Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИИ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна, Пасекова Александра Александровна

Статья посвящена проблематике теоретической разработки полиаспектного феномена нематериального культурного наследия. Предметом данного исследования выступают традиции танцевальной культуры как компоненты нематериального культурного наследия. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению понятия культурного наследия. Установлено, что в первую очередь прорабатывался на уровне дефиниций концепт материального культурного наследия, и гораздо позже концептуализировалось представление о нематериальном культурном наследии. Обозначено, что теоретическое рассмотрение традиций танцевальной культуры как нематериального культурного наследия должно проходить с учетом как реализующихся в современности знаний и практик танцевальной культуры, так и зафиксированных в исторических документах. Сюда же входят такие аспекты как ревитализация танцевальных традиций, а также их возрождение на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF DANCE TRADITIONS AS AN INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE

The article is devoted to the problems of theoretical development of the multi-aspect phenomenon of intangible cultural heritage. The subject of this study is the tradition of dance culture as a component of the intangible cultural heritage. Theoretical and methodological approaches to the definition of the concept of cultural heritage are considered. It has been established that, first of all, the concept of material cultural heritage was worked out at the level of definitions, and much later the concept of intangible cultural heritage was conceptualized. It is indicated that the theoretical consideration of the traditions of dance culture as an intangible cultural heritage should take into account both the knowledge and practices of dance culture realized in modern times and those recorded in historical documents. This also includes such aspects as the revitalization of dance traditions, as well as their revival in practice.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

УДК 008:930.85:394.3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Пасекова Александра Александровна, студентка 4 курса направления подготовки «Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена проблематике теоретической разработки полиаспектного феномена нематериального культурного наследия. Предметом данного исследования выступают традиции танцевальной культуры как компоненты нематериального культурного наследия. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению понятия культурного наследия. Установлено, что в первую очередь прорабатывался на уровне дефиниций концепт материального культурного наследия, и гораздо позже концептуализировалось представление о нематериальном культурном наследии. Обозначено, что теоретическое рассмотрение традиций танцевальной культуры как нематериального культурного наследия должно проходить с учетом как реализующихся в современности знаний и практик танцевальной культуры, так и зафиксированных в исторических документах. Сюда же входят такие аспекты как ревитализация танцевальных традиций, а также их возрождение на практике.

Ключевые слова: культурное наследие, нематериальное культурное наследие, традиции, танцевальная культура, теория культуры.

Annotation. The article is devoted to the problems of theoretical development of the multi-aspect phenomenon of intangible cultural heritage. The subject of this study is the tradition of dance culture as a component of the intangible cultural heritage. Theoretical and methodological approaches to the definition of the concept of cultural heritage are considered. It has been established that, first of all, the concept of material cultural heritage was worked out at the level of definitions, and much later the concept of intangible cultural heritage was conceptualized. It is indicated that the theoretical consideration of the traditions of dance culture as an intangible cultural heritage should take into account both the knowledge and practices of dance culture realized in modern times and those recorded in historical documents. This also includes such aspects as the revitalization of dance traditions, as well as their revival in practice.

Key words: cultural heritage, intangible cultural heritage, traditions, dance culture, cultural theory.

Постановка проблемы. Сегодня понимание культурного наследия переживает очередную трансформацию. С одной стороны, остается верным содержание данного понятия, куда входят традиции, обычаи, артефакты прошлого, которые требуют охраны, а с другой стороны, культурное наследие приобрело значение социокультурного, экономического, политического ресурса для перманентной трансформации повседневности. Круциальным в представлении о культурном наследии стало осознание ценности и бесспорности сохранения в интенсивной динамике современной социокультурной системы такого его состояния - важного для людей, - где они будут придерживаться точки зрения о том, что культурное наследие выступает особенным фактором развития культуры и общества, а также самого человека.

Концепт «культурное наследие» был сформулирован на международном уровне впервые в 1972 г. в конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и

природного наследия». Развитие этого концепта к 2003 г. заключалось в том, что «сущность культурного наследия составляют те ценности, которые созданы предыдущими поколениями, представляют исключительную важность для сохранения культурного генофонда и способствуют дальнейшему культурному прогрессу» [8, с. 29].

