Научная статья на тему 'ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ: ОТ ОТРАСЛЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА К ИНТЕГРАТИВНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ'

ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ: ОТ ОТРАСЛЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА К ИНТЕГРАТИВНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NBIC-ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / INNOVATION-TECHNOLOGICAL CIVILIZATION / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / DIGITALIZATION / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY APPROACH / ИНТЕГРАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INTEGRATIVE COMPETENCES / SMART ОБРАЗОВАНИЕ / SMART EDUCATION / NBIC-TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходаева Т.С.

В статье рассматривается влияние инновационно-технологической основы развития в XXI веке на парадигму современного образования. Показана неизбежность формирования у обучающихся нового типа мышления на основе интегративных компетенциий.The article examines the impact of the innovation and technological basis of development in the XXI century on the paradigm of modern education. The inevitability of forming a new type of thinking among learners on the basis of integrative competences is shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ: ОТ ОТРАСЛЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА К ИНТЕГРАТИВНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ»

РАЗДЕЛ 1

ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ DIGITAL EDUCATION IN THE CONTEMPORARY WORLD

УДК 378.147

ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ: ОТ ОТРАСЛЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА К ИНТЕГРАТИВНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ VALUESOFEDUCATIONINTHEXXICENTURY: FROM INDUSTRIAL PROFESSIONALISM TO INTEGRATIONCOMPETENCES

Суходаева Т. С., канд. экон. наук, доцент ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ» Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС Россия, г. Новосибирск

Аннотация. В статье рассматривается влияние инновационно-технологической основы развития в XXI веке на парадигму современного образования. Показана неизбежность формирования у обучающихся нового типа мышления на основе интегративных компетенциий.

Ключевые слова: NBIC-технологии, инновационно-технологической цивилизации, цифровизация, междисциплинарный подход, интегративные компетенции, smart образование.

Abstract. The article examines the impact of the innovation and technological basis of development in the XXI century on the paradigm of modern education. The inevitability of forming a new type of thinking among learners on the basis of integrative competences is shown.

Key words: NBIC-technology, innovation-technological civilization, digitalization, interdisciplinary approach, integrative competences, smart education.

XXI век - это век глобальных технологий, которые все чаще называют NBIC (Nano, Bio, Inforn, Cognitive)-технологиями. По сути речь идет о формировании новой цивилизации - NBIC-цивилизации. Это иная парадигма развития человеческого общества определяет конвергенцию и синергию ее подсистем, таких как наноэкономика, цифровая экономика, биоэкономика, информационное общество, культура, искусство и др. Безусловно, глубокому воздействию подвергнется образование. Уже сегодня в сфере образования стоит задача найти решения и новые стратегии в ответ на вызовы инновационно-технологической цивилизации. В недавно опубликованном докладе ОЭСР, посвященном цифровым трансформациям, было подчеркнуто, что стремление и способность к познанию, умение творчески мыслить и решать проблемы являются необходимыми предпосылками адаптации молодежи к масштабу, скорости и объему цифровых преобразований [1, С. 106].

Зависимость от технологического уклада распространяется не только на экономику и социум, но и, что особенно важно, на отдельную личность. Главный вектор в технологическом развитии человечества направлен в сторону природоподобных технологий. И это вопрос выживания человечества. Новые технологии и появление новых научных дисциплин связаны с развитием междисциплинарных исследований, усилением кибернетических аспектов. При этом на первый план выходит все, что связано с мыслительной деятельностью человека, то есть когнитивные науки и технологии. И если в доиндустриальную и постиндустриальную эпохи доминировал аналитический подход, то

природоподобные технологии требуют синтетического подхода и соответствующего типа мышления, когда «привычное перестает быть эффективным», как писал выдающийся российский ученый Ю. Лотман [2, С. 340].

Проектирование будущего образования определяется, таким образом, технологическими трендами. Прежде всего, должна учитываться нарастающая цифровизация. Как отмечает ректор ВШЭ Я. И. Кузьминов, цифровизация, как базовый тренд, меняет практически все сложившиеся модели образования, в том числе их содержания [3, С. 205].

Система образования в ее современном состоянии до сих пор главным образом формирует у обучающихся умение мыслить по известному алгоритму, то есть шаблонное мышление. Оно базируется на устаревающей когнитивной основе, опираясь на пройденный опыт. В существующей системе обучающиеся предъявляют спрос на прикладные компетенции, которые можно быстро применить и монетизировать. Университеты со своей стороны продолжают предлагать квантифицированное обучение, структурированное по профессиям, компетенциям, нормативам, направлениям и профилям, соответствующих индустриальной эпохе. Это алгоритмичное обучение, в то время как необходим переход к неалгоритмичным системам.

В стремлении привести систему образования в соответствие с требованиями времени все большее распространение получают корпоративные университеты. При этом у крупных компаний не возникает специальных стимулов сотрудничать с традиционными университетами, но возникают конкурентные отношения.

