УДК 159.922.8 ; 159.923
Горбачева Марина Викторовна
Новозыбковский профессионально-педагогический колледж, г. Новозыбков
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ТРАНСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматриваются подходы к изучению временной транспективы личности в контексте основных психологических направлений, а также представление о временной транспективе как важном факторе профессионального самоопределения студентов.
Ключевые слова: временная транспектива, профессиональное самоопределение, студенты колледжа.
Система профессионального образования на современном этапе претерпевает глубокие изменения, затрагивающие все аспекты образовательного процесса и направленные на решение основных проблем в профессиональном образовании, среди которых значимое место занимает вопрос о профессиональном самоопределении будущих специалистов. Осознанность выбора будущей профессиональной сферы и способность целостно воспринимать предстоящую профессиональную деятельность обусловлены многими факторами, одним из которых является временная транспектива личности студентов.
Под временной транспективой личности понимают восприятие собственного прошлого, настоящего и будущего, как компонентов единой временной структуры, находящихся в многосторонней взаимосвязи друг с другом.
Развитие временной транспективы в ранней юности связано с профессиональным самоопределением, которое характеризует данный возрастной период и является значимым для самореализации личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, Б. И. Головаха).
С этой точки зрения актуальным является исследование особенностей временной транспек-тивы личности студентов, выбирающих среднее профессиональное образование, так как временная транспектива напрямую связана со степенью личностной зрелости, что обуславливает возможность осознанного выбора и целостного восприятия будущей профессиональной деятельности.
Важность психологического восприятия человеком разных временных отрезков своей жизни одним из первых отметил К. Левин. Всю совокупность взглядов человека на его психологическое будущее и психологическое прошлое, которые существуют в настоящий момент времени, он определил как временную перспективу личности [10].
В настоящее время феномен целостного восприятия личностью собственного прошлого, настоящего и будущего, а также интеграцию этих компонентов целесообразно объединять понятием временной транспективы В. И. Ковалева. Вся совокупность действий и алгоритм поведения в определенный момент настоящего тесно связаны не
только с конкретной ситуацией жизни человека, но и с опытом, полученным им в прошлом, а также с теми ожиданиями и планами, которые он строит относительно будущего [5].
Таким образом, понятие временная транспектива предполагает, что прошлое, настоящее и будущее представляют собой компоненты единой временной структуры, а также отражает ценностно-смысловой аспект времени, проявляющийся в способности человека одним взглядом охватить весь жизненный путь, поднявшись от простых воспоминаний до осмысления значения своей жизни [5].
Тесно взаимосвязанные в нашем сознании компоненты временной транспективы, включающие образы прошлого, настоящего и будущего, можно рассмотреть в контексте основных психологических направлений, каждое из которых уделяет внимание определенному временному аспекту транс-пективы личности.
В глубинной психологии особую роль играет прошлое личности, в частности события и переживания, связанные с ранним детством, которые, по мнению психоаналитиков, определяют ее дальнейшее развитие. З. Фрейд указывает, что истоки желаний человека кроются в его прошлом, и только находя их, можно открыть период «индивидуального» прошлого.
Кроме того, анализируя неврозы, З. Фрейд обнаруживает, что в своих симптомах и последствиях болезни человек переносится в определенный период своего прошлого. Он считал, что в рассказе о прошлом человеку свойственно невольно переносить в этот образ что-то из настоящего или из промежуточных периодов, искажая таким образом картину собственного прошлого.
Механизмы психологической защиты личности также строятся на событиях и опыте прошлого. Рассматривая восприятие личностью образов прошлого, настоящего и будущего, З. Фрейд указывает, что человек никогда не живет полностью в настоящем, в идеологиях Сверх Я продолжает жить прошлое, постоянно воздействуя на него, однако, чем меньше человек знает о прошлом и настоящем, тем ненадежнее окажется его суждение о будущем. Образы настоящего должны перейти
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Горбачева М.В., 2016
78
в категорию прошлого, прежде чем на них можно будет опереться в суждении о будущем [19].
