Козлов Г.А. ©
Аспирант, кафедра физического воспитания и спорта, Российский государственный социальный университет
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМ
ШАХМАТНОЙ ИГРЫ
Аннотация
В статье анализируются аспекты методики преподавания шахмат дошкольникам, возможности обучения шахматной игре с целью формирования и развития личности, роль тренера-педагога в обучении дошкольника шахматам.
Ключевые слова: дошкольное образование, шахматная педагогика, шахматы, детская секция.
Keywords: preschool education, chess pedagogy, chess, children's section.
Дошкольный возраст уникален для формирования личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов, именно в этот период закладываются отношения ребенка к окружающему миру, происходит интенсивное физическое и психическое развитие. Очень важно не упустить времени, поддержать и всемерно развивать качества, специфические для дошкольного возраста, так как уникальные условия, созданные природой для их становления, больше не повторятся и в дальнейшем наверстать упущенное окажется трудным или даже невозможным.
Современная детская шахматная педагогика разделилась на два основных направления. Первое - это занятия шахматами с детьми в различных секциях с целью спортивного совершенствования и достижения высоких спортивных результатов. Второе -это обучение шахматной игре в школах факультативно или в режиме учебных занятий с целью интеллектуального и личностного развития учащихся разного возраста [2, 21].
В настоящее время существуют разработанные программы по обучению шахматам, которые отражены в учебниках, методических рекомендациях, сборниках комбинаций и упражнений. Вопросы обучения шахматной игре волновали многих известных шахматистов прошлого, когда шахматы еще не были настолько популярными как сегодня и отсутствовали теоретические разработки о полезности шахмат и их значимости для развития мышления детей.
Следует учитывать, что задачи, стоящие перед шахматами, широки и разнообразны:
1. Образовательная- расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
2. Воспитательная- вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
3. Эстетическая- играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов доставляет ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой
[4, 10].
4. Физическая- несмотря на распространенный стереотип о низкой физической готовности шахматистов, для успешной игры необходимо находиться в хорошей спортивной форме, т.к. продолжительность одной партии редко составляет менее 2 часов, при этом ребенок постоянно испытывает эмоциональное, интеллектуальное и физическое напряжение.
©Козлов Г.А., 2013 г.
Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под влиянием родных и близких, товарищей, у других его можно вызвать, сформировать незаметно от ребенка. И то и другое приемлимо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав. Какой-либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем случае не приниматься на вооружением воспитателем, тренером [4,
7].
Методы обучения, используемые в работе, должны соответствовать возрастным особенностям ребенка и способствовать более эффективному процессу обучения детей дошкольного возраста первоначальным навыкам игры в шахматы [5, 4].
Для успешной работы по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы необходимо:
1. Систематически проводить занятия с детьми (как минимум 2 раза в неделю).
2. Создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий (наличие в групповой комнате шахматной доски с фигурами, настольно-печатных игр для развития мышления, внимания и памяти; если есть возможность - использование компьютерных игр).
3. Взаимодействовать с семьей по вопросам обучения детей дома [5, 6].
В начале обучения преобладающим способом сообщения новых знания будет чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, объяснение руководителем секции диаграмм с обязательным показом на демонстрационной доске.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, наибольшего успеха удается достичь, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через какое-то время пары могут изменяться в зависимости от уровня игры, его повышения или понижения.
При обучении детей дошкольного возраста шахматам необходим индивидуально-личностный подход, сущность которого заключается в построении образовательного процесса на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребёнка, его самостоятельности и уникальности.
В основу индивидуально-ориентированного обучения шахматам легли пять методов:
1. Монологический - рассказ, объяснение. Используется при изложении нового материала. Необходимо отметить, что данный метод в начальной школе должен сочетаться с использованием наглядных средств обучения и применяться крайне осторожно, учитывая неспособность младшего школьника долгое время удерживать внимание на одном объекте.
2. Рассуждающий метод распространен в большей степени, т.к. предполагает активное включение ребенка во взаимодействие с учителем, позволяет поддерживать внимание дошкольника, поддерживать обратную связь, оперативно корректировать процесс изучения нового материала, а также демонстрировать логику рассуждений, формируя внутренний план действий младшего школьника.
3. Диалогический - предполагает сотрудничество дошкольника с преподавателем в процессе обучения. Наиболее эффективный метод обучения, т.к. в диалоге ребенок постигает логику шахматной игры, дает объяснение своим действиям, рассуждает о ходе игры.
4. Эвристический метод позволяет организовать процесс обучения как открытие. Он требует от учителя больше усилий, чем описанные выше методы, однако это в значительной степени оправдано результатами использования данного метода. Урок строится таким образом, что с помощью специально организованного процесса познания ребенок сам приходит к правильным вывода, тем самым интериоризируя знание, как бы выращивая его в своем сознании.
5. Исследовательский - наиболее сложен в плане организации. При обучении дошкольников может применяться достаточно редко, т.к. требует самостоятельности ребенка, способности выстраивать свою деятельность, отслеживать и оценивать результаты в
процессе поиска решения проблемной задачи. Тем не менее, метод позволяет развить целый ряд познавательных способностей и умений.
Дошкольный возраст - это значимый этап в становлении личности. Занятия шахматами в период дошкольного возраста позволяют развивать абстрактное логическое мышление, внутренний план действия, произвольное внимание, память, воспитывают дисциплинированность, способность управлять собой и своей деятельность, формируют ценностное отношение к интеллектуальной деятельности.
Обучение дошкольников шахматам возможно через решение ряда задач, в частности, необходимо учитывать индивидуальные способности и мотивы ребенка, его темповые характеристики, уровень умственного развития.
Включение детей в шахматную игру и обеспечение их шахматного и личностного роста эффективней достичь, если оно строится с учетом своеобразия каждого ребенка, предрасположенности к шахматной игре, личностной активности и достигаемых результатов.
Литература
1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО «Дайв», 2009
2. Габбазова А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре: дис...канд.пед.наук - Ульяновск, 2008
3. Гершунский Б.С., Костьев А.Н. Шахматы школе. - М. 1991
4. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. - М.: Просвещение, 1991
5. Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам. - М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2009
6. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. - М. Астрель:АСТ:Кладезъ, 2013