Научная статья на тему 'ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗА К ЕГО ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗА К ЕГО ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / DIGITALIZATION OF EDUCATION / КОМПЛЕКСНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВУЗА / COMPREHENSIVE INFORMATIZATION OF UNIVERSITY / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / UNIFIED INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Ф.А.

В работе приведен анализ понятий информатизации ВУЗа, электронного обучения, цифровизации образования, показаны их взаимосвязь и единство. Утверждается, что для эффективной цифровизации образовательной деятельности ВУЗа требуются комплексная информатизация учебного заведения и наличие в нем действующей системы электронного обучения.The article analyzes notions of informatization of a university, e-learning, digitalization of education, their interconnection and unity are shown. It is alleged that for effective digitalization of the educational activity of a university, comprehensive informatization of the educational institution and the presence of an effective system of e-learning in it are required.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗА К ЕГО ЦИФРОВИЗАЦИИ»

направлены на формирование интегративных компетенций, определяющих не профессиональную принадлежность их носителя, а наличие нового типа мышления, адекватного требованиям социально-экономического развития в XXI веке.

Библиографический список:

1. OECD (2017), OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The digital transformation, OECD Publishing, Paris [Элекстронныйресурс]. - URL : http://dx.doi.org/10.1787/9789264268821-en (06.06.2018).

2.Казанцев, А. К. NBIC - технологии : Инновационная цивилизация XXI века [Текст] / А. К. Казанцев, В. Н. Кисилев, Д. А. Рубвальтер, О. Д. Руденский. - М. : ИНФРА-М, 2017. -384 с.

3. Кузьминов, Я. И. Вопросы образования [Текст] / Я. И. Кузьминов // Educational Studies Moscow. 2017. - № 3. - С. 202-233.

4. Баксанский, О. Е. Образование в условиях трансдисциплинарности и конвергентного социального взаимодействия [Текст] / О. Е. Баксанский, В. В. Фурсов // Философия образования, 2018. - № 74. - вып. 1. - С.44-61.

5. Днепровская, Н. В. Понятийные основы концепции смарт-образования [Текст] / Н. В. Днепровская, Е. А. Янковская, И. В. Шевцова // Открытое образование. - 2015. - №3. - С. 43-51.

УДК 004:378.1

ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗА К ЕГО ЦИФРОВИЗАЦИИ FROM INFORMATIZATION OF HIGH SCHOOL TO ITS DIGITALIZATION

Попов Ф. А., д-р техн. наук, профессор Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» Россия, Алтайский край, г. Бийск pfa2004@mail.ru

Аннотация. В работе приведен анализ понятий информатизации ВУЗа, электронного обучения, цифровизации образования, показаны их взаимосвязь и единство. Утверждается, что для эффективной цифровизации образовательной деятельности ВУЗа требуются комплексная информатизация учебного заведения и наличие в нем действующей системы электронного обучения.

Ключевые слова: цифровизация образования, комплексная информатизация ВУЗа, электронное обучение, единое информационное пространство

Abstract. The article analyzes notions of informatization of a university, e-learning, digitalization of education, their interconnection and unity are shown. It is alleged that for effective digitalization of the educational activity of a university, comprehensive informatization of the educational institution and the presence of an effective system of e-learning in it are required.

Key words: digitalization of education, comprehensive informatization of university, e-learning, unified information space.

Сегодня на повестке дня в нашей стране - цифровизация всех сфер экономики [1]. Одной из первых областей, с которой начинается активная работа в этом направлении, является образование, в том числе высшее. При этом необходимо отметить, что система образования двигалась в этом направлении последовательно, начиная с конца прошлого века, когда в учебных заведениях в явном виде стали решаться задачи их информатизации.

Конечная цель информатизации - создание единого информационного пространства (ЕИП) учебного заведения, функционирующего на основе использования корпоративных компьютерных сетей, систем интегрированных баз данных и информационных систем на их основе, автоматизированных систем управления процессами жизнедеятельности организации, комплекса соответствующих нормативных документов [2; 3].

Сегодня широко используется в различных контекстах понятие электронного университета, при этом в большинстве случаев имеется в виду комплекс программно-информационных, учебно-методических, коммуникационных и организационных средств и технологий, обеспечивающих информатизацию основного процесса

жизнедеятельности учебного заведения - образовательного. Что касается электронного обучения (E-Learning), то это понятие вообще редко связывают с уровнем информатизации вуза, позиционируя его как инновационный метод обучения, существующий в учебном заведении наряду с традиционными методами.

Но если следовать логике развития автоматизированных систем управления предприятиями, то становится понятным, что электронный университет представляет собой образовательную организацию, находящуюся в стадии завершения комплексной информатизации, базовый же уровень электронного обучения фактически эквивалентен уровню АСУТП автоматизированных промышленных предприятий.