A. Адлер, также большую роль отводил образам прошлого. Анализ первых воспоминаний человека был поставлен им во главу угла его терапевтической беседы. Он говорил о том, что все происходящее с человеком является частью его жизненного плана, основа которого закладывается с детства [2].
Э. Фромм объясняет значение прошлого в связи с тем, что оно присутствует в настоящем. Временные образы, по его мнению, являются частью самосознания личности [20].
В глубинной психологии прошлое понимается как базовый конструкт временной транспективы личности, на основе которого стоятся события настоящего и опираются перспективы будущего.
Гуманистическая психология, одной из ключевых идей которой является процесс самоактуализации, обращает свой интерес к образу будущего, так как только такая временная направленность позволит реализовать стремление личности к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Подчинение какой-то определенной потребности, по мнению А. Маслоу, на основе которой формируется главная цель поведения или деятельности, детерминирует восприятие личности, предопределяет его философию будущего философию ценностей. А. Маслоу говорит о динамической роли будущего для личности в конкретный момент настоящего. Кроме того, и развитие, и становление личности обращены в будущее [12].
Будущее человека, по мнению А. Маслоу, находится в нем самом, будучи активно в каждый момент настоящего. Только гибкая творческая личность может по-настоящему управлять собственным будущим. Г. Олпорт также подчеркивает этот аспект. Он указывает, что планирование и умение смотреть в будущее являются центральными свойствами здоровой человеческой природы [13].
В гуманистической психологии, как и в глубинной, четко прослеживается идея взаимосвязи компонентов временной транспективы личности, в данном случае интеграции настоящего и будущего в процессе развития индивида и становления личности.
Подобные идеи о единстве и связи компонентов временной транспективы высказывали также Ж. Пиаже и В. Франкл.
Ж. Пиаже, основатель генетической психологии, утверждал, что простейшие когнитивные функции, продолжают равновесие между живущим в данное время существом и современной ему средой во времени, что реализуется в предвосхищении будущего и восстановление в памяти образов прошлого [15].
B. Франкл рассматривая переживание «внутреннего времени» в условиях, отличающихся от
нормального течения жизни, указывает на возникновение деформаций временного восприятия. В нормальных условиях, считает В. Франкл, человеку свойственно ориентироваться на будущее. Внутренняя жизнь человека, не имеющего опоры на цель в будущем, приобретает характер ретроспективного существования [17]. В. Франкл четко отделяет восприятие человеком прошлого и будущего, подчеркивая их взаимосвязь, а также определяет их как важный аспект логотерапии [18].
Идеи о единстве и целостности восприятия временных отрезков в сознании человека прослеживаются не только в классических направлениях психологии, но и в ряде направлений современной психологической науки.
В трансперсональной психологии, наравне с идеями о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, уделяется внимание и степени удовлетворенности, формирующейся при восприятии этих временных отрезков. С. Гроф считает, что психологическое принятие непостоянства и смерти приводит к сдвигу в ориентации во времени: прошлое и будущее утрачивают свою важность по отношению к настоящему мгновению, к «проживанию одного дня во времени». Также С. Гроф отмечает, что обстоятельства настоящего момента времени часто не могут удовлетворить личность, что приводит к возникновению феномена «самоотбрасывания в будущее», предполагающего отвлечение от событий настоящего, которые воспринимаются как подготовка к будущему [6].
В экзистенциальной психологии (Л. Бинсван-гер, Р. Мэй) жизнь человека рассматривается как целостный конкретный феномен в единстве прошлого, настоящего и будущего. Важная в Dasein-анализе категория экзистенциального a priori фиксирует представление о бытийной основе трансцендентального горизонта опыта индивида.
Л. Бинсвангер считал, что экзистенциальное a priori делает возможным воздействие прошлого на настоящее; отношение личности в настоящем к своему прошлому само по себе определяется не прошлым, а горизонтом, внутри которого происходит опыт и настоящего и прошлого [4].
