Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH WORK / ЦИФРОВОЕ ПОРТФОЛИО / DIGITAL PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джанабилова С.А.

В данной статье автор рассматривает теоретические аспекты организации научно-исследовательской деятельности студентов посредством цифрового портфолио.In thepaper the author considers the theoretical aspects of organization of students’ research work with the help of digital portfolios

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО»

С целью формирования исследовательской компетенции студентов среднего профессионального образования нами выделены основные блоки цифрового портфолио студента. Таковыми являются:

- презентационный блок, содержащий персональную информацию о студенте, его визитную карточку в виде презентации, данные его личности;

- нормативный блок, содержащий концепции, нормативно-правовые материалы, позволяющие сформировать у студентов исследовательские компетенции, связанные с гуманизацией, дифференциацией, личностно-ориентированным обучением, внедрением новых педагогических технологий (Федеральная программа «Цифровая экономика», Положение о цифровом портфолио и др.);

- научно-методический блок, позволяющий дать студентам необходимый объем методических знаний для формирования цифрового портфолио (инструкции по созданию цифрового портфолио, методические рекомендации и др.);

- блок исследовательских проектов, которые студенты выполняют в процессе исследовательской работы. Этот блок помогает студенту сформировать исследовательские компетенции, необходимые в будущем для продуктивной педагогической деятельности (статьи, доклады к конференциям, тезисы выступлении и др.);

- блок исследовательских писеми других достижении (грамоты, свидетельства, дипломы, благодарственные.);

- блок информационно-предметных ресурсов, формирующийся из интернет-ресурсных баз, сайтов и порталов учителей-практиков, ресурсов психологических и педагогических тестов, позволяющих диагностировать и анализировать опытно-экспериментальную работу;

- интерактивный (технический) блок, включающий материалы по подпискам, приходящие электронные письма, приглашения, обсуждения в социальных сетях (Moodle, Linkedln, медиа-платформы SlideShare, Epistemio, Researchgat, интернет-площадки Mendeley и Akademia.edu Scholar.google.ru и др.) [3].

Таким образом, при всем разнообразии видов портфолио, в зависимости от его целей и требований постоянно возникают попытки его структурирования. Структура цифрового портфолио вкобчаеи 7 взаимосвязанных блоков.

Библиографический список:

1. Загвоздкин, В. К. Портфолио в учебном процессе [Текст] / В. К. Загвоздкин // Высшее образование. - 2004. - №2. - С. 251.

2. Засобина, А. Цифровое портфолио студента-заочника [Текст] / А. Засобина, Л. Куклина // Высшее образование в России. - 2007. - № 7. - С.80 - 82.

3. Темербекова, А. А. Социальные сети в образовательном процессе как ресурс формирования ИКТ-компетентности личности : монография [Текст] / А. А. Темербекова, Л. А. Алькова, В. А. Чистякова, О. К. Сазонова, О. В. Остапович, В. В. Миллер, И. С. Леушина. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2016. - 112 с.

УДК 377

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО THEORETICAL ASPECTS OF ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS WITH THE HELP OF A DIGITAL PORTFOLIO

Джанабилова С. А., магистрант Научный руководитель: Чистякова В. А., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ Во «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск sanyaab@mail.ru

Аннотация. В данной статье автор рассматривает теоретические аспекты организации научно-исследовательской деятельности студентов посредством цифрового портфолио.

Ключевые слова: информация, образовательная среда, научно-исследовательская деятельность, цифровое портфолио.

Abstract. In thepaper the author considers the theoretical aspects of organization of students' research work with the help of digital portfolios.

Key words: information, educational environment, research work, digital portfolio.

Модернизация образования является одной из важнейших задач совершенствования образовательной политики России. Особенно актуален этот вопрос в связи с направлениями цифровой экономики нашего государства, о чем свидетельствуют Программа «Цифровая экономика в Российской Федерации» [1] и Программа стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [2].

В условиях всеобщей информатизации образования особенно актуальным становится вопрос организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО с использованием современных цифровых технологий.

Научно-исследовательская деятельность студентов выступает одним из важнейших средств повышения качества подготовки выпускников, которые используют в своей деятельности достижения научно-технического прогресса и соответствуют требованиям и условиям развития экономики.

Различные аспекты научно-исследовательской деятельности и пути ее организации изучались в работах Л. Ф. Авдеева, Н. С. Амелина, М. А. Байдан, М. С. Берштейн, О. Н. Головко, A. M. Голуб, О. C. Жданова, Л. Г. Квиткина, В. И. Кругов, П. А. Владиславлева, Г. Г. Воробьева, Б. Л. Вульфсона, М. В. Кларина, З.А. Мальковой, Ф. Л. Ратнер, Л. Д. Филипповой и других исследователей.