В соответствии с конвенцией ЮНЕСКО 2003 г. нематериальное наследие трактовалось «как совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности» [Цит. по: 3, с. 112-113].

Таким образом, культурное наследие «из некой пассивной оболочки культуры» [4, с. 82] стало способом конструирования и консолидации социума, его обновления и дальнейшего развития. В связи с этим актуальными предстают теоретические аспекты исследования традиций как компонента нематериального культурного наследия.

Цель данной работы - рассмотрение теоретических аспектов изучения традиций танцевальной культуры как нематериального культурного наследия.

Изложение основного материала. Сегодня культурным наследием считаются материальные или духовные ценности, созданные на предыдущих этапах развития культуры, которым и сейчас придаются важные смыслы. Наследие видится как социальный опыт прошлого, сохраняемый в устойчивых традициях. Но социокультурная динамика оказывает влияние на историческое сознание и ценностные ориентации разных эпох. Очевидно, что культурное наследие - явление не ставшее, а «чрезвычайно гибкое и податливое к трансформациям» [1]. Адаптация наследия в ходе социокультурных трансформаций модифицирует и символическое наполнение, выявляя новые его определенные аспекты. Поэтому изучение культурного наследия требует применение «релевантных теоретико-методологических стратегий» [2, с. 79].

Любая из подсистем культуры, как и сама культура, - это феномены и разноаспектные, и многофункциональные. Таким образом, «изучение культурного наследия может быть полноценным, если мы будем его рассматривать с позиций полифункциональности культур» [16].

Архитектонический подход, разработанный И. В. Кондаковым, работает с культурным наследием как с комплексной и развивающейся целостностью, которая формируется в ходе наложения каждого нового ее состояния на предыдущие - как непрерывно длящаяся «лестница смыслов» или «ступенчатая пирамида» культурных значений [7, с. 535].

Системный подход к культуре мы обнаруживаем в работах Ю. М. Лотмана, М. С. Кагана и А. Я. Флиера. Они говорят о культуре как о сложной системе, где происходит структурное объединение наследуемых феноменов, «прописываемых» универсальными кодами.

Деятельностный подход, разрабатывавшийся Э. С. Маркаряном, затем М. С. Каганом и другими исследователями (А. Я. Флиером, М. Е. Кулешевой) дал возможность рассматривать культуру не как сумму результатов человеческой деятельности, а категорию, в которую входят различные социокультурные практики. Благодаря этому мы - вслед за авторитетными авторами - различаем процессы социализации и культурации.

Семиотический подход к культурному наследию разрабатывали среди прочих Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский. Такой подход Ю. М. Лотман применяет и к исследованию функционирования культурного наследия, которое предстает системой текстов. Акцент делается не на сущности культурного наследия, а на его понимании человеком в новых условиях, как оно раскодируется, означивается в новом состоянии культуры: «Семиотические аспекты культуры развиваются скорее по законам, напоминающим законы памяти, при которых прошедшее не уничтожается и не уходит в небытие, а, подвергаясь отбору и сложному кодированию, переходит на хранение, с тем, чтобы при определенных условиях заявить о себе» [9, с. 615].

Благодаря тому, что культурное наследие аккумулирует достижения народа, выступая специфической совокупностью его исторического опыта, хранимого в памяти, разрабатывается феноменологический подход к культурному наследию, когда феномены наследия и памяти изучаются в их неразрывной связи. Среди ключевых представителей данного похода П. Нора и Д. Лоуэнталь. П. Нора, связывая наследие с памятью: «Память

- это жизнь, носителями которой всегда выступают живые социальные группы, и в этом смысле она находится в процессе постоянной эволюции, открыта диалектике запоминания и амнезии» [18, с. 19-20].

Сегодня трансформируется и статус наследия: из «имущества», принадлежащим «по праву наследования», оно становится «имуществом», «которое конституирует нас» [18, с. 144]. С такой же исследовательской точки зрения Д. Лоуэнталь отмечает, что культурное наследие следует сберегать не ради него самого или «уроков прошлого», а «для утверждения и возвеличивания настоящего». Прошлое представляется «чужой страной», которое чаще всего характеризуется, исходя из современных социокультурных установок. Поэтому суть наследия может быть трансформировано как специально, так и непроизвольно: «Нам нужно такое наследие, с которым мы могли бы постоянно взаимодействовать, такое, в котором сливаются настоящее и прошлое» [10, с. 617].