XXI век изменяет парадигму образования: от знаний к мышлению. Новые технологии постиндустриальной эпохи требуют междисциплинарного подхода и интегративных компетенций [4, С. 46]. В будущем не будет профессий, будут проблемы, которые нужно решать на основе комплекса действий в рамках природоподобных технологий, которые по своей сущности эффективные и универсальные. Следовательно, в обучении следует делать акцент на академические навыки. Получаемые знания не должны быть специализированными. С позиции долгосрочных целей развития требуется обучать креативности и воспитывать лидеров.

Для формировании нового типа мышления потребуется преодолеть гаджетизацию мышления. Главные его пороки заключаются в отказе от внутренних ресурсов мышления, сложности поиска способов решения задачи и, наконец, в выключении критического мышления. Кроме того, нельзя забывать о таком эффекте гаджетизации, как интерференция разных форм коммуникации. При том разорванность сознания делает обучающихся неспособными концентрироваться на решаемой проблеме. Для преподавателей это новая когнитивная ситуация и новый вызов.

Другое направление трансформации образования текущего века - реализация требования массовой мотивации через персонализацию, или индивидуализацию, обучения. Этому будут способствовать педагогические инновации, например, метод «перевернутого обучения», метод «шести шляп», проектная деятельность и пр. Большие перспективы имеет smart образование. Главными достоинствами smart образованием являются наличие встроенных инструментов реагирования на изменения во внешней среде, новое качество коммуникаций студента и преподавателя в современной информационно-телекоммуникационной среде, новый педагогический дизайн и бесшовность технологий [5, С. 45]. Smart образование обеспечивает включенность студента в образовательный процесс и новые форматы взаимодействия с преподавателем через обмен информацией on-line и of-line. В результате удастся действительно изменить парадигму образования в направлении от культуры лояльности к культуре индивидуальных достижений.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что узкая специализация науки и образования уходят в прошлое. В XXI веке доминируют интегрированные межотраслевые, а в недалеком будущем - надотраслевые технологии. В парадигме познания аналитический подход сменяется синтетическим. Все более универсальным становится научно-познавательный инструментарий. Все это стирает междисциплинарные границы. В ответ на новые вызовы система образования неизбежно будет развиваться в конвергентной парадигме. В образовании потребуются кардинальные сдвиги в образовательных программах и учебных планах, которые будут

направлены на формирование интегративных компетенций, определяющих не профессиональную принадлежность их носителя, а наличие нового типа мышления, адекватного требованиям социально-экономического развития в XXI веке.

Библиографический список:

1. OECD (2017), OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The digital transformation, OECD Publishing, Paris [Элекстронныйресурс]. - URL : http://dx.doi.org/10.1787/9789264268821-en (06.06.2018).

2.Казанцев, А. К. NBIC - технологии : Инновационная цивилизация XXI века [Текст] / А. К. Казанцев, В. Н. Кисилев, Д. А. Рубвальтер, О. Д. Руденский. - М. : ИНФРА-М, 2017. -384 с.

3. Кузьминов, Я. И. Вопросы образования [Текст] / Я. И. Кузьминов // Educational Studies Moscow. 2017. - № 3. - С. 202-233.

4. Баксанский, О. Е. Образование в условиях трансдисциплинарности и конвергентного социального взаимодействия [Текст] / О. Е. Баксанский, В. В. Фурсов // Философия образования, 2018. - № 74. - вып. 1. - С.44-61.

5. Днепровская, Н. В. Понятийные основы концепции смарт-образования [Текст] / Н. В. Днепровская, Е. А. Янковская, И. В. Шевцова // Открытое образование. - 2015. - №3. - С. 43-51.

УДК 004:378.1

ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗА К ЕГО ЦИФРОВИЗАЦИИ FROM INFORMATIZATION OF HIGH SCHOOL TO ITS DIGITALIZATION

Попов Ф. А., д-р техн. наук, профессор Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» Россия, Алтайский край, г. Бийск pfa2004@mail.ru

Аннотация. В работе приведен анализ понятий информатизации ВУЗа, электронного обучения, цифровизации образования, показаны их взаимосвязь и единство. Утверждается, что для эффективной цифровизации образовательной деятельности ВУЗа требуются комплексная информатизация учебного заведения и наличие в нем действующей системы электронного обучения.

Ключевые слова: цифровизация образования, комплексная информатизация ВУЗа, электронное обучение, единое информационное пространство

Abstract. The article analyzes notions of informatization of a university, e-learning, digitalization of education, their interconnection and unity are shown. It is alleged that for effective digitalization of the educational activity of a university, comprehensive informatization of the educational institution and the presence of an effective system of e-learning in it are required.

Key words: digitalization of education, comprehensive informatization of university, e-learning, unified information space.

Сегодня на повестке дня в нашей стране - цифровизация всех сфер экономики [1]. Одной из первых областей, с которой начинается активная работа в этом направлении, является образование, в том числе высшее. При этом необходимо отметить, что система образования двигалась в этом направлении последовательно, начиная с конца прошлого века, когда в учебных заведениях в явном виде стали решаться задачи их информатизации.

Конечная цель информатизации - создание единого информационного пространства (ЕИП) учебного заведения, функционирующего на основе использования корпоративных компьютерных сетей, систем интегрированных баз данных и информационных систем на их основе, автоматизированных систем управления процессами жизнедеятельности организации, комплекса соответствующих нормативных документов [2; 3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.