Научная статья на тему 'Особенности организации деятельности офицера-преподавателя в условиях военного вуза'

Особенности организации деятельности офицера-преподавателя в условиях военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ОБУЧЕНИЕ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE ACTIVITY OF THE OFFICER-TEACHER / TRAINING / MILITARY HIGH SCHOOL / MILITARY-PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мачульская И. А., Машин В. Н., Беляев Р. В.

Цель работы выделить наиболее значимые и профессионально-важные особенности деятельности офицера-преподавателя, от которой будет зависеть эффективность организации и функционирование учебного процесса в условиях военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мачульская И. А., Машин В. Н., Беляев Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the work is to highlight the most significant and professionally important features of the officer-teacher activity, on which the effectiveness of the organization and the functioning of the educational process in the conditions of a military high school will depend.

Текст научной работы на тему «Особенности организации деятельности офицера-преподавателя в условиях военного вуза»

3. Болиева И.А., Хекилаев С.Т. Организационные структуры управления предприятием и внешняя среда // Устойчивое развитие горных территорий. 2012. № 1-2. С. 78-82.

4. Грибанов С.В. Социальные конфликты в гражданском обществе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2006. № 19. С. 80-83.

5. Кузьменко Н.И. Образовательные кластеры как составляющие инновационного развития региона // Тенденции науки и образования в современном мире. 2015. № 6(6). С. 17-20.

6. Батова Н.С., Шуварин М.В. Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 11-18.

Мачульская И.А., Машин В.Н., Беляев Р.В.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОФИЦЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО

ВУЗА

ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: деятельность офицера-преподавателя, обучение, военный вуз, военно-профессиональное образование.

Аннотация. Цель работы выделить наиболее значимые и профессионально-важные особенности деятельности офицера-преподавателя, от которой будет зависеть эффективность организации и функционирование учебного процесса в условиях военного вуза.

Key words: the activity of the officer-teacher, training, military high school, military-professional education.

Abstract. The purpose of the work is to highlight the most significant and professionally important features of the officer-teacher activity, on which the effectiveness of the organization and the functioning of the educational process in the conditions of a military high school will depend.

Нет сомнения, что наряду с достоинствами в системе подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации прошлых лет, современное образование, с его высокой тенденцией к своему развитию, не может быть неизменным, так как является одной из главной составляющей в области государственной военной структуры.

Модернизация военно-профессионального образования сегодня, направлена на повышение качества обучения, уровня компетентности

педагогов и воспитателей военного вуза, расширение социальной мобильности, способствующей самореализации и саморазвитию. Реформирование современной армии предполагает рассмотрение ряда важных вопросов, связанных с отставанием в области организации образовательного процесса военного вуза по сравнению с гражданским. Медленная интеграция в общую систему образования, в полной мере, не обеспечивает положительный конечный результат, влияющий на учебно-воспитательную программу и активность будущих офицеров, а также на престиж военной службы.

Так как в военном учебном заведении офицеры-воспитатели и преподаватели находятся в постоянном закрытом воспитательно-педагогическом пространстве с курсантами, что является одной из особенностей их жизнедеятельности, встает необходимость в разработке соответствующих методико-организационных требований и психолого-педагогических механизмов, а также специальных мер, ставших определяющим фактором при внедрении новых технологий и подготовке преподавательского состава к педагогическому и методическому управлению в системе высшего военно-профессионального образования и их последующая реализация [1].

При проектировании образовательного процесса, изменяя и дополняя сущность его содержания, важно учитывать единство интересов, обоюдную ответственность, коллективизм и военный корпоративизм. Именно корпоративизм, являясь особым микроклиматом, объединяет такие понятия, как сплоченность, взаимовыручка, традиции, обычаи и нормы поведения. Эти критерии составляют специфику армейской жизни и определяют педагогические и диалогические отношения между его субъектами (преподаватель -курсант-воспитатель; курсант-преподаватель; курсант-воспитатель; преподаватель-курсант; воспитатель-курсант).

Перестройка организации обучения в военном вузе, прежде всего требует разработки усиления психолого-педагогического сопровождения, то есть, повышение общей культуры, профессионального и педагогического мастерства преподавателей и офицеров-воспитателей, отказ их от излишних: администрирования, декларирования, неуважительности и недоверия по отношению к обучаемым и воспитуемым, как к пассивным объектам воздействия [2].

Рассмотрим наиболее значимые и профессионально-важные особенности деятельности офицера-преподавателя, от которой будет зависеть эффективность организации и функционирование учебного процесса в условиях военного вуза:

- особые требования к преподавателям, то есть повышение качества деятельности, личностные свойства, рост профессионально-педагогической компетентности;

- наличие у военных специалистов управленческих функций, состоящих из комплекса принципиально важных компонентов, определяющих командно-административный характер управления образовательным процессом, таких как педагогический, воспитательный, методический, а также единство требований к воинскому уставу и так далее;

- информатизация учебно-воспитательного процесса путем внедрения новых технологий, организации и развития опытно -экспериментальной работы;

- самоподготовка, исключающая вопрос ограничения учебного времени, и позволяет более тщательно освоить практические навыки и овладеть способностью самостоятельно совершенствовать все виды учебных дисциплин;

- нестандартная организация и содержание воспитательной работы, то есть умение решать задачи специфического характера, как в боевой обстановке, так и мирное время [1].

