе и с выполнением новых для них видов деятельности, которые нередко становятся для них источником стресса: строгий распорядок дня и режим, нехватка времени на личные нужды, отрыв от привычного окружения и привычных климатических условий, несение службы в суточных нарядах, большой объем учебной информации в сочетании со служебными обязанностями, высокая ответственность и самостоятельность - перечислен-

ные факторы зачастую могут негативно отразиться на физиологическом и психологическом состоянии юноши, поступившего в военный вуз. Исходя из этого, считаем целесообразным педагогическое сопровождение, направленное на формирование копинг-поведения курсантов, организовывать с первого курса обучения курсантов (периода адаптации), когда стрессоры военно-профессиональной, слу-жебно-боевой и учебной деятельности имеют особенное влияние на них.

Личностно ориентированный подход (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская) подразумевает восприятие личности курсанта как центральной фигуры, активного субъекта образовательного процесса в военном вузе, подчеркивая ее уникальность [2; 10]. Данный подход в нашем исследовании предполагает создание условий, способствующих эффективному обучению курсанта и исполнению им обязанностей вое-нно-профессиональной и служебно-боевой деятельности, а также развитию у курсантов стрессоустойчивого поведения.

В данной статье определены теоретические аспекты педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов, нормативно-правовая и методологическая основы данного процесса. В заключение стоит отметить, что при выстраивании системы педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов необходимо учитывать специфику образовательного процесса в военном вузе, а также тот факт, что данный процесс является достаточно устойчивым в отношении использования новых форм, методов и средств обучения, которые должны быть направлены на повышение качества образования и не нарушать его целостность, препятствуя решению образовательных задач. Все вышесказанное обосновывает актуальность разработки структурно-функциональной модели и реализации в соответствии с ней педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов военных вузов.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-17.

3. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Атаха-нов Р. [и др.]. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / под ред. В.И. Загвязинского. М., 2013.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

4. Коломийченко Л.в. Современные подхода: к преодолению кризиса в образовании // Alma mater (вестник высшей школы). 2017. M S. G. 101-103.

5. Краевский в.в. Общие основы педагогики. M.: Aкадемия, 200S.

6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. M 273-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 17.0S.2019).

7. Одинцова M.A., Захарова Н.Л. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата. M., 2017.

8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. M.: Aкадемия, 1999.

9. Уварина Н.в., Корнеева Н.Ю., Корнеев Д.Н., Лоскутов A.A. Технология модульного обучения как инструмент созидания индивидуальной образовательной траектории обучающегося // вестн. Че-ляб. гос. пед. ун-та. 2016. M 7. G. 49-SS.

10. Якиманская И.С. Основы личностно-ори-

ентированного образования. M., 2014.

* * *

1. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii. M.: Pedagogika, 1989.

2. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya // Pedagogika. 1997. M 4. S. 11-17.

3. Zagvyazinskij V.I., Zakirova A.F., Ataha-nov R. [i dr.]. Kachestvennye i kolichestvennye meto-dy psihologicheskih i pedagogicheskih issledovanij / pod red. V.I. Zagvyazinskogo. M., 2013.

4. Kolomijchenko L.V. Sovremennye podhody k preodoleniyu krizisa v obrazovanii // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2017. M S. S. 101-103.

5. Kraevskij V.V. Obshchie osnovy pedagogiki. M.: Akademiya, 200S.

6. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. M 273-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l40l74/ (data obrashcheniya: 17.0S.2019).

7. Odincova M.A., Zaharova N.L. Psihologiya stressa: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. M., 2017.

8. Talyzina N.F. Pedagogicheskaya psihologiya. M.: Akademiya, 1999.

9. Uvarina N.V., Korneeva N.Yu., Korneev D.N., Loskutov A.A. Tekhnologiya modul'nogo obuche-niya kak instrument sozidaniya individual'noj obrazo-

vatel'noj traektorii obuchayushchegosya // Vestn. Chelyab. gos. ped. un-ta. 2016. M 7. S. 49-SS.

10. Yakimanskaya I.S. Osnovy lichnostno-orien-tirovannogo obrazovaniya. M., 2014.

Theoretical aspects of the organization of pedagogical support in the formation of coping behaviour of future officers

The article supports the idea that developing and implementing of pedagogical support in forming coping behaviour in the cadet training system will help military personnel learn to withstand the stressors of military professional activity and will contribute to effective training at a military university.

Key words: stress, pedagogical support, coping behavior, cadet, military professional activity, military university.

(Статья поступила в редакцию 05.07.2019)

А.С. САПожНИКов, г.Е. АСАКАЕВ, А.П. ШАрухИН (Санкт-Петербург)

организация мониторинга качества обучения курсантов в предметной области педагогики: УРОвНЕвый подход

Рассматривается мониторинг качества обучения курсантов военно-образовательных организаций высшего образования в предметной области педагогики в контексте системного и уровневого подходов как фактор повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих офицеров.

Ключевые слова: мониторинг качества обучения, система мониторинга, уровни мониторинга качества обучения, алгоритм действий преподавателя, алгоритм действий курсанта.

создание нового для россии вида войск национальной гвардии (ВНГ), естественно, требует разработки и коррекции всех элементов подготовки кадров для этого вида войск.

© Сапожников A.G., Aсакаев Г.Е., Шарухин A.^, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.