Обратимся к содержанию понятия «научно-исследовательская деятельность». С. Н. Петрова понимает под научно-исследовательской деятельностью выполнение творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере (постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования, практическое овладение ими, подведение итогов) [3].

По мнению И. В. Николаевой, на современном этапе развития системы образования научно-исследовательская деятельность приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего учителя. Это обусловлено, прежде всего, тем, что эффективность последней в значительной степени определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений, развитием личностных качеств, накоплением опыта творческой исследовательской деятельности. Кроме того, овладение учебными дисциплинами также требует от студентов владения методами научного познания и исследовательскими умениями.

На состояние научно-исследовательской деятельности влияет комплекс социальных факторов среды, определяющих содержание и направленность данного процесса:

- на уровне личности основными являются личностные (индивидуальные характеристики студента) и семейные (социально-профессиональные характеристики родительской семьи) факторы;

- на уровне учебной (академической) группы - коммуникативные, организационно-деловые и ценностно-ориентационные факторы;

- на уровне системы преподавания - личность преподавателя и профессиональное сотрудничество преподавателя и студента;

- на уровне социальной среды образовательной организации в целом - структура интеллектуальной среды учебного заведения и система корпоративных ценностей. Основным социально-организующим фактором научной деятельности является профессиональное сотрудничество преподавателя и студента [4].

В БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» используются различные формы организации научно-исследовательской деятельности: Неделя науки, предметные кружки, декады цикловых методических комиссий, проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочной деятельности, научно-практические конференции различного уровня. Под руководством опытных преподавателей студенты осваивают

методы проведения исследований и приобретают практические навыки по выполнению научных проектов, развиваются их творческих способности, самостоятельность, инициатива в учебе и будущей профессии. Студенты активно включаются в работу научно-практических конференций различного уровня, участвуют в конкурсах профессионального мастерства.

В колледже активно ведется работа по привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности, целью которой является сопровождение процесса формирования конкурентоспособности будущих специалистов на основе компетентностного подхода, создания условий для профессионально-творческого роста будущих педагогов и внедрения современных педагогических технологий. Данное направление деятельности реализуется в профессиональной подготовке будущих специалистов для системы образования Республики Алтай.

Несмотря на проявленный интерес к проблеме понятия «научно-исследовательская деятельность», ее содержанию и условиям организации, остается актуальным вопрос ее организации на разных ступенях образования. Учитывая современную образовательную политику, принципы образовательной деятельности и необходимость разработки новых образовательных технологий, акцентируем внимание на использовании в образовательном процессе цифрового портфолио студента, ориентированного на самостоятельное добывание и переработку учебной информации и умение презентовать свои научно-исследовательские достижения в любом виде.

Зарубежные исследователи Вильям Л. Хевис (William L. Havice) и Памела А. Хевис (Pamela L. Havice) отмечают, что цифровое портфолио эффективно в использовании: оно легко передаётся целиком, делится на необходимые части: информация; ключевые идеи по поводу обучения или изучения чего-либо; личные документы и документы, подтверждающие профессиональный рост. Его ещё и удобно располагать на любом современном электронном носителе [5].

Для организации научно-исследовательской деятельности студентов важны следующие особенности и характеристики цифрового портфолио:

1. Цифровое портфолио носит индивидуальный характер.

2. Дает проследить динамику развития студента в процессе получения образования.

3. Дает возможность студенту представить его образовательные достижения, включающие победы в конкурсах, участия в конференциях и других научных мероприятиях.

Таким образом, вопрос об организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО с учетом новых возможностей цифровой экономики в настоящее время актуален. В связи этим, использование цифрового портфолио является одним из перспективных способов организации научно-иследовательской деятельности студентов СПО.

Библиографический список:

1.Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р МОСКВА [Электронный ресурс] : URL http://static.government.ru/media/files/ 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (22.05.2018).

2.Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс] : утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203. URL: http://docs.cntd.ru/document/420397755 (20.05.2018).

3. Петрова, С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов [Текст] / С. Н. Петрова // Молодой ученый, 2011. - №10. - Т.2. - С. 173 - 175.

4. Николаева, И. В. Научно-исследовательская деятельность как фактор повышения качества подготовки магистров в педагогических вузах (на примере школы педагогики ДВФУ) [Текст] / И. В. Николаева // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - №1 (13). - С. 54 - 61.

5. Засобина, Г. А. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе : учебное пособие [Текст] / Г. А. Засобина, Т. А. Воронова, И.И. Корягина // Москва-Берлин : Директ Медиа, 2015. - 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.