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 15.09. 2014 № 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" перед педагогическими коллективами поставлены следующие организационно-педагогические задачи:

- анализ уровня воспитанности слушателей и курсантов на основе изучения документов, поведения и поступков обучающихся;

- согласованная практическая работа должностных лиц вуза на основе выбора и применения оптимальных форм, методов и средств воспитания, своевременная корректировка содержания воспитательной работы;

- анализ и обобщение достигнутых результатов воспитательной работы, её совершенствование;

- регламентированность и комплексность учебно-воспитательного процесса включающие в себя организационно-административные методы, что отличает военно-учебные заведения от гражданских вузов, тем самым определяя особый статус и характер жизнедеятельности военнослужащих. И, тем не менее, не исключает необходимость заимствования некоторого опыта у вузов гражданского направления, используя творческую переработку рациональных идей в обучении и воспитании будущих выпускников-офицеров;

- социальная и психолого-воспитательная подготовка курсантов и формирование у них педагогические навыки и компетентность, то есть в ходе всего обучения привлекать обучаемых в практическую деятельность, в реальный психолого-педагогический процесс, анализировать и оценивать работу командиров и преподавателей [3]. Это позволит приобрести опыт и дополнительные знания, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.

Обучающиеся военных вузов одновременно получают теоретические и практические знания, тем самым образуя цепочку тесной связи:

- жизнь в стенах военного учреждения (обучение, теория и практика);

- морально-психологическая подготовка курсантов, включающая в себя ряд методов направленных на выработку волевой и эмоциональной устойчивости, которые определяют готовность военнослужащих, с полной ответственностью выполнять свой воинский долг и свои профессиональные обязанности, как в мирных, так и военных ситуациях. Для этого необходимо учитывать склонности, потребности обучающихся, наличие у них организаторских, коммуникативных способностей, накопленный опыт. Прививать курсантам нравственность, ответственность, долг, верность традициям, коллективизм, мужество, стойкость, толерантность, корпоративность и многое другое;

- психологическое обеспечение, это важное и необходимое требование в проектировании и организации учебно-воспитательного процесса в военном вузе. Психологическое обеспечение это не только психологический отбор путем собеседования и тщательного рассмотрения личных дел, но также и ответственная работа по профилактике правонарушений, суицидальных действий, помощь военнослужащим и членам их семей в виде психологической поддержки и так далее;

- специфическая особенность, определяющая военно-специальную структуру, содержащую комплексную базу всех военно-учебных заведений, благодаря которой решаются задачи, связанные с организацией образовательного процесса, обеспечивается его целостность. Это и эксплуатация военной техники, и аппаратуры с их техническим обслуживанием, и деятельность в учебно-боевой области и служебно-повседневной;

- содержание военно-профессиональной подготовки, то есть обязательное выполнение требований предъявляемых к выпускникам военных вузов, в соответствии с государственными стандартами.

Будущий офицер должен обладать знаниями по поддержанию боевой готовности, по организации воспитательной работы, по ведению общевойскового боя и многое другое, а также уметь поддерживать военную дисциплину и правопорядок, обладать методиками по планированию и проведению боевой подготовки;

- особенные функции управления, представленные взаимосвязью исполнительских и управленческих функций.

Такая тесная связь позволяет найти и использовать дифференциальный подход в воспитании и образовании. Дифференциальный подход не только облегчает воспитательно-учебную деятельность военных воспитателей и педагогов, но и дает возможность воздействовать на межличностные отношения, индивидуальные, групповые, коллективные, а также способствует эффективному развитию творческой дружеской атмосферы и демократическому организованному управлению в военных вузов [46].

Таким образом, мы наблюдаем сложную социально-педагогическую систему в организации и функционировании учебного процесса, эффективность которого будет зависеть от уровня профессионально-качественной подготовки воспитателей и преподавателей, с учетом тех особенностей военно-профессионального образования, которые были представлены выше.

Повышенные требования к качеству образования и личная ответственность за результат своей профессиональной деятельности делает систему подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации, наиболее совершенной, способной обеспечить армию России квалифицированными офицерскими кадрами, знающими и понимающими свое предназначение, умеющими управлять собой и применять свой опыт и знания при обучении и воспитании подчиненных.

Список литературы

1. Бархаев Б.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. - М.: Воениздат, 2006. - 488 с.

2. Тарасова Л.И. Организация деятельности преподавателя -служащего в военно-инженерном вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ставрополь, 2005. - 24 с.

3. Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: Система

ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70791866/#ixzz4iyCd8YUL (дата обращения 19.02.2017).

4. Зверева И.А., Жданкина И.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.

5. Уколова Л.И., Сокерина И.В., Цзян Ш. Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 211-213.

6. Сысоева Ю.Ю. Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 92-95.

Разыков Т.С., Бердиев А.Б.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Баткенский государственный университет

Ключевые слова: образовательный процесс, физическое воспитание, призывник, допризывник, эффективность, вооруженные силы.

Аннотация. В статье приведен анализметодики образовательного процесса по физическому воспитанию допризывной молодёжи Республики Кыргызстан и рассмотрен предположение, что методика направленной физической подготовки молодёжи на занятиях физической культуры позволит повысить эффективность освоения программного материала по физическому воспитанию и подготовить юношей допризывного возраста к службе в Вооружённых Силах.

Key Words: educational process, physical training, the recruit, single combat, efficiency, armed forces.

Abstract. In article the analysis of a technique of educational process on physical training single combat youth of Republic Kyrgyzstan is resulted and considered the assumption that the technique of the directed physical preparation of youth on physical training employment will allow to raise efficiency of development of a program material on physical training and to prepare the young man single combat age for service in Armed forces.

Подготовка молодежи к трудовой и оборонной практике с каждым годом становится все более ответственной и сложной задачей, в связи с возросшими требованиями к уровню физической подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.