Соответственно, электронное обучение можно определить как учебный процесс, построенный на основе использования информационных технологий (ИТ) и Интернет-сервисов для повышения качества обучения, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы. При этом очевидно, что эффективная реализация процессов электронного обучения возможна только при рассмотрении их в контексте других процессов функционирования учебного заведения, в том числе процессов управления учебной деятельностью и менеджмента качества образовательной услуги, на основе системного подхода и интеграции их базовых информационно-технологических средств [4; 5]. Говоря другими словами, электронные образовательные услуги - продукция электронного университета, функционирование которого базируется на едином интегрированном информационном пространстве вуза, в состав которого входят как научно-образовательные компоненты, так и компоненты, обусловленные административно-хозяйственной, планово-финансовой и управленческой деятельностями. Соответственно, цифровизация образования - процесс, предназначенный для обеспечения электронного обучения и управления в электронном университете необходимыми электронными (цифровыми) ресурсами.

Программа «Цифровая экономика РФ» предусматривает создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства играждан.

Ясно, что разрешить указанную проблему эффективно можно только при использовании всего комплекса основных цифровых технологий, названных в данной программе, но наиболее важными из них на уровне вузов являются: большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенной обработки данных; производственные технологии управления; промышленный интернет; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной реальности.

При этом на образовательные учреждения возлагается особо важная и трудно разрешимая задача: не только внедрить данные технологии в свою деятельность, но и качественно готовить соответствующие кадры для других сфер деятельности. А качественная подготовка кадров, в свою очередь, требует в университетах наличия высокопрофессиональных специалистов в указанных областях, ведущих в данных направлениях активные научные исследования.

В заключение необходимо отметить:

- цифровизация образовательной деятельности вуза - процесс, требующий для его эффективной реализации комплексной информатизации учебного заведения и наличия в нем действующей системы электронного обучения;

- соответственно, реализовать в полной мере цифровые технологии представляется возможным только в тех учебных заведениях, где завершены работы по их комплексной информатизации и масштабному переходу на методы электронного обучения;

- качественная подготовка кадров для различных сфер деятельности требует в университетах наличия высокопрофессиональных специалистов в указанных областях, ведущих в данных направлениях активные научные исследования.

Библиографический список:

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. №1632-р [Электронный ресурс]. - URL : HTTP:// http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (28.01.2018).

2. Попов, Ф. А. Проблемы и пути создания единого информационного пространства города [Текст] / Ф. А. Попов, Ю. И. Титаренко // Социально-экономические проблемы развития г. Бийска до 2000 г. - Бийск : БГПИ, 1997. - С. 42 - 51.

3. Попов, Ф. А. Комплексная информационная система Бийского технологического института [Текст] / Ф. А.Попов, Н. Ю. Ануфриева // Материалы IV Всероссийской конф. «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития». - Томск : ТГУ, 2005. - С.123 - 125.

4.Тютякин, А. А. Система электронного обучения как основа ИАИС ВУЗа [Текст] / А. А. Тютякин, Ф. А. Попов // Труды XX Всероссийской научно-методич. конф. Телематика 2013. - Том 1. - СПб : ГИТМО, 2013. - С. 32.

5. Попов, Ф. А. Электронное обучение как результат процессов комплексной автоматизации и информатизации учебных заведений [Текст] / Ф. А. Попов // Фундаментальные науки и образование: материалы II международной научно-практической конференции. Бийск : АлтГГПУ, 2014. - С. 76 - 79.

УДК 377

СТРУКТУРА ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА STRUCTURE OFADIGITAL PORTFOLIO OFASTUDENT

Джанбилова С. А., аспирант Научный руководитель: Темербекова А. А., д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск sanyaab@mail.ru

Аннотация. В данной статье автор рассматривает понятие «цифровое портфолио», структуру и характеристики составляющих его элементов.

Ключевые слова: информация, образовательная среда, цифровое портфолио, структура.

Abstract. In the article the author considers the definition of "a digital portfolio", structure and characteristics of constituent elements of a digital portfolio.

Key words: information, educational environment, digital portfolio, structure.

Современное образовательное поле все в большей степени ориентируется на инновационное развитие, которое предполагает формирование соответствующих компетенций личности. Успешность овладения необходимыми знаниями и умениями, способность применения современных технологий на практике в условиях цифровой экономики, а в частности цифрового портфолио, связаны с сформированностью у студентов определенных представлений о возможностях данных технологии.

Попыткой решения обозначенной проблемы является использование в учебном процессе технологии портфолио. Основной целью ее применения является повышение саморефлексивности обучаемых по отношению к процессу обучения и стимулирование самостоятельности их продвижения к успехам в деятельности (вершинам достижений) [1].

По мнению А. Засобиной и Л. Куклиной, «цифровое портфолио студента» - это своеобразный центр, существенно меняющий характер взаимоотношений преподавателя и студента. С одной стороны, оно позволяет студенту сделать «видимым» свой образовательный маршрут как внутри отдельной учебной дисциплины, так и в образовательном процессе в целом. С другой стороны, рефлексивный анализ пройденного пути - трудная задача, которая не под силу многим студентам, и они вынуждены опираться на квалифицированную помощь и поддержку преподавателя либо психолога - представителя психологической службы [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.