Научная статья на тему 'Психологические особенности эмоционально-ценностных аспектов временной транспективы личности студентов колледжа'

Психологические особенности эмоционально-ценностных аспектов временной транспективы личности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
365
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ТРАНСПЕКТИВА / МЕТОДИКА ZTPI / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СТУДЕНТЫ / TEMPORAL TRANSPECTIVE / ZTPI METHOD / YOUTH AGE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коржукова М. В.

Приводятся результаты исследования временной транспективы личности с использованием методики Ф.Зимбардо (ZTPI). Описаны отношения к прошлому, настоящему и будущему в группах студентов второго и третьего курсов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF EMOTIONALLY VALUE ASPECTS OF TEMPORAL TRANSPECTIVE OF PERSONALITY OF COLLEGE STUDENTS

Here are given the research results of temporal transpective with using P. Zimbardoʼs method (ZTPI). Described events to the past, present and future in the groups of the second and third year college students.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности эмоционально-ценностных аспектов временной транспективы личности студентов колледжа»

УДК - 159.9:37.015.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ АСПЕКТОВ ВРЕМЕННОЙ ТРАНСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

М. В. Коржукова

Приводятся результаты исследования временной транспективы личности с использованием методики Ф.Зимбардо (ZTPI). Описаны отношения к прошлому, настоящему и будущему в группах студентов второго и третьего курсов колледжа.

Ключевые слова: временная транспектива, методика ZTPI, юношеский возраст, студенты.

Глубокие изменения в современной системе образования приводят к необходимости предъявления новых требований к формированию личности в процессе обучения, отвечающих современным образовательным подходам и стандартам.

В настоящее время отмечается необходимость изменения содержания среднего профессионального образования как в направлении усиления общенаучной и общепрофессиональной подготовки в целом, так и в обеспечении целостности восприятия студентами будущей профессиональной деятельности [1, с. 12]. Профессиональное образование на современном этапе видит задачу не только в формировании определенных личностных качеств и свойств, отвечающих конкретной профессиональной сфере, но и в развитии гармоничной в психологическом отношении личности.

Временная транспектива является одним из важных показателей целостности личности. Под временной транспективой личности большинством исследователей понимается целостное восприятие картин прошлого, настоящего и будущего. Вся совокупность действий и алгоритм поведения в определенный момент настоящего тесно связаны не только с конкретной ситуацией жизни человека, но и с опытом, полученным им в прошлом, а также с теми ожиданиями и планами, которые он строит относительно будущего. Преобладание того или иного отношения ко времени в системе взглядов человека соотносится с понятием временных ориентаций. Если определенная временная ориентация преобразуется в устойчивое временное «пристрастие», то отношение ко времени может рассматриваться как относительно стабильная характеристика личности [6, с. 42]. Таким образом, человек в зависимости от особенностей каждой конкретной ситуации способен переключаться между разными временными ориентациями, формирую целостную картину времени.

Временная транспектива формируется и изменяется в возрастной динамике. По мере взросления временная транспектива личности удлиняется, становится более развернутой (К. Левин, А. Лебланк, Л. Лешан и др.).

В юношеском возрасте, под влиянием перехода к самостоятельной трудовой жизни, начинает формироваться четкая направленность на будущее, происходит сдвиг в сторону осознания и оценки свойств своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. В раннем юношеском возрасте (14 - 17 лет) временная перспектива существенно расширяется и достигает максимальной дальности относительно временных рамок в период поздней юности (18 - 24 года) [5, с. 6].

Впервые перспектива будущего ясно развертывается для личности в ситуации выбора профессии и освоения профессиональных основ в теоретическом и практическом плане в процессе обучения. Данный возрастной этап соответствует студенческому периоду жизни человека. Студенчество представляет собой центральный период становления человека и личности в целом, это время интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля» и профессионала [4, с. 108]. Студенческий возраст, по мнению Л. С. Выготского, представляет собой «...начальное звено в цепи зрелых возрастов.» [2, с. 255].

С этой точки зрения актуальным является исследование особенностей временной транспективы студентов, выбирающих среднее профессиональное образование, так как временная транспектива напрямую связана со степенью личностной зрелости, что обуславливает возможность осознанного выбора будущей профессиональной сферы и целостного восприятия предстоящей профессиональной деятельности.

В данной работе для исследования субъективной картины времени индивида использовалась методика изучения временной перспективы Ф.Зимбардо (ZTPI; Zimbardo Time Perspective Inventory). Исследование проводилось в группе студентов второго и третьего курсов Новозыбковского профессионально-педагогического колледжа, общее количество испытуемых составило 46 человек в возрасте 16 - 20 лет.

Методика, проводимая с респондентами, позволила рассмотреть субъективное восприятие времени относительно прошлого, настоящего и будущего. Опросник Ф. Зимбардо, включающий пять шкал, направлен на оценку преобладания у респондента различных отношений ко времени: негативное или позитивное прошлое, гедонистическое или фаталистическое настоящее и будущее. Отношение к прошлому, по мнению Ф. Зимбардо, конструируется на оценке произошедших событий, не являясь объективной фиксацией приятных или неприятных моментов жизни человека [3, с. 69]. Отношение к настоящему, рассматриваемое также в двух аспектах, складывается под влиянием ситуации в конкретный период времени. Гедонистическое отношение определяется стремлением получить удовольствие от настоящего момента жизни, сосредоточением на непосредственном удовлетворении собственных желаний. Фаталистическое отношение к настоящему проявляется в убеждении, что изменить существующие обстоятельства жизни невозможно, а все происходящее предопределено судьбой [3, с. 111]. Будущее Ф. Зимбардо понимает как психологически сконструированное состояние, которое нельзя испытать непосредственно, поэтому в отношении к нему выделяется только общая направленность, которая определяется наличием ожиданий, целей и планов [3, с. 141].