В рассматриваемых направлениях психологической науки, классических и современных, можно выделить идеи, которые касаются восприятия личностью отдельных психологических составляющих временной транспективы, таких как прошлое, настоящее и будущее, указание на их взаимосвязь и интеграцию. Однако в настоящий момент времени понятие временной транспективы, ее содержание ни в одном из направлений или отдельных психологических исследований не является достаточно разработанным и однозначным.
Часто авторы, рассматривая восприятие психологического времени личностью, говоря о временной перспективе, указывают ее в единстве с други-
ми временными компонентами психологического времени, что в таком случае, на наш взгляд, целесообразно обозначать как временную транспекти-ву личности.
В современных исследованиях, посвященных возрастной динамике временной транспективы личности, наиболее полно рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей восприятия прошлого, настоящего и будущего старшеклассниками и студентами, обучающимися на ступени высшего профессионального образования.
Сведения об особенностях временной транс-пективы личности студентов средних профессиональных учебных заведений в работах авторов фрагментированы и не позволяют в полной мере раскрыть данный вопрос.
Категория студентов, получающих среднее профессиональное образование, имеет ряд социально-психологических особенностей, связанных с переходным возрастным периодом от подросткового к юношескому возрасту, в котором центральным новообразованием становится личностное и профессиональное самоопределение, а также с непосредственным освоением основ профессиональной деятельности.
У подростков временная транспектива характеризуется несогласованностью, формированием структуры и сферы принадлежности. Юношеская временная транспектива является структурированной, но недостаточно протяженной [11]. В подростковом и раннем юношеском возрасте наиболее значимым является восприятие настоящего [16].
Настоящее относительно жизненного пути личности представляет собой определенное состояние, некий «момент устойчивости», период, отграниченный от прошлого и будущего [3]. Для студентов периодом времени, воспринимаемым как настоящее, является период обучения в колледже. На этом возрастном этапе большинству студентов колледжа присуща ориентация на настоящее, имеющая гедонистическую направленность.
К концу периода ранней юности роль гедонистического настоящего сменяется высоким уровнем представленности в сознании мыслей о своем будущем [16]. Именно устремленность в будущее является спецификой юношеского возраста (Л.И. Божо-вич, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Н.Н. Толстых).
Но, как полагает Ф. Зимбардо, истинная направленность в будущее, в противовес фиксации на прошлом или настоящем, предполагает ответственность перед будущим, выражающуюся не просто в наличии планов, но и в установке действовать, предпринимать усилия для их реализации в настоящем [10].
В юношеском возрасте, под влиянием перехода к самостоятельной трудовой жизни, направленность на будущее только начинает формироваться, происходит сдвиг в сторону осознания и оценки
свойств своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) временная транспектива существенно расширяется и достигает максимальной дальности относительно временных рамок в период поздней юности (18-24 года) [14].
Будущее на этом этапе может восприниматься, с одной стороны, как оптимистичное, гармоничное, счастливое, а с другой стороны, переживаться как проблема, что обуславливается личностными особенностями, а также социальной ситуацией развития (О.Е. Байтингер, Н.Н. Толстых).
На данном возрастном этапе многие студенты характеризуются суженной временной транспек-тивой, а также высоким уровнем нереалистичности планов профессиональной жизни, при этом обнаруживая высокий уровень осознанности своей жизни. Следует отметить, что две трети студентов не связывают свой профессиональный путь с получаемой профессией [7].
Большинство студентов колледжа не имеют сбалансированной временной транспективы, то есть, они не способны гибко переключаться между размышлениями о прошлом, настоящем или будущем в зависимости от требований ситуации, оценки ресурсов, личностных и социальных оценок.
На разных этапах обучения для студентов колледжа характерны различия во временных ориен-тациях, что отражает особенности их временной транспективы в контексте этапов профессионального становления.