С развитием концепции цифрового культурного наследия культурологи зачастую прибегают к естественнонаучной методологии, применяя «помимо всесторонней аналитики, биологический и инженерный подходы» [19], посредством чего складывается междисциплинарность изучения культурного наследия.

В соответствии с конвенцией ЮНЕСКО 2003 г. нематериальное культурное наследие определяется «как совокупность обычаев, форм, представлений и выражений, знаний и навыков, а также связанных с ними инструментов, предметов, артефактов и культурных пространств, признанных сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Фольклор и традиции устного народного творчества, включая язык как носитель нематериального культурного наследия; ономастика; зрелища; ритуалы и праздники; навыки и обычаи, связанные с природой и окружающим миром; традиционные формы коммуникации; традиционные экологические представления, знаки, символы; традиционные ремесла, социальные практики и т. п. являются отражением истории края и важнейшей составляющей его культурного наследия» [6].

Обращаясь к теоретическому рассмотрению традиций танцевальной культуры как компонентам культурного наследия, мы должны учитывать основополагающий для данной работы концепт традиции.

Так, в соответствии с идеями одного из авторитетных исследователей проблемы традиции Э. С. Маркаряна, «культурная традиция - это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» [12, с. 80]. Также Э. С. Маркарян отмечает, что «сама по себе традиция внутренне изменчива, а динамика культурной традиции - это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых» [11, с. 155].

Однако в представлениях о нематериальном культурном наследии существуют определенные противоречия, которые мы не можем обойти стороной.

В качестве примера мы сначала обратились к антропологическому определению культурного наследия, традиционно используемому «вместо моделей верований, обычаев, ценностей, поведения и знаний или опыта, которые передаются из поколения в поколение в процессе социализации внутри данной популяции» [21, с. 279-280]. В случае с этим определением от исследователя может ускользнуть динамика и адаптивность как параметры социокультурной системы, что может повлечь за собой искажение соотношения преемственности в ее развитии.

Современное понимание нематериального культурного наследия можно рассмотреть на примере определения, когда «культура относится к той огромной части человеческих знаний и способов ведения дел, которые приобретаются, изучаются и создаются, что не является врожденным для новорожденного ребенка. Таким образом, в то время как способность к языку может быть врожденной, конкретный язык, на котором учится говорить ребенок, таковым не является, и по мере усвоения знаний его конкретная грамматика и идиосинкразическая классификация мира становятся важной частью его или ее собственного культурного наследия» [20, с. 93].

В своих предыдущих исследованиях [5; 13; 14; 15] мы уже рассматривали вслед за авторитетными авторами текстуальность и языки танца как социокультурного феномена.

В соответствии с этим указанное представление о нематериальном культурном наследии помогает нам в определении места танцевальной культуры и ее традиций в системе культурного наследия.

Для этого нам также придется вновь обратиться к Конвенции «Об охране нематериального культурного наследия» 2003 г., где обозначено, что «нематериальное культурное наследие содержит традиции, способы их проявления, знания и умения, связанные с ними артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия» [6]. И в этом же документе в качестве области проявления нематериального культурного наследия указаны и исполнительские искусства, а значит, сюда же входят и традиции танцевальной культуры.

Теоретическое рассмотрение традиций танцевальной культуры как нематериального культурного наследия должно проходить с учетом как существующих и реализующихся в современности знаний, и практик танцевальной культуры, так и тех, что зафиксированы в исторических документах. Сюда же входят такие аспекты как ревитализация танцевальных традиций в новых социокультурных условиях, а также их изучение и оказание поддержки в их возрождении на практике в контексте представлений о культурном наследии как ресурса социокультурного развития.

Исследования традиций танцевальной культуры как нематериального культурного наследия, как указывает Л. Фельфелди [17], должны реализовываться по следующим направлениям:

1. Подробное документирование танцев;

2. Хранение в архивах документов о танцевальной культуре в различных форматах: видеофайлы, фотоснимки, интервью, нотные записи и т. п.;

3. Публикации данных о танцевальной культуре, а также «текстов танцев»;

4. Создание структурной типологии танцев, определение законов создания танца в индивидуальных, импровизационных жанрах;

5. Выявление историко-культурной и региональной стратификации танцев;

6. Пропаганда возрождения танцевального наследия;

7. Сохранение танцевального наследия как на региональном, так и международном уровнях.