Основные результаты исследования субъективного восприятия времени относительно прошлого, настоящего и будущего студентами второго и третьего курсов представлены на рис. 1.

Рис. 1 Результаты исследования временной транспективы личности студентов

Примечание: НП - негативное прошлое, ГН - гедонистическое настоящее, Б - будущее, 1111 -позитивное прошлое, ФН - фаталистическое настоящее.

Средние значения, полученные для групп студентов второго и третьего курсов имеют сходные показатели, находясь в рамках среднего уровня. Однако, баллы, полученные по шкале «гедонистическое настоящее», в группе студентов второго и третьего курсов стремятся к высоким значениям, что отражает в большей степени гедонистическое, рискованное, «бесшабашное» отношение ко времени и жизни. Достаточно высокие баллы по шкале «гедонистическое настоящее» в исследуемых группах студентов свидетельствуют об ориентации на удовольствие в настоящем и неспособность жертвовать чем-то сейчас, чтобы получить вознаграждение в будущем.

Анализ уровней временных ориентаций представлен в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Уровни временных ориентаций студентов второго курса колледжа

Полученные значения Шкалы

Негативное прошлое Г едонистическое настоящее Будущее Позитивное прошлое Фаталистическое настоящее

Кол- во чел. % Кол-во чел. % Кол- во чел. % Кол- во чел. % Кол-во чел. %

Низкие 1 4,35 0 - 0 - 0 - 0 -

Средние 15 65,22 15 65,22 16 69,57 16 69,57 21 91,30

Высокие 7 30,43 8 34,78 7 30,43 7 30,43 2 8,70

Подавляющее число студентов колледжа характеризуются средней степенью значений по каждой из пяти рассматриваемых шкал. 4, 35 % респондентов имеют низкую ориентацию на негативное прошлое. По этой же шкале, а также по шкале «гедонистическое настоящее», «будущее» и «позитивное прошлое» примерно 30 % испытуемых отличаются высокими значениями.

Таблица 2.

Уровни временных ориентаций студентов третьего курса колледжа

Полученные значения Шкалы

Негативное прошлое Г едонистическое настоящее Будущее Позитивное прошлое Фаталистическое настоящее

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

Низкие 0 - 1 4,35 0 - 0 - 4 17,39

Средние 13 56,52 10 43,48 20 86,96 15 65,22 18 78,26

Высокие 10 43,48 12 52,17 3 13,04 8 34,78 1 4,35

Сходная картина относительно среднего уровня наблюдается в группе студентов третьего курса, здесь средние значения по каждой шкале отмечаются преимущественно у 50 % респондентов. Низкий уровень отмечен только по двум шкалам - «гедонистическое настоящее» (4,35 %) и «фаталистическое настоящее» (17,39 %). Более высокими процентными значениями отличаются ориентации на гедонистическое настоящее (на 17,4 %), негативное прошлое (на 13,05 %) и позитивное прошлое (на 4,35 %).

Различия в выборе студентов второго и третьего курсов могут заключаться в особенностях конкретного периода обучения, на котором они находились в момент исследования. Общий срок обучения в колледже составляет четыре года. Таким образом, для студентов, обучающихся на втором курсе, завершение учебы является еще достаточно отдаленной перспективой в будущем.

Студенты третьего курса в отличие от них уже соприкоснулись с основами своей будущей профессиональной деятельности, начиная осваивать ее азы во время учебной практики и выбора направления выпускной квалификационной работы. В связи с этим, перспектива завершения обучения в колледже является для студентов третьего курса событием более близким во временном отношении.

Полученное распределение показателей отношения ко времени можно считать статистически достоверным для данных групп студентов (%2=13,692, при v=4, т.е р < 0,01).

В целом, по результатам методики можно отметить, что в эмоционально-ценностном аспекте студенты второго и третьего курсов практически в равных долях характеризуются как позитивным, так и негативным отношением к прошлому. В отношении к настоящему в группе студентов второго и третьего курсов колледжа в большей степени преобладает гедонистическая направленность.

Here are given the research results of temporal transpective with using P. Zimbardo’s method (ZTPI). Described events to the past, present and future in the groups of the second and third year college students.

The key words: temporal transpective, ZTPI method, youth age, students.

Список литературы

1. Анисимов П. Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации российского образования // Среднее проф. образование. 2004. № 2. С. 10 - 14.

2. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984 Т. 4. 432 с.

3. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. 384 с.

5. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. 2000. №4. С. 5 - 21.

6. Сырцова А. И. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы

психологии. 2008. № 2. С. 41 - 54.

Об авторе

Коржукова М.В. - аспирант кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, k-marina-vikt@yandex.ru.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF EMOTIONALLY VALUE ASPECTS OF TEMPORAL TRANSPECTIVE OF PERSONALITY OF COLLEGE STUDENTS.

Korzhykova M. V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.