Период поздней юности связывают как с попытками внести коррективы в уже осуществленный выбор профессиональной сферы, так и с укреплением уверенности в сделанном выборе. На этом возрастном этапе начинается процесс кристаллизации профессиональной направленности личности, что находит свое отражение в особенностях временных ориентаций студентов [9].
Среди значимых характеристик, определяющих особенности профессионального самоопределения, наряду с мотивами профессионального выбора и профессионально-ценностными ориента-циями, выделяют также наличие индивидуального жизненного плана [8]. Именно в период юности, происходит определение основных жизненных целей, в связи с чем продолжается формирование жизненной перспективы личности и построение ее жизненного плана.
К.А. Абульханова-Славская рассматривает профессиональное самоопределение в контексте выбора жизненного пути личности. Таким образом, связь личности с профессиональной сферой обуславливает ретроспективу и перспективу личности, а характер связи определяет выбор конкретной профессии [1].
В работах М. Р. Гинзбурга также отмечается взаимосвязь ценностно-смысловых и простран-
80
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
ственно-временных аспектов с процессом профессионального самоопределения, которое, так или иначе, включает построение образов будущего и формирование жизненного плана личности.
Таким образом, М.Р. Гинзбург связывает вопросы, касающиеся самоопределения личности с особенностями ее временной транспективы. Такой подход М.Р. Гинзбурга позволяет определить характеристики студентов с успешным профессиональным самоопределением. Важными условиями для успешного самоопределения студентов, по мнению М.Р. Гинзбурга будут является наличие компонентов психологического настоящего и психологического будущего.
Психологическое настоящее позволит выполнять функцию саморазвития, предполагающую формирование спектра личностно значимых позитивных ценностей, осмысленности собственной жизни, а также проявляться самореализацией личности. Психологическое будущее обеспечит смысловую и временную перспективу.
Профессиональное самоопределение студентов среднего профессионального образования представляет собой длительный непрерывный процесс осознания собственного места в конкретной профессиональной сфере, формирования принадлежности к определенной профессиональной общности, непосредственно связанный с целостностью восприятия личностью собственного прошлого, настоящего и будущего. Таким образом, временная транспектива личности выступает в качестве одного из важных факторов профессионального самоопределения студентов колледжа.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2001. -297 с.
2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. - М.: Когито-Центр, 2002. - 220 с.
3. Акелян Н.С. Восприятие будущего и реализация настоящего студентами // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №1. - С. 107-109.
4. Бинсвангер Л. Бытие в мире. Избранные статьи с приложением Нидлмена Я. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ Л. Бинс-вангера. - М.: Рефл-Бук, 1999. - 336 с.
5. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной транспективы субъекта // Психологический журнал. - 1998. - № 3. -С. 34 - 47.
6. Гроф С. Психология будущего. - М.: Издательство АСТ, 2001. - 198 с.
7. Енькова Л.П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики // Вектор науки ТГУ -2011. - № 3(6). - С. 123-125.
8. Жукова Е.А. Профессиональное самоопределение студентов как условие формирования ком-петентностного специалиста (мотивационно-цен-ностный аспект) // Материалы республиканской научно-практической конференции. Казань: РПЦ «Школа», 2009. - С. 72-75.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2008. - 243 с.
10. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
11. Камнева Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта: (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Калуга, 2002. - 25 с.
12. Маслоу А. Мотивация и личность / перев. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
13. Маслоу А. Психология бытия / перев. О.О. Чистякова. - М.: «Рефл-бук», Psylib, 2003. -138 с.
14. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. - 2000. -№ 4. - С. 5-21.
15. Пиаже Ж. Психология интеллекта / перев. А.М. Пятигорского. - СПб., 2003. - 192 с.
16. Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 41-54.
17. Франкл В. Психолог в концлагере. - М.: Смысл, 2004. - 176 с.
18. Франкл В. Воля к смыслу. - М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. - 368 с.
19. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. - М.: АСТ, 2009. - 256 с.
20. Фромм Э. Хрестоматия. Гуманистический психоанализ / под ред. В.М. Лейбина. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.