Тот же исследователь обозначила и возможные проблемы изучения традиций танцевальной культуры как нематериального культурного наследия, среди которых:

1. Придание региональным танцевальным традициям обобщений национального или глобального характера;

2. Архаизация танцевальных традиций, то есть их направленность не на развитие в современном контексте, а проектирование «обратно в прошлое»;

3. Идеализация танцевальных традиций, их пурификация, то есть, по сути, консервирование архаичных форм без возможности их развития в современной культуре;

4. Удаление из танцевальных традиций таких элементов, которые могут ложно показаться исследователю «иностранными заимствованиями»;

5. Гомогенизация танцевальных традиций без учета спектра их различий или сходств в каждом конкретном случае.

Возможными векторами сохранения, создания и развития традиций танцевальной культуры как нематериального культурного наследия являются, во-первых, мероприятия в области социокультурного проектирования и деятельности, в которых можно выделить следующие направления:

1. Создание привлекательных социокультурных мифов для поддержки существования и развития танцевальных традиций;

2. В сфере образования предоставление людям возможности знакомиться с танцевальными традициями;

3. Воплощение танцевальных традиций в жанре сценического танца.

Отдельно отмечаются возможности танцевального искусства в области сохранения, создания и развития традиций танцевальной культуры как нематериального культурного наследия:

1. Локальное сохранение и популяризация танцевальных традиций в практической деятельности - исполнительском танцевальном искусстве разных жанров и форм;

2. Популяризация локальных танцевальных традиций в исполнительском танцевальном искусстве на национальном и глобальном уровнях.

В наших дальнейших исследованиях будут рассматриваться традиции русского бала как культурного наследия России. Поэтому уместно в теоретической части еще обозначить как фактор сохранения, создания и развития традиций танцевальной культуры необходимость принятия во внимание доминирующих жанров и специфических танцевальных движений, и композиций «танцевальных текстов», присущих для отечественного культурного пространства и бальной культуры в целом.

Выводы. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению понятия культурного наследия. Установлено, что разграничить данные подходы достаточно сложно, так как в них заключен инструментарий концептуализации одного и того же понятия, рассматриваемого с разных исследовательских позиций. Выявлено, что для изучения культурного наследия в рамках того или иного подхода характерен определенный понятийный аппарат, категоризируемый на ценностно-гуманитарном, информационно-символическом и других основаниях содержания исследуемого понятия.

Представления о культурном наследии (как материальном, так и нематериальном) прошли достаточно долгий и непростой путь в своем развитии, в пределах которого выкристаллизовались сущностные характеристики этого понятия. Установлено, что в первую очередь прорабатывался на уровне дефиниций концепт материального культурного наследия. Выявлено, что гораздо позже концептуализировалось представление о нематериальном культурном наследии. Также обозначено, что культурное наследие, реализованное в мире вещей, все равно существует и в пространстве смыслов.

Рассмотрены традиции танцевальной культуры как компоненты нематериального культурного наследия. Обозначено место танцевальной культуры и ее традиций в системе культурного наследия в соответствии с Конвенцией «Об охране нематериального культурного наследия» 2003 г., где указаны исполнительские искусства, их проявления и связанные с ними компоненты материального культурного наследия.

Обозначено, что теоретическое рассмотрение традиций танцевальной культуры как нематериального культурного наследия должно проходить с учетом как реализующихся в современности знаний и практик танцевальной культуры, так и зафиксированных в исторических документах. Сюда же входят такие аспекты как ревитализация танцевальных традиций, а также их возрождение на практике.

Список литературы:

1. Бойко, И. Г. Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблема унификации понятий / Бойко И. Г. - Текст : электронный // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - URL : https://scienceforum.ru/2014/article/2014007368 (дата обращения: 24.01.2023).

2. Бондарев, А. В. Теоретико-методологические подходы к изучению памятников культурного наследия (на примере дворцово-паркового ансамбля Царского Села) Статья первая / А. В. Бондарев, И. В. Леонов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 6 (86) ноябрь-декабрь. - С. 78-87.

3. Галкова, О. В. Теоретические основы культурного наследия / О. В. Галкова // Logos et Praxis: Вестник Волгоградского государственного университета. - Серия 7. Философия. - 2011. - № 3 (15). - С. 110-114.

4. Замятин, Д. Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследия / Замятин Д. Н. // Социологические исследования. -Социология культуры, 2010. - № 2 (310). - С. 75-82.

5. Кокорина, Е. Г. Текстуальность современных танцев (на примере направлений, развивающихся в пространстве современной танцевальной культуры) / Кокорина Екатерина Георгиевна, Пасекова Александра Александровна // МедиаУектор. - Научный журнал: - Новосибирск-Симферополь : Изд. АНС «СибАК», 2022. - Вып. 4. - С. 46-50.

6. Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия» : принята и провозглашена Генеральной конференцией ЮНЕСКО в Париже 17 октября 2003 г. -Текст : электронный. - URL : http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (дата обращения: 02.01.2023).

7. Кондаков, И. В. Архитектоника культурного наследия / Игорь Вадимович Кондаков // Культурогенез и культурное наследие. - М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2014. - С. 533-544.

8. Копсергенова, А. А. Культурное наследие : философские аспекты анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Копсергенова Анна Адемировна ; [Место защиты : Ставроп. гос. ун-т]. - Ставрополь, 2008. - 184 с.

9. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПб, 2001. -703 с.

10. Лоуэнталь, Д. Прошлое - чужая страна / Дэвид Лоуэнталь ; пер. с англ. А. В. Говорунова. - СПб. : Владимир Даль : Русский Остров, 2004. - 622 с.

11. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука : (Логико-методол. анализ) / Э. С. Маркарян. - М. : Мысль, 1983. - 284 с.

12. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 78-96.

13. Пасекова, А. А. Танец как текст в культурном пространстве первобытности / А. А. Пасекова // Молодая культурология : материалы III студенческой научной конференции (30 апреля 2020, г. Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2020. - С. 22-24.

14. Пасекова, А. А. Танец как текст в культурном пространстве Средневековья и Возрождения: семиотический подход / А. А. Пасекова // Молодая культурология : материалы IV студенческой научной конференции (13-15 апреля 2021, г. Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2021. - С. 35-37.

15. Пасекова, А. А. Текстуальность танца в отечественном культурном пространстве Нового времени (на примере балов) / А. А. Пасекова // Молодая культурология : материалы V студенческой научной конференции (13-14 апреля 2022, Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2022. - С. 29-31.

16. Решетников, Н. И. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия : Материалы к курсу лекций / Решетников Н. И. - Текст : электронный // Открытый текст. Электронное периодическое издание [сайт]. - URL : http : //opentextnn.ru/museum/teorij a/reshetnikov-n-i-muzej -i-metodika-izuchenij a-istoriko -kultumogo-i-prirodnogo-nasledija-2016/2-metodologicheskie-principy-izuchenija-istoriko-kulturnogo-i-prirodnogo-nasledija/ (дата обращения: 15.01.2023).

17. Фельфелди, Л. Танец как нематериальное культурное наследие / Л. Фельфелди // Традиционная танцевальная культура народов Урало-Поволжья: исследование, образование, искусство, бытование / сост. Н. Д. Мусина ; науч. ред. Р. М. Валеев, Р. Р. Юсупов ; Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань : Культура, 2013. - С. 1323.

18. Франция-память / Санкт-Петербургский гос. ун-т; [Пьер Нора и др. ; пер. с фр. Д. Хапаевой]. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. - 325 с.

19. Integrating Multidisciplinary Approaches for Deeper Characterization, Interpretation and Preservation of Heritage (July 12-17, 2020). - Текст : электронный // Gordon Research Conferences [сайт]. - URL : https://www.grc.org/scientific-methods-in-cultural-heritage-research-conference/2020/ (дата обращения: 03.11.2022).

20. Rapport, N. Social and cultural anthropology : the key concepts / Nigel Rapport, Joanna Overing. - London ; New York : Routledge, 2000. - 464 p.

21. Seymour-Smith, C. Macmillan Dictionary of Anthropology / Charlotte Seymour-Smith. - London : Macmillan Press Ltd, 